Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок:
председатель Комиссии: <_> - начальник отдела контроля закупок;
заместитель председателя Комиссии: <_> - старший государственный инспектор отдела контроля закупок;
члены Комиссии: <_> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок (отсутствует); <_> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля товарных и финансовых рынков, кворум соблюден,
в присутствии:
представителейБУЗ УР "Воткинская городская больница N 1 Министерства здравоохранения Удмуртской Республики" (далее - Заказчик): <_> (доверенность от 15.01.2016г. N 7), <_> (доверенность от 02.09.2016г. N 2);
представителя Министерства экономики Удмуртской Республики (далее - Уполномоченный орган): <_> (доверенность от 13.12.2015г. N 4);
представителя УРОМООНП "НЕФРО-ЛИГА" (далее - Заявитель)<_> (доверенность от 01.01.2016г.N 48),
рассмотрев жалобу УРОМООНП "НЕФРО-ЛИГА" на положения документации об электронном аукционе N15-06/2158-16 на осуществления закупки N15-06/3350-16"услуг по аренде аппаратов"(N0113200000116003006далее - Аукцион) для нужд заказчика - БУЗ УР "Воткинская городская больница N 1 Министерства здравоохранения Удмуртской Республики", в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон),
УСТАНОВИЛА:
31.08.2016г. в Удмуртское УФАС Россиипоступила жалобаУРОМООНП "НЕФРО-ЛИГА" на положения документации об Аукционе.
Заявитель в жалобе указывает, что Заказчиком в Разделе II "Описание объекта закупки: Задание на оказание услуг" установлены требования к оборудованию,предоставляемому в аренду, которые нарушают принцип обеспечения конкуренции, установленный в статье 8 Закона о контрактной системе,и могут повлечь необоснованное ограничение количества участников закупки, а именно требование о совместимости с системой "Центральной раздачи концентрата" Юнона-Аква, имеющихся у Заказчика и требование овозможности подключения к системе "Центральной раздачи концентрата" позволяющего использовать кислотную часть бикарбонатного концентрата в автоматическом режиме. Кроме того, по мнению Заявителя, у Заказчика отсутствует система "Центральной раздачи концентрата" Юнона-Аква.
Также представитель Заявителя на заседании комиссии, указал,что вывод о наличии ограничения конкуренции следует не только из указания конкретных характеристик совместимости п. 1.9.1, 1.10, 2.10, 2.11 Таблицы 2 Раздела II"Описания объекта закупки: Задание на оказание услуг".По мнению представителя Заявителя, Заказчикомустановлены характеристики, не перечисленные в письмеФАС России от 18.04.2011 N АК/14239 "О направлении информации", приложением к которому являютсяразъяснениядля использования территориальными органами ФАСРоссии при определении товарных границ рынка медицинскогооборудования и рынка расходных материалов для гемодиализа, а именно, пункт 2.2 указанных разъяснений. Согласно пункту 2.2 разъяснений ФАС России, на основании данных о клинической практике, представленных экспертами, выделяет в качестве опций оказывающих значительное влияние на терапевтический эффект и качество жизни пациента:
- Монитор контроля достижения предписанной диализной дозы (КТ/V);
- Монитор объема крови;
- Монитор измерения артериального давления и пульса;
- Возможность подключения АИП к информационной системе диализного отделения.
Представитель Заявителя пояснил, что иные характеристики, установленные Заказчиком, являются излишней детализацией, не влияют ни на лечебный процесс, ни на качество проводимого диализа и могут повлечь предложение участниками закупок оборудования, являющегося предметом аренды, изготавливаемого одним производителем.
На заседании Комиссии Удмуртского УФАС России представители Заказчика, представитель Уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, представили в материалы дела письменные пояснения, а также устно пояснили, что у Заказчика присутствует система Юнона-Аква, в обоснование своих доводов представили инвентарную карточку учета нефинансовых активов N 2950 из которой следует, что в БУЗ УР "Воткинская ГБ N 1 МЗ УР" с 01.03.2012г. присутствует "установка водоподготовки для проведения гемодиализа "Юнона АКВА-01". В опровержение довода Заявителя обустановлении требований к арендуемому оборудованию, которые нарушают принцип обеспечения конкуренции, установленный в статье 8 Закона о контрактной системе Заказчиком представлены коммерческие предложения от трех компаний, согласно технических характеристик установленных заказчиком соответствует оборудование производства:
- Gambro, Швеция;
- Nipro Corporation, Япония;
- ООО "Завод Дизэт", Россия;
- Fresenius, Германия.
Все потенциальные поставщики подтвердили возможную совместимость с системой "Центральной раздачи концентрата" Юнона-Аква и возможность подключения к системе "Центральной раздачи концентрата" позволяющего использовать кислотную часть бикарбонатного концентрата в автоматическом режиме. Также Заказчиком была представлена распечатка с электронной торговой площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" от 06.09.2016 12:22 (время московское) из которой следует, что по данному Аукциону поступило 3 заявки на участие. Кроме того, представители Заказчика указали, что в документации об Аукционе не содержится запретов на использование соответствующих адаптеров в целях установления совместимости, подлежащего аренде оборудования, с системой "Центральной раздачи концентрата" Юнона-Аква.
Рассмотрев жалобу, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, осуществив в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
22.08.2016 г. Уполномоченный орган разместил в единой информационной системе в сфере закупок извещение о проведении Аукциона, а также документацию об Аукционе. Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 8 651 666,64 рублей.
Согласно извещению о проведении Аукциона дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников установлен Заказчиком - 14.09.2016г.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона.
