Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
- заместителя руководителя Управления, председателя Комиссии;
- специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
- специалиста 1 разряда отдела контроля закупок, члена комиссии,
при участии представителей:
- заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Свердловская областная клиническая больница N1" - (доверенность б/н от 01.10.2014г.),
- в отсутствии заявителя в лице ООО "Элмед", надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу ООО "Элмед" (300026, г. Тула, ул. Рязанская, д. 22, оф. 34) о нарушении заказчиком в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Свердловская областная клиническая больница N1" (620102, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Волгоградская, д. 185) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на обеспечение отдельных категорий граждан (взрослое население) слуховыми аппаратами, на оказание медицинских услуг по слуховому протезированию с предоставлением слуховых аппаратов гражданам, проживающим на территории Свердловской области (далее субсидия) (извещение N0362200038216000483), законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "Элмед" (вх. N 01-12649 от 10.08.2016г.) о нарушении заказчиком в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Свердловская областная клиническая больница N1", его комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на обеспечение отдельных категорий граждан (взрослое население) слуховыми аппаратами, на оказание медицинских услуг по слуховому протезированию с предоставлением слуховых аппаратов гражданам, проживающим на территории Свердловской области (далее субсидия) (извещение N0362200038216000483), соответствующая требованиям статьи 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель ООО "Элмед" указал, что положения аукционной документации нарушают законодательство о контрактной системе в части установления требований к участнику закупки, в части установления кода ОКПД, в части описания объекта закупки.
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился, просил признать жалобу необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст.106 Закона о контрактной системе.
Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области пришла к следующим выводам.
16 июня 2016 года на официальном сайте опубликовано извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0362200038216000483 и документация об аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 996 466,67 рублей.
В соответствии с п.7 ч.5 ст.63 Закона о контрактный системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактный системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе;
Согласно п. 6 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или копии этих документов.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Постановление Правительства РФ N102) утвержден перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается ограничение допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ N102 установлено, что для целей осуществления закупок отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, за исключением Республики Армения, Республики Белоруссия и Республики Казахстан, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям документации о закупке заявок, которые одновременно: содержат предложения о поставке одного или нескольких видов медицинских изделий, включенных в перечень, страной происхождения которых является Российская Федерация, Республика Армения, Республика Белоруссия или Республика Казахстан.
Таким образом, из буквального толкования Постановления Правительства РФ N102 следует, что ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий распространяется лишь на поставку указанных изделий для нужд заказчиков. Поскольку предметом электронного аукциона является оказание услуг по обеспечению отдельных категорий граждан (взрослое население) слуховыми аппаратами, а не поставка медицинских изделий действие Постановления Правительства РФ N102 не распространяется на рассматриваемую закупку. Следовательно, ГБУЗ СО "СОКБ N1" правомерно не установило в извещении о проведении электронного аукциона и в аукционной документации условие об ограничении допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств в соответствии с Постановлением Правительства РФ N102.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Объектом закупки в соответствии информационной картой аукционной документации и извещением является обеспечение отдельных категорий граждан (взрослое население) слуховыми аппаратами, на оказание медицинских услуг по слуховому протезированию с предоставлением слуховых аппаратов гражданам, проживающим на территории Свердловской области (далее субсидия). Код по ОКПД2 26.60.14.120 "Аппараты слуховые".
Пунктом 10.2 аукционной документации установлено, что детальное описание объекта закупки, содержится в Части II. "Описание объекта закупки".
В части II "Описание объекта закупки" установлено, что обеспечение техническими средствами реабилитации - слуховыми аппаратами является комплексным реабилитационным мероприятием, включающим в себя:
- проведение осмотра Получателя врачом сурдологом - оториноларингологом,
- подбор слухового аппарата согласно аудиометрическим данным Получателя, а также согласно медицинским рекомендациям,
- индивидуальную настройку слухового аппарата,
- инструктаж, консультационную помощь по правильному пользованию слуховым аппаратом,
- выдачу слухового аппарата Получателю.
Таким образом, в предмет закупки входит передача слуховых аппаратов конечному потребителю и оказанием услуг связанных с этим. На заседании Комиссии представитель заказчика пояснил, что код по ОКПД2 26.60.14.120 "Аппараты слуховые" был указан в извещении о проведении закупки как наиболее подходящий, так как в состав работ входит предоставление слухового аппарата конечному потребителю.
Таким образом, нарушений в данных действиях заказчика Комиссией не выявлено.
