Комиссия Костромского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Костромского УФАС России; Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: |
Ревельцев О.В., заместитель руководителя управления; |
Члены Комиссии: |
Степина А.К., старший государственный инспектор отдела контроля в сфере закупок, торговли и рекламы; Рубцов И.М., государственный инспектор отдела контроля в сфере закупок, торговли и рекламы; |
|
|
при ведении аудиозаписи заседания, в присутствии: директора Управления пассажирского транспорта администрации города Костромы С.В. Пушкина, представителей Управления пассажирского транспорта администрации города Костромы А.В. Елисеева, А.В. Губанова, С.А. Шемякиной, А.Ю. Котина, А.В, Артимовской, директора МКУ города Костромы "Агентство муниципальных закупок" (далее - Уполномоченный орган) Карташова В.В. ; представителя ООО "МАЙС" А.В. Зотова; рассмотрев жалобу ООО "МАЙС" (далее - Заявитель) на действия Управления пассажирского транспорта администрации города Костромы (далее - Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме на право заключения муниципального на выполнение работ по осуществлению регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в городском сообщении по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам N 6 "ВР "Солнечный" - пл. Сусанинская" и N 51 "ВР "Солнечный" - п. Новый"" (извещение N 0841300009016000548) и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Согласно представленным материалам 25.07.2016 г. на официальном сайте уполномоченного органа www.zakupki.gov.ru в сети "Интернет" для размещения информации в сфере закупок размещено извещение и аукционная документация на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по осуществлению регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в городском сообщении по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам N 6 "ВР "Солнечный" - пл. Сусанинская" и N 51 "ВР "Солнечный" - п. Новый" (извещение N 0841300009016000548)
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями заказчика в части описания объекта закупки:
"Полагаем, что Заказчик неправомерно включил в техническое задание значение показателей транспортных средств, являющимися средствами выполнения подрядчиком условий контракта, год выпуска транспортного средства - не ранее 2012 года, и установку средства видеорегистрации и светодиодное табло.
Данные требования объективно ничем не вызываются и ограничивают право участия в соответствующем аукционе и доступ Общества на рынок, чем ущемляются интересы Общества.
По нашему мнению, возраст транспортных средств, предлагаемых для осуществления регулярных перевозок, должен соответствовать требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утверждённых Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090; при том, что техзаданием уже предусмотрены допуск ТС к эксплуатации и их техсостояние в соответствии с действующим законодательством.
Оснащение автобусов средствами видеорегистрации и светодиодными табло в обязательном порядке не предусмотрено действующим законодательством.
Указанные критерии в силу избыточности установленных в них требований, создают искусственные ограничения для участия в аукционе ряда перевозчиков, ввиду нецелесообразности дополнительной установки и использования данного оборудования, с учетом малой протяженности маршрута и большой плотности остановок.
Пункт 2.1.1. Раздела 3. Описание объекта закупки документация об электронном аукционе обязывает ПОДРЯДЧИКА (победителя аукциона) до заключения Контракта представить Заказчику документы или заверенные надлежащим образом копии документов, в частности: - документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании предлагаемых к использованию для перевозок пассажиров в рамках исполнения Контракта автобусов (1 автобус на каждом маршруте), соответствующих требованиям, указанным в Контракте, приложениям к Контракту, оборудованных для перевозки людей с ограниченными возможностями передвижения, пассажиров с детскими колясками, а также документов, подтверждающих их государственную регистрацию, в том числе паспортов транспортных средств, талонов о прохождении технического осмотра транспортных средств;
Из этого требования вытекает то, что на момент "до заключения контракта" транспорт должен быть у Подрядчика (победителя) в наличие уже зарегистрированным и застрахованным (что возможно только при фактическом наличии транспорта).
Срок электронного аукциона, проводимого по оспариваемому лоту 15 августа 2016г.
Срок предоставления транспортных средств для осмотра - 12 сентября 2016г.
