Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 20 октября 2016 г. N 05-02/311Ж-16
Резолютивная часть решения объявлена 20 октября 2016 года
Решение изготовлено в полном объеме 25 октября 2016 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Паутов И.Г., члены Комиссии: начальник отдела контроля закупок управления Крюкова Т.В., государственный инспектор отдела контроля закупок управления Ерохина А.А.,
с участием:
от заявителя - ИП Гончарова Владимир Дмитриевич (далее - заявитель) - представителя не направил, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом;
от заказчика - Муниципального общеобразовательного учреждения Волжской средней общеобразовательной школы - представителей по доверенности Катая А.Н., Ягуновой И.А. (после перерыва не явилась), Тетериной Е.С. (после перерыва не явилась);
от Департамента образования Ярославской области - представителя по доверенности Коптевой А.Н.;
от оператора торговой площадки - ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - оператор торговой площадки, торговая площадка) - представителя не направили, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, направили ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя,
рассмотрев жалобу ИП Гончарова Владимира Дмитриевича на действия заказчика - муниципального общеобразовательного учреждения Волжская средняя общеобразовательная школа, при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по капитальному ремонту спортзала в МОУ Волжская СОШ в поселке Волга Некоузского района Ярославской области (извещение N 0371300145616000008) (далее - аукцион, электронный аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее - Ярославское УФАС России) поступила жалоба заявителя на действия заказчика - муниципального общеобразовательного учреждения Волжская средняя общеобразовательная школа, при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по капитальному ремонту спортзала в МОУ Волжская СОШ в поселке Волга Некоузского района Ярославской области (извещение N 0371300145616000008).
По мнению заявителя, заказчик при составлении и утверждении аукционной документации на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по капитальному ремонту спортзала в МОУ Волжская СОШ в поселке Волга Некоузского района Ярославской области нарушил положения законодательства о контрактной системе следующим образом:
1). не указав в извещении о проведении аукциона N 0371300145616000008 в нарушение пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе установленное в аукционной документации требование о наличии у участника закупки свидетельства о допуске к определенным видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства; также заявитель указывает на факт неотражения заказчиком в извещении требований к участникам закупки, установленных в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
2). установив в аукционной документации дату окончания срока предоставления разъяснений положений документации о таком аукционе 10 октября 2016 года;
3). не установив в извещении о проведении аукциона N 0371300145616000008 в нарушение пункта 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе запрет на выполнение работ, являющихся объектом данного электронного аукциона, организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457;
4). не указав в аукционной документации в нарушение пункта 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии;
5). не указав в извещении и аукционной документации размер обеспечения заявки в денежном выражении (а только в процентах);
6). установив в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ излишние требования к участникам закупки об использовании и предоставлении в первых частях своих заявок по ряду позиций материалов, используемых при выполнении работ, являющихся предметом закупки, значения показателей которых в свою очередь могут быть определены только по итогам испытаний определенной партии товара после его производства (влажность материалов (лаг и прокладок, досок покрытия и основания:, время высыхания шпатлевки, прочность сцепления шпатлевки, жизнеспособность шпатлевки, расход шпаклевки и т.д.);
7). не указав в проекте контракта конкретный срок действия контракта, в связи с чем потенциальным участникам закупки не представляется возможным рассчитать срок действия банковской гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения контракта;
8). не указав в нарушение части 4 статьи 65 Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ предмет поступившего запроса в самом ответе при подготовке и даче разъяснений положений аукционной документации на такой запрос.
На основании вышеизложенного заявитель просит признать жалобу обоснованной, действия заказчика незаконными; просит провести проверку и выдать заказчику предписание об устранении нарушения законодательства о закупках.
Представители муниципального общеобразовательного учреждения Волжской средней общеобразовательной школы с доводами, указанными в жалобе заявителя, не согласны, представили письменные пояснения по существу жалобы, просят признать жалобу заявителя необоснованной.
Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Заказчиком в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) 11.07.2016 (с изменениями от 28.09.2016г.) размещено извещение N 0371300145616000008 о проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по капитальному ремонту спортзала в МОУ Волжская СОШ в поселке Волга Некоузского района Ярославской области вместе с аукционной документацией. Начальная (максимальная) цена контракта - 4 621 781 рубль 00 копеек.
В отношении первого довода заявителя о неуказании заказчиком в нарушение пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона N 0371300145616000008 установленного в аукционной документации требования о наличии у участника закупки свидетельства о допуске к определенным видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, а также требований к участникам закупки, установленных в соответствии с пунктами 3 - 9 части 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссией Ярославского УФАС России установлено следующее.
Согласно части 1 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе.
Исходя из пункта 6 части 5 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с извещением N 0371300145616000008 и аукционной документацией объектом данной закупки является выполнение работ по капитальному ремонту спортзала в МОУ Волжская СОШ в поселке Волга Некоузского района Ярославской области.