Исходя из требований пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работ, услуг установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, из положений Закона о контрактной системе следует, что определение характеристик оборудования, являющегося предметом аренды, относится к компетенции Заказчика и осуществляется в соответствии с целями обеспечения нужд Заказчика.
Ссылка представителя Заявителя на разъяснения ФАС России не свидетельствует о наличии в действиях Заказчика по указанным доводам нарушения статьи 8 Закона о защите конкуренции. Разъяснения для использования территориальными органами ФАС России при определении товарных границ рынка медицинского оборудования и рынка расходных материалов для гемодиализане содержат выводов о безусловном наличии признаков ограничения конкуренции в случаях установления Заказчиком требований, не указанных в п. 2.2. разъяснений, также представителем Заявителя не представлены доводы и соответствующие доказательства, относительно установления Заказчиком требований к арендуемому оборудованию, не содержащихся в пункте 2.2 разъяснений, и являющимися уникальными и присущими исключительно оборудованию одного производителя.
Комиссией Удмуртского УФАС России установлено, что в Разделе II "Описания объекта закупки: Задание на оказание услуг" документации об Аукционе установлены характеристики АИП, являющихся предметом аренды.
Так в пунктах 1.9.1, 1.10, 2.10, 2.11 установлены следующие требования к оборудованию,используемому при оказании услуг:
N п/п |
Наименование используемого Оборудования |
Характеристики используемого Оборудования: показатели и значения показателей, позволяющие определить соответствие используемого Оборудования установленным Заказчиком требованиям |
1 |
Аппарат "Искусственная почка" для проведения процедуры гемодиализа с возможностью проведения процедуры гемодиафильтрации |
1.9.1. Совместимость с системой "Центральной раздачи концентрата" Юнона-Аква, имеющейся у Заказчика |
1.10. Возможность подключения к системе "Центральной раздачи концентрата" позволяющего использовать кислотную часть бикарбонатного концентрата в автоматическом режиме | ||
2 |
Аппарат "Искусственная почка" для проведения процедуры гемодиализа |
2.10. Совместимость с системой "Центральной раздачи концентрата" Юнона-Аква, имеющейся у Заказчика |
2.11. Возможность подключения к системе "Центральной раздачи концентрата" позволяющего использовать кислотную часть бикарбонатного концентрата в автоматическом режиме |
Комиссией Удмуртского УФАС России установлено, что при описании объекта закупки в разделе II "Описание объекта закупки: Задание на оказание услуг" документации об Аукционе установлены показатели, позволяющие определить соответствие предоставляемого в аренду оборудования требованиям Заказчика - указаны максимальные и минимальные значения показателей, значения показателей, которые не могут изменяться; отсутствуют указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование страны происхождения товара.В документации об Аукционе не содержится запретов на использование дополнительного оборудования в целях установления совместимости, подлежащего аренде оборудования, с системой "Центральной раздачи концентрата" Юнона-Аква.
Положения Закона о контрактной системе не обязывают заказчика осуществлять закупку с указанием характеристик оборудования, являющегося предметом аренды,предоставить которое может неограниченный круг лиц. Осуществление закупки в рамках Закона о контрактной системе направлено на обеспечение государственных или муниципальных нужд, а, следовательно, на удовлетворение потребности заказчика в оказании услуг с использованием оборудования отвечающего существующей потребности.
Включение заказчиком в документацию о закупке требований к оборудованию, вследствие наличия которых не каждый товар, выпущенный в оборот на соответствующем рынке, может быть предоставлен Заказчику в аренду в рамках определенной закупки не является безусловным ограничением количества участников закупки, так как, в соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о контрактной системе участником закупки является любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. При этом, Закон о контрактной системе не устанавливает ограничений, связанных с участием в закупках исключительно производителей товаров, а следовательно, участником закупки может быть любое лицо, которое отвечает требованиям действующего законодательства и осуществившее действия, направленные на участие в закупке, в частности, подача заявки для участия в закупке, приобретение товара, необходимого заказчику, у производителя, поставка товара собственного производства, соответствующего требованиям документации о закупке.
Вместе с тем, в жалобе Заявителя отсутствует информация, позволяющая установить, что требования к оборудованию, содержащиеся в таблице 1 раздела II документации об электронном аукционе "Описание объекта закупки: Техническое задание", явились препятствием для подачи заявки потенциальных участников для участия в закупке, также не представлены документы, подтверждающие отсутствие возможности приобрести потенциальным участникам товар, отвечающий указанным требованиям документации об Аукционе, в связи с чем, факт ограничения количества участников закупки и нарушения требований Закона в рассматриваемой ситуации не подтвержден.
На основании вышеизложенного, учитывая, что на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о том, что при описании объекта закупки Заказчиком установлены требования к закупаемому товару в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не ограничивают количество участников закупки, в связи с чем, доводы жалоба Заявителя признается необоснованной.
На основании изложенного и, руководствуясь частями 1, 3, 4 статьи 105, частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу УРОМООНП "НЕФРО-ЛИГА" на положения документации об электронном аукционе N15-06/3350-16"услуг по аренде аппаратов" (номер закупки в единой информационной системе в сфере закупок - 0113200000116003006) для нужд заказчика - БУЗ УР "Воткинская городская больница N 1 Министерства здравоохранения Удмуртской Республики"необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии: |
____________ <_> |
Заместитель председателя Комиссии:
Член Комиссии: |
____________ <_>
____________ <_>
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 7 сентября 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.09.2016