Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 18 октября 2016 г. N 19991/05-02(310Ж-16)
Резолютивная часть решения объявлена 18 октября 2016 года
Решение изготовлено в полном объеме 21 октября 2016 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Паутов И.Г., члены Комиссии - начальник отдела контроля закупок Крюкова Т.В., ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Лебедева С.Н.,
с участием:
от заказчика - ГБУЗ ЯО "Областная клиническая больница", представитель по доверенности Баланцев С.А.,
от уполномоченного органа - Департамента государственного заказа Ярославской области, представитель по доверенности Плескачев С.В.,
от заявителя - ИП Гутковского А.В. (далее также - заявитель) - представителя не направил, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом,
от оператора электронной площадки - ООО "РТС-тендер", представителя не направили, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом
рассмотрев жалобу ИП Гутковского Александра Викторовича на действия заказчика - ГБУЗ ЯО "Областная клиническая больница", уполномоченного органа - департамента государственного заказа Ярославской области, при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку расходного материала (контур дыхательный) для ГБУЗ ЯО "Областная клиническая больница" (извещение N 0171200001916001173) (далее - электронный аукцион, заказчик, уполномоченный орган) и осуществив внеплановую проверку в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013г. N 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014г. N 727/14,,
установила:
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступила жалоба ИП Гутковского Александра Викторовича на действия заказчика - ГБУЗ ЯО "Областная клиническая больница", уполномоченного органа - департамента государственного заказа Ярославской области, при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку расходного материала (контур дыхательный) для ГБУЗ ЯО "Областная клиническая больница" (извещение N 0171200001916001173).
По мнению заявителя, документация об аукционе в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку расходного материала (контур дыхательный) для ГБУЗ ЯО "Областная клиническая больница" (извещение N 0171200001916001173) не соответствует требованиям действующего законодательства, поскольку заказчиком и уполномоченным органом необоснованно в описание объекта закупки документации об аукционе в электронной форме включено требование к стерильности расходного материала - контура дыхательного, что, по мнению заявителя, ограничивает круг хозяйствующих субъектов способных поставить нестерильный дыхательный контур, а также нарушает требования пункта 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ, согласно которому заказчик обязан либо обосновать указанные им в аукционной документации требования, либо установить стандартные показатели, предусмотренные техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иными документами, которыми были бы установлены требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
На основании вышеизложенного просят признать жалобу обоснованной.
Представители заказчика и уполномоченного органа с доводами жалобы не согласны. Представили письменные пояснения по существу жалобы. Просят признать жалобу заявителя необоснованной.
Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Уполномоченным органом - Департаментом государственного заказа Ярославской области, в единой информационной системе на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 03.10.2016г. размещено извещение N 0171200001916001173 о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку расходного материала (контур дыхательный) для ГБУЗ ЯО "Областная клиническая больница" вместе с аукционной документацией.
Согласно части 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Исходя из пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно пункта 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ при составлении описания объекта закупки должны использоваться показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии
Следовательно, заказчик в зависимости от своих потребностей в аукционной документации должен установить требования к поставке расходного материала (контур дыхательный) с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Соответственно, заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования к товарам, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
Кроме того, законом не предусмотрено ограничений по включению в аукционную документацию требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к оказываемым услугам. Более того, указание в документации конкретных характеристик к оказываемым товарам предусмотрено законодательством о закупках.
В данном случае аукцион проводился в интересах заказчика - ГБУЗ ЯО "Областная клиническая больница".
В пункте 4 раздела 1 "Информационная кара аукциона" документации об аукционе в электронной форме заказчиком и уполномоченным органом установлено, что описание объекта закупки содержится в разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе.
В разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об аукционе в электронной форме заказчиком и уполномоченным органом установлены функциональные, технические и качественные характеристики требуемого к поставке контура дыхательного, оформленные в виде таблицы:
Наименование товара |
Функциональные, технические и качественные характеристики товара |
Количество, шт |
Контур дыхательный |
Взрослый. Состав: 2 гофрированные трубки длиной 1,6м или 1,8м диаметром 22мм (линия вдоха и линия выдоха), Y-образный переходник, 2 прямых переходника 22М/22F. Для однократного применения. Стерильный. |
3720 |
Представители заказчика и уполномоченного органа отметили, что в настоящее время технические регламенты, принятые в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документы, разрабатываемые и применяемые в национальной системе стандартизации, принятые в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные документы, которыми были бы предусмотрены стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки -дыхательных контуров, отсутствуют, соответственно, у заказчика и уполномоченного органа не возникло обязанности обосновывать необходимость установления в аукционной документации требующихся им показателей и характеристик объекта закупки.