Согласно части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, а именно:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
2) утратил силу. - Федеральный закон от 04.06.2014 N 140-ФЗ;
3) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
4) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
5) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
6) утратил силу с 1 января 2014 года. - Федеральный закон от 28.12.2013 N 396-ФЗ;
7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
8) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
9) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;
Частью 3 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Исходя из пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ следует, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Пунктом 2 части 5 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3-9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Подпунктом 4 пункта 22 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе, инструкция по ее заполнению" раздела 1 "Информационная карта электронного аукциона" аукционной документации установлено, что вторая часть заявки участника закупки должна содержать, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (пункт 21 Информационной карты электронного аукциона).
В соответствии с пунктом 21 "Исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками электронного аукциона в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31" раздела 1 ""Информационная карта электронного аукциона" аукционной документации заказчиком установлено требование к участникам закупки о представлении последними документов, подтверждающих их соответствие требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, а именно: копия свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в том числе:
III. Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту:
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.3 Жилищно-гражданское строительство перечня видов по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденному приказом Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 г. N 624).
Согласно пункту 19 "Требования, предъявляемые к участникам электронного аукциона в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона" раздела 1 ""Информационная карта электронного аукциона" аукционной документации заказчиком установлены следующие требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
2) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
3) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
4) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
5) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
6) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
7) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества.
Исходя из содержания извещения N 0371300145616000008 о проведении электронного аукциона, сформированного посредством использования программных средств единой информационной системы, процитированная выше аукционная документация на выполнение работ по капитальному ремонту спортзала в МОУ Волжская СОШ в поселке Волга Некоузского района Ярославской области входит в перечень прикрепленных к данному извещению документов в разделе "Перечень прикрепленных документов" и является его неотъемлемой частью (приложением).
Следовательно, заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона установлено требование о наличии у участника закупки свидетельства о допуске к определенным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, а также требования к участникам закупки, установленные в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ.
Таким образом, Комиссия в данном случае не усматривает нарушения пункта 6 части 5 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в действиях заказчика по формированию извещения о проведении электронного аукциона.
В ходе рассмотрения жалобы не нашел подтверждения второй довод заявителя о том, что заказчиком в аукционной документации дата окончания срока предоставления разъяснений положений документации о таком аукционе (10 октября 2016 года) - установлена не в соответствии с требованиями законодательства о закупках.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ аукционная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении данного аукциона, должна содержать, в том числе и порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно части 3 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Частью 4 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ установлено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее, чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно статьи 191 Гражданского кодекса РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Статьей 194 Гражданского кодекса РФ установлено, что, если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.
В данном случае для расчета даты окончания срока предоставления разъяснений документации об аукционе следует отнять от даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе три дня; четвертый день, таким образом, будет датой окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации об аукционе.
Пунктом 6 раздела 1 "Информационная карта электронного аукциона" аукционной документации установлено следующее:
"любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Дата начала срока предоставления разъяснений: "28" сентября 2016 года
Дата окончания срока предоставления разъяснений: "10" октября 2016 года".
Согласно извещению N 0371300145616000008, а также пункту 7 раздела 1 "Информационная карта электронного аукциона" аукционной документации дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе установлена 14 октября 2016 года в 10 часов 00 минут по московскому времени.
Таким образом, с учетом норм статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ заказчик установил дату окончания срока предоставления участникам данного аукциона разъяснений положений документации об этом аукционе (10 октября 2016 года) в соответствии с действующим законодательством.
В отношении третьего довода заявителя о нарушении заказчиком пункта 6 части 5 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, выразившимся в неустановлении последним в извещении о проведении электронного аукциона запрета на выполнение работ организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, Комиссией Ярославского УФАС России установлено следующее.
Согласно части 1 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются:
1) адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе в соответствии с частью 2 статьи 67 настоящего Федерального закона;
3) дата проведения такого аукциона в соответствии с частью 3 статьи 68 настоящего Федерального закона. В случае, если дата проведения такого аукциона приходится на нерабочий день, день проведения такого аукциона переносится на следующий за ним рабочий день;
4) размер обеспечения заявок на участие в таком аукционе;
5) преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона;
6) требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона;
7) условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Согласно части 3 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
При осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки в соответствии со статьей 31 Закона N 44-ФЗ, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (пункт 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ).
Пунктом 24 "Условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами" раздела 1 "Информационная карта электронного аукциона" аукционной документации установлено следующее: выполнение работ запрещено организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациям, контролируемым гражданами Турецкой Республики и (или) организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" (далее - Постановление N 1457) установлен запрет на выполнение отдельных видов работ (услуг) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, и утвержден перечень запрещенных видов работ (услуг).
Данный перечень содержит следующий вид работ: строительство зданий, строительство инженерных сооружений и работы строительные специализированные, коды ОКВЭД 41-43 ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2).
