Резолютивная часть решения объявлена 7 сентября 2016 года.
Решение в полном объеме изготовлено 9 сентября 2016 года.
г. Тамбов
Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Тамбовское УФАС России) по осуществлению внеплановых проверок соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в составе:
руководитель инспекции - руководитель управления Гречишникова Е.А.,
члены:
заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Колодина Н.Н.
заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,
в присутствии представителей:
Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения ''Региональный информационно-технический центр'' - <_>,
комитета государственного заказа Тамбовской области - <_>,
на основании п. 2 ч. 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), обращений <_>,, поступивших из ФАС России,
осуществив внеплановую проверку соблюдения заказчиком - Тамбовским областным государственным бюджетным учреждением ''Региональный информационно-технический центр'' при проведении электронных аукционов:
- на оказание услуг по передаче неисключительных прав на использование программного обеспечения VipNet для расширения возможностей существующей сети передачи данных для Управления образования Тамбовской области (номер извещения -0164200003016004304),
- на поставку программно-аппаратного комплекса ViPNet Coordinator для существующих сетей органов исполнительной власти и администрации Тамбовской области (номер извещения - 0164200003016004597),
УСТАНОВИЛА:
Основанием для проведения проверок послужило поручение ФАС России (исх. от 01.09.2016 N ГЗТУ/4477, от 02.09.2016 NГЗТУ/4500) о проверке обстоятельств по обращениям <_>, (далее также Заявители), содержащие информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения ''Региональный информационно-технический центр'' при проведении электронных аукционов N 0164200003016004304 и N 0164200003016004597.
В своих обращениях Заявители указали следующее:
"В процедуре государственной закупки (извещение о проведении электронного аукциона от 10.08.2016 N0164200003016004304) содержится явное ограничение конкуренции, а именно в возможности выбора программного обеспечения, необходимого для защиты информации.
В тексте государственного контракта имеется приложение N1, которое является техническим заданием. В начале приложения указывается, что поставка аналогичного программного обеспечения не допускается, из-за возможного конфликта поставляемых средств защиты информации (СЗИ), и СЗИ, используемых в органах исполнительной власти региона. При этом в перечне требуемых лицензий программного обеспечения явно указано, что основное количество лицензий ПО ViPNet Client for Windows, ПО ViPNet Administrator (918 из 988 лицензий) необходимо для организации новой защищенной сети. При организации новой защищенной сети не имеет значения, какие СЗИ используются в других защищенных сетях государственных учреждений. Данный факт может быть подтвержден как государственными органами, отвечающими за защиту информации (ФСТЭК, ФСБ), так и независимыми специалистами по защите информации.
Для создания новой защищенной сети этим же заказчиком (ТОГБУ "РИТЦ") опубликован второй тендер (Извещение о проведении электронного аукциона от 30.08.2016 N0164200003016004597) на закупку программно-аппаратных комплексов (ПАК) ViPNet Coordinator, где также идет ограничение по поставке аналогичных ПАК. Учитывая совокупность данных, становится очевидным умышленное ограничение конкуренции в пользу продукции под брендом ViPNet (ОАО "ИнфоТеКС"). Для информации, на рынке средств защиты информации имеются абсолютно совместимые и полностью аналогичные по функциональности решения, например от разработчика ООО "Код Безопасности" (решения Континент, в том числе и ПАК и программные СЗИ)".
На основании изложенного Заявители просят провести внеплановые проверки действий заказчика при проведении данных электронных аукционов.
На основании обращений Заявителей проведены внеплановые проверки.
Инспекция Тамбовского УФАС России, рассмотрев представленные материалы, доводы Заявителей, возражения Заказчика и Уполномоченного органа, установила следующее.
Статья 8 Закона о контрактной системе определяет, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем), как установлено в части 1 указанной статьи.
Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе закреплено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Также в соответствии с ч. 1 ст. 27 Закона о контрактной системе установлено, что участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, в том числе, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в документации о закупке описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
10.08.2016 Комитет государственного заказа Тамбовской области (далее - Уполномоченный орган) опубликовал на официальном сайте в Единой информационной системе в сфере закупок извещение N0164200003016004304 о проведении электронного аукциона на оказание услуг по передаче неисключительных прав на использование программного обеспечения VipNet для расширения возможностей существующей сети передачи данных для Управления образования Тамбовской области (далее Аукцион N1).
