Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
при участии представителей:
- заказчика в лице Администрации городского округа Нижняя Салда - Хлебниковой А.П. (доверенность б/н от 22.07.2016г.), Колесникова В.В. (доверенность б/н от 22.07.2016г.),
- в отсутствие заявителя в лице ООО "Специализированное монтажно-наладочное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Удмуртской Республики", надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу ООО "Специализированное монтажно-наладочное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Удмуртской Республики" (426057, г. Ижевск, ул. М. Горького, д. 17а) о нарушении заказчиком в лице Администрации городского округа Нижняя Салда (624740, Свердловская обл., г. Нижняя Салда, ул. Фрунзе, д. 2) при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса на разработку проектно-сметной документации по объекту: "Сооружения биологической очистки хозбытовых сточных вод, производительностью 6000 м3/сутки" ГО Нижняя Салда Свердловской области (извещение N 0162300020916000029) Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "Специализированное монтажно-наладочное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Удмуртской Республики" (вх. N 01-11362 от 19.07.2016г.) о нарушении заказчиком в лице Администрации городского округа Нижняя Салда при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса на разработку проектно-сметной документации по объекту: "Сооружения биологической очистки хозбытовых сточных вод, производительностью 6000 м3/сутки" ГО Нижняя Салда Свердловской области (извещение N 0162300020916000029) Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям статьи 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель ООО "Специализированное монтажно-наладочное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Удмуртской Республики" указал, что установленный заказчиком в конкурсной документации порядок оценки заявок по критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" нарушает нормы Закона о контрактной системе, просит признать жалобу обоснованной.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, просили признать ее необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе.
Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области пришла к следующим выводам.
04 июля 2016 года на официальном сайте опубликовано извещение о проведении открытого конкурса N 0162300020916000029 и конкурсная документация на разработку проектно-сметной документации по объекту: "Сооружения биологической очистки хозбытовых сточных вод, производительностью 6000 м3/сутки" ГО Нижняя Салда Свердловской области, в действующей редакции от 20.07.2016г.
Начальная максимальная цена контракта составила: 14 803 310,00 руб.
В соответствии с п. 9 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать: критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
На основании ч.ч. 1, 4 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта.
В соответствии с п.3 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1085 "Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки) оценка - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с п.4 Правил оценки в целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с п. 28 Правил оценки оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 Правил оценки.
Пунктом 10 Правил оценки установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В силу п.11 Правил оценки для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил оценки в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Пунктом 20 Правил оценки установлено, что оценка по нестоимостным критериям (показателям), за исключением случаев оценки по показателям, указанным в подпунктах а и в пункта 25 настоящих Правил, и случаев, когда заказчиком установлена шкала оценки, осуществляется в порядке, установленном пунктами 21 - 24 настоящих Правил.
Согласно п. 29 Правил оценки для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
Конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации (ч. 5 ст.53 Закона о контрактной системе).
Согласно п. 3 Правил оценки установлено, что оценка - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены;
Согласно п. 31 информационной карты конкурсной документации заказчик установил для оценки заявок 3 критерия: цена контракта (величина значимости 60%), качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки (качество услуг) (величина значимости 20%), квалификация участника конкурса (величина значимости 20%).
Для получения рейтинга заявки по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" количество баллов, присуждаемых i-й заявке по указанному критерию, умножается на соответствующий указанному критерию коэффициент значимости. Дробное значение рейтинга округляется до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления.
В соответствии с пунктом 10 Правил в отношении не стоимостного критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" предусмотрены следующие показатели, раскрывающие содержание критерия оценки и учитывающие особенности оценки по критерию:
1) Качество предлагаемых подрядчиком работ (услуг): Степень детализации и проработанности порядка выполнения работ, организационно-технических предложений, в т.ч. полнота учёта технических требований, технология выполнения работ, описание применяемых для выполнения работ ресурсов.