Данный срок поставки техники является крайне ограниченным. Приобретение данного вида, - специализированного,- транспорта возможно только на условиях лизинга, либо кредитных средств. Сроки одобрения заявок в лизинговых компаниях не позволяют приобрести необходимую технику к установленной дате.
Таким образом, Обществу, как участнику торгов, установленными требованиями создан барьер к участию в аукционе.
В нарушение положения части 3 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), запрещающего включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта Заказчик пунктом 2.1.1 Документации требует до заключения контракта представления:
документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании и соответствующих установленным требованиям помещений и оборудования, позволяющих осуществлять техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, либо договора со специализированной организацией на предоставление услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств;
документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании парковки (парковочного места) для стоянки всех предлагаемых к использованию для перевозок пассажиров автобусов в рамках исполнения Контракта, либо договора со специализированной организацией на предоставление услуг по стоянке этих транспортных средств;
документов, подтверждающих привлечение Подрядчиком в порядке, предусмотренном действующим трудовым (гражданско-правовым) законодательством, работников, осуществляющих предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителей, отвечающих требованиям действующего законодательства, либо договора с медицинской организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими соответствующую лицензию на проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров.
Согласно ч. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в частности, создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
Наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений (часть 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закон о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Следовательно, требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ, установленные в документации о торгах, не должны приводить к ограничению количества участников размещения заказа.
Установление требования (совокупности требований) к услуге приводит к ограничению количества участников размещения заказа, в случае если такие требования не обусловлены объективными потребностями заказчика.
Полагаем, что вышеприведённые положения аукционной документации не обусловлены объективными потребностями заказчика, нарушают требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ и права Общества".
Представители Заказчика указал на то, что:
"Управлением транспорта Администрации города Костромы рассмотрена жалоба ООО "МАЙС" на решение заказчика об утверждении документации об открытом аукционе в электронной форме. Считаем, что описание объекта закупки изложено в документации электронного аукциона в полном соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". В обоснование своей позиции сообщаем следующее.
1. По вопросу включения в техническое задание значение показателей транспортных средств, являющимися средствами выполнения подрядчиком условий контракта, год выпуска транспортного средства - не ранее 2012 года и установку средств видеорегистрации и светодиодного табло.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предметом государственного или муниципального контракта является выполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт (далее - подрядчик), работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, в соответствии с требованиями, установленными государственным или муниципальным заказчиком. Создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа, согласно пункта 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Требование к транспортным средствам по году выпуска (не ранее 2012 года) обоснованы необходимостью обеспечения безопасности и качества пассажирских перевозок.
Администрацией города Костромы города Костромы приняты во внимание срок эксплуатации автобусов, определенный "Методикой оценки остаточной стоимости транспортных средств с учетом технического состояния", утвержденной Минтрансом РФ 10 декабря 1998 года, для целей бухгалтерского учета - 10 лет. В связи с чем, требования были сформулированы таким образом, что бы на срок окончания действия муниципального контракта, транспортные средства, используемые для выполнения работы, соответствовали нормативному сроку службы.
Подпунктом 4.7.1. пункта 4.7. Раздела IV муниципальной программы "Развитие городского пассажирского транспорта на 2016-2018 годы" утвержденной постановлением Администрации города Костромы от 11 сентября 2015 года N 2570 в целях обеспечения безопасности перевозок общественным транспортом, снижения темпов роста аварийности и риска возможных дорожно-транспортных происшествий на общественном транспорте предполагается своевременная замена физически и морально устаревших транспортных средств (декабрь 2015-2018 гг.).
Кроме того, необходимо отметить, что требования на соответствие года выпуска транспортных средств не ограничивают круг поставщиков, которые могут поставлять указанные транспортные средства, в связи с чем, данные требования нельзя рассматривать как ограничивающие конкуренцию.
