Комиссия Костромского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Костромского УФАС России; Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: |
Ревельцев О.В., заместитель руководителя управления; |
Члены Комиссии: |
Степина А.К., старший государственный инспектор отдела контроля в сфере закупок, торговли и рекламы; Рубцов И.М., государственный инспектор отдела контроля в сфере закупок, торговли и рекламы; |
|
|
при ведении аудиозаписи заседания, в присутствии: представителей МКУ г. Кострома "Агентство муниципальных закупок" А.А. Колегановой, Э.Ю. Барановой; представителя Думы города Косторомы Л.Ю. Рябочкиной; представитель ООО "Сервисные системы" на рассмотрение жалобы не явился, был уведомлен надлежащим образом, направил ходатайство о рассмотрение жалобы в отсутствие представителя; рассмотрев жалобу ООО "Сервисные системы" (далее - Заявитель) на действия Думы города Костромы (далее - Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на поставку многофункционального устройства с финишным оборудованием (извещение N0841300009016000540) и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Согласно представленным материалам 21.07.2016 г. на официальном сайте уполномоченного органа www.zakupki.gov.ru в сети "Интернет" для размещения информации в сфере закупок размещено извещение и конкурсная документация на право заключения государственного контракта на поставку многофункционального устройства с финишным оборудованием (извещение N0841300009016000540).
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями заказчика в части описания объекта закупки:
"Заказчик в документации электронного аукциона N0841300009016000540 на поставку многофункционального устройства с финишным оборудованием в разделе 3 пункт 2 "общие требования к Товару" указывает требование: "Поставляемый товар должен быть ... не ранее 2016 года выпуска". Мы считаем, что требование к году выпуска товара не имеет под собой оснований, носит необъективный характер и ограничивает количество потенциальных участников электронного аукциона, имеющих возможность предложить к поставке технику более раннего года производства. Год выпуска не влияет ни на функциональные, ни на технические, ни на качественные, ни на эксплуатационные характеристики объекта закупки, ни на гарантийные обязательства (которые начинают исчисляться с момента подписания Заказчиком товарной накладной).
Обращаем внимание, что нашей компанией был подан запрос разъяснений с предложением устранить требование к году выпуска товара, на что Заказчик ответил отказом (доводы Заказчика можно увидеть в прикрепленном к жалобе документе). Заказчиком было дано разъяснение на первый запрос разъяснений 25 июля 2016 года в 16 часов 17 минут по Московскому времени.
Согласно 44-ФЗ закону на направление повторного запроса разъяснений оставалось менее 2-х часов рабочего времени.
Таким образом Заказчик фактически не оставил времени на подачу повторного запроса разъяснений. Считаем, что это было сделано с умыслом, так как именно по этой формальной причине Заказчик отказывается от ответа на повторный запрос разъяснений. Более того, в повторном запросе разъяснений приведены ссылки на конкретные нормативные акты полностью опровергающие позицию Заказчика".
Представитель Заказчика указал на то, что:
"Относительно доводов жалобы, поступившей от участника электронного аукциона ООО "Сервисные системы", сообщаю следующее.
В документации электронного аукциона на поставку многофункционального устройства с финишным оборудованием действительно установлено требование о том, что поставляемый товар должен быть не ранее 2016 года выпуска. Данная характеристика товара установлена на основании ст. 33 Федерального закона "контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" ( далее по тексту - закон о контрактной системе) и отвечает за срок полезною использования оборудования, которым исчисляется с момента выпуска, изготовления оборудования, а не с момента запуска его в эксплуатацию. Соответственно, данный параметр нельзя подменять понятием гарантийный срок на товар, которым оперирует участник в своей жалобе.
Согласно требованиям, указанным в статье 33 закона о контрактной системе, в документации об аукционе были указаны характеристики оборудования, которые имеют дли заказчика принципиальное значение и не моту " быть изменены, а также по ряду позиций была допущена возможность предс1андсния оборудования е характерно тиками, имеющими минимально и максимально допустимые значения показателей.
