Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 21 октября 2016 г. N 20165/05-02(313Ж-16)
Резолютивная часть решения объявлена 21 октября 2016 года
Решение изготовлено в полном объеме 26 октября 2016 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии- заместитель руководителя управления Паутов И.Г., члены Комиссии - начальник отдела контроля закупок Крюкова Т.В., ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок Лебедева С.Н., с участием:
от заказчика - Федерального государственного казённого военного образовательного учреждения высшего образования "Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны" Министерства обороны Российской Федерации (далее - заказчик), представители по доверенности Гаврилов С.А.,Зосиев В.В., Калягина Н.В.,Татарова Т.Н.,
от заявителя - ООО "СТРОЙИНВЕСТ" (далее также - заявитель), представителя не направили, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом,
от оператора электронной площадки - ЗАО "Сбербанк-АСТ", представителя не направили, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" на действия заказчика - Федерального государственного казённого военного образовательного учреждения высшего образования "Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны" Министерства обороны Российской Федерации, при проведении аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонту кровли и помещений здания общежития специального факультета (извещение N 0871100000916000024) (далее - аукцион), и осуществив внеплановую проверку в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013г.N44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014г. N 727/14,
установила:
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступила жалоба ООО "СТРОЙИНВЕСТ" на действия заказчика - Федерального государственного казённого военного образовательного учреждения высшего образования "Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны" Министерства обороны Российской Федерации, при проведении аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонту кровли и помещений здания общежития специального факультета (извещение N 0871100000916000024).
По мнению заявителя, его права и законные интересы нарушены тем, что аукционная документация на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонту кровли и помещений здания общежития специального факультета (извещение N 0871100000916000024) не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе:
1. заказчиком в документации об аукционе в электронной форме не установлен запрет на привлечение организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организаций, контролируемых гражданами Турецкой Республики и (или) организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, для выполнения работ, являющихся предметом закупки, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" (далее - постановление Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457);
2. заказчиком в проекте государственного контракта, являющемся неотъемлемой частью аукционной документации, неправомерно установлен порядок оплаты заказчиком выполненных подрядчиком работ в части требования о предоставлении всеми участниками закупки (в том числе применяющими упрощенную систему налогообложения) для оплаты выполненных ими работ счетов-фактур;
3. заказчиком в извещении о проведении аукциона N 0871100000916000024 в нарушение пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе не указано установленное в аукционной документации требование о наличии у участника закупки свидетельства о допуске к определенным видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
На основании вышеизложенного просит признать жалобу обоснованной.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласны, представили письменные пояснения по существу жалобы и просят признать жалобу необоснованной.
Изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Заказчиком - Федеральным государственным казённым военным образовательным учреждением высшего образования "Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны" Министерства обороны Российской Федерации, 15.08.2016 в единой информационной системе на официальном сайте www.zakupki.gov.ru(далее - официальный сайт) размещено извещение N 0871100000916000024 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонту кровли и помещений здания общежития специального факультета вместе с аукционной документацией.
В отношении довода заявителя о том, что заказчиком в документации об аукционе в электронной форме не установлен запрет на привлечение организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организаций, контролируемых гражданами Турецкой Республики и (или) организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, для выполнения работ, являющихся предметом закупки, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено", Комиссией установлено следующее.
Исходя из пункта 6 части 5 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 3 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ заказчик при осуществлении закупки устанавливает единые требования к участникам закупки, соответствующие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение услуг, являющихся объектом закупки.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено, в том числе и выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Данный перечень содержит следующий вид работ: строительство зданий, строительство инженерных сооружений и работы строительные специализированные, относящийся к коду ОКВЭД 41-43 ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2).
Согласно извещению о проведении аукциона в электронной форме в качестве кода по ОКПД2 указан код 43.91.19.110 с видом работ - ремонт кровли и помещений здания общежития специального факультета.
В извещении о проведении аукциона в электронной форме, сформированном аппаратно-программными средствами сайта, заказчиком установлены единые требования к участникам в соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ.
Согласно указанному извещению его неотъемлемым приложением является файл, содержащий документацию об аукционе в электронной форме, представленный в формате "Microsoft Word" - "Аукцион крыша 27.09.2016".
В пункте 15 части II "Информационная карта электронного аукциона" документации об аукционе в электронной форме заказчиком указаны требования к участникам электронного аукциона, в частности, о соответствии последних требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектом закупки.
Таким образом, заказчик, установив в извещении и аукционной документации требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ, не конкретизировав при этом, что под данными требованиями подразумевается, что участниками закупки не могут быть организации, находящиеся под юрисдикцией Турции, а также организации, контролируемые ими и (или) турецкими гражданами в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457, тем самым допустил нарушение пункта 6 части 5 статьи 63, части 3 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ.
В отношении довода заявителя о том, что заказчиком в проекте государственного контракта, являющемся неотъемлемой частью аукционной документации, неправомерно установлен порядок оплаты заказчиком выполненных подрядчиком работ в части требования о предоставлении всеми участниками закупки (в том числе применяющими упрощенную систему налогообложения) для оплаты выполненных ими работ счетов-фактур, Комиссия установила следующее.
Согласно части 4 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Исходя из части 13 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
В пункте 3.4 раздела 3 проекта государственного контракта заказчиком установлено, что оплата товара по настоящему контракту производится по безналичному расчету путем перечисления денежных средств с лицевого счёта Заказчика на расчетный счет Исполнителя в следующем порядке: в течение 5 (пяти) дней с даты подписания Сторонами акта о приемке выполненных работ (по форме КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (по форме КС-3), Акта приема-передачи выполненных работ и выставленных Исполнителем счета-фактуры.
