Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
- заместителя руководителя Управления, председателя Комиссии;
- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
- специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена комиссии,
при участии представителей:
- заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Свердловская областная клиническая больница N1"
- заявителя в лице ООО "Медпром" -
рассмотрев жалобу ООО "Медпром" (300001, г. Тула, ул. Марата, д. 184, корп. б, офис 220-а) о нарушении заказчиком в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Свердловская областная клиническая больница N1" (620102, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Волгоградская, д. 185) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на обеспечение отдельных категорий граждан (взрослое население) слуховыми аппаратами, на оказание медицинских услуг по слуховому протезированию с предоставлением слуховых аппаратов гражданам, проживающим на территории Свердловской области (далее субсидия) (извещение N0362200038216000483), законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "Медпром" (вх. N 01-9360 от 22.06.2016г.) о нарушении Закона о контрактной системе заказчиком в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Свердловская областная клиническая больница N1", его комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на обеспечение отдельных категорий граждан (взрослое население) слуховыми аппаратами, на оказание медицинских услуг по слуховому протезированию с предоставлением слуховых аппаратов гражданам, проживающим на территории Свердловской области (далее субсидия) (извещение N0362200038216000483), соответствующая требованиям статьи 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель ООО "Медпром" указал, что положения аукционной документации в части установленных ограничений допуска отдельных видов медицинских изделий, описания объекта закупки, положений проекта контракта, нарушают требования Закона о контрактной системе, просит признать жалобу обоснованной.
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился, просил признать жалобу необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст.106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области пришла к следующим выводам.
16 июня 2016 года на официальном сайте опубликовано извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N0362200038216000483 и документация об аукционе на обеспечение отдельных категорий граждан (взрослое население) слуховыми аппаратами, на оказание медицинских услуг по слуховому протезированию с предоставлением слуховых аппаратов гражданам, проживающим на территории Свердловской области (далее субсидия).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 996 466,67 рублей.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Объектом закупки в соответствии информационной картой аукционной документации и извещением является Обеспечение отдельных категорий граждан (взрослое население) слуховыми аппаратами, на оказание медицинских услуг по слуховому протезированию с предоставлением слуховых аппаратов гражданам, проживающим на территории Свердловской области (далее субсидия).
Пунктом 10.2 аукционной документации установлено, что Детальное описание объекта закупки, содержится в Части II. "Описание объекта закупки".
В части II "Описание объекта закупки" установлено, что обеспечение техническими средствами реабилитации - слуховыми аппаратами является комплексным реабилитационным мероприятием, включающим в себя:
- проведение осмотра Получателя врачом сурдологом - оториноларингологом,
- подбор слухового аппарата согласно аудиометрическим данным Получателя, а также согласно медицинским рекомендациям,
- индивидуальную настройку слухового аппарата,
- инструктаж, консультационную помощь по правильному пользованию слуховым аппаратом,
- выдачу слухового аппарата Получателю.
Восприятие громкости пациентами с потерями слуха складывается из восприятия интенсивности звука от обоих ушей, изменение громкости должно линейно изменяться в случае применения слуховых аппаратов на обоих ушах для получения корректного восприятия громкости инвалидом по слуху. Следовательно, наличие функции "бинауральной синхронизации" является обязательной, для достижения максимально возможного реабилитационного эффекта.
Технические характеристики к слуховым аппаратам, указанные в Приложении N 1, а именно:
п/п |
Характеристики |
Слуховой аппарат цифровой заушный мощный (17-06,17-13)* |
Слуховой аппарат цифровой заушный средней мощности (17-07,17-13)* |
п/п |
1 |
Диапазон частот |
0,1-не менее 5,5 кГц |
0,1-не менее 6,5 кГц |
1 |
2 |
Максимальный ВУЗД 90 |
не менее 135 дБ |
не менее 125 дБ |
2 |
3 |
Максимальное усиление |
не менее 75дБ |
не менее 60 дБ |
3 |
4 |
Количество каналов цифровой обработки звука |
не менее 8-х |
не менее 8-х |
4 |
5 |
Программ прослушивания |
не менее 5-х |
не менее 5-х |
5 |
6 |
Динамическое подавление обратной связи |
наличие |
наличие |
6 |
7 |
Шумоподавление |
наличие |
наличие |
7 |
8 |
Подавление шумов микрофона (тихих шумов) |
наличие |
Наличие |
8 |
9 |
Аудиовход |
наличие |
Наличие |
9 |
10 |
Регулятор громкости (автоматический или ручной) |
наличие |
наличие |
10 |
11 |
Индукционная катушка |
наличие |
наличие |
11 |
12 |
Перенос частот |
отсутствие |
отсутствие |
12 |
13 |
Выделение речи - усиление речи согласно громкости |
наличие |
наличие |
13 |
14 |
Система подавления внезапных резких звуков |
наличие |
Наличие |
14 |
15 |
Адаптивная направленность микрофона |
наличие |
Наличие |
15 |
16 |
Бинауральная синхронизация регулировки усиления и переключения программ |
наличие |
наличие |
16 |
17 |
Все слуховые аппараты поставляются в стандартной комплектации: элемент питания - 2 шт., стандартные вкладыши. При наличии рекомендаций в индивидуальной программе реабилитации, инвалид обеспечивается ушными вкладышами индивидуального изготовления. |
На заседании Комиссии представитель заказчика пояснил, что у Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Свердловская областная клиническая больница N1" существует потребность в обеспечении отдельных категорий граждан (взрослое население) слуховыми аппаратами с бинауральной синхронизацией регулировки усиления и переключения программ.