Позднее, 30.08.2016 года Уполномоченным органом было опубликовано извещение N 0164200003016004597 о проведении электронного аукциона на поставку программно-аппаратного комплекса ViPNet Coordinator для существующих сетей органов исполнительной власти и администрации Тамбовской области (далее Аукцион N2).
Заказчиком по данным Аукционам является Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение ''Региональный информационно-технический центр''.
Содержанием извещений, документаций Аукционов и проектов контрактов установлено следующее:
- закупка программного обеспечения ViPNet по Аукциону N1 осуществляется для расширения возможностей существующей сети передачи данных для Управления образования Тамбовской области;
-закупка программного комплекса ViPNeT Coordinator по Аукциону N2 осуществляется для существующих сетей органов исполнительной власти и администрации Тамбовской области.
В спецификации, являющейся приложением N 1 проекта контракта Аукциона N1, установлено, в том числе, следующее: "Поставляемое программное обеспечение должно быть сертифицированным программным средством защиты информации и необходимо для расширения уже существующей инфраструктуры информационной безопасности в органах исполнительной власти Тамбовской области. Поставка аналогичного программного обеспечения не допускается, из-за возможного конфликта поставляемых СЗИ и функционирующих СЗИ в автоматизированных системах ОИВ, что приведет к снижению уровня защищенности государственных информационных систем".
В спецификации, являющейся приложением N 1 проекта контракта Аукциона N2, установлено, в том числе, следующее: "Поставляемые программно-аппаратные комплексы (ПАК) должны быть сертифицированными средствами защиты информации и необходимы для расширения уже существующей инфраструктуры информационной безопасности в органах исполнительной власти Тамбовской области. Поставка аналогичных ПАК не допускается, из-за возможного конфликта поставляемых СЗИ и функционирующих СЗИ в автоматизированных системах ОИВ, что приведет к снижению уровня защищенности государственных информационных систем".
Заказчиком и Уполномоченным органом по факту осуществления закупки программного обеспечения и программно-аппаратного комплекса ViPNet пояснено следующее.
Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение "Региональный информационно-технический центр" (далее - Учреждение) является региональным оператором инфраструктуры электронного правительства Тамбовской области (распоряжение администрации области от 26.04.2010 112-р "О региональном операторе инфраструктуры электронного правительства Тамбовской области".
Функции Регионального оператора инфраструктуры электронного правительства Тамбовской области, состоящей из сложных телекоммуникационных и информационных сетей, объединяющих информационные системы государственных органов власти области и органов местного самоуправления в единое целое, определены постановлением администрации области от 29.12.2010 N 1566 "О реализации функций регионального оператора инфраструктуры электронного правительства Тамбовской области" (в редакции от 17.05.2013).
В рамках реализации приказа ФСТЭК России от 11.02.2013 г. N 17 "Об утверждении требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах" и ряда законодательных, нормативных и регламентирующих документов в области защиты информации Учреждение обеспечивает функционирование системы защищенного межведомственного электронного взаимодействия инфраструктуры электронного правительства Тамбовской области и проводит деятельность по технической защите конфиденциальной информации государственных органов власти области и органов местного самоуправления (Устав Учреждения).
В Тамбовской области построена и успешно функционирует защищенная сеть с использованием технологии ViPNet VPN (порядка 20 координаторов и 2000 клиентов).
В Управлении образования и науки Тамбовской области развернута сеть ViPNet (номер сети 1546) компании ОАО "ИнфоТеКС". Она обеспечивает защищенное взаимодействие внутри информационной системы "Сеть образования и науки Тамбовской области" между рабочими местами управления и подведомственными учреждениями (более 80 рабочих мест). В целях организации защищённого канала связи для информационной системы "Регионального сегмента межведомственной системы" создаётся новая сеть, для которой ранее был приобретен ПАК ViPNet Coordinator HW1000. Все защищенные сети должны взаимодействовать между собой и другими защищенными сетями Тамбовской области (например, АИС МФЦ), которые построены на оборудовании компании ОАО "ИнфоТеКС".
