Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
- начальника отдела контроля закупок, председателя Комиссии;
- заместителя начальника отдела контроля закупок, члена комиссии;
- специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена комиссии,
при участии представителей:
- заказчика в лице ГБУЗ СО "Противотуберкулезный диспансер" - (доверенность N 29 от 06.04.2016г.),
- заявителя в лице АО "Страховое общество газовой промышленности" (далее - АО "СОГАЗ") - (доверенность б/н от 22.01.2016г.), (доверенность б/н от 27.08.2015г.),
- заинтересованного лица компании ПАО СК "Росгосстрах" - (доверенность N 07-04/16 от 14.04.2016г.)
- слушателя,
рассмотрев жалобу АО "СОГАЗ" (620075, г. Екатеринбург, ул. Розы Люксембург, 35) о нарушении заказчиком в лице ГБУЗ СО "Противотуберкулезный диспансер" (620142, г.Екатеринбург, ул.Чапаева, 9), его комиссией при осуществлении открытого конкурса на оказание услуг по обязательному страхованию автогражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) для нужд ГБУЗ СО "Противотуберкулезный диспансер" (извещение N 0362200050716000539), Федерального Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба АО "СОГАЗ" (вх. N 01-12860 от 15.08.2016г.) о нарушении заказчиком в лице ГБУЗ СО "Противотуберкулезный диспансер", его комиссией при осуществлении открытого конкурса на оказание услуг по обязательному страхованию автогражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) для нужд ГБУЗ СО "Противотуберкулезный диспансер" (извещение N 0362200050716000539), Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям статьи 105 Закона о контрактной системе.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель указал, что конкурсной комиссией нарушен порядок определения победителя. В связи с чем, просит признать жалобу обоснованной, выдать заказчику, его комиссии предписание об отмене протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился, просил признать ее необоснованной.
Проведя анализ всех представленных материалов, Комиссия Свердловского УФАС России пришла к следующим выводам.
04.07.2016 года на официальном сайте опубликовано извещение о проведении открытого конкурса N 0362200050716000539
Начальная (максимальная) цена контракта - 371 339,53 руб.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 04.08.2016 NПРО1 на участие в открытом конкурсе было подано 5 заявок, которые были признаны соответствующими требованиям извещения о проведении открытого конкурс и конкурсной документации. По результатам оценки заявок участников победителем открытого конкурса был признан участник с номером заявки 3 (ПАО СК "РОСГОССТРАХ" с ценовым предложением 348 312,70 руб.); вторым номером стал участник открытого конкурса с номером заявки 6 (СПАО "РЕСО-гарантия" с ценовым предложением 349 699,18 руб.).
Также, Комиссией установлено, что участник открытого конкурса с номером заявки 5, САО "ВСК", предложил цену контракта (358 602,87 руб.) ниже установленной начальной (максимальной цены).
Таким образом, участники открытого конкурса ПАО СК "РОСГОССТРАХ", СПАО "РЕСО-гарантия", САО "ВСК" подали заявки с ценовым предложением ниже начальной (максимальной) цены контракта.
Относительно доводов заявителя, Комиссия Свердловского УФАС России приходит к следующему выводу:
Согласно 48 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
В соответствии с ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать:
9) критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
На основании ч. ч. 1, 4 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта.
В соответствии с п.3 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1085 "Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки) оценка - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках участников закупки, которые не были отклонены.
Таблицей 1 пункта 4.2.7.2. части 1 "Общие положения" 5 конкурсной документации заказчик установил для оценки заявок 2 критерия: цена контракта (величина значимости 60%), качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки (величина значимости 40%).
N п/п |
Наименование критерия оценки |
Коэффициент / величина значимости критерия |
1) |
Цена контракта |
0,6 / 60% |
2) |
Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки |
0,4 / 40% |
Необходимо отметить, что оценка заявок на участие в конкурсе осуществляется не только по критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", но и по критерию "цена контракта", что позволяет присвоить первый номер заявке на участие в конкурсе, в которой в совокупности содержатся лучшие условия исполнения контракта.
Конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации (ч. 5 ст.53 Закона о контрактной системе).
Установлено, что предметом закупки N 0362200050716000539 является оказание услуг по обязательному страхованию автогражданской ответственности.
Правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств определяются Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об ОСАГО).
Согласно п. 1 ст. 8 Закона об ОСАГО регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.
Согласно п. 2 ст. 8 Закона об ОСАГО страховые тарифы по обязательному страхованию и структура страховых тарифов определяются страховщиками с учетом требований, установленных Банком России в соответствии с п. 1 ст. 8 Закона об ОСАГО.
Из п. 1 ст. 9 Закона об ОСАГО следует, что страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с порядком применения страховщиками страховых тарифов по обязательному страхованию при определении страховой премии по договору обязательного страхования, установленным Банком России в соответствии со ст. 8 Закона об ОСАГО.
В силу п. 6 ст. 9 Закона об ОСАГО страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 Закона об ОСАГО. Установленные в соответствии с Законом об ОСАГО страховые тарифы обязательны для применения страховщиками в отношении каждого страхователя.
Указанием Банка России от 19.09.2014 г. N 3384-У установлены предельные размеры базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требования к структуре страховых тарифов, а также порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - Порядок).
Исходя из анализа ст. 8, 9, 15 Закона об ОСАГО цена не может быть ниже применяемых базовых тарифных ставок и коэффициентов, утвержденных в установленном порядке Банком России, следовательно участник закупки, добросовестно исполняющий требования Закона об ОСАГО, не вправе предлагать иную цену, в том числе рассчитанную без учета требований Указания Банка России от 19.09.2014 г. N 3384-У, стремясь предложить наиболее низкую цену контракта.
Согласно ч. 3 ст. 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
В связи с тем, что законодательством о контрактной системе при проведении открытого конкурса установлен способ определения поставщика, при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия контракта, в том числе, наименьшую цену контракта, основания для признания нарушений в действиях заказчика в лице ГБУЗ СО "Противотуберкулезный диспансер", его комиссии в части признания ПАО СК "РОСГОССТРАХ" победителем открытого конкурса, по мнению комиссии Свердловского УФАС России, отсутствуют.
Комиссия Свердловского УФАС России рекомендует лицам, чьи права и законные интересы нарушены обратиться в Российский союз автостраховщиков, для рассмотрения вопроса о правомерности действий участников закупки по снижению цены на оказание услуг по обязательному страхованию автогражданской ответственности (ОСАГО).
На основании вышеизложенного и руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, ч. 8 ст. 106 Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу АО "СОГАЗ" признать необоснованной.
2. В действиях заказчика в лице ГБУЗ СО "Противотуберкулезный диспансер", его конкурсной комиссии нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
3.Заказчику в лице ГБУЗ СО "Противотуберкулезный диспансер", его конкурсной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 22 августа 2016 г. N 1136-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.08.2016