В соответствии с пунктом 1 части 2 Распоряжения Правительства РФ от 3 декабря 2014 года N 2446-р "Об утверждении Концепции построения и развития аппаратно-программного комплекса "Безопасный город"" обеспечение правопорядка и профилактика правонарушений на дорогах, объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах предусматривают:
а) видеонаблюдение и видеофиксацию, включая:
круглосуточную регистрацию фактов нарушения правил дорожного движения;
фиксацию в автоматическом режиме правонарушений в области дорожного движения и передачу полученной информации в центры автоматизированной фиксации нарушений правил дорожного движения;
б) видеоанализ, включая:
выявление потенциально опасных событий на дорогах и объектах транспортной инфраструктуры железнодорожного, водного, воздушного и автомобильного транспорта, метрополитена и дорожного хозяйства;
восстановление хронологии происшествий;
отслеживание маршрутов транспортных средств.
Требования к обеспечению транспортной безопасности содержит Приказ Минтранса РФ от 8 февраля 2011 года N 42 "Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства" также устанавливают требования к субъектам транспортной инфраструктуры оснастить ТС техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими видеообнаружение объектов видеонаблюдения в кабине ТС и на путях прохода в салон (кабину) ТС и видемониторинг объектов видеонаблюдения в салоне ТС (пункт 22, 23 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства).
Кроме того, обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 9.1 "Методических рекомендации по выбору и применению технических средств обеспечения транспортной безопасности автобусов городского, пригородного, междугородного и международного сообщения, легковых автомобилей, перевозящих пассажиров, грузовых автомобилей, трамваев и троллейбусов" утвержденных Распоряжением Росавтодора от 22.08.2012 N 620-р, в состав инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности автобусов городского, пригородного, междугородного и международного сообщения первой категории может входить, в том числе и система видеонаблюдения.
Подпунктом "г" пункта 3 Приказа Минтранса России от 1 декабря 2015 года N 347 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автовокзалов, автостанций и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи" перевозчики и владельцы объектов транспортной инфраструктуры обеспечивают дублирование необходимой для пассажиров из числа инвалидов звуковой и зрительной информации на объектах транспорта.
Указанное требование обязательно с 1 июля 2016 года в связи с принятием Федерального закона от 1 декабря 2014 года N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" (пункт 6 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181 -ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Подпунктом "е" пункта 4.3.3.3. "ГОСТ Р 51825-2001. Государственного стандарта Российской Федерации. Услуги пассажирского автомобильного транспорта. Общие требования", утверждённого Постановлением Госстандарта России от 14 ноября 2001 года N 461-ст, установлено, что в процессе перевозки пассажирам должна предоставляться необходимая и своевременная звуковая и визуальная информация по вопросам, связанным с оказанием услуг по перевозке.
Таким образом, оснащение автобусов средствами видеорегистрации и светодиодными табло регламентировано на законодательном уровне.
Обязание подрядчика до заключения контракта представить заказчику документы или надлежащим образом заверенные копии документов, а именно документов на транспортные средства оборудованные для перевозки людей с ограниченными возможностями передвижения, пассажиров с детскими колясками установлено не к участнику электронного аукциона, а к исполнителю работы по муниципальному контракту и обусловлено необходимостью заказчика выдать перевозчику карты маршрута на каждое транспортное средство, необходимое для исполнения контракта, что возможно только после установления факта соответствия транспортных средств, требованиям, законодательства регламентирующего сферу деятельности выполняемых работ.
Пунктом 6 Приказа Минтранса России от 1 декабря 2015 года N 347 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автовокзалов, автостанций и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи" установлена обязанность перевозчиков обеспечить для пассажиров из числа инвалидов посадку в транспортные средства и высадку из них, в том числе с использованием специальных подъемных устройств для пассажиров из числа инвалидов, не способных передвигаться самостоятельно. Указанный пункт вступил в силу 1 июля 2016 года.
Срок предоставления транспортных средств для осмотра - 12 сентября установлен в связи с необходимостью, в соответствии со статьей 28 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" выдать перевозчику карты маршрута на каждое транспортное средство, необходимое для исполнения контракта, что возможно только после осмотра транспортных средств и проверки всех документов.