Согласно извещению N 0371300145616000008 и аукционной документации объектом данной закупки является выполнение работ по капитальному ремонту спортзала в МОУ Волжская СОШ в поселке Волга Некоузского района Ярославской области.
В соответствии с указанным выше извещением в качестве кода по ОКПД2 указан код 43.2 (Производство электромонтажных, санитарно-технических и прочих строительно-монтажных работ, которые включают в себя монтажные работы, обеспечивающие функционирование зданий и сооружений гражданского строительства, включая монтаж электрических систем, водопроводно-канализационной сети, сети газоснабжения, системы отопления и кондиционирования, лифтов и т.д.).
Исходя из содержания извещения N 0371300145616000008 о проведении электронного аукциона, сформированного посредством использования программных средств единой информационной системы, процитированная выше аукционная документация на выполнение работ по капитальному ремонту спортзала в МОУ Волжская СОШ в поселке Волга Некоузского района Ярославской области входит в перечень прикрепленных к данному извещению документов в разделе "Перечень прикрепленных документов" и является его неотъемлемой частью (приложением).
Следовательно, заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона установлен запрет на выполнение работ организациями, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
Таким образом, Комиссия в данном случае не усматривает нарушения пункта 6 части 5 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в действиях заказчика по формированию извещения о проведении электронного аукциона.
Относительно четвертого довода заявителя Комиссией установлено следующее.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
Пунктом 7 части 2 статьи 45 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ установлено, что банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.
В соответствии с Перечнем, утвержденным Постановление Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005 "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (вместе с "Дополнительными требованиями к банковской гарантии, используемой для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", "Правилами ведения и размещения в единой информационной системе в сфере закупок реестра банковских гарантий") бенефициар одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии (далее - требование по банковской гарантии) направляет гаранту следующие документы:
- расчет суммы, включаемой в требование по банковской гарантии;
- платежное поручение, подтверждающее перечисление бенефициаром аванса принципалу, с отметкой банка бенефициара либо органа Федерального казначейства об исполнении (если выплата аванса предусмотрена контрактом, а требование по банковской гарантии предъявлено в случае ненадлежащего исполнения принципалом обязательств по возврату аванса);
- документ, подтверждающий факт наступления гарантийного случая в соответствии с условиями контракта (если требование по банковской гарантии предъявлено в случае ненадлежащего исполнения принципалом обязательств в период действия гарантийного срока);
- документ, подтверждающий полномочия единоличного исполнительного органа (или иного уполномоченного лица), подписавшего требование по банковской гарантии (решение об избрании, приказ о назначении, доверенность).
В пункте 28 "Размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок его предоставления, требования к обеспечению исполнения контракта" раздела 1 "Информационная карта электронного аукциона" документации об аукционе в электронной форме заказчиком установлено, в том числе следующее: исполнение контракта обеспечивается внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику или предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Федерального закона N44-ФЗ.
Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.
В качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимаются банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
Банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать:
1) сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных частью 13 статьи 44 Закона случаях, или сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со статьей 96 Закона;
2) обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;
3) обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;
4) условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;
5) срок действия банковской гарантии с учетом требований статей 44 и 96 Закона;
6) отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;
7) установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.
8) условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии.
Из анализа положений аукционной документации (пункта 28 "раздела 1 "Информационная карта электронного аукциона" аукционной документации) следует, что требование к банковской гарантии в отношении содержания в последней перечня документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии, заказчиком установлено путем отсылки к статье 45 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ и Постановлению Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. N 1005, утвердившему Перечень документов, представляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии, содержащий в свою очередь исчерпывающий перечень таких документов, что, по мнению Комиссии Ярославского УФАС России, является достаточным для констатации факта соблюдения заказчиком требований пункта 8 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ, предписывающих заказчику устанавливать в аукционной документации требования к обеспечению исполнения контракта.
В отношении пятого довода заявителя о неуказании в извещении и аукционной документации размера обеспечения заявки в денежном выражении, а только в процентах, Комиссией Ярославского УФАС России установлено следующее.
Исходя из пункта 4 части 5 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указывается размер обеспечения заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ аукционная документация должна содержать в числе прочего информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
Частью 1 статьи 44 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что при проведении конкурсов и аукционов заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок. При этом в конкурсной документации, документации об аукционе заказчиком должны быть указаны размер обеспечения заявок в соответствии с настоящим Федеральным законом и условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом).
Согласно части 2 статьи 44 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ обеспечение заявки на участие в электронных аукционах может предоставляться участником закупки только путем внесения денежных средств.
Размер обеспечения заявки должен составлять от одной второй процента до пяти процентов начальной (максимальной) цены контракта или, если при проведении аукционов начальная (максимальная) цена контракта не превышает три миллиона рублей, один процент начальной (максимальной) цены контракта (часть 14 статьи 44 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Таким образом, исходя из анализа указанных выше норм Закона о контрактной системе положениями законодательства о закупках не установлено императивного/категоричного требования в отношении указания заказчиком размера обеспечения заявок на участие в электронном аукционе в денежном выражении.
