Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
- начальника отдела контроля закупок, председателя Комиссии,
- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
при участии представителей:
- заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Противотуберкулезный диспансер" -
- заявителя в лице ООО "Экология" -
рассмотрев жалобу ООО "Экология" (620036, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Соболева, 19-639) о нарушении заказчиком в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Противотуберкулезный диспансер" (далее по тексту - ГБУЗ СО "ПТД") (620142, Свердловская обл., г.Екатеринбург, ул. Чапаева, 9) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по проведению заключительной камерной обработки вещей паровоздушным способом в очагах инфекционных заболеваний (туберкулеза) в ГБУЗ СО "ПТД" во 2 полугодии 2016 г. (извещение N 0362200050716000502) Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "Экология" (вх. N 01-9856 от 29.06.2016г.) о нарушении заказчиком в лице ГБУЗ СО "ПТД" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по проведению заключительной камерной обработки вещей паровоздушным способом в очагах инфекционных заболеваний (туберкулеза) в ГБУЗ СО "ПТД" во 2 полугодии 2016 г. (извещение N 0362200050716000502) Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям статьи 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель ООО "Экология" обжалует положение аукционной документации в части установления требования к участнику аукциона о наличии у него лицензии на осуществление медицинской деятельности с указанием вида деятельности: работы (услуги) по дезинфектологии. В связи с изложенным, заявитель просит рассмотреть жалобу по существу, признать ее обоснованной, провести внеплановую проверку закупки по фактам изложенным в жалобе, выдать заказчику предписание о внесении изменений в аукционную документацию.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, просили признать ее необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе.
Проведя анализ представленных материалов, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области пришла к следующим выводам.
21.06.2016 года на официальном сайте опубликовано извещение о проведении электронного аукциона N 0362200050716000500 и аукционная документация. Начальная (максимальная) цена контракта составила 696 500,00 рублей.
Частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в частности о соответствии участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать среди прочего документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Извещением о проведении электронного аукциона и аукционной документацией (пункт 10 раздела 2 документации) установлено, что предметом рассматриваемой закупки является "оказание услуг по проведению заключительной влажной дезинфекции в очагах инфекционных заболеваний (туберкулеза) в ГБУЗ СО "ПТД" во 2 полугодии 2016 г.".
Заданием на аукцион (часть 3 документации) предусмотрено, что назначением закупаемых услуг является проведение заключительной камерной обработки вещей паровоздушным способом в очагах инфекционных заболеваний (туберкулеза) в ГБУЗ СО "ПТД" во 2 полугодии 2016 г. При этом условием оказания таких услуг является заключительная камерная дезинфекция паровоздушным способом (личные вещи - одежда, обувь; постельные принадлежности из очага) в течение 24-48 часов после получения заявки на проведение заключительной дезинфекции из учреждений противотуберкулезного диспансера, расположенных на территории г. Екатеринбурга включая сбор, вывоз из очага, собственно камерная дезинфекция паровоздушным способом, доставка обработанных вещей обратно с использованием расходных материалов, оборудования, транспорта, необходимых для проведения камерной дезинфекции
Пунктом 17 раздела 2 документации (информационная карта электронного аукциона) установлены требования к составу второй части заявки участника аукциона. В соответствии с ним, вторая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме должна содержать в числе прочего копию действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности по дезинфектологии.
В силу ч.3 ст.65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе (ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе).
27.06.2016г. на сайте http://zakupki.gov.ru заказчиком опубликовано разъяснение положений документации об электронном аукционе, в котором сообщалось со ссылкой на нормы права о том, что требование к участнику аукциона о наличии у него лицензии на осуществление медицинской деятельности с указанием вида деятельности: работы (услуги) по дезинфектологии установлено в соответствии с действующим законодательством.
Исходя из описания объекта закупки, сформулированного в аукционной документации, норм действующего законодательства, а также в соответствии с общепринятой терминологией, понятие "дезинфекция" включает в себя удаление или уничтожение возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней в (на) объектах окружающей среды и рассматривается как один из способов предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний. Поэтому деятельность по проведению дезинфекционных работ должна рассматриваться в понятиях Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" как профилактика инфекционных заболеваний.
Согласно пункту 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291, предусмотрено, что медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
Перечнем работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность (приложение к Положению о лицензировании медицинской деятельности) в объем медицинских работ (услуг) входят в том числе работы (услуги) по дезинфектологии.
Понятие медицинской деятельности установлено статьей 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". В соответствии с ней медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
Медицинской помощью является комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг. В свою очередь под медицинской услугой понимается медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение. Профилактика представляет собой комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания (в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Таким образом, как следует из анализа вышеуказанных правовых норм, работы (услуги) по дезинфектологии, которые направлены на профилактику и диагностику заболеваний и имеют самостоятельное законченное значение являются медицинской услугой и подлежат лицензированию в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011г. N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")".
Из анализа описания объекта закупки, сформулированного в техническом задании, следует, что целью электронного аукциона на оказание услуг по проведению заключительной камерной обработки вещей паровоздушным способом в очагах инфекционных заболеваний (туберкулеза) в ГБУЗ СО "ПТД" во 2 полугодии 2016 г. является профилактика и диагностика инфекционных заболеваний, что в соответствии с действующим законодательством, как установлено выше, рассматривается как медицинская услуга. При этом медицинские услуги, предоставляемые на территории Российской Федерации, подлежат лицензированию в установленном порядке, что не оспаривается заявителем.
Таким образом, исходя из изложенного, Комиссия Свердловского УФАС России приходит к выводу, что заказчиком в лице ГБУЗ СО "ПТД" правомерно установлено требование к участнику закупки в части наличия у него лицензии на осуществление медицинской деятельности по дезинфектологии.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014г. N 727/14, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Экология" признать необоснованной.
2. В действиях заказчика в лице ГБУЗ СО "ПТД" нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
3. Заказчику в лице ГБУЗ СО "ПТД" предписание об устранении нарушений Закона о контрактной не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 5 июля 2016 г. N 902-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.07.2016