Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 14 октября 2016 г. N 05-02/307Ж-16
Резолютивная часть решения объявлена 14 октября 2016 года
Решение изготовлено в полном объеме 19 октября 2016 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии- заместитель руководителя управления Паутов И.Г., члены Комиссии - ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок Лебедева С.Н., государственный инспектор отдела контроля закупок Ерохина А.А., с участием:
от заказчика - МУ "Управление городского хозяйства" (далее - заказчик), представитель по доверенности Хорсун Н.Н.,
от заявителя - ООО "СТРОЙИНВЕСТ" (далее также - заявитель), представителя не направили, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом,
от уполномоченного органа - Отдел финансов, экономики и стратегического развития Администрации городского поселения Данилов (далее также - уполномоченный орган), представитель по доверенности Смирнова М.В., Хуррамова Е.Д.,
от оператора электронной площадки - ЗАО "Сбербанк-АСТ", представителя не направили, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" на действия заказчика - МУ "Управление городского хозяйства", и уполномоченного органа - Отдела финансов, экономики и стратегического развития Администрации городского поселения Данилов, при проведении аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на строительство КНС, наружных сетей канализации - участок от ул. Земляной вал (от колодцев К1Н-1гас и К1Н-2гас) до здания существующей КНС, участок от ул. Петербургская (от колодца 38) до здания строящейся КНС; строительство наружных сетей водопровода, благоустройство, наружное электроснабжение КНС объекта "Наружные сети канализации в центральной части г. Данилов Ярославской области" (извещение N 0371300021716000032) (далее - аукцион), и осуществив внеплановую проверку в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013г.N44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014г. N 727/14,
установила:
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступила жалоба ООО "СТРОЙИНВЕСТ" на действия заказчика - МУ "Управление городского хозяйства", и уполномоченного органа - Отдела финансов, экономики и стратегического развития Администрации городского поселения Данилов, при проведении аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на строительство КНС, наружных сетей канализации - участок от ул. Земляной вал (от колодцев К1Н-1гас и К1Н-2гас) до здания существующей КНС, участок от ул. Петербургская (от колодца 38) до здания строящейся КНС; строительство наружных сетей водопровода, благоустройство, наружное электроснабжение КНС объекта "Наружные сети канализации в центральной части г. Данилов Ярославской области" (извещение N 0371300021716000032).
В качестве одного из доводов заявитель указывает на то, что в нарушение части 4 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ заказчиком и уполномоченным органом 09.03.2016 размещен на официальном сайте ответ на разъяснения положений аукционной документации, не содержащий предмета запроса, что позволяет сделать вывод об отсутствии полноты ответа заказчика на поставленные в запросе о разъяснении положений аукционной документации вопросы.
По мнению заявителя, его права и законные интересы нарушены тем, что аукционная документация на право заключения муниципального контракта на строительство КНС, наружных сетей канализации - участок от ул. Земляной вал (от колодцев К1Н-1гас и К1Н-2гас) до здания существующей КНС, участок от ул. Петербургская (от колодца 38) до здания строящейся КНС; строительство наружных сетей водопровода, благоустройство, наружное электроснабжение КНС объекта "Наружные сети канализации в центральной части г. Данилов Ярославской области" (извещение N 0371300021716000032) не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе:
- заказчиком и уполномоченным органом в проекте муниципального контракта, являющемся неотъемлемой частью документации об аукционе в электронной форме, неправомерно установлено требование о предоставлении участниками закупки, применяющими упрощенную систему налогообложения, для оплаты счетов-фактур;
- заказчиком и уполномоченным органом в проекте муниципального контракта, являющемся неотъемлемой частью документации об аукционе в электронной форме, неправомерно установлено требование по предоставлению подрядчиком заявления о возврате денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.
На основании вышеизложенного просит признать жалобу обоснованной.
Представители заказчика и уполномоченного органа с доводами жалобы не согласны, представили письменные пояснения по существу жалобы и просят признать жалобу необоснованной.
Изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Уполномоченным органом - Отделом финансов, экономики и стратегического развития Администрации городского поселения Данилов, 16.09.2016 в единой информационной системе на официальном сайте www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещено извещение N 0371300021716000032 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на строительство КНС, наружных сетей канализации - участок от ул. Земляной вал (от колодцев К1Н-1гас и К1Н-2гас) до здания существующей КНС, участок от ул. Петербургская (от колодца 38) до здания строящейся КНС; строительство наружных сетей водопровода, благоустройство, наружное электроснабжение КНС объекта "Наружные сети канализации в центральной части г. Данилов Ярославской области" вместе с аукционной документацией.
В отношении довода заявителя о том, что в нарушение части 4 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ заказчиком и уполномоченным органом 09.03.2016 размещен на официальном сайте ответ на разъяснения положений аукционной документации, не содержащий предмета запроса, что позволяет сделать вывод об отсутствии полноты ответа заказчика на поставленные в запросе о разъяснении положений аукционной документации вопросы, Комиссией установлено следующее.
Согласно частям 3,4 и статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
На заседание Комиссии Ярославского УФАС России представители заказчика и уполномоченного органа представили запрос о даче разъяснений положений аукционной документации N 688437, направленный потенциальным участником закупки 04 октября 2016 года заказчику через оператора электронной торговой площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - электронная торговая площадка) следующего содержания:
"Уважаемые господа! Просим Вас рассмотреть возможность замены материалов, а именно типа труб, используемых при строительстве канализации. Предусмотренные проектом чугунные трубы крайне проблематично качественно уложить в водонасыщенные грунты, в связи с этим предлагаем заменить их на современные пластиковые трубы из ПНД с применением пригрузов для предотвращения "всплытия" трубопровода".