Представление до заключения контракта документов подтверждающих наличие: помещений и оборудования, позволяющих осуществлять техническое обслуживание; документов, подтверждающих наличие парковки; документов, подтверждающих привлечение работников для предрейсового и послерейсового медицинского осмотра установлено не к участнику электронного аукциона, а к исполнителю работы по муниципальному контракту и обусловлено необходимостью заказчика удостовериться в факте соответствия перевозчика, требованиям, законодательства регламентирующего сферу деятельности выполняемых работ.
Указанные требования являются лицензионными, на этапе получения лицензии на осуществление пассажирских перевозок перевозчик должен иметь в своем распоряжении помещения и оборудование, позволяющие осуществлять техническое обслуживание, парковку, работников для предрейсового и послерейсового медицинского осмотра.
Статьей 33 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрены требования обязательному наличию стоянки транспортного средства, используемого для осуществления перевозок, в ночное время.
Требования к оснащению парковок установлены Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 19 апреля 2016 года "Об утверждении Требований к парковкам для стоянки в ночное время транспортных средств, используемых для осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в отсутствие водителя".
Кроме того, подпунктом 4.7.7. пункта 4.7. Раздела IV муниципальной программы "Развитие городского пассажирского транспорта на 2016-2018 годы" утвержденной постановлением Администрации города Костромы от 11 сентября 2015 года N 2570 предусмотрено совершенствование процедур регулирования допуска перевозчиков на рынок в части соблюдения требований безопасности дорожного движения за счет формирования условий участия в конкурсах (наличие базы технического обслуживания и ремонта, возможности проведения предрейсового и послерейсового технического осмотра автомобилей и медицинского контроля здоровья водителей, обеспечение условий автостоянки, подбора персонала соответствующей квалификации) (постоянно).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Документация электронного аукциона на выполнение работ по осуществлению регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в городском сообщении по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам N 6 "ВР "Солнечный" - пл. Сусанинская" и N 51 "ВР "Солнечный" - п. Новый" не содержит требований к участникам закупки, которые влекут за собой ограничение количества участников (в том числе требований о наличии у участников закупки производственных мощностей, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для выполнения работ, являющихся предметом контракта).
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Иные ограничения к формированию лотов законодательством не предусмотрены.
Из изложенного следует, что в зависимости от своих потребностей Заказчик устанавливает требования к объекту закупки с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств.
Одним из принципов контрактной системы является принцип эффективности закупок: заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок осуществления закупок, является выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования.
Исходя из положений законодательства о контрактной системе, в торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют целям эффективного использования бюджетных средств, поэтому, включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят с исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающим таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа в торгах и не является нарушением статьи 17 Закона о защите конкуренции".
Выслушав доводы сторон, ознакомившись с представленными возражениями и документами, и проведя внеплановую проверку в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Костромского УФАС России пришла к следующим выводам.
Согласно статье 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о перевозке пассажиров) процедура определения поставщика определяется согласно Закона о контрактной системе и Закона о перевозке пассажиров.
В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, а также обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
При этом заказчики в силу части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона о контрактной системе).
Статьей 64 Федерального Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
Согласно пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
Согласно статьи 24 Решения Комиссии Таможенного союза проверку выполнения требований к типам транспортных средств (шасси) осуществляют аккредитованные органы по сертификации, включенные в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза и заявленные государством - членом Таможенного союза для проведения одобрения типа.
Заявитель в своей жалобе указывает, что Заказчик неправомерно включил в техническое задание значение показателей транспортных средств, являющимися средствами выполнения подрядчик условий контракта, год выпуска транспортного средства - не ранее 2012 года.
Согласно части 1 статьи 14 Закон о перевозке пассажиров в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
Согласно части 2 статьи 14 Закон о перевозке пассажиров осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона.
Согласно части 3 статьи 14 Закон о перевозке пассажиров предметом государственного или муниципального контракта является выполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт (далее - подрядчик), работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, в соответствии с требованиями, установленными государственным или муниципальным заказчиком.
