Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 4 октября 2016 г. N РЗ-236/16
Резолютивная часть решения оглашена "03" октября 2016 года.
В полном объеме решение изготовлено "04" октября 2016 года.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Тамбовское УФАС России) в составе:
председатель - руководитель управления Гречишникова Е.А.,
члены комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,
ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Великанова Е.Г.,
в присутствии представителей:
администрации Преображеновского сельсовета Жердевского района Тамбовской области - <_>,
в отсутствие представителей заявителей жалоб ООО "Стройиндустрия" и ООО "Стройинвест", уведомленных о времени и месте рассмотрения жалоб,
рассмотрев жалобы ООО "Стройиндустрия" и ООО "Стройинвест" (далее - Заявители) на действия администрации Преображеновского сельсовета Жердевского района Тамбовской области при проведении электронного аукциона на выполнение работ на объекте: "Строительство подъездов к ОАО "Токаревская птицефабрика" (площадка откорма N7)" (извещение N0364300041416000082) и проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
Администрация Преображеновского сельсовета Жердевского района Тамбовской области 12.09.2016 опубликовала на официальном сайте в Единой информационной системе в сфере закупок и на электронной торговой площадке АО "Единая электронная торговая площадка" http://roseltorg.ru извещение N 0364300041416000082 о проведении электронного аукциона на выполнение работ на объекте: "Строительство подъездов к ОАО "Токаревская птицефабрика" (площадка откорма N7)" (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта - 13 043 900,00 рублей.
Дата и время окончания подачи заявок - 28.09.2016 в 09:00 часов.
Заказчик - администрация Преображеновского сельсовета Жердевского района Тамбовской области.
ООО "Стройинвест" и ООО "Стройиндустрия", считая документацию об аукционе несоответствующей требованиям законодательства о контрактной системе, обратились с жалобами в антимонопольный орган (вх. от 27.09.2016 в 12.17 N6840, вх. от 28.09.2016 N571 ФАСэ).
Согласно доводам жалобы ООО "Стройинвест" положения документации нарушают законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, а именно:
1) Заказчик в проекте контракта не установил условие отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней), что является нарушением ч. 6.1 ст. 34 Закона о контрактной системе,
2) в извещении о проведении Аукциона отсутствует запрет, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2016 N 1457, что является нарушением п. 7 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе,
3) Заказчик в аукционной документации некорректно установил дополнительные требования к участникам закупки в соответствии со ст. 31 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства N 99 от 14.02.2015.
Согласно доводам жалобы ООО "Стройиндустрия" положения документации нарушают законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, а именно:
1) в проекте контракта отсутствует условие о поэтапной оплате выполненных работ, что является нарушением ч. 5 ст. 110.2 Закона о контрактной системе,
2) Заказчиком установлены излишние требования к химическому составу грунтовки ГФ-021 и краски масляной МА-15.
На основании вышеизложенного Заявители просят приостановить закупку, внести изменения в аукционную документацию и выдать предписание об устранении допущенных нарушений действующего законодательства.
Заказчик с доводами жалоб не согласился, о чем представил письменные объяснения (вх. от 30.09.2016 N6904, вх. от 30.09.2016 N6906).
Первое заседание по указанным жалобам состоялось 30.09.2016, после перерыва заседание продолжилось 03.10.2016. После перерыва в рассмотрении жалобы принимали участие те же лица.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев доводы Заявителей, пояснения Заказчика, представленные материалы, а также проведя внеплановую проверку, установила следующее.
1. ООО "Стройинвест" в своей жалобе указывает, что Заказчик в проекте контракта не установил условие отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней), что является нарушением ч. 6.1 ст. 34 Закона о контрактной системе.
Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определенный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
В соответствии с частью 6.1 статьи 34 Закона о контрактной системе в 2015 и 2016 годах в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).
Разделом 10 проекта контракта установлено обязательное условие об ответственности заказчика и подрядчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом, Законом о контрактной системе не предусмотрена обязанность Заказчика установления в проекте контракта случаев и условий предоставления отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пени).
Ввиду чего довод жалобы в данной части Комиссия Тамбовского УФАС России признает необоснованным.
2. Заявитель ООО "Стройинвест" в своей жалобе указывает, что в извещении о проведении Аукциона отсутствует запрет, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2016 N1457.
В ходе анализа документации рассматриваемого аукциона Комиссия Тамбовского УФАС России установила, что пунктом 5.1 раздела 5 "Требования к участникам аукциона" документации об аукционе в том числе, указано: "В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектом закупки, организациями, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено".
В совместной позиции Минэкономразвития России и ФАС России (N 12589-ЕЕ/ 28и, NАЦ/28993/16 от 28.04.2016) указано следующее по рассматриваемому вопросу.
Пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2015 г. N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" (далее соответственно - Постановление N 1457, Перечень) предусмотрено, что работы, услуги, закупаемые для обеспечения государственных и муниципальных нужд, не могут выполняться, оказываться организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
В соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе участники закупки должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Таким образом, заказчики при подготовке документации о закупке и (или) извещения об осуществлении закупки работ, услуг устанавливают на основании пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе единое требование о том, что участник закупки не может являться организацией, находящейся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организацией, контролируемой гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
Вместе с тем требование о соответствии участника закупки условиям, указанным в Постановлении N 1457, может быть установлено заказчиком на основании части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
Применение заказчиком любых указанных положений Закона о контрактной системе при установлении требований к участникам закупки, предусмотренных Постановлением N1457, является надлежащим исполнением указанного постановления, указали Минэкономразвития России и ФАС России.
Исходя из изложенного, Комиссия Тамбовского УФАС России считает необоснованным рассмотренный довод Заявителя.
3. Заявитель считает, что Заказчик в аукционной документации некорректно установил дополнительные требования к участникам закупки в соответствии со ст. 31 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства N 99 от 14.02.2015, а именно заказчик в аукционной документации не указывает, по какой именно группе работ следует предоставить документы, подтверждающие наличие опыта исполнения контракта.
Комиссия Тамбовского УФАС России считает данный довод необоснованным в силу следующего.
Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования (ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе).
Согласно ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 указанной статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Частью 1 постановления Правительства от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - постановление N 99) установлено, что к участникам закупки предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к настоящему постановлению.
Дополнительным требованием к участникам закупки работ строительных, указанных в пункте 1 приложения N 1 к постановлению N 99, является, в том числе, наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта на выполнение соответствующих предмету закупки работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Для подтверждения соответствия указанному требованию участник представляет в составе заявки на участие в закупке копию (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ. Заявка на участие в закупке, в соответствии с положениями постановления N 99, может содержать копии нескольких контрактов, актов выполненных работ, разрешений на ввод объекта в эксплуатацию в отношении нескольких объектов.
Обязательным является наличие в составе заявки участников закупки хотя бы одного контракта (договора) стоимостью не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка, в отношении одного объекта. Наличие такого контракта, а также акта выполненных работ и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (за исключением случаев, указанных в постановлении N 99) является условием допуска к участию в соответствующей закупке.
В пункте 5.3 документации об Аукционе Заказчиком установлено следующее: "Если объектом закупки является выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 и начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, к участникам закупки предъявляется следующее дополнительное требование (в соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99):
наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 % начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительному требованию, указываются в разделе 3 документации об аукционе".
В соответствии с п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
В извещении о проведении рассматриваемого аукциона заказчиком указан код по ОКПД 2 - 42.11.20.000 - работы строительные по строительству автомагистралей, автомобильных дорог, улично-дорожной сети и прочих автомобильных или пешеходных дорог, и взлетно-посадочных полос аэродромов.
Таким образом, посредством указания наименования аукциона, описания объекта закупки и кода по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности, в аукционной документации указана группа строительных работ, по которой участнику закупки необходимо предоставить в составе заявки на участие в аукционе документы, подтверждающие наличие у него опыта исполнения соответствующих контрактов.
Поскольку объектом закупки являются строительные работы в отношении объекта строительства автомобильных дорог (подъездов), следовательно, применение постановления Правительства N 99 и выполнение требований документации об аукционе о подтверждении опыта затруднений не вызывает. Обратное заявитель жалобы не обосновал и не доказал.
Комиссия Тамбовского УФАС России не усматривает нарушений действующего законодательства в рассматриваемых действиях Заказчика.
4. Заявитель ООО "Стройиндустрия" в своей жалобе указывает, что в проекте контракта отсутствует условие о поэтапной оплате выполненных работ, что является нарушением ч. 5 ст. 110.2 Закона о контрактной системе.
Частью 5 статьи 110.2 Закона о контрактной системе установлено, что контракт, предметом которого являются строительство и (или) реконструкция объектов капитального строительства, должен содержать условие о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ исходя из объема таких работ и цены контракта.
Частью 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе установлено, что объем выполненных по контракту работ определяется с учетом статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом оплата выполненных по контракту работ осуществляется в сроки и в размерах, которые установлены графиком оплаты выполненных по контракту работ с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ.
Частью 7 статьи 110.2 Закона о контрактной системе установлено, что методика составления указанных в части 6 настоящей статьи графиков утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
Однако, на дату размещения извещения о проведении закупки 12.09.2016 методика составления графиков, указанных в части 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, не утверждена.
Данное обстоятельство не позволило Заказчику исполнить обязанность по установлению в проекте контракта графика поэтапной оплаты выполненных работ, в силу чего Заказчик не может быть признан нарушившим часть 5 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
5. Заявитель ООО "Стройиндустрия" в своей жалобе указывает, что Заказчиком установлены излишние требования к химическому составу грунтовки ГФ-021 и краски масляной МА-15.
Комиссия Тамбовского УФАС России считает данный довод Заявителя необоснованным в силу следующего.
