Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 17 октября 2016 г. N 19932/05-02(304Ж-16)
Резолютивная часть решения объявлена 17 октября 2016 года
Решение изготовлено в полном объеме 20 октября 2016 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Паутов И.Г., члены Комиссии - начальник отдела контроля закупок Крюкова Т.В., ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Лебедева С.Н.,
с участием:
от ИП Маслова С.В. (далее - заявитель), представителя не направили, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом,
от заказчика - Федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ярославской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - заказчик), представители по доверенности Тайков Д.М., Шабалкина М.Ю.,
от оператора электронной площадки - ЗАО "Сбербанк - АСТ" - представителя не направили, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ИП Масловой С.В. на действия заказчика - Федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ярославской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, при проведении аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на капитальный ремонт плиточных тротуаров на территории, прилегающей к административному зданию ФКУ "ГБ МСЭ по Ярославской области" Минтруда России (извещение N 0371100000516000046) (далее - аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013г. N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014г. N 727/14,
установила:
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области поступила жалоба ИП Масловой С.В. на действия заказчика - Федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ярославской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, при проведении аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на капитальный ремонт плиточных тротуаров на территории, прилегающей к административному зданию ФКУ "ГБ МСЭ по Ярославской области" Минтруда России (извещение N 0371100000516000046).
В жалобе заявитель указывает на несоответствие аукционной документации требованиям Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", выразившееся в следующем:
- предмет закупки, заявленный заказчиком не соответствует установленному заказчиком в извещении коду ОКПД 2 42.11.10.120, при проведении данной закупки заказчику необходимо было установить код ОКПД 2 - 42.11.20.
- установленные заказчиком в описании объекта закупки документации об аукционе в электронной форме требования к цвету плитки, способам и технике, при помощи которых работы будут выполняться, ограничивают круг хозяйствующих субъектов, способных выполнить работы, являющиеся предметом закупки.
На основании вышеизложенного, заявитель просит признать жалобу обоснованной.
Представитель заказчика в свою очередь пояснил, что не согласен с доводами жалобы; считает, что аукционная документация полностью соответствует законодательству о закупках. Просит признать жалобу заявителя необоснованной. Представил письменные возражения на жалобу.
Изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Заказчиком - Федеральным казенным учреждением "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ярославской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, 30.09.2016г. в единой информационной системе на официальном сайте www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещено извещение N 0371100000516000046 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на капитальный ремонт плиточных тротуаров на территории, прилегающей к административному зданию ФКУ "ГБ МСЭ по Ярославской области" Минтруда России. Начальная (максимальная) цена договора - 1 194 093 (Один миллион сто девяносто четыре тысячи девяносто три) рубля 92 (Девяносто две) копейки.
В качестве одного из доводов своей жалобы заявитель указывает на то, что предмет закупки, заявленный заказчиком не соответствует установленному заказчиком в извещении коду ОКПД2 42.11.10.120, считает, что при проведении данной закупки заказчику необходимо было установить код ОКПД2 42.11.20.
Законодательством о контрактной системе не предусмотрена обязанность заказчика указывать при формировании извещения и аукционной документации код ОКПД2 объекта закупки.
Тем не менее, в извещении о проведении закупки заказчиком установлен следующий код ОКПД2 необходимой заказчику работы - 42.11.10.120.
Согласно Общероссийского классификатора 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности, утвержденного приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст, данный код ОКПД2 включает в себя дороги автомобильные, в том числе улично-дорожная сеть, и прочие автомобильные и пешеходные дороги
Как следует из пункта 4 информационной карты аукционной документации и пункта 1.1 проекта государственного контракта при проведении аукциона в электронной форме (извещение N 0371100000516000046) заказчик преследовал цель выполнить капитальный ремонт плиточных тротуаров на территории, прилегающей к административному зданию ФКУ "ГБ МСЭ по Ярославской области" Минтруда России.
Таким образом, Комиссия Ярославского УФАС России не усмотрела нарушения законодательства о закупках в действиях заказчика по указанию в извещении в качестве кода ОКПД2 необходимой заказчику работы - 42.11.10.120.
Относительно довода заявителя о том, что аукционная документации не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе, поскольку установленные заказчиком в описание объекта закупки требования к цвету плитки, способам и технике, при помощи которых работы будут выполняться, ограничивают круг хозяйствующих субъектов, способных выполнить работы, являющиеся предметом закупки, Комиссия установила следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). При этом данным пунктом Закона о контрактной системе предусмотрен закрытый перечень требований и указаний, которые не должны включаться в документацию. Это требования и указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места нахождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Из изложенных норм следует, что в зависимости от своих потребностей заказчик в документации об аукционе должен установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам работ, являющимся предметом закупки, с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
В пункте 4 главы 3 "Информационная карта" документации об аукционе в электронной заказчиком установлено, что описание объекта закупки: содержится в ЧАСТИ II "Описание объекта закупки (техническое задание)" документации об электронном аукционе.