Закупка ViPNet Administrator, ViPNet Client 3.2 по Аукциону N1 (извещение N0164200003016004304) осуществляется в соответствии с необходимостью приобретения тех компонентов программного обеспечения, без которых невозможно развёртывание сети ViPNet. Вышеперечисленные компоненты продаются компанией производителем не самостоятельно, а в привязке к номеру сети, который определяется при приобретении компоненты ViPNet Administrator. Этим объясняется уточнение в заказе, что клиенты закупаются для новой (ещё не развёрнутой) сети ViPNet.
Аукцион N2 на приобретение ПАК ViPNet Coordinator (извещение о проведении электронного аукциона от 30.08.2016 N0164200003016004597) проводится для обеспечения функционирования и расширения уже созданной сети управления труда и занятости (сеть ViPNet 1161). Обновление программной части для этой сети объявлено в извещении о проведении третьего электронного аукциона от 30.08.2016 N0164200003016004598, не рассматриваемого в данной проверке.
Использование других криптографических средств повлечет за собой несовместимость технологий по шифрованию TCP/IP трафика и, как следствие, невозможность организации удаленного подключения к имеющемуся защищенному сегменту, построенному с использованием технологии ViPNet VPN.
Заказчиком на заседание Инспекции Тамбовского УФАС России представлено информационное письмо ОАО "ИнфоТеКС" (исх. от 05.09.2016 N И-2016-0730), в котором общество сообщает неограниченному кругу лиц следующее: "Сообщаю Вам, что с целью обеспечения совместимости при подключении к защищенному сегменту, построенному при помощи технологии ViPNet VRN, необходимо использовать также технологию ViPNet VRN. Использование других криптографических средств повлечет за собой несовместимость технологий по шифрованию TCP/IP трафика, как следствие, невозможность организации удаленного подключения к имеющемуся сегменту, построенному с использованием технологии ViPNet VRN".
Инспекция Тамбовского УФАС России отмечает следующее.
Органами исполнительной власти Тамбовской области ранее приобретены и в настоящее время используются программно-аппаратные и программные продукты компании ОАО "ИнфоТеКС", реализующей технологию ViPNet, а необходимые к поставке по рассматриваемым Аукционам N1 и N2 программно-аппаратные комплексы (средства защиты информации) и программные продукты необходимы для включения в единую систему защиты информации, выстраиваемую в Тамбовской области. При этом, согласно информации компании ОАО "ИнфоТеКС", приобретаемые программно-аппаратные комплексы (средства защиты информации) и программные продукты должны быть функционально и технологически совместимы с уже используемыми средствами защиты информации производства компании ОАО "ИнфоТеКС".
Исходя из этого, действия Заказчика, исключившие возможность поставки эквивалентного товара по предмету рассматриваемых аукционов, соответствуют требованиям пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, так как основаны на несовместимости товаров-эквивалентов с товарами, используемыми Заказчиком. Обратное Заявители не доказали.
Заявители на заседание не явились и не представили доказательства и обоснования, чем Заказчик нарушил их законные права и интересы как возможных участников закупки.
Также, Заявителем не представлено доказательств ограничения количества участников данной закупки и невозможности участия в аукционах N 0164200003016004304 и N 0164200003016004597 иных хозяйствующих субъектов.
По итогам проведения внеплановой проверки Инспекция Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать не установленным факт нарушения требований статьи 33 Закона о контрактной системе в действиях государственного заказчика - Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения ''Региональный информационно-технический центр'' при проведении электронных аукционов N 0164200003016004304 и N 0164200003016004597.
Настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в суд, в арбитражный суд.
Руководитель инспекции |
Е.А. Гречишникова |
Члены инспекции |
Н.Н. Колодина В.В. Иванов |
исп. Иванов В.В. (4752) 72-73-44 |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 7 сентября 2016 г. N ВП-62/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.09.2016