По позициям 15 "Грунтовка ГФ-021" и 16 "Краска масляная МА-15" Технического задания, в том числе, указано:
"15. Грунтовка ГФ-021 красно-коричневая: пленка устойчива к изменению температуры: от минус 45 до 60 °С. Условная вязкость при [20,00,5] °С по вискозиметру ВЗ-4: не менее 60 с. Степень разбавления грунтовки растворителем: не более 20 %. В качестве растворителя возможно применение: ксилола, уайт-спирита (нефраса СЧ-155/200) или сольвента. Массовая доля нелетучих веществ: от 54 % до 60 %. Степень перетира: не более 40 мкм. Время высыхания до степени 3 при [1055] °С: не более 35 мин, при [202] °С: не более 24 ч. Твердость пленки по маятниковому прибору М-3: не менее 0,35 условных единиц. Эластичность пленки при изгибе: не более 1 мм. Прочность пленки при ударе на приборе типа У-1: не менее 50 см. Адгезия пленки: не более 1 балла. Стойкость пленки к статическому воздействию трех процентного раствора хлористого натрия: не менее 24 ч. Стойкость пленки к статическому воздействию минерального масла при [202] °С: не менее 48 ч. Расслаивание: не более 5 мл. Класс опасности по степени воздействия на человека растворителя не ниже 3.
16. Краска масляная МА-15 сурик железный или мумия. Массовая доля пленкообразующего вещества: не менее 27 %. Степень перетира: не более 80 мкм. Стойкость пленки к статическому воздействию воды при температуре [202] °С: не менее 0,5ч. Массовая доля летучего вещества: не более 14,5 %. Условная вязкость краски по вискозиметру типа ВЗ-246 (ВЗ-4) при температуре [200,5] °С: 80-160 с. Время высыхания до степени 3 при температуре [202] °С: не более 24 ч. Укрывистость невысушенной пленки краски: не более 95 г/м2. Твердость пленки по маятниковому прибору типа М3 или ТМЛ: не менее 0,05 условных единиц".
Заказчиком в Инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе" аукционной документации даны в том числе, следующие разъяснения:
"Конкретный показатель в заявке должен представляться в виде конкретного значения величины. Исключение из данного правила составляют только те характеристики, перед которыми указаны знаки "*:" и "**:". По таким показателям, участник размещения заказа представляет в заявке сведения о конкретных показателях товаров в форме конкретных значений (при наличии соответствующих сертификатов и (или) иных документов на материал), либо, описывая значение диапазоном возможных значений (при их отсутствии) ("*:") или участник размещения заказа указывает диапазонные значения, соответствующие потребностям Заказчика ("**:"), то есть являются неизменными.
В случае если значения характеристик, характеристики материалов указаны в скобках, участнику размещения заказа необходимо либо представить товар со значением характеристик указанным перед скобками либо с одним из значений указанных в скобках.
В случае если после значения показателя стоит знак "***" данный показатель следует указывать только в случае его нормирования для данного материала.
Значения, указанные в квадратных скобках "[_]" указывают на условия испытаний и являются неизменными.
Округление значений показателей используемого товара должно производиться не менее чем до сотых (в случае указания значения показателя без десятых, сотых и т.д. будет считаться, что числовой показатель является целым и остатка не имеет).
В документации могут встречаться требования к диапазону значений конкретного показателя используемого товара. Значения таких показателей в документации выделены курсивом. Участнику электронного аукциона по таким показателям так же следует предлагать диапазонное значение.
Значения конкретных технических характеристик показателей товаров, предлагаемых участником электронного аукциона к использованию при выполнении работ, должны соответствовать требованиям государственных стандартов, серий или технических условий (при их наличии и при отсутствии ГОСТов ), распространяющихся на данные товары. Исключения из данного случая не допускаются".
Комиссией Тамбовского УФАС России установлено, что на товар "Грунтовка ГФ-021 красно-коричневая" распространяются требования ГОСТа 25129-82 "Грунтовка ГФ-021. Технические условия", на товар "Краска масляная МА-15" - ГОСТ 10503-71 "Краски масляные, готовые к применению. Технические условия".
Оценив требования к товару по рассматриваемым позициям Технического задания на соответствие ГОСТов по данным товарам, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что установление Заказчиком в Техническом задании указанных требований соответствует Закону о контрактной системе и не нарушает права и законные интересы участников закупки, поскольку возможно указание диапазонных значений в соответствии с ГОСТом 25129-82 и ГОСТом 10503-71, что не может ограничивать их участие в закупке.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Стройиндустрия" необоснованной.
2. Признать жалобу ООО "Стройинвест" необоснованной.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в арбитражный суд Тамбовской области по адресу: 392000, г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12.
Председатель комиссии Е.А. Гречишникова
Члены комиссии В.В. Иванов
Е.Г. Великанова
Исп.: Е.Г. Великанова тел: 8 (4752) 72-73-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 4 октября 2016 г. N РЗ-236/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.10.2016