Заказчиком в пункте 10 раздела 1 "Информационная карта электронного аукциона" аукционной документации установлен следующий размер обеспечения заявок на участие в указанном выше электронном аукционе: 1% от начальной (максимальной) цены контракта.
Более того, в разделе "Обеспечение заявок" извещения N 0371300145616000008, сформированного аппаратно-программными средствами единой информационной системы заказчиком указан следующий размер обеспечения заявок: 46 217 руб. 81 коп. - в денежном выражении.
Исходя из вышеизложенного Комиссия Ярославского УФАС России приходит к выводу об отсутствии в указанных выше действиях заказчика признаков нарушения законодательства о контрактной системе.
Относительно шестого довода заявителя относительно установления заказчиком в документации в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона излишних требований к участникам закупки об использовании последними и предоставлении в первых частях своих заявок по ряду позиций материалов, используемых при выполнении работ, являющихся предметом закупки, значения показателей которых в свою очередь могут быть определены только по итогам испытаний определенной партии товара после его производства (влажность материалов (лаг и прокладок, досок покрытия и основания), время высыхания шпатлевки, прочность сцепления шпатлевки, жизнеспособность шпатлевки, расход шпаклевки и т.д.), Комиссия установила следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно Разделу 2 (Техническая часть документации об электронном аукционе) "Описание объекта закупки" заказчиком установлены требования в отношении устройства покрытий из древесины и изделий на их основе при выполнении работ, являющихся объектом закупки, приведенные в следующей таблице:
Технические требования |
Предельные отклонения, % |
Контроль (метод, объем, вид регистрации) |
1. Все лаги, доски (кроме лицевой стороны), деревянные прокладки, укладываемые по столбикам под лаги, а также древесина под основание древесно-волокнистых плит должны быть антисептированы |
- |
Визуальный, всех материалов, акт освидетельствования скрытых работ |
2. Влажность материалов: |
Не более |
Измерительный, не менее трех измерений на каждые 50-70 м2 поверхности пола, журнал работ |
- лаг и прокладок |
18 |
|
- досок покрытия и основания |
12 |
|
3. Длина стыкуемых лаг должна быть не менее 2 м, толщина лаг, опирающихся всей нижней поверхностью на плиты перекрытия или звукоизоляционный слой - 40 мм, ширина - 80-100 мм. Толщина лаг, укладываемых на отдельные опоры (столбики в полах на фунте, балки перекрытия и др.), должна составлять 40-50 мм, ширина - 100- 120 мм. |
- |
То же |
4. Деревянные прокладки под лаги в полах на грунте: ширина - 100-150 мм, длина - 200-250 мм, толщина - не менее 25 мм |
- |
" |
5. Расстояние между осями лаг, укладываемых по плитам перекрытий и для балок перекрытия (при укладке покрытия непосредственно по балкам), должно быть 0,4-0,5 м. При укладке лаг на отдельные опоры (столбики в полах на грунте, балки перекрытия и др.) это расстояние должно быть: - при толщине лаг 40 мм 0,8-0,9 м |
- |
" |
- при толщине лаг 50 мм 1,0-1,1 м | ||
6. При больших эксплуатационных нагрузках на пол (более 50 кг/м3) расстояние между опорами для лаг, между лагами и их толщину следует принимать по проекту |
- |
Измерительный, не менее пяти измерений на каждые 50-70 м2 поверхности пола,журнал работ |
7. Длина стыкуемых торцами досок покрытия должна быть не менее 2 м |
- |
То же |
|
|
|
Также заказчиком согласно разделу 2 аукционной документации установлены требования к производству малярных работ в отношении оснований, подготовленных под окраску, малярных составов и материалов, а также слоев малярного покрытия следующим образом:
- Основания, подготовленные под окраску, должны удовлетворять следующим требованиям:
Технические требования |
Предельные отклонения |
Контроль (метод, объем, вид регистрации) |
1. Поверхности сборных плит и панелей должны удовлетворять требованиям стандартов и технических условий на соответствующие изделия |
До появления капельно-жидкой влаги на поверхности |
Технический осмотр, акт приемки |
2. Допускаемая влажность: |
|
|
- бетонных, оштукатуренных или прошпатлеванных поверхностей при окраске малярными составами, кроме цементных и известковых |
Не более 8% |
Измерительный, не менее 3 измерений на 10 м2 поверхности |
- то же, при окраске цементными и известковыми составами |
До появления капельно-жидкой влаги на поверхности |
|
- деревянных поверхностей под окраску |
Не более 12 % |
- Малярные составы и материалы должны удовлетворять следующим требованиям, обозначенным в таблице:
Технические требования |
Контроль (метод, объем, вид регистрации) |
1. Шпатлевки: |
Измерительный, периодический, не менее 5 измерений на 50-70 м2 поверхности покрытия, журнал работ |
- время высыхания - не более 24 ч |
|
- прочность сцепления, МПа: | |
через 24 ч не менее 01 через 72 ч не менее 0,2 | |
- жизнеспособность - не менее 20 мин |
