Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок
при участии представителей:
рассмотрев жалобу ЗАО "Корпорация "Атомстройкомплекс" (620075, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Белинского, 39) о нарушении заказчиком в лице МКУ "Служба заказчика городского хозяйства" (622036, Свердловская обл., г. Нижний Тагил, ул. Мира, 53, 122), уполномоченным органом в лице Администрации города Нижний Тагил (622034, Свердловская обл., г. Нижний Тагил, ул. Пархоменко, 1а) при осуществлении закупки путем проведения аукциона в электронной форме (извещение N 0162300000816000381) на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации и выполнению строительно-монтажных работ по объекту: "Средняя общеобразовательная школа на 1200 учащихся в жилом районе "Александровский" II очередь г. Нижний Тагил, ул. Мелентьева" на условиях "под ключ", включая оснащение здания технологическим в том числе не монтируемым оборудованием и мебелью", Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ЗАО "Корпорация "Атомстройкомплекс" (вх. N 01-12763 от 12.08.2016)о нарушении заказчиком в лице МКУ "Служба заказчика городского хозяйства", уполномоченным органом в лице Администрации города Нижний Тагил законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при осуществлении закупки путем проведения аукциона в электронной форме (извещение N 0162300000816000381) на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации и выполнению строительно-монтажных работ по объекту: "Средняя общеобразовательная школа на 1200 учащихся в жилом районе "Александровский" II очередь г. Нижний Тагил, ул. Мелентьева" на условиях "под ключ", включая оснащение здания технологическим в том числе не монтируемым оборудованием и мебелью", соответствующая требованиям ст. 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе Заявитель указывает, что при утверждении документации об аукционе Заказчиком нарушены требования Закона о контрактной системе, а именно:
1) объединение в один лот проектно-изыскательских и строительных работ;
2) требования к материалам (товарам), используемым при производстве работ, размещены на официальном сайте в нечитаемом виде, в формате, без возможности копирования текста;
3) заказчиком даны разъяснения положений аукционной документации, изменяющие ее суть.
На основании изложенного заявитель просит рассмотреть доводы жалобы по существу, признать жалобу обоснованной, выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в аукционную документацию.
Представители заказчика, уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, просили признать ее необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст.106 Закона о контрактной системе.
Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
29.07.2016 года на официальном сайте в сети "Интернет" опубликовано извещение о проведении аукциона в электронной форме N 0162300000816000381на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации и выполнению строительно-монтажных работ по объекту: "Средняя общеобразовательная школа на 1200 учащихся в жилом районе "Александровский" II очередь г. Нижний Тагил, ул. Мелентьева" на условиях "под ключ", включая оснащение здания технологическим в том числе не монтируемым оборудованием и мебелью".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 993 443 085 ,60 рублей.
Относительно доводов заявителя, Комиссией Свердловского УФАС России установлено следующее:
В соответствии с требованиями пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об аукционе содержит указание на наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 4 информационной карты аукционной документации предметом закупки является выполнение работ по разработке проектно-сметной документации и выполнению строительно-монтажных работ по объекту: "Средняя общеобразовательная школа на 1200 учащихся в жилом районе "Александровский" II очередь г. Нижний Тагил, ул. Мелентьева" на условиях "под ключ", включая оснащение здания технологическим в том числе не монтируемым оборудованием и мебелью"". Более подробная информация указана в Техническом задании и извещении.
В соответствии с техническим заданием и проектом контракта аукционной документации заказчиком установлено выполнение изыскательских работ, работ по проектированию, производство строительно-монтажных работ, ввод объекта в эксплуатацию.
При рассмотрении доводов заявителя о неправомерности включения в один предмет закупки работ по подготовке проектной документации и работ по организации строительства Комиссией установлено следующее.
Наименование и описание объекта закупки включает организацию строительства Средней общеобразовательной школы на 1200 учащихся в жилом районе "Александровский" II очередь г. Нижний Тагил, ул. Мелентьева" ("под ключ"). Понятие "строительство объекта "под ключ" содержится в п. 1.2 Положения об организации строительства объектов "под ключ", утвержденного Постановлением Госстроя СССР от10.11.1989г. N147.
Метод строительства объектов "под ключ" на основании п. 1.2 Положения об организации строительства объектов "под ключ" (утв. Постановлением Госстроя СССР N 147 от 10.11.1989) предусматривает обеспечение сооружения объектов, подготовленных к эксплуатации или оказанию услуг, на основе сосредоточения функций управления всеми стадиями инвестиционного процесса в одной организационной структуре и осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции (проектирование - выполнение строительных и монтажных работ, включая комплектацию строек технологическим и инженерным оборудованием, - ввод в эксплуатацию).
Таким образом, заказчик правомерно включил в объект закупки по строительству на условиях "под ключ" Средней общеобразовательной школы на 1200 учащихся в жилом районе "Александровский" II очередь г. Нижний Тагил, ул. Мелентьева" выполнение работ по проектированию, строительству, присоединению к сетям, ввода объекта в эксплуатацию, что не противоречит действующему законодательству Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона о контрактной системе в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система.
