Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 20 октября 2016 г. N 20104/05-02(312Ж-16)
Резолютивная часть решения объявлена 20 октября 2016 года
Решение изготовлено в полном объеме 25 октября 2016 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Паутов И.Г., члены Комиссии - начальник отдела контроля закупок Крюкова Т.В., ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Лебедева С.Н., с участием:
от заказчика - Государственного учреждения - Ярославское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, представители по доверенности Суринова Е.С., Мишута С.М.,
от заявителя - ООО "Элмед" (далее также - заявитель), представителя не направили, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом,
от оператора электронной площадки - ООО "РТС-тендер", представителя не направили, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом
рассмотрев жалобу ООО "Элмед" на действия заказчика - Государственного учреждения - Ярославское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку слуховых аппаратов для обеспечения инвалидов в 2016 году (извещение N 0271100000316000201) (далее - электронный аукцион, заказчик) и осуществив внеплановую проверку в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013г. N 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014г. N 727/14,
установила:
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступила жалоба ООО "Элмед" на действия заказчика - Государственного учреждения - Ярославское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку слуховых аппаратов для обеспечения инвалидов в 2016 году (извещение N 0271100000316000201).
По мнению заявителя, документация об аукционе в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку слуховых аппаратов для обеспечения инвалидов в 2016 году (извещение N 0271100000316000201) не соответствует требованиям действующего законодательства по следующим причинам:
- заказчиком в извещении и документации об аукционе в электронной форме требования к сроку поставки товара установлены противоречивым образом, исключающим возможность однозначного толкования участниками закупки условий закупки, что вводит участников закупки в заблуждение;
- заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона N 0271100000316000201 и аукционной документации сведения о наличии/отсутствии при проведении настоящей закупки ограничений в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации, указаны противоречивым, исключающим возможность однозначного толкования участниками закупки условий данной закупки образом.
На основании вышеизложенного просят признать жалобу обоснованной, выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласны. Представили письменные пояснения по существу жалобы. Просят признать жалобу заявителя необоснованной.
Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Заказчиком - Государственным учреждением - Ярославским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации, в единой информационной системе на официальном сайте www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 07.10.2016 размещены изменения к ранее опубликованному извещению N 0271100000316000201 о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку слуховых аппаратов для обеспечения инвалидов в 2016 году вместе с аукционной документацией.
В отношении довода заявителя о том, что заказчиком в извещении и документации об аукционе в электронной форме требования к сроку поставки товара установлены противоречивым образом, исключающим возможность однозначного толкования участниками закупки условий закупки, что вводит участников закупки в заблуждение, Комиссия Ярославского УФАС России установила следующее.
В извещении о проведении электронного аукциона должна содержаться информация, указанная в статье 42 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ.
Исходя из пункта 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ в извещении об осуществлении закупки должно содержаться, в том числе, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ документация об аукционе в электронной форме должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении аукциона в электронной форме.
Согласно статье 190 Гражданского кодекса РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Согласно пункту 1 статьи 425 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.
Пунктом 13 статьи 425 ГК РФ определено, что законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору.
Исходя из пункта 2.1 раздела 2 проекта государственного контракта поставщик обязуется в течение срока действия настоящего Контракта поставлять Товар для Получателей, предусмотренный Техническим заданием, а Заказчик обязуется оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.
В извещении о проведении аукциона в электронной форме, разделе III "Техническое задание" документации об аукционе в электронной форме заказчиком определены сроки поставки товара следующим образом: до 25 декабря 2016 года, в течение 25 дней со дня получения от Заказчика Реестра Получателей либо представления Гражданином направления, выданного Заказчиком.
Частью 4 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ установлено, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В разделе 8 проекта государственного контракта заказчиком указано следующее:
8.1. Контракт вступает в силу с момента подписания его Сторонами и действует до 25 (двадцать пятого) декабря 2016 года, а в рамках взаиморасчетов - до полного исполнения Сторонами своих обязательств по Контракту.
8.2. Истечение срока действия Контракта влечет прекращение обязательств по Контракту, за исключением предусмотренных настоящим Контрактом гарантийных обязательств и обязательств Заказчика по оплате Товара, поставленного в течение срока действия Контракта.