Исходя из части 4 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В локальном сметном расчете, являющемся неотъемлемой частью аукционной документации, содержится указание на то, что при выполнении работ подрядчик должен использовать плитку фигурную тротуарную, серую (позиция 12) и плитку фигурную тротуарную, цветную (позиция 13).
На заседании Комиссии представители заказчика пояснили, что поскольку цвет плитки определяет цену материала (и, соответственно, всех работ) и его эксплуатационные характеристики, ими и было установлено требование об использовании при выполнении работ плитки серого цвета, обусловленное необходимостью обеспечить при осуществлении настоящей закупки экономию средств федерального бюджета на затраты по капитальному ремонту и дальнейшему содержанию объекта.
В свою очередь плитка фигурная тротуарная цветная в количестве 9 м (позиция 13 локального сметного расчета) предусмотрена заказчиком в качестве используемого при выполнении работ материала в целях предупреждения людей, в том числе и с ограниченными возможностями, о препятствии на пути.
Поскольку необходимый для достижения данной цели эффект может быть получен только при использовании и серой, и цветной плитки (последней, соответственно, в меньшем объеме, чем первой), то Комиссия полагает обоснованным установление заказчиком в аукционной документации требования о необходимости использования при выполнении работ, являющихся предметом аукциона в электронной форме, и серой, и цветной плитки.
Исходя из части II "Описание объекта закупки" документации об аукционе в электронной форме объем выполняемых работ определяется в соответствии с локальным сметным расчетом (Приложение N 1).
В пункте 1.1 проекта государственного контракта установлено, что подрядчик обязуется выполнить работы по капитальному ремонту плиточных тротуаров на территории, прилегающей к административному зданию ФКУ "ГБ МСЭ по Ярославской области" Минтруда России, (далее - Работы) в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 2 к контракту) в объеме локального сметного расчета (Приложение N 1 к контракту), а Заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его в соответствии с условиями контракта.
В части II "Описание объекта закупки" документации об аукционе в электронной форме указано, что качество, характеристики и иные показатели материалов, используемых при выполнении работ должны соответствовать требованиям ГОСТ, СНиП, ТУ, СанПиН, локальному сметному расчету.
В пункте 3.1 раздела 3 проекта государственного контракта также определено, что качество, характеристики и иные показатели материалов, используемых при выполнении работ должны соответствовать требованиям ГОСТ, СНиП, ТУ, СанПиН, локальному сметному расчету.
Из буквального толкования вышеприведенных положений документации об аукционе в электронной форме (описания объекта закупки и проекта государственного контракта) следует, что отсылочной нормой к локальному сметному расчету подрядчики определяют только объем подлежащих выполнению работ и требования к используемым в ходе работ материалам.
На заседании Комиссии установлено, что локальный сметный расчет, являющийся неотъемлемой частью аукционной документации, содержит также и сведения о машинах, механизмах и производственных средствах (в частности позиции 3 и 4: "разборка грунта в траншеях экскаватором "обратная лопата" с ковшом вместимостью 0,65 (0,5-1) 1 м группа грунтов 2", позиция 5 "погрузочные работы при автомобильных перевозках: мусора строительного с погрузкой экскаваторами емкостью ковша до 0,5 м
", позиция 6 "перевозка грунтов автомобилями-самосвалами грузоподъемностью 10 т, работающих вне карьера, на расстоянии до 20 км"), с учетом использования которых при выполнении работ, являющихся предметом закупки формировалась начальная (максимальная) цена контракта.
Однако данные требования не являются догмой для участника закупки, поскольку аукционная документация не содержит в себе требования о том, что участники закупки должны использовать при выполнении работ, являющихся объектом закупки, лишь те машины, механизмы и производственные средства, которые указаны в локальном сметном расчете.
Представители заказчика отметили, что локальный сметный расчет на капитальный ремонт плиточных тротуаров на территории, прилегающей к административному зданию ФКУ "ГБ МСЭ по Ярославской области" Минтруда России, имеет положительное заключение государственной экспертизы ГАУ ЯО "Яргосстройэкспертиза".
Изначально в локальном сметном расчете заказчиком было заложено требование о том, что разборка песка должна производиться ручным способом, однако в ходе государственной экспертизы локального сметного расчета ГАУ ЯО "Яргосстройэкспертиза" заказчику было выдано замечание следующего содержания: "предлагается работы по разработке песка учесть механизированным способом, разъединив объем на разработку с погрузкой и отвал для дальнейшего использования", поскольку необходимо выполнять большой объем погрузочных работ, поэтому погрузка механизированным способом менее трудоемка. что ведет к сокращению средств федерального бюджета. В связи с чем заказчиком были внесены соответствующие корректировки.
При этом в части II "Описание объекта закупки" документации об аукционе в электронной форме заказчиком предусмотрено, что подрядчик самостоятельно организует производство работ на объекте в пределах согласованного с заказчиком режима рабочего времени.