В соответствии с ч. 4 ст. 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Сведения, составляющие государственную тайну, в единой информационной системе не размещаются.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с ч. 2 ст. 65 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
Согласно ч. 5 ст. 112 Закона о контрактной системе до ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация, подлежащая размещению в единой информационной системе, размещается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, ведение и обслуживание которого осуществляются по правилам, действовавшим до дня вступления в силу Закона о контрактной системе. Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок до ввода в эксплуатацию единой информационной системы осуществляет ведение официального сайта, в том числе обслуживание пользователей сайта, и развитие официального сайта в части формирования функциональных требований. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, до ввода в эксплуатацию единой информационной системы осуществляет обслуживание официального сайта, в том числе обеспечение бесперебойного функционирования официального сайта, развитие официального сайта в соответствии с функциональными требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок
Постановлением Правительства РФ от 12.10.2013 N 913 "Об утверждении Положения о размещении на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг информации, подлежащей размещению в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд до ввода ее в эксплуатацию" утверждены Положения оразмещении на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг информации, подлежащей размещению в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд до ввода ее в эксплуатацию. Пунктами 3, 5 Положений установлено, что информация размещается в общедоступной части официального сайта после подписания документа, содержащего информацию, электронной подписью лица, уполномоченного на размещение информации на официальном сайте, а также в закрытой части официального сайта, доступ к которой осуществляется с помощью электронной подписи, после прохождения регистрации на официальном сайте. При изменении размещенной на официальном сайте информации сохраняются и остаются доступными для свободного ознакомления всеми пользователями официального сайта предыдущие редакции измененных документов, содержащих информацию.
В соответствии с пунктом 3 Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 16.11.2009 N 470 "О Требованиях к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти", информация в виде текста размещается на официальном сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя ("гипертекстовый формат").
На заседании Комиссии установлено, что приложение N1 к техническому заданию документации об электронном аукционе, содержащее описание материалов используемых при выполнении работ (оказании услуг), подлежащие в соответствии с ч. 3 ст.66 Закона о контрактной системе, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе описанию участником закупки в заявке на участие в аукционе, размещено заказчиком на официальном сайте, с ограничением поиска и копирования фрагментов текста, что не соответствует ч. 4 ст. 4 Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия заказчика, уполномоченного органа разместивших в ЕИС приложение N1 к техническому заданию документации об электронном аукционе, содержащее описание материалов используемых при выполнении работ (оказании услуг), содержащее ограничения для поиска и копирования фрагментов текста, не соответствуют ч. 4 ст. 4 Закона о контрактной системе, нарушают п. 2 ч. 1 ст. 64, ч. 5 ст. 112 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В адрес заказчика поступил запрос на разъяснение положений аукционной документации к аукциону 0162300000816000381 об уточнении показателей, установленных в техническом задании аукционной документации. В ответ на указанный запрос, опубликованный 10.08.2016 года в ЕИС, заказчик в нарушение ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе изменил сведения о функциональных характеристиках товара, установленных в аукционной документации, при этом, изменив суть положений документации об электронном аукционе, установленных в п. 341 приложения N 1 к техническому заданию аукционной документации.
При проведении внеплановой проверки Комиссией Свердловского УФАС России установлено следующее:
Согласно п. 4 информационной карты аукционной документации предметом закупки является выполнение работ по разработке проектно-сметной документации и выполнению строительно-монтажных работ по объекту: "Средняя общеобразовательная школа на 1200 учащихся в жилом районе "Александровский" II очередь г. Нижний Тагил, ул. Мелентьева" на условиях "под ключ", включая оснащение здания технологическим в том числе не монтируемым оборудованием и мебелью"".
Вместе с тем, Комиссией Свердловского УФАС России установлено, что в составе аукционной документации, размещенной в единой информационной системе заказчиком не установлено требование к техническим характеристикам, а также не определен объем монтируемого оборудования и мебели, которым будет оснащен указанный объект, в связи с чем в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе описание объекта закупки носит необъективный характер.
Выявленные нарушения законодательства о контрактной системе влекут административную ответственность по ч.4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ).
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014г. N 727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ЗАО "Корпорация "Атомстройкомплекс" признать обоснованной в части размещения информации в единой информационной системе в нарушение требований законодательства о контрактной системе.
2. В действиях заказчика в лице МКУ "Служба заказчика городского хозяйства", уполномоченного органа в лице Администрации города Нижний Тагил выявлено нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1, 2 ч. 1 ст. 64, ч. 5 ст. 65, ч. 5 ст. 112 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику в лице МКУ "Служба заказчика городского хозяйства", уполномоченному органу в лице Администрации города Нижний Тагил предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, в связи с наличием ранее выданного предписания N 1121-з от 19.08.2016 года по указанной закупке.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 19 августа 2016 г. N 1122-з
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.08.2016