8.3. Срок поставки Товара по настоящему Контракту - в течение 25 дней со дня получения от Заказчика Реестра получателей, либо предоставления гражданином направления, выданного Заказчиком.
В случае, если срок для исполнения обязанности по поставке товара при получении реестра, либо направления с учетом окончания срока действия контракта составляет менее 25 дней, товар должен быть поставлен до окончания срока действия контракта.
8.4. В случае если на 25 декабря 2016 года количество фактически поставленного Товара меньше количества Товара, указанного в Техническом задании, Стороны имеют право расторгнуть настоящий Контракт в связи с невозможностью его исполнения.
Исходя из вышеприведенных положений извещения и документации об аукционе в электронной форме (раздела III "Техническое задание" и раздела 8 проекта государственного контракта), следует, что товар, являющийся предметом закупки, должен быть поставлен поставщиком в течение 25 дней со дня получения реестра получателей либо представления гражданином направления, выданного заказчиком, но в любом случае не позднее 25 декабря 2016 года.
Установление срока поставки товара подобным образом не запрещается ни Федеральным законом от 05.04.2013г. N 44-ФЗ, ни гражданским законодательством, а также не создает предпосылок для возможности неоднозначного толкования участниками закупки положений аукционной документации и извещения, в связи с чем Комиссия полагает довод заявителя об обратном несостоятельным.
В отношении довода заявителя о том, что заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона N 0271100000316000201 и в аукционной документации сведения о наличии/отсутствии при проведении настоящей закупки ограничений в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации, указаны противоречивым, исключающим возможность однозначного толкования образом, Комиссия установила следующее.
Исходя из части 5 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ в извещении о проведении электронного аукциона указывается информация, содержащаяся в статье 42 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 4 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ в извещении об осуществлении закупки должны содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, в числе прочей информации сведения о наличии /отсутствии ограничений участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 1 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ установлено, что заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем:
1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;
2) осуществления закупок с учетом положений части 5 настоящей статьи.
1.1. При определении объема закупок, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, в расчет совокупного годового объема закупок не включаются закупки:
1) для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
2) услуг по предоставлению кредитов;
3) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 93 настоящего Федерального закона;
4) работ в области использования атомной энергии;
5) при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно части 3 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Исходя из части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ документации об аукционе в электронной форме должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении аукциона в электронной форме.
В извещении о проведении электронного аукциона N 0271100000316000201, сформированном аппаратно-программными средствами сайта (в действующей на момент рассмотрения настоящей жалобы редакции - файл "Изменения извещения о проведении электронного аукциона для закупки N0271100000316000201"), заказчиком в специально предусмотренном для данных целей разделе извещения, формируемого аппаратно-программными средствами единой информационной системы, не установлено предусмотренное частью 3 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Между тем согласно указанному извещению его неотъемлемым приложением является файл, содержащий документацию об открытом аукционе в электронной форме с изменениями от 07.10.16.
В пункте 16 раздела II "Информационная карта аукциона в электронной форме (электронного аукциона)" документации об аукционе в электронной форме заказчиком установлено ограничение участия в определении поставщика в соответствии с частью 3 статьи 30 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (участниками закупки могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации).
В разделе I "Общие условия проведения аукциона в электронной форме (электронного аукциона)" документации об аукционе в электронной форме заказчиком установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, декларацию о принадлежности участника аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям, предусмотренную частью 3 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Таким образом, заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона N 0271100000316000201 в действующей на момент рассмотрения настоящей жалобы редакции сведения о наличии/отсутствии при проведении настоящей закупки предусмотренных частью 3 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ ограничений в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации, установлены противоречивым, исключающим возможность однозначного толкования участниками закупки условий данной закупки образом, что, соответственно, является нарушением пункта 4 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014г. N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок
решила:
1. Признать жалобу ООО "Элмед" на действия заказчика - Государственного учреждения - Ярославское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку слуховых аппаратов для обеспечения инвалидов в 2016 году (извещение N 0271100000316000201) обоснованной в части нарушения заказчиком пункта 4 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ.
2. Выдать заказчику обязательное для исполнение предписание об устранении выявленного нарушения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.Г. Паутов
Члены Комиссии Т.В. Крюкова
С.Н. Лебедева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 20 октября 2016 г. N 20104/05-02(312Ж-16)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.10.2016