Иными словами заказчик предоставляет подрядчику право выбора организации, способов, механизмов производства работ, что подразумевает под собой и право выбора используемой техники, оборудования, машин.
Кроме того, на заседании Комиссии выяснилось, что на момент окончания срока подачи заявок 08 октября 2016 года в 9 часов 00 минут поступило пять заявок на участие в данном электронном аукционе. Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 48 от 11 октября 2016 года все пять заявок допущены к дальнейшему участию в электронном аукционе.
Заявитель не доказал тот факт, что требования, включенные в аукционную документацию, создали одним участникам закупки преимущества перед другими, являлись непреодолимыми для участников закупки, а также каким-либо иным способом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Таким образом, Комиссия при имеющихся на момент рассмотрения настоящей жалобы доказательствах не усматривает в данном случае необходимых и достаточных оснований для констатации в действиях заказчика нарушений законодательства о закупках.
В ходе внеплановой проверки в действиях заказчика выявлены нарушения пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 2 части 1 статьи 64, части 3 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013г.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются, в том числе, требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно части 3 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Исходя из пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о требовании к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ и инструкция по ее заполнению.
Пунктом 2 части 5 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013г.N 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства), организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства включены в установленный в части 4 статьи 55.8 настоящего кодекса перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации капитального ремонта.
Согласно части 4 статьи 55.8 ГК РФ Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 33.3 Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденного Приказом Минрегионразвития от 30.12.2009 N 624 (далее - Перечень), работы по организации капитального ремонта объектов жилищно-гражданского строительства оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Таким образом, условием допуска к участию в закупках на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства, должно являться обязательное наличие у участника закупки свидетельства о допуске к работам по организации капитального ремонта объектов жилищно-гражданского строительства.
В соответствии с пунктом 4 Глава 3 "Информационная карта объекта закупки" документации об аукционе в электронной форме объектом закупки является капитальный ремонт плиточных тротуаров на территории, прилегающей к административному зданию ФКУ "ГБ МСЭ по Ярославской области" Минтруда России.
Согласно аукционной документации подрядчик при выполнении работ, являющихся предметом аукциона, должен осуществить разборку тротуаров и дорожек из плит, разборку бортовых камней на бетонном основании, устройство подстилающих и выравнивающих поверхностей, устройство бетонных плит и т.д.
Исходя из пункта 5.1 Ведомственных строительных норм. Положения об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (вместе с ВСН 58-88(р), утвержденных Приказом Государственного Комитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312 (далее - приказ от 23.11.1988 N 312), капитальный ремонт представляет собой устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории.
В пункте 3.8 Постановления Госстроя России от 05.03.2004 N15/1 "Об утверждении и введении в действие Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации" указано, что к капитальному ремонту наружных инженерных коммуникаций и объектов благоустройства относятся работы по ремонту сетей водопровода, канализации, теплогазоснабжения и электроснабжения, озеленению дворовых территорий, ремонту дорожек, проездов и тротуаров и т.д.
Предупредительный (текущий) ремонт заключается в систематически и своевременно проводимых работах по предупреждению износа конструкций, отделки, инженерного оборудования, а также работах по устранению мелких повреждений и неисправностей.
Следовательно, исходя из наименования предмета закупки и видов работ, подлежащих выполнению по итогам проведения аукциона в электронной форме, предмет рассматриваемой закупки относится к работами по капитальному ремонту.
Исходя из части 1 статьи 706 Гражданского кодекса РФ если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Ни в аукционной документации, ни в проекте государственного контракта заказчиком не предусмотрена обязанность подрядчика выполнять предусмотренную в контракте работу лично.
Таким образом, заказчик, не установив в извещении и аукционной документации требование о наличии у участников закупки выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): пункт 33.3 Перечня "Жилищно-гражданское строительство", а также, не установив в аукционной документации требование к участникам закупки о том, что они должны представить копию данного свидетельства в составе второй части заявки, допустил нарушение пункта 6 части 5 статьи 63, части 3 статьи 64, пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014г. N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок,
решила:
1. Признать жалобу ИП Масловой С.В. на действия заказчика - Федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ярославской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, при проведении аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на капитальный ремонт плиточных тротуаров на территории, прилегающей к административному зданию ФКУ "ГБ МСЭ по Ярославской области" Минтруда России (извещение N 0371100000516000046) необоснованной.
2. По итогам проведения внеплановой проверки признать заказчика - Федеральное казенное учреждение "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ярославской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, нарушившим пункт 6 части 5 статьи 63, часть 3 статьи 64, пункт 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ.
3. Выдать заказчику - Федеральному казенному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ярославской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, обязательное для исполнение предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.Г. Паутов
Члены Комиссии Т.В. Крюкова
С.Н. Лебедева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 17 октября 2016 г. N 19932/05-02(304Ж-16)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.10.2016