В части 4 статьи 28 Закона о перевозке пассажиров в карте маршрута регулярных перевозок указываются, в том числе, следующие сведения:
- вид транспортного средства и класс транспортного средства;
- экологические характеристики транспортного средства;
- срок действия карты маршрута регулярных перевозок, если в соответствии с настоящим Федеральным законом она выдана на ограниченный срок;
- характеристики транспортного средства, влияющие на качество регулярных перевозок, если такие характеристики предусмотрены государственным или муниципальным контрактом, требованиями к осуществлению регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам либо конкурсной заявкой юридического лица, индивидуального предпринимателя или уполномоченного участника договора простого товарищества, которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.
В ходе заседания Комиссии представители Заказчика пояснили, что требование к транспортному средству по году выпуска обосновано необходимостью обеспечения безопасности и качества пассажирских перевозок.
Также заказчик пояснил, что показатель автобуса не ранее 2012 год был определен с помощью оценки остаточной стоимости транспортных средств с учетом технического состояния Р 03112194-0376-98, утвержденной Минтрансом РФ 10 декабря 1998 года, с учетом, что срок износа транспортных средств категории М 2 на конец срока действия муниципального контракта должен составлять порядка 10 лет и с учетом этого определен срок выпуска начало действия контракта около 4-х лет. На вопрос Комиссии о возможности замены транспортных средств в течение срока выполнения контракта получено пояснение о том, что запрет не установлен, то есть перевозчик имеет право заменить транспортное средство, в том числе, и более новым.
На вопрос Комиссии о том, как год выпуска транспортного средства влияет на безопасность, был получен ответ, что чем меньше срок использования транспортных средств, тем оно безопаснее. Доводов и ссылок на нормативно-правовые акты не приведено.
В свою очередь статья 2 Федерального закон от 01.07.2011 N 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" устанавливает порядок и периодичность проведения технического осмотра находящихся в эксплуатации транспортных средств. Также часть 1 статьи 1 вышеуказанного Закона устанавливает следующие понятия.
технический осмотр транспортных средств (далее также - технический осмотр) - проверка технического состояния транспортных средств (в том числе их частей, предметов их дополнительного оборудования) на предмет их соответствия обязательным требованиям безопасности транспортных средств в целях допуска транспортных средств к участию
обязательные требования безопасности транспортных средств - требования к техническому состоянию транспортных средств (в том числе их частей, предметов их дополнительного оборудования), установленные международными договорами Российской Федерации или нормативными правовыми актами Российской Федерации, на соответствие которым осуществляется проверка транспортных средств (в том числе их частей, предметов их дополнительного оборудования), при проведении технического осмотра;
диагностическая карта - документ, оформленный по результатам проведения технического осмотра транспортного средства (в том числе его частей, предметов его дополнительного оборудования), содержащий сведения о соответствии или несоответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств и в случае, если содержит сведения о соответствии обязательным требованиям безопасности транспортных средств, подтверждающий допуск транспортного средства к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации и в соответствии с международными договорами Российской Федерации также за ее пределами;
Постановление Правительства РФ от 10.09.2009 N 720 "Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств" утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 10.02.2015 N 109 Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877 утвержден технический регламент Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011) (далее - Решение Комиссии Таможенного союза). В вышеуказанном решении не имеется ограничения по году выпуска транспортного средства.
Исходя из вышеуказанного и оценив представленные сторонами документы Комиссия Костромского УФАС России пришла к выводу, что установленная характеристика 2012 год выпуска не позволяет объективно оценить потребность заказчика в плане безопасности и качества пассажирских перевозок и необходимость установления подобного ограничения. Иных доказательств, обосновывающих необходимость установления по году выпуска, а именно транспортного средства в дело не предоставлено. Также статьей 34 Конституции Российской Федерации, установлено, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Учитывая изложенное Комиссия Костромского УФАС России пришла к выводу, что произвольное установление данного требования ограничивает возможность участия в аукционе на оказание пассажирских перевозок хозяйствующих субъектов, у которых присутствуют автобусы, года выпуска более раннего, чем 2012 год, но которые могут иметь достаточный подвижной состав, состоящий из автобусов с лучшими техническими характеристиками и соответствуют требованиям безопасности транспортных средств. Довод заявителя обоснован. Описание объекта закупки не соответствует пункту 1,2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Также, Заявитель в своей жалобе указал на то, что оснащение автобусов средствами видеорегистрации и светодиодными табло в обязательном порядке не предусмотрено действующим законодательством.