Исходя из части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с частью 2 статьи 346.11 НК РФ применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 1.6, 3 и 4 статьи 284 настоящего Кодекса), налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с настоящим Кодексом). Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 настоящего Кодекса.
Исходя из части 1 статьи 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном настоящей главой.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 169 НК РФ налогоплательщик обязан составить счет-фактуру, вести книги покупок и книги продаж, в том числе, при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с настоящей главой (за исключением операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со статьей 149 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено подпунктом 1.1 настоящего пункта). При совершении операций по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав лицам, не являющимся налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, и налогоплательщикам, освобожденным от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, по письменному согласию сторон сделки счета-фактуры не составляются.
Согласно формам и правилам заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость", счет-фактура без НДС заполняется по тем же правилам, которые установлены для оформления обычных счетов-фактур, содержащих НДС.
При этом в счете-фактуре, составляемой без НДС, делается запись "без НДС" (пункт 2 раздела приложения N1 к постановлению Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137).
Из буквального толкования вышеприведенных положений налогового законодательства следует, что в отношении организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, предполагается, что счета-фактуры организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, не выставляются исключительно при наличии письменного согласия сторон, при этом в случае отсутствия данного согласия применяется общее правило, по которому налогоплательщик обязан составить счет-фактуру, содержащую указание на слова "без НДС" (то есть по общему правилу счет-фактура является документом, который выставляется вне зависимости от применяемой участниками гражданского оборота системы налогообложения).
Следовательно, лица, не являющиеся плательщиками налога на добавленную стоимость, имеют возможность выбора наиболее оптимального способа организации экономической деятельности и налогового планирования: они вправе либо сформировать цену товаров (работ, услуг) без учета сумм налога на добавленную стоимость и, соответственно, без выделения этих сумм в выставляемых покупателю счетах-фактурах, что повышает ценовую конкурентоспособность соответствующих товаров (работ, услуг), либо выставить контрагенту по конкретным операциям по реализации товаров (работ, услуг) счета-фактуры с выделением суммы налога на добавленную стоимость, притом что эта сумма налога на добавленную стоимость подлежит уплате в бюджет.
Таким образом, Комиссия Ярославского УФАС России не усматривает в действиях заказчика нарушений законодательства о контрактной системе по установлению в проекте государственного контракта, являющемся неотъемлемой частью аукционной документации, порядка оплаты заказчиком выполненных работ в части указания на "выставление исполнителем счета-фактуры", поскольку данное требование не противоречит ни положениям законодательства о контрактной системе, ни положениям налогового законодательства.
Несостоятельным является и довод заявителя о том, что заказчиком в извещении о проведении аукциона N 0871100000916000024 в нарушение пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе не указано установленное в аукционной документации требование о наличии у участника закупки свидетельства о допуске к определенным видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе.
Исходя из пункта 6 части 5 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с извещением N 0871100000916000024 и аукционной документацией объектом данной закупки является выполнение работ по ремонту кровли и помещений здания общежития специального факультета.
Согласно части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
Частью 3 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Исходя из пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ следует, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Пунктом 2 части 5 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3-9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
В пункте 20 части II "Информационная карта электронного аукциона" документации об аукционе в электронной форме заказчиком установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, копию свидетельства, выданного саморегулирующей организацией, о допуске к работам по организации капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем: пункт 33.3 "Жилищно-гражданского строительство" Перечня, утвержденного Приказом Минрегионразвития от 30.12.2009 года N 624.
Исходя из содержания извещения N 0871100000916000024 о проведении электронного аукциона, сформированного посредством использования программных средств единой информационной системы, неотъемлемой ее частью является аукционная документация на выполнение работ по ремонту кровли и помещений здания общежития специального факультета, которая входит в состав прикрепленных к данному извещению документов в разделе "Перечень прикрепленных документов" - "АУКЦИОН КРЫША 27.09.2016" и содержащая вышеприведенные положения.
Следовательно, заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона установлено требование о наличии у участника закупки свидетельства о допуске к определенным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Таким образом, Комиссия в данном случае не усматривает нарушения пункта 6 части 5 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в действиях заказчика по формированию извещения о проведении электронного аукциона.
Процедура аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонту кровли и помещений здания общежития специального факультета (извещение N 0871100000916000024) признана состоявшейся. Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 19.10.2016 на участие в данной процедуре было подано восемь заявок, две из них допущены до участия в аукционе в электронной форме.
Исходя из сведений, содержащихся в заявках участников закупки, ни одна из организаций, являющаяся участником закупки, не находится под юрисдикцией Турецкой республики, а также не контролируется организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой республики и (или) турецкими гражданами, то есть не подпадает под действие запрета, установленного постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457.
Таким образом, выявленное Комиссией правонарушение со стороны заказчика, не повлияло на результаты закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014г. N 727/14
решила:
1. Признать жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" на действия заказчика - Федерального государственного казённого военного образовательного учреждения высшего образования "Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны" Министерства обороны Российской Федерации, при проведении аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонту кровли и помещений здания общежития специального факультета (извещение N 0871100000916000024) обоснованной в части нарушения заказчиком пункта 6 части 5 статьи 63, части 3 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ.
2. Признать заказчика - Федеральное государственное казённое военное образовательное учреждение высшего образования "Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны" Министерства обороны Российской Федерации, нарушившим пункт 6 части 5 статьи 63, часть 3 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ.
3. . Не выдавать заказчику - Федеральному государственному казённому военному образовательному учреждению высшего образования "Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны" Министерства обороны Российской Федерации - обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений в связи с тем, что данное правонарушение не повлияло на результаты закупки.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.Г. Паутов
Члены Комиссии Т.В. Крюкова
С.Н. Лебедева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 21 октября 2016 г. N 20165/05-02(313Ж-16)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.10.2016