Технический осмотр, не менее трех пробных вышпатлевок на партию, журнал работ |
2. Шпатлевочное покрытие после высыхания должно быть ровным, без пузырьков, трещин и механических включений |
То же |
3. Окрасочные материалы должны соответствовать проекту, ГОСТ, ТУ |
То же, не менее 3 раз на партию, журнал работ |
- Слои малярного покрытия должны удовлетворять следующим требованиям, указанным в таблице:
Технические требования |
Предельные отклонения |
Контроль (метод, объем, вид регистрации) |
1. Допускаемая толщина слоев малярного покрытия: |
|
Измерительный, не менее 5 измерений на 50-70 м* поверхности покрытия или в одном помещении меньшего размера после сплошного визуального осмотра, журнал работ |
- шпатлевки - 0,5 мм |
1,5 мм |
|
- окрасочного покрытия не менее 25 мкм |
- |
|
2. Поверхность каждого слоя малярного покрытия при улучшенной и высококачественной внутренней окраске безводными составами должна быть ровной, без потеков краски, не иметь зубчатого строения и т. п. |
- |
То же, на 70-100 м2 поверхности покрытия (при освещении электролампой с рефлектором, имеющим узкую щель, луч света, направленный параллельно окрашенной поверхности, не должен образовывать теневых пятен) |
В ходе заседания Комиссии установлено, что данные требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам объекта закупки установлены заказчиком в соответствии с положениями СНиП 3.04.01-87 "Изоляционные и отделочные покрытия", утвержденным Постановлением Госстроя СССР от 04.12.1987 N 280.
Также заказчик в разделе 2 аукционной документации установил требования к расходу шпаклевки, используемой в ходе выполнения работ, являющихся объектом закупки: "не более 0,8 кг/метр квадратный при слое толщиной 1 мм". Как пояснили представители заказчика на заседании Комиссии, данное требование установлено заказчиком на основании существующей у него потребности в использовании подрядчиком при выполнении работ шпаклевки с как можно меньшим расходом материала. Данная потребность обусловлена принципом экономии бюджетных средств.
Таким образом, утверждение подателя жалобы о том, что указанные выше требования установлены заказчиком излишне и необоснованно, не соответствует действительности.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.
Пунктом 3 части 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлены требования к содержанию первой части заявки на участие в электронном аукционе: первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с пунктом 22 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе, инструкция по ее заполнению" раздела 1 "Информационная карта электронного аукциона" документации об электронном аукционе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
1) согласие участника такого аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией об аукционе.
2) конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Предлагаемый в заявке товар описывается в соответствии с инструкцией по ее заполнению (Приложение N 2 к информационной карте).
В соответствии с инструкцией по заполнению заявки, содержащейся в Приложение N 2 к информационной карте, установлены следующие требования к заполнению заявки участников закупки: "при подготовке согласия на выполнение работ согласно аукционной документации в заявке необходимо указать: Мы выражаем свое согласие на выполнение работ по капитальному ремонту спортзала в МОУ Волжская СОШ в поселке Волга Некоузского района Ярославской области.
При представлении характеристик используемых в работе материалов указать конкретные значения показателей товаров, используемых участником аукциона, которые должны соответствовать требованиям, установленным документацией об электронном аукционе Раздел 2 Техническая часть документации об электронном аукционе (79 материалов) и проектной документацией, локальных сметных расчетов (107 материалов) (всего 186 материалов). Конкретные показатели товаров, используемых участником аукциона, предоставляются в отношении каждого вида товара (материала), требования к характеристикам которого установлены документацией электронного аукциона в соответствии с описанием объекта закупки, проектными документами, локальными сметными расчетами. Заполнению подлежат характеристики по конкретному, применяемому участником аукциона товару (материалу) и его нормируемым показателям.
Инструкция по заполнению первой части заявки вопреки утверждению подателя жалобы об обратном не содержит требования о том, что участники закупки должны в первых частях своих заявок указать конкретные показатели относительно значений, установленных в содержащихся в разделе 2 документации технических требованиях к покрытиям из древесины и изделий на их основе, основаниям, подготовленным под окраску, малярным составам и материалам, а также слоям малярного покрытия, процитированных выше. Данные требования установлены заказчиком в рамках исполнения предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013г. обязанности заказчика по указанию функциональных, технических и качественных характеристик объекта закупки.