Оснований не доверять пояснениям представителей заказчика и уполномоченного органа у Комиссии не имеется. Кроме того заявителем в свою очередь не представлено доказательств обратного: в тексте жалобы, поданной в Ярославское УФАС России ИП Гутковским А.В., отсутствуют ссылки на положения ГОСТа или иного технического регламента, иного документа, которыми бы были установлены стандартные показатели, требования, условные обозначения, терминология и иные требования, предусмотренные законодательством о техническом регулировании, которым в свою очередь должен соответствовать расходный материал - контур дыхательный, являющийся предметом проводимой закупки.
Вместе с тем согласно части 1 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ) медицинскими изделия являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга.
Согласно части 4 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Исходя из пункта 6 Правил государственной регистрации медицинских изделий, утверждённых постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 N 1416 "Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий" документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие.
В документации об аукционе в электронной форме (пункте 1 разделе 2 "Описание объекта закупки" и пункте 5.1 проекта государственного контракта) заказчиком и уполномоченным органом установлено, что вместе с партией товара поставщик обязуется передать, в том числе, копию регистрационного удостоверения - 1 экземпляр.
Следовательно, расходный материал - контур дыхательный, относится к медицинским изделиям.
В соответствии с пунктом 2.12 раздела 2 главы 2 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 N 58 (далее - СанПиН 2.1.3.2630-10), стерилизации подвергают все изделия медицинского назначения, контактирующие с раневой поверхностью, кровью (в организме пациента или вводимой в него) и/или инъекционными препаратами, а также отдельные виды медицинских инструментов, которые в процессе эксплуатации соприкасаются со слизистой оболочкой и могут вызвать ее повреждение.
Изделия однократного применения, предназначенные для осуществления таких манипуляций, выпускаются в стерильном виде предприятиями-изготовителями. Их повторное использование запрещается.
Из буквального толкования вышеприведенных положений действующих санитарно-эпидемиологических требований к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность, следует, что установление требования к стерильности медицинских изделий допустимо (поскольку предусмотрено СанПиН 2.1.3.2630-10) и, соответственно, при условии отсутствия иных ГОСТов и технических регламентов, которыми необходимо руководствоваться при определении функциональных, технических и качественных характеристик расходного материала - контура дыхательного, Комиссия полагает обоснованным указание заказчиком и уполномоченным органом в аукционной документации в качестве требования к поставляемому товару на стерильность данного медицинского изделия.
На заседании Комиссии установлено, что на момент окончания срока подачи заявок 11 октября 2016 года в 9 часов 00 минут поступило восемь заявок на участие в данном электронном аукционе. Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 0171200001916001173 от 14 октября 2016 года семь заявок допущены к дальнейшему участию в электронном аукционе.
Заявитель не доказал тот факт, что требования, включенные в аукционную документацию, создали одним участникам закупки преимущества перед другими, являлись непреодолимыми для участников закупки, а также каким-либо иным способом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
ИП Гутковский А.В. не представил каких-либо доказательств, свидетельствующих об отсутствии у него возможности поставки расходного материала (контур дыхательный) для ГБУЗ ЯО "Областная клиническая больница", обладающего всеми характеристиками, указанными заказчиком и уполномоченным органом в аукционной документации и, соответствующего всем требованиям, установленным в последней.
Кроме того, заказчиком при обосновании начальной (максимальной) цены проводился мониторинг рынка на предмет наличия потенциальных участников закупки, способных исполнить условия контракта, и по его результатам установлено, что расходный материал (контур дыхательный) для ГБУЗ ЯО "Областная клиническая больница" с характеристиками, указанными заказчиком извещении о проведении аукциона в электронной форме (извещение N 0171200001916001173), в частности, соответствующий требованию "стерильности", могут поставить как минимум три потенциальных поставщика: ООО "Медиана" (коммерческое предложение N б/н от 25.08.2016г.), ООО "ЯртекМедикал" (коммерческое предложение Nб/н от 25.08.2016г.), ИП Матвеева С.В. (коммерческое предложение N б/н от 25.08.2016г.).
Таким образом, Комиссия при имеющихся на момент рассмотрения настоящей жалобы доказательствах не усматривает в данном случае необходимых и достаточных оснований для констатации факта наличия в оспариваемых заявителем действиях заказчика и уполномоченного органа нарушений законодательства о закупках.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014г. N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок
решила:
признать жалобу ИП Гутковского Александра Викторовича на действия заказчика - ГБУЗ ЯО "Областная клиническая больница", уполномоченного органа - департамента государственного заказа Ярославской области, при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку расходного материала (контур дыхательный) для ГБУЗ ЯО "Областная клиническая больница" (извещение N 0171200001916001173) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.Г. Паутов
Члены Комиссии Т.В. Крюкова
С.Н. Лебедева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 18 октября 2016 г. N 19991/05-02(310Ж-16)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.10.2016