В соответствии с требованиями статьи 10 закона о контрактной системе заказчики "при осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции". Таким образом, мы заинтересованы в закупке оборудования, представляющею собой последние, современные модели, учитывающие достижения в области конструкций и материалов, позволяющею его эффективную эксплуатацию а максимально долгие сроки. Данные показатели, связанные е определением соответствия закупаемых товаров, отвечают потребностям и стоящим задачам.
Полагаем, представленное в документации об аукционе Техническое задание соответствует требованиям закона о контрактной системе и никоим образом не ограничивает возможности дня участия физических и юридических лип н данном аукционе и не препятствует развитию добросовестной конкуренции среди участников закупки ввиду тою, что для данною вида товаров существует функционирующий рынок.
Учитывая изложенное, жалобу, поданную ООО "Сервисные системы" на действия заказчика при проведении аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на оказание услуг на поставку многофункционального устройства с финишным оборудованием, считаем необоснованной и не подлежит удовлетворению".
Выслушав доводы сторон, ознакомившись с представленными возражениями и документами, и проведя внеплановую проверку в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Костромского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, а также обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
При этом заказчики в силу части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона о контрактной системе).
Статьей 64 Федерального Закона о контрактной системе установлены требования к содержанию документации об электронном аукционе, которая должна содержать, в том числе, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
Пунктом 1 части 1 статьи 64 ФЗ "О контрактной системе" установлено, что документация об аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Исходя из смысла пункта 1 части 1, части 2 статьи 33 ФЗ "О контрактной системе" потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
Таким образом, ФЗ "О контрактной системе" не предусмотрены ограничения по включению в документацию об аукционе требований к товару, которые являются значимыми для Заказчика, отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций.
Более того, указание в документации об аукционе требований к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам объекта закупки прямо предусмотрено положениями ФЗ "О контрактной системе". При этом Заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки.
Согласно статье 10 Закона о контрактной системе Заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции.
Комиссия Костромского УФАС России пришла к выводу, что Заказчик правомерно указал в аукционной документации характеристику устройства - год не позднее 2016 года, так как данное требование относится к потребностям заказчика.
На довод Заявителя, по поводу того, что Заказчиком умышленно было дано разъяснение на первый запрос 25 июля 2016 года в 16 часов 17 минут, чтобы не оставить времени на подачу повторного запроса разъяснений пояснили, что в соответствии со статьей 65 Закона о контрактной системе и пунктом 1.2. "Порядок предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе" документации об аукционе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно статье 191 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определены его начало.
В соответствии со статьей 193 ГК РФ, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Частью 1 статьи 194 ГК РФ определено, если срок установлен для совершения какого- либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока. Однако если это действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции.
Согласно Правилам внутреннего трудового распорядка, утвержденным приказом МКУ города Костромы "Агентство муниципальных закупок" от 1 июля 2014 года N 3, с учетом изменений, внесенных приказом от 11 марта 2015 года N 6, в Уполномоченном учреждении для работников устанавливается пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями - субботой и воскресеньем, рабочее время распределяется с понедельника по пятницу следующим образом: начало работы 8 часов 30 минут, окончание работы - 17 часов 30 минут, перерыв для отдыха и питания; продолжительностью один час предоставляется с 12 часов 30 минут до 13 часов 30 минут.
Запрос о предоставлении разъяснений документации поступил в Уполномоченное учреждение в пятницу 22 июля 2016 года. Разъяснения положений документации об электронном аукционе были размещены на официальном сайте в понедельник 25 июля 2016 года в 16 часов 17 минут, без нарушения срока, предусмотренного Законом о контрактной системе и документацией об аукционе.
Срок направления участникам аукциона запросов о даче разъяснений положений документации об аукционе истек 25 июля 2016 года. Второй запрос о даче разъяснений положений документации об аукционе поступил 26 июля 2016 года, после истечения даты окончания срока направления участниками аукциона разъяснений положений документации об аукционе.
Исходя из указанного Комиссия Костромского УФАС России не признает факт нарушения заказчиком статьи 65 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 106, Закона о контрактной системе, Комиссия Костромского УФАС России по контролю в сфере закупок.
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Сервисные системы" необоснованной.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии О.В. Ревельцев
Члены комиссии А.К. Степина
И.М. Рубцов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области от 4 августа 2016 г. N 12-10-139/2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.08.2016