В статье 14 Решения Комиссии Таможенного союза указано, что конструкция выпускаемых в обращение транспортных средств категорий M2 и M3, должна предусматривать возможность оснащения (штатные места установки, крепления, энергопитания) техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха (тахографами).
Как пояснили представители Заказчика, при установлении данного критерия, Заказчик руководствовался Законодательством Российской Федерации.
Так, в соответствии с пунктом 1 части 2 Распоряжения Правительства РФ от 3 декабря 2014 года N 2446-р "Об утверждении Концепции построения и развития аппаратно-программного комплекса "Безопасный город"" обеспечение правопорядка и профилактика правонарушений на дорогах, объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах предусматривают:
а) видеонаблюдение и видеофиксацию, включая:
круглосуточную регистрацию фактов нарушения правил дорожного движения;
фиксацию в автоматическом режиме правонарушений в области дорожного движения и передачу полученной информации в центры автоматизированной фиксации нарушений правил дорожного движения;
б) видеоанализ, включая:
выявление потенциально опасных событий на дорогах и объектах транспортной инфраструктуры железнодорожного, водного, воздушного и автомобильного транспорта, метрополитена и дорожного хозяйства;
восстановление хронологии происшествий;
отслеживание маршрутов транспортных средств.
Требования к обеспечению транспортной безопасности содержит Приказ Минтранса РФ от 8 февраля 2011 года N 42 "Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства" также устанавливают требования к субъектам транспортной инфраструктуры оснастить ТС техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими видеообнаружение объектов видеонаблюдения в кабине ТС и на путях прохода в салон (кабину) ТС и видемониторинг объектов видеонаблюдения в салоне ТС (пункт 22, 23 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства).
Кроме того, в соответствии с пунктом 9.1 "Методических рекомендации по выбору и применению технических средств обеспечения транспортной безопасности автобусов городского, пригородного, междугородного и международного сообщения, легковых автомобилей, перевозящих пассажиров, грузовых автомобилей, трамваев и троллейбусов" утвержденных Распоряжением Росавтодора от 22.08.2012 N 620-р, в состав инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности автобусов городского, пригородного, междугородного и международного сообщения первой категории может входить, в том числе и система видеонаблюдения.
Подпунктом "г" пункта 3 Приказа Минтранса России от 1 декабря 2015 года N 347 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автовокзалов, автостанций и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи" перевозчики и владельцы объектов транспортной инфраструктуры обеспечивают дублирование необходимой для пассажиров из числа инвалидов звуковой и зрительной информации на объектах транспорта.
Указанное требование обязательно с 1 июля 2016 года в связи с принятием Федерального закона от 1 декабря 2014 года N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" (пункт 6 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181 -ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Подпунктом "е" пункта 4.3.3.3. "ГОСТ Р 51825-2001. Государственного стандарта Российской Федерации. Услуги пассажирского автомобильного транспорта. Общие требования", утверждённого Постановлением Госстандарта России от 14 ноября 2001 года N 461-ст, установлено, что в процессе перевозки пассажирам должна предоставляться необходимая и своевременная звуковая и визуальная информация по вопросам, связанным с оказанием услуг по перевозке.
Комиссия Костромского УФАС России принимает довод Заказчика, об оснащение автобусов средствами видеорегистрации и светодиодными табло, так как эта необходимость установлена объективно.
В соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" и в соответствии с подпунктом "ж" пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 N 280 транспортные средства, включая специальные транспортные средства, категории M, используемые для коммерческих перевозок пассажиров подлежат оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
Согласно статье 13 Решения Комиссии Таможенного союза. Выпускаемые в обращение транспортные средства категории M, используемые для коммерческих перевозок пассажиров, а также специально предназначенные для перевозки детей, и категории N, используемые для перевозки твердых бытовых отходов и мусора (мусоровозы), специальных, опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, а также транспортные средства оперативных служб подлежат оснащению аппаратурой спутниковой навигации. Конструкция указанных транспортных средств должна обеспечивать возможность оснащения их указанной аппаратурой. Транспортные средства оперативных служб и транспортные средства категории N, используемые для перевозки твердых бытовых отходов и мусора (мусоровозы), оснащаются аппаратурой спутниковой навигации в порядке, установленном законодательством государств - членов Таможенного союза.
Статьей 7 Федерального закона от 14.02.2009 N 22-ФЗ "О навигационной деятельности" установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления имеют право получать услуги в сфере навигационной деятельности в установленном ими порядке.
Согласно статьи 1 Распоряжения Администрации Костромской области от 28.12.2012 N 259-ра "Об утверждении перечня транспортных средств, подлежащих оснащению аппаратурой спутниковой навигации на основе технологий ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS с подключением к региональной навигационно-информационной системе Костромской области" Утвердить прилагаемый перечень транспортных средств, подлежащих оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS (далее - аппаратура спутниковой навигации) с подключением к региональной навигационно-информационной системе Костромской области (далее - РНИС Костромской области) через Региональный навигационный информационный центр Костромской области (далее - РНИЦ Костромской области), закрепленных в установленном порядке за исполнительными органами государственной власти Костромской области, подведомственными им государственными предприятиями и учреждениями Костромской области (далее - подведомственные предприятия и учреждения), а также принадлежащих иным хозяйствующим субъектам, осуществляющим хозяйственную деятельность на территории Костромской области.
Таким образом, Комиссия делает вывод о необходимости оснащения оборудованием для системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Однако, Распоряжением Администрации Костромской области от 28.12.2012 N 259-ра "Об утверждении перечня транспортных средств, подлежащих оснащению аппаратурой спутниковой навигации на основе технологий ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS с подключением к региональной навигационно-информационной системе Костромской области" не установлен порядок получения навигационных услуг для транспортных работ, являющихся предметом муниципального контракта. Представитель Заказчика пояснил, что требование, связанное с подключением к РНИЦ Костромской области носит рекомендательный характер.
На довод Заявителя по поводу установления в аукционной документации количество дверей не менее двух, Заказчик пояснил, что данное требование не ограничивает участников электронного аукциона, что задняя дверь в маршрутном автобусе тоже считается за дверь и Заказчик готов дать по этому поводу разъяснения положения документации.
Таким образом, объективность описания предмета закупки в части этих вышеуказанных доводов не соответствует правилам описания объекта закупки (не соответствует пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе) и требуют уточнения.
Комиссия отклоняет довод Заявителя о неправомерном выставлении в извещении номера лота, поскольку на конкурс выставлено два маршрута единым лотом. Законодательством Российской Федерации не запрещено объединение нескольких маршрутов в один лот.
Иные доводы, озвученные Заявителем в ходе рассмотрения жалобы Комиссией не рассматриваются, так как выходят за область применения Закона о контрактной системе, в том числе требования по предоставлению до 12 сентября 2016 года документов до заключения муниципального контракта Законом о контрактной системе не предусмотрено.
Исходя из указанного, Комиссия Костромского УФАС России признает факт нарушения заказчиком пункта 1,2 части 1 статьи 33, Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 106, Закона о контрактной системе, Комиссия Костромского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Майс" частично обоснованной.
2. Признать факт нарушения Заказчиком пункта 1,2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений путем внесения изменений в документацию.
4. Передать материалы дела должностному для рассмотрения вопроса о привлечении к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии О.В. Ревельцев
Члены комиссии А.К. Степина
И.М.Рубцов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области от 3 августа 2016 г. N 12-10-138/2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.08.2016