В отношении применяемой при выполнении работ "шпатлевки" (позиция 24) Требований к применяемым материалам, согласно которым в соответствии с инструкцией по заполнению заявки участникам закупки необходимо было представить конкретные показатели по 79 позициям товаров (в том числе по позиции 24), участникам закупки на самом деле необходимо было указать конкретные показатели данного товара, соответствующие значениям, установленным в документации. Однако, как установлено Комиссией, позиция 24 Требований к применяемым материалам раздела 2 аукционной документации не содержит значений, показатели которых могут быть определены только по итогам испытаний определенной партии товара после его производства. Установленное заказчиком значение "расход шпаклевки", конкретный показатель которого необходимо было указать участникам в заявках, является общеупотребительной характеристикой "шпатлевки", показатели "расхода шпаклевки" известны покупателям уже на этапе подготовки к покупке, поскольку не могут варьироваться от партии к партии (то есть установленная заказчиком характеристика "расход шпаклевки" является одинаковой для каждой единицы выпускаемой определенным производителем продукции (устанавливается Техническими условиями производителя товара).
В связи с изложенным Комиссия не усматривает нарушений в действиях заказчика при установлении им значений, в рамках которых участникам закупки необходимо представить конкретные показатели в отношении товара "шпатлевка" (позиция 24 Требований к применяемым материалам раздела 2 аукционной документации).
В ходе рассмотрения жалобы не нашел своего подтверждения седьмой довод заявителя о том, что в связи с неуказанием заказчиком в проекте контракта конкретного срока действия данного контракта, не представляется возможным рассчитать срок действия банковской гарантии.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Согласно пункту 28 "Размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок его предоставления, требования к обеспечению исполнения контракта" раздела 1 "Информационная карта электронного аукциона" аукционной документации в числе прочего установлено следующее: "срок действия банковской гарантии: до 30 апреля 2017 года. Срок действия банковской гарантии определен исходя из сроков выполнения работ (60 дней), сроков приемки работ (5 дней), периода оплаты работ заказчиком (90 дней), возможного периода урегулирование споров (30 дней)".
В данном случае исходя из анализа положений аукционной документации Комиссия приходит к выводу о том, что срок действия банковской гарантии, представленной в качестве обеспечения исполнения контракта, в указанной выше аукционной документации на выполнение работ по капитальному ремонту спортзала в МОУ Волжская СОШ в поселке Волга Некоузского района Ярославской области заказчиком установлен конкретным, исключающим неоднозначного толкования образом, а именно путем указания на календарную дату: до 30 апреля 2017 года - в соответствии с требованиями норм Закона о контрактной системе.
В отношении восьмого довода заявителя Комиссия Ярославского УФАС России приходит к следующему выводу.
Согласно части 3 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе; при этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В соответствии с частью 4 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно материалам дела посредством оператора электронной площадки заказчику был направлен запрос о даче разъяснений положений аукционной документации об аукционе в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по капитальному ремонту спортзала в МОУ Волжская СОШ в поселке Волга Некоузского района Ярославской области в отношении требований, установленных заказчиком к первой части заявки участников закупки, содержащий в свою очередь замечание по поводу отсутствия однозначного/конкретного списка материалов и их функциональных, технических характеристик, необходимых для использования при выполнении работ, являющихся предметом указанной выше закупки, приводящее к невозможности составления участником закупки первой части заявки в корректной форме.
09.10.2016г. заказчиком был подготовлен и размещен ответ на указанный выше поступивший запрос о даче разъяснений положений аукционной документации со следующим содержанием: "Информационная карта аукциона содержит пункт 22 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе, инструкция по её заполнению", в котором излагаются требования к первой части заявки на участие в электронном аукционе:
"1) согласие участника такого аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией об аукционе.
2) конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Предлагаемый в заявке товар описывается в соответствии с инструкцией по ее заполнению Приложение N 2 к информационной карте."
Раздел "Инструкция по заполнению заявки", содержит инструкцию к составлению первой части заявки на участие в электронном аукционе:
"При подготовке согласия на выполнение работ согласно аукционной документации в заявке необходимо указать: Мы выражаем свое согласие на выполнение работ по капитальному ремонту спортзала в МОУ Волжская СОШ в поселке Волга Некоузского района Ярославской области.
При представлении характеристик используемых в работе материалов указать конкретные значения показателей товаров, используемых участником аукциона, которые должны соответствовать требованиям, установленным документацией об электронном аукционе Раздел 2 Техническая часть документации об электронном аукционе (79 материалов) и проектной документацией, локальных сметных расчетов (107 материалов) (всего 186 материалов). Конкретные показатели товаров, используемых участником аукциона, предоставляются в отношении каждого вида товара (материала), требования к характеристикам которого установлены документацией электронного аукциона в соответствии с описанием объекта закупки, проектными документами, локальными сметными расчетами. Заполнению подлежат характеристики по конкретному, применяемому участником аукциона товару (материалу) и его нормируемым показателям."