Заказчик и уполномоченный орган в установленный законодательством о контрактной системе срок (06 октября 2016 года) разместили на электронной торговой площадке соответствующие разъяснения положений аукционной документации на строительство КНС, наружных сетей канализации - участок от ул. Земляной вал (от колодцев К1Н-1гас и К1Н-2гас) до здания существующей КНС, участок от ул. Петербургская (от колодца 38) до здания строящейся КНС; строительство наружных сетей водопровода, благоустройство, наружное электроснабжение КНС объекта "Наружные сети канализации в центральной части г. Данилов Ярославской области" (извещение N 0371300021716000032):
"Уважаемые господа! Ваше предложение о замене предусмотренных проектом чугунных труб на трубы из ПНД повлечет за собой внесение изменений в проектную документацию, которая имеет положительное заключение государственной экспертизы в строительстве. Внесенные изменения в проектную документацию (в том числе в сметную документацию) в соответствии с Градостроительным кодексом РФ и п. 44 Постановления Правительства РФ от 5 марта 2007 г. "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" подлежат повторной государственной экспертизе. Внесение изменений в проектную документацию и прохождение повторной экспертизы потребуют минимум три месяца времени и дополнительных затрат, не предусмотренных в бюджете администрации на 2016 год. В связи со сказанным выше, предлагаемая Вами замена нами осуществлена не будет".
Из анализа вышеуказанного ответа на запрос о разъяснении положений аукционной документации предоставляется возможным однозначным образом установить предмет запроса - о возможности замены предусмотренных проектом чугунных труб на трубы из ПНД, что полностью соответствует существу поставленного вопроса в запросе о разъяснении положений аукционной документации, направленного потенциальным участником закупки.
Таким образом, Комиссия Ярославского УФАС России не усматривает в действиях заказчика и уполномоченного органа нарушений части 4 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ.
В отношении довода заявителя о том, что заказчиком и уполномоченным органом в проекте муниципального контракта, являющемся неотъемлемой частью документации об аукционе в электронной форме, неправомерно установлено требование о предоставлении участниками закупки, применяющими упрощенную систему налогообложения, для оплаты счетов-фактур, Комиссия установила следующее.
Согласно части 4 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Исходя из части 13 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
В пункте 2.13 раздела 2 проекта муниципального контракта указано, что основанием для оплаты является акт о приемке выполненных работ по форме КС-2 в 4-х экземплярах, справка о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 в 4-х экземплярах, подписанный обеими сторонами, счета, счета-фактуры.
Из буквального толкования вышеуказанных положений муниципального контракта следует, что в случае если участники закупки являются плательщиками НДС, то для оплаты должены представить акт о приемке выполненных работ по форме КС-2 в 4-х экземплярах, справка о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 в 4-х экземплярах, подписанный обеими сторонами, счета, счета-фактуры, в случае, если участники закупки применяют упрощенную систему налогообложения - акт о приемке выполненных работ по форме КС-2 в 4-х экземплярах, справка о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 в 4-х экземплярах, подписанный обеими сторонами, счета.
Иными словами из избранного заказчиком и уполномоченным органом способа изложения порядка оплаты выполненных работ, являющихся предметом закупки, однозначно не следует, что участники закупки, применяющие упрощенную систему налогообложения, обязаны предоставлять для оплаты счета-фактуры.
Таким образом, Комиссия не усматривает в действиях заказчика и уполномоченного органа нарушений законодательства о контрактной системе по установлению подобным образом порядка оплаты выполненных работ.
Несостоятельным является и довод заявителя о том, заказчиком и уполномоченным органом в проекте муниципального контракта, являющемся неотъемлемой частью документации об аукционе в электронной форме, неправомерно установлено требование по предоставлению подрядчиком заявления о возврате денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.
Исходя из части 4 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно части 27 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В пункте 9.5 раздела 9 "Обеспечение исполнения контракта" проекта муниципального контракта в случае надлежащего исполнения подрядчиком обязательств по контракту денежные средства, внесенные заказчику в качестве обеспечения исполнения обязательств по контракту (если обеспечение представлено в форме передачи заказчику денежных средств), возвращаются подрядчику в течение 10 рабочих дней со дня получения заказчиком соответствующего письменного требования подрядчика.
Таким образом, проанализировав довод заявителя о том, что заказчиком и уполномоченным органом неправомерно установлено условие о том, что денежные средства возвращаются на основании "письменного требования" Комиссия пришла к выводу, что законодательство о контрактной системе не содержит запрета на включение в проект контракта документов, на основании которых будет осуществлён возврат денежных средств, представленных участником закупки в качестве обеспечения исполнения контракта.
На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014г. N 727/14
решила:
признать жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" на действия заказчика - МУ "Управление городского хозяйства", и уполномоченного органа - Отдела финансов, экономики и стратегического развития Администрации городского поселения Данилов, при проведении аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на строительство КНС, наружных сетей канализации - участок от ул. Земляной вал (от колодцев К1Н-1гас и К1Н-2гас) до здания существующей КНС, участок от ул. Петербургская (от колодца 38) до здания строящейся КНС; строительство наружных сетей водопровода, благоустройство, наружное электроснабжение КНС объекта "Наружные сети канализации в центральной части г. Данилов Ярославской области" (извещение N 0371300021716000032) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.Г. Паутов
Члены Комиссии С.Н. Лебедева
А.А. Ерохина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 14 октября 2016 г. N 05-02/307Ж-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.10.2016