Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе:
при участии представителей:
- заказчика в лице Муниципального казенного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства и обеспечения деятельности органов местного самоуправления городского округа "Дегтярск" - ,
- заявителя в лице ООО "ЮНИЛЭНД" - ,
- заинтересованного лица ООО "ГорДорСтрой" - Мирзоян А.Г. (доверенность б/н от 10.08.2016г.), Елисеевой Г.Г. (доверенность б/н от 10.08.2016г.),
рассмотрев жалобу ООО "ЮНИЛЭНД" (620010, г. Екатеринбург, ул. Черняховского, д. 57, литер А, оф. 37) о нарушении заказчиком в лице Муниципального казенного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства и обеспечения деятельности органов местного самоуправления городского округа "Дегтярск" (623270, Свердловская обл., г. Дегтярск, ул. Калинина, 46) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на ремонт дорог общего пользования местного значения городского округа Дегтярск (извещение N 0362300356116000025) Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст.99, 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "ЮНИЛЭНД" (вх. N 01-8753 от 09.06.2016г.) о нарушении заказчиком в лице Муниципального казенного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства и обеспечения деятельности органов местного самоуправления городского округа "Дегтярск" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на ремонт дорог общего пользования местного значения городского округа Дегтярск (извещение N 0362300356116000025), соответствующая требованиям статьи 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель ООО "ЮНИЛЭНД" указал, что положения аукционной документации нарушают нормы Закона о контрактной системе, просит признать жалобу обоснованной.
Представители заказчика, с доводами жалобы не согласились, просили признать жалобу необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст. 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
19 июля 2016 года на официальном сайте опубликовано извещение о проведении электронного аукциона N 0362300356116000025 и аукционная документация на ремонт дорог общего пользования местного значения городского округа Дегтярск, в действующей редакции от 20.07.2016г.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 16 498 847,14 рублей.
В соответствии со ст. 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация, в том числе: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования (п. 2).
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости);
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
В соответствии с ч.2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с ч. 4 ст. 64 закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно п. 10.4 аукционной документации установлена информация о месте доставки товара, месте выполнения работ или оказания услуг - Свердловская область, г. Дегтярск, ул. Калинина, дом 46, этаж 1, каб. 3, при этом частью 2 описание объекта закупки аукционной документации установлено, что выполняется ремонт дорог общего пользования - ул. Калинина от ул. Новый Лесозавод до ул. Крылова, ул. Циолковского, ул. Головина, ул. Шевченко, ул. Литвинова от ул.Калинина до ул. Комарова, ул. Комарова, ул. Уральских Танкистов от ул. Калинина до ул., Комарова 6, ул. Уральских Танкистов от ул. Комарова до ул. Гагарина 5, ул. Токарей, ул. Исток от дома 22 до ул. Озерная д. 17.
Согласно части 2 описание объекта закупки аукционной документации установлено, что участок выполнения работ считается переданным подрядчику с момента заключения настоящего Контракта, до начала выполнения строительно-монтажных работ подрядчик обязуется: составить схему закрытия или ограничения движения транспорта, согласовать схему в надзорных органах города (п. 4).
При этом, согласно положений проекта контракта заказчик должен разработать и согласовать порядок организации движения и ограждения мест производства работ в соответствии с действующим законодательством (п. 5.2), для реализации контракта заказчик принимает на себя обязательства - в течении 3 (трех) дней с момента подписания контракта передать Подрядчику строительную площадку пригодную для выполнения работ по акту на период выполнения работ, перечень Исполнительной производственно-технической документации, оформляемой им в процессе производства работ на Объекте (п. 6.2), до начала работ на Объекте разработать и утвердить схемы организации движения в местах производства работ. Информацию о начале производства работ и утвержденные схемы направить в органы ГИБДД (п. 6.4).
Довод заказчика об информационной карте электронного аукциона, которая не является обязательной, не находит своего подтверждения, так как аукционная документация на основании ст. 64 Закона о контрактной системе должна содержать ряд обязательных положений и условий, при этом указанная аукционная документация содержит общую часть 1, часть 2 описание объекта закупки, часть 3 муниципальный контракт, часть 4 обоснование начальной (максимальной) цены контракта, часть 4 ведомость объемов работ. Иных разделов, в том числе раздела информационной карты, положения аукционной документации извещение N 0362300356116000025 не содержат.
На основании изложенного, описание объекта закупки носит необъективный характер и нарушает п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Разделом N2 к техническому заданию конкурсной документации установлено описание объекта закупки, требование заказчика к функциональным характеристикам и качественным свойствам материалов (товаров), используемым при выполнении работ, в том числе: Щебень из плотных горных пород для строительных работ фракция св. 40 до 70 мм, Щебень фракции от 5 (3) до 10 мм для асфальтобетона типБ, Щебень фракции св.10 до 20 мм для асфальтобетона типБ, Песок для асфальтобетона типБ.
Заявителем указано, что заказчик при описании характеристик материалов (товаров), используемых при выполнении работ, вводит в заблуждение участников закупки, при этом достоверных доказательств на заседании Комиссии представителем заявителя в нарушении ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе представлено не было, ввиду чего доводы жалобы не находят своего подтверждения.
В соответствии с ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Частью 2 ст.31 Закона о контрактной системе установлено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации (п.3).
Согласно ч.3 ст. 31 Закона о контрактной системе перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в части 2 ст. 31 Закона о контрактной системе устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно ч.4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии со ст. 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
При этом ч. 6 ст.31 Закона о контрактной системе установлено, заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее по тексту - Постановление), предъявляются при выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, а именно:
наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
При этом, требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Постановлением установлено, что документами подтверждающими соответствие участников закупки дополнительным требованиям, являются копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе.
Таким образом, при закупке работ на ремонт дорог (код 42 ОКПД2) в документации о закупке устанавливается требование наличии опыта выполнения работ по строительству, реконструкции или капитальному ремонту объектов капитального строительства.
Соответствующее требование к участникам закупки установлено в п. 12.1.2 аукционной документации.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе предусмотрено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Пунктом 13.2 аукционной документации установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы, в том числе: документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным п. 1 ч. 1 и ч. 2 ст. 31 Закона, или копии этих документов: подтверждающих наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт:
- копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ.
Вместе с тем, требование о предоставление копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ установлено не было.
При этом, п. 12.1.2.1 аукционной документации установлено, что предоставление документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в п. 12.1.2. настоящей документации, установленный Правительством Российской Федерации не требуется, что вводит участников в заблуждение относительно предоставляемого перечня документов.
На основании вышеизложенного, требование к составу второй части заявки о предоставления документов подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям установлено в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64, ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе.
В данных действиях заказчика содерж атся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014г. N 727/14, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "ЮНИЛЭНД" признать обоснованной в части установленных нарушений, указанных в жалобе.
2. В действиях заказчика в лице Муниципального казенного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства и обеспечения деятельности органов местного самоуправления городского округа "Дегтярск" выявлено нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 64, ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику в лице Муниципального казенного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства и обеспечения деятельности органов местного самоуправления городского округа "Дегтярск" выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС России, уполномоченному осуществлять производство по делам об административных правонарушениях по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 10 августа 2016 г. N 1065-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.08.2016