В связи с тем, что в проектной документации и локальных сметных расчетах имеется более 186 материалов, Заказчик предлагает предполагаемому Поставщику самостоятельно дополнить список материалов, которые должны быть представлены в составе первой части заявки до количества, определенного конкурсной документацией.
Соответствие первых частей заявок будет определяться исходя из 79 материалов, представленных в техническом задании и 107 материалов, которые предполагаемый Поставщик выберет из проектной документации и локальны сметных расчетов. Предполагается, что перечень 79 материалов у всех участников аукциона будет одинаковым, а перечень 107 материалов - варьироваться. Правильность выбранных материалов и их характеристик будет определяться техническим заданием, проектной документацией и локальными сметными расчетами.
Заказчик дополнительно сообщает, что данная редакция конкурсной документации была проверена УФАС по Ярославской области и одобрена к размещению".
Таким образом, исходя из анализа содержания указанного выше ответа заказчика на запрос о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе следует, что данные разъяснения положений документации об электронном аукционе были составлены и размещены в единой информационной системе без указания на предмет самого запроса, что является нарушением со стороны заказчика части 4 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Вместе с тем в ходе внеплановой проверки Комиссия Ярославского УФАС России в действиях заказчика - Муниципального общеобразовательного учреждения Волжской средней общеобразовательной школы - выявила нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.
Пунктом 3 части 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлены требования к содержанию первой части заявки на участие в электронном аукционе: первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с пунктом 22 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе, инструкция по ее заполнению" раздела 1 "Информационная карта электронного аукциона" документации об электронном аукционе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
1) согласие участника такого аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией об аукционе.
2) конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Предлагаемый в заявке товар описывается в соответствии с инструкцией по ее заполнению (Приложение N 2 к информационной карте).
В соответствии с инструкцией по заполнению заявки, содержащейся в Приложении N 2 к информационной карте, установлены следующие требования к заполнению заявки участников закупки: "при подготовке согласия на выполнение работ согласно аукционной документации в заявке необходимо указать: Мы выражаем свое согласие на выполнение работ по капитальному ремонту спортзала в МОУ Волжская СОШ в поселке Волга Некоузского района Ярославской области.
При представлении характеристик используемых в работе материалов указать конкретные значения показателей товаров, используемых участником аукциона, которые должны соответствовать требованиям, установленным документацией об электронном аукционе Раздел 2 Техническая часть документации об электронном аукционе (79 материалов) и проектной документацией, локальных сметных расчетов (107 материалов) (всего 186 материалов). Конкретные показатели товаров, используемых участником аукциона, предоставляются в отношении каждого вида товара (материала), требования к характеристикам которого установлены документацией электронного аукциона в соответствии с описанием объекта закупки, проектными документами, локальными сметными расчетами. Заполнению подлежат характеристики по конкретному, применяемому участником аукциона товару (материалу) и его нормируемым показателям.
При описании характеристик применяемых товаров участником аукциона должны применяться обозначения (единицы измерения, наименования показателей), соответствующие установленным Заказчиком. Значения показателей, предоставляемых участником аукциона, не должны допускать разночтений или иметь двусмысленное толкование. Участник аукциона должен представить значение, соответствующее и не противоречащее нормативно-техническим документам.
Если в описании объекта закупки значение показателя установлено как верхний и/или нижний предел, сопровождаясь при этом соответственно терминами "не более" и/или "не менее", "от" и/или "до", "свыше _ до", "не ниже", "не выше", "более", "менее", "ниже", "не должны превышать" или значения разделены "тире", "дефисом" ("-"), то участником аукциона в предложении устанавливается конкретное значение показателя (без фраз "не более" , "не менее" , "от", "до ", "свыше ", "не ниже", "не выше", "более", "менее", "ниже", "не должны превышать", дефисов ), находящееся внутри интервала значений, ограниченного верхним и/или нижним пределом.
При этом:
1. Если при описании нижнего предела требуемого значения показателя используются термины "более", "свыше", то указанное участником аукциона значение должно быть больше значения показателя, установленного Заказчиком в качестве нижнего предела.
2. Если при описании верхнего предела требуемого значения показателя используются термины "менее", "ниже", то указанное участником аукциона значение должно быть меньше значения показателя, установленного Заказчиком в качестве верхнего предела.
3. Если при описании нижнего предела требуемого значения показателя используются термины "не менее", "не ниже", "от", то указанное участником аукциона значение может быть равно или больше значения показателя, установленного Заказчиком в качестве нижнего предела.
4. Если при описании верхнего предела требуемого значения показателя используются термины "не более", "не выше", "до", то указанное участником аукциона значение может быть равно или меньше значения показателя, установленного Заказчиком в качестве верхнего предела.
5. Если при описании верхнего и нижнего предела требуемого значения показателя используется символ "тире" или "дефис" ("-"), то указанный интервал следует читать как "от" и "до". Указанное участником аукциона значение показателя в данном случае должно находиться внутри интервала значений, ограниченного верхним и нижним пределом и не должно превышать максимального (верхний предел) и не должно быть меньше минимального (нижний предел) значения показателя, установленного Заказчиком.