Технические характеристики к слуховым аппаратам, указанны в Приложении N 1, а именно:
п/п |
Характеристики |
Слуховой аппарат цифровой заушный мощный (17-06,17-13)* |
Слуховой аппарат цифровой заушный средней мощности (17-07,17-13)* |
||
1 |
Диапазон частот |
0,1-не менее 5,5 кГц |
0,1-не менее 6,5 кГц |
||
2 |
Максимальный ВУЗД 90 |
не менее 135 дБ |
не менее 125 дБ |
||
3 |
Максимальное усиление |
не менее 75дБ |
не менее 60 дБ |
||
4 |
Количество каналов цифровой обработки звука |
не менее 8-х |
не менее 8-х |
||
5 |
Программ прослушивания |
не менее 5-х |
не менее 5-х |
||
6 |
Динамическое подавление обратной связи |
наличие |
наличие |
||
7 |
Шумоподавление |
наличие |
наличие |
||
8 |
Подавление шумов микрофона (тихих шумов) |
наличие |
Наличие |
||
9 |
Аудиовход |
наличие |
Наличие |
||
10 |
Регулятор громкости (автоматический или ручной) |
наличие |
наличие |
||
11 |
Индукционная катушка |
наличие |
наличие |
||
12 |
Перенос частот |
отсутствие |
отсутствие |
||
13 |
Выделение речи - усиление речи согласно громкости |
наличие |
наличие |
||
14 |
Система подавления внезапных резких звуков |
наличие |
Наличие |
||
15 |
Адаптивная направленность микрофона |
наличие |
Наличие |
||
16 |
Бинауральная синхронизация регулировки усиления и переключения программ |
наличие |
наличие |
||
17 |
Все слуховые аппараты поставляются в стандартной комплектации: элемент питания - 2 шт., стандартные вкладыши. При наличии рекомендаций в индивидуальной программе реабилитации, инвалид обеспечивается ушными вкладышами индивидуального изготовления. |
||||
18 |
Используемые типы элементов питания слуховых аппаратов (поставляются в комплекте): 675, 13, 312 согласно IEC 118-72cc |
||||
Количество |
29 |
45 |
Количество 74 шт.
* Приказ от 24.05.2013г. N214н об утверждении классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках Федерального перечня реабилитационных мероприятий технических средств реабилитации и услуг, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005г. N2347-Р
На заседании Комиссии представитель заказчика пояснил, что у Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Свердловская областная клиническая больница N1" существует потребность в обеспечении отдельных категорий граждан (взрослое население) слуховыми аппаратами с бинауральной синхронизацией регулировки усиления и переключения программ, а также ушными вкладышами индивидуального изготовления. Восприятие громкости пациентами с потерями слуха складывается из восприятия интенсивности звука от обоих ушей, изменение громкости должно линейно изменяться в случае применения слуховых аппаратов на обоих ушах для получения корректного восприятия громкости инвалидом по слуху. Следовательно, наличие функции "бинауральной синхронизации" является обязательной, для достижения максимально возможного реабилитационного эффекта.
Также в соответствии с Законом о контрактной системе заказчик не ограничен в части установления перечня товаров, необходимых заказчику, устанавливая лишь обязательные требования к описанию объекта закупки. Таким образом, поскольку Закон о контрактной системе не ограничивает заказчика в части закупки товаров, выполнения работ, оказания услуг исходя из его потребностей, а у заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Свердловская областная клиническая больница N1" существует потребность в слуховых аппаратах с бинауральной синхронизацией и ушными вкладышами индивидуального изготовления, проведение закупки на оказание услуг по обеспечению отдельных категорий граждан (взрослое население) слуховыми аппаратами, на оказание медицинских услуг по слуховому протезированию с предоставлением слуховых аппаратов гражданам, проживающим на территории Свердловской области не нарушает требований законодательства о контрактной системе.
Кроме того, в соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие её обоснованность.
В нарушение ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе Заявитель не предоставил документы, подтверждающие, что функция "бинауральной синхронизации" и наличие ушных вкладышей индивидуального изготовления ограничивает круг слуховых аппаратов, документов, подтверждающих невозможность подать свою заявку на участие в аукционе, заявителем также не представлено.
В связи с вышеизложенным, нарушений Закона о контрактной системе в части описания объекта закупки, направленного на ограничение количества участников аукциона, не выявлено.
Описание объекта закупки устанавливается заказчиком самостоятельно, исходя из его потребностей, а также в соответствии с обязательными требованиями к описанию объекта закупки, установленными ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 3 ст. 13 Закона о контрактной системе заказчиками осуществляются закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, в том числе для выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов, за исключением выполняемых в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи функций и полномочий.
Таким образом, нарушений Закона о контрактной системе в данных действиях Заказчика Комиссией не выявлено. Описание объекта закупки носит объективный характер, установленные значения показателей слуховых аппаратов соответствуют требованиям ч. 1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014г. N 727/14, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Элмед" признать необоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Свердловская областная клиническая больница N1" нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
3. Заказчику в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Свердловская областная клиническая больница N1" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 17 августа 2016 г. N 1110-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.08.2016