Также в соответствии с Законом о контрактной системе заказчик не ограничен в части установления перечня товаров, необходимых заказчику, устанавливая лишь обязательные требования к описанию объекта закупки. Таким образом, поскольку Закон о контрактной системе не ограничивает заказчика в части закупки товаров, выполнения работ, оказания услуг исходя из его потребностей, а у заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Свердловская областная клиническая больница N1" существует потребность в слуховых аппаратах с бинауральной синхронизацией, проведение закупки на оказание услуг по обеспечению отдельных категорий граждан (взрослое население) слуховыми аппаратами, на оказание медицинских услуг по слуховому протезированию с предоставлением слуховых аппаратов гражданам, проживающим на территории Свердловской области не нарушает требований законодательства о контрактной системе.
Частью 1 ст.22 Закона о контрактной системе предусмотрено, что начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:
1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
2) нормативный метод;
3) тарифный метод;
4) проектно-сметный метод;
5) затратный метод.
Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг (ч.2 ст.22 Закона о контрактной системе). При этом согласно ч.5 ст.22 Закона о контрактной системе в целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг в соответствии с частью 18 настоящей статьи, информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг, а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе.
Как установлено Комиссией Свердловского УФАС России для обоснования начальной (максимальной) цены контракта заказчиком применен метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка). При этом, как следует из материалов дела, для расчёта начальной (максимальной) цены контракта в адрес заказчика от поставщиков слуховых аппаратов поступило 3 коммерческих предложения:
- коммерческое предложение N1 исх. N2459 от 25.05.2016 г. (ООО "Стоматех-Л") с предложением трех программируемых слуховых цифровых заушных аппаратов - сверхмощным - Max E SP Unitron Hearing, Ltd., Канада, мощным - Latitude 8HP, Unitron Hearing, Ltd., Канада и средней мощности - Latitude 8, Unitron Hearing, Ltd., Канада и ценовым предложением 14 600 руб., 13 650 руб., 13 450 руб., соответственно. Все аппараты оснащены функцией бинауральной синхронизации;
- коммерческое предложение N2 исх.N 1621 от 26.05.2016 г. (ООО ТПК "РИТМ") с предложением программируемых слуховых цифровых заушных аппаратов - сверхмощный Барс, ООО "Исток Аудио", Россия, мощный - Latitude 8HP, Unitron Hearing, Ltd., Канада и средней мощности - Багира М, ООО "Исток Аудио", Россия (функция бинауральной синхронизации отсутствует) и с ценовым предложением 15 750 руб., 14 800 руб., 14 600 руб. соответственно;
- коммерческое предложение N3 исх. N 1722 от 27.05.2016 г. (ООО "Конструкторское бюро Аудиомаг") с предложением программируемых слуховых цифровых заушных аппаратов - сверхмощный Барс, ООО "Исток Аудио", Россия, мощный - Latitude 8HP, Unitron Hearing, Ltd., Канада и средней мощности - Багира М, ООО "Исток Аудио", Россия (функция бинауральной синхронизации отсутствует) и с ценовым предложением 14 700руб., 13 750 руб., 13 550 руб. соответственно.
Таким образом, Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Свердловской области "Свердловская областная клиническая больница N1" при расчете начальной (максимальной) цены контракта использованы коммерческие предложения поставщиков слуховых аппаратов двух различных моделей закупаемого товара двух различных производителей: ООО "Исток Аудио", Россия и Unitron Hearing, Ltd, Канада. Однако, как было установлено Комиссией Свердловского УФАС, у программируемых слуховых цифровых заушных аппаратов средней мощности производителя ООО "Исток Аудио", Россия отсутствует функция бинауральной синхронизации, что прямо отраженго в ценовых предложениях N2 исх.N 1621 от 26.05.2016 г. (ООО ТПК "РИТМ") и N 1722 от 27.05.2016 г. (ООО "Конструкторское бюро Аудиомаг"). При этом, доказательств того, что под указанные в Приложении N1 характеристики слуховых аппаратов подходит какой-либо иной товар другого производителя заказчиком не представлено.
Следовательно, в нарушении ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчиком установлены характеристики товара, которым соответствует только один слуховой аппарат единственного производителя, а именно - Latitude 8HP производителя Unitron (Дания).
В соответствии с ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе указано, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с ч. 4 ст.34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Законодательством о контрактной системе не предусмотрено требования к окончанию срока действия контракта, в связи, с чем нарушений заказчиком относительно установления сроков окончания действия контракта не выявлено, более того, данный факт на права и законные интересы неопределенного круга лиц (в том числе заявителя) не повлиял.
Согласно ч. 5 ст. 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 7 ст. 34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно п.6 Постановления Правительства РФ N1063 пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Разделом 10 "Ответственность сторон" проекта контракта установлено:
7.1. В случае просрочки исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, Исполнитель вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней).
7.5. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Исполнителем обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных Исполнителем.
Как установлено Комиссией Свердловского УФАС России в Законе о контрактной системе отсутствует обязательное требование об установлении формулы расчета пени, предусмотренной п. 6 Постановления Правительства РФ N1063. Таким образом, довод заявителя не находит своего подтверждения
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014г. N 727/14, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Медпром" признать обоснованной в части установления в описании объекта закупки требований к товару, которые влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки.
2. В действиях заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Свердловская областная клиническая больница N1" выявлено нарушение ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Свердловская областная клиническая больница N1" выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 29 июня 2016 г. N 863-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.07.2016