При подаче предложения в отношении отрицательных значений, сопровождающихся терминами "не ниже", "не выше", следует учитывать специфику изменения таких величин в большую или меньшую стороны.
В отношении показателя "фракция", "диапазон допустимых диаметров закрепляемого трубопровода" (например, "фракция щебня"), конкретным значением является диапазонное значение, соответствующее и не противоречащее нормативно-техническим документам.
Если требуемое значение показателя товара установлено в виде области, ограниченной точками с заданными координатами, то участником аукциона в предложении устанавливается конкретное значение координат точки внутри указанной области.
Если требования к показателям товара установлены в виде таблицы, то участник аукциона в предложении, наименования показателей и значения показателей указывает в виде таблицы, либо наименования показателей и значения показателей указываются построчно через точку с запятой.
Если показатель товара имеет значение, которое определено однозначным образом (одним числовым значением, одной характеристикой), то это означает, что данный показатель является конкретным, значение которого не может изменяться, предложение участника аукциона в отношении данного показателя должно полностью соответствовать требованиям, установленным Заказчиком.
Если показатели (характеристики) товара представлены как перечисление вариаций одного и того же показателя через слово "или", то участнику аукциона следует представить один вариант из перечисленных.
Если в отношении показателя товара в аукционной документации указано "не нормируется", то указание его конкретного значения в заявке необязательно.
Если в требуемом значении параметра указаны показатели, которые характеризуют количественный состав материала в %, то данное значение должно быть представлено с учетом условия, что данный показатель не может быть более 100%.
------------
За исключением показателя "Зерновой состав (полный остаток на контрольных ситах в % по массе) щебня"
За исключением показателя "Зерновой состав (полный остаток на контрольных ситах в % по массе) щебня"
За исключением показателей "Фракция щебня", "Величина удельной эффективной активности естественных радионуклидов"
За исключением показателей "Фракция щебня", "Величина удельной эффективной активности естественных радионуклидов"
За исключением показателя "Зерновой состав минеральной части асфальтобетонной смеси по массе"
Участником электронного аукциона в отношении каждого описываемого товара (материала) указывается товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара".
Таким образом исходя из анализа содержания инструкции по заполнению заявки (Приложение N2 к информационной карте аукционной документации) следует, что при заполнении заявки участники закупки должны указать конкретные значения показателей товаров-материалов по 186 (79 позиций согласно разделу 2 "Описание объекта закупки" и 107 позиций согласно проектной документацией, локальным сметным расчетам) позициям, которые будут использоваться последними при выполнении работ, являющихся объектом закупки в соответствии с требованиями, установленными документацией об электронном аукционе.
Однако, исходя из содержания проектной документацией, локальных сметных расчетов, представленных заказчиком, а также из пояснений представителя заказчика, данных на заседании Комиссии, следует, что количество позиций материалов и товаров, необходимых для использования при выполнении работ, являющихся объектом указанной выше закупки, в отношении которых участником закупки в первых частях своих заявок необходимо указать конкретные значения показателей, превышает количество, указанное в инструкции по заполнению заявки (Приложение N 2 к информационной карте аукционной документации), т.е. превышает 186 позиций (число данных позиций товаров и материалов составляет более 190 штук).
Таким образом, Комиссия Ярославского УФАС России приходит к выводу о том, что из содержания документации об электронном аукционе участникам закупки не представляется возможным однозначным образом определить точный перечень товаров и материалов, необходимых для использования последними при выполнении работ, являющихся объектом закупки, в отношении которых участники закупки в первых частях своих заявок на участие в такой закупке должны указать конкретные значения показателей в соответствии с требованиями, установленными документацией об электронном аукционе.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что заказчик, установив в документации об электронном аукционе инструкцию по заполнению участниками закупки первых частей заявок на участие в такой закупке противоречивым, не допускающим возможности однозначного толкования образом, допустил нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок
решила:
1. Признать жалобу ИП Гончарова Владимира Дмитриевича на действия заказчика - муниципального общеобразовательного учреждения Волжская средняя общеобразовательная школа, при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по капитальному ремонту спортзала в МОУ Волжская СОШ в поселке Волга Некоузского района Ярославской области (извещение N 0371300145616000008) в части нарушения заказчиком части 4 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
2. В ходе проведения внеплановой проверки признать заказчика - муниципальное общеобразовательное учреждение Волжскую среднюю общеобразовательную школу, нарушившим пункт 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ.
3. Выдать заказчику - муниципальному общеобразовательному учреждению Волжской средней общеобразовательной школе, обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
|
_______________ Паутов И.Г. |
|
Члены Комиссии: |
_______________ Крюкова Т.В.
_______________ Ерохина А.А. |
|
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 20 октября 2016 г. N 05-02/311Ж-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.10.2016