Количество баллов (НЦБi), присуждаемых i-й заявке по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", определяется по формуле: НЦБi = Ci1+Ci2+_+Cik, где:
НЦБi - количество баллов, присуждаемых i-й заявке по указанному критерию;
Cik - значение в баллах, присуждаемое i-й заявке на участие в конкурсе по k-му показателю, где k - количество установленных показателей.
Расчет значения Cik осуществляется по формуле: Cik = Pi * Zk / 100, где:
Pi - значение в баллах, присвоенных по показателю;
Zk - значимость показателя.
Дробное значение Cik, округляется до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления.
Для расчета итогового рейтинга по заявке рейтинг, присуждаемый этой заявке по данному критерию, умножается на соответствующую указанному критерию значимость.
Присвоение баллов по показателям осуществляется на основании таблицы:
Наименование показателя |
Количество баллов |
Значимость показателя % |
|
Качество предлагаемых подрядчиком работ (услуг) | |||
Все работы, предусмотренные техническим заданием, "полностью детализированы". |
100 баллов |
100 |
|
более 1 вида работ, но не более 4 видов работ, из предусмотренных техническим заданием, "не полностью детализированы". |
50 баллов |
||
более 4 видов работ, из предусмотренных техническим заданием, "не полностью детализированы". |
0 баллов |
|
Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (ч.1 ст. 8 Закона о контрактной системе).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (ч. 1 ст. 8 Закона о контрактной системе).
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что присвоение баллов при оценке качественных, функциональных и экологических характеристик объекта закупки на основе представленной информации в заявке на участие в открытом конкурсе может привести к нарушению принципа обеспечения конкуренции и не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта.
Исходя из порядка оценки, установленного в конкурсной документации, оценивается степень детализации и проработанность организационно-технических предложений, порядка выполнения работ (описание технологии, методов выполнения и т.д.), вместе с тем не предусмотрено, что будет являться лучшим предложением по установленному показателю, какое необходимо заказчику минимальное или максимальное значение показателей.
Отсутствует однозначность, каким образом участником закупки должно быть исполнено данное описание концепции объекта закупки, его форма, какая должна быть степень детализации описания выполняемых работ, что должно содержать развернутое и детальное предложение участника (полностью детализированное), необходимое заказчику, каким образом распределить и учесть технологии, ресурсы, оборудование для присвоения максимального количества баллов, каким образом по данному предложению может быть оценено качество по выполнению проектно-изыскательских работ по объекту: "Сооружения биологической очистки хозбытовых сточных вод, производительностью 6000 м3/сутки" ГО Нижняя Салда Свердловской области и раскрыто содержание соответствующего критерия оценки, каким образом членами комиссии будут присваиваться баллы по данному критерию оценки.
На основании вышеизложенного, в действиях заказчика выявлены нарушения ч. 8 ст. 32, п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе и п. 28 Правил оценки.
В данных действиях заказчика содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 7 ст. 50 Закона о контрактной системе установлено, что любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.
В соответствии с ч. 8 ст. 50 Закона о контрактной системе установлено, что в течение одного рабочего дня с даты направления разъяснений положений конкурсной документации такие разъяснения должны быть размещены заказчиком в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания лица, от которого поступил запрос. Разъяснения положений конкурсной документации не должны изменять ее суть.
Комиссией установлено, что разъяснение положений конкурсной документации от 19.07.2016 NРД5 содержит указание на лицо, от которого поступил запрос, а именно: ООО "Стройгеопроект", что нарушает ч.8 ст.50 Закона о контрактной системе.
В данных действиях должностного лица заказчика содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.1.4 ст.7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014г. N 727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Специализированное монтажно-наладочное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Удмуртской Республики" признать обоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Администрации городского округа Нижняя Салда выявлено нарушение ч. 8 ст. 32, п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе и п. 28 Правил оценки.
3. Заказчику в лице Администрации городского округа Нижняя Салда выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС России, уполномоченному осуществлять производство по делам об административных правонарушениях по ч. 1.4, ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 25 июля 2016 г. N 990-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.07.2016