Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
- заместителя руководителя Управления, председателя Комиссии;
- специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
- специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
при участии представителей:
- заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения Свердловской области "Уральская база авиационной охраны лесов" - (доверенность б/н от 23.05.2014г.),
- уполномоченного органа в лице Департамента Государственных закупок Свердловской области - (доверенность б/н от 11.01.2016г.),
- в отсутствии представителей заявителя жалобы в лице ООО "АК Орел-сельхозавиа", надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу ООО "АК Орел-сельхозавиа" (302001, г. Орел, ул. Комсомольская, д. 48) на действия (бездействие) заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения Свердловской области "Уральская база авиационной охраны лесов" (620076, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Щербакова, 118), уполномоченного органа в лице Департамента Государственных закупок Свердловской области (620095, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Малышева, д. 101) при проведении закупки путем электронного аукциона (извещение N 0162200011816001112) на авиационные услуги на вертолете типа МИ-8 (или эквивалент) в объеме 23 летных часов, в части наличия нарушений Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
У С Т А Н О В И Л А:
В Свердловское УФАС России поступила жалоба ООО "АК Орел-сельхозавиа" (вх. N 01-12741 от 11.08.2016г.) на действия (бездействие) заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения Свердловской области "Уральская база авиационной охраны лесов", уполномоченного органа в лице Департамента Государственных закупок Свердловской области при проведении закупки в форме электронного аукциона (извещение N 0162200011816001112) на авиационные услуги на вертолете типа МИ-8 (или эквивалент) в объеме 23 летных часов.
В своей жалобе заявитель обжалует требования аукционной документации в части установления требований к алгоритму получения Исполнителем контракта сертификата эксплуатанта или разрешения на выполнение авиационных работ согласно предмету закупки.
Представитель заказчика с доводами заявителя не согласилась, просила признать жалобу необоснованной.
Проведя анализ всех представленных материалов, Комиссия Свердловского УФАС России пришла к следующим выводам.
26.07.2016 года в единой информационной системе заказчиком размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0162200011816001112 и аукционная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 3 011 374,59 рублей.
Согласно п.1 ч.1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
При этом в силу ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Объектом закупки в соответствии с извещением о проведении электронного аукциона и аукционной документацией являются авиационные услуги на вертолете типа МИ-8 (или эквивалент) в объеме 23 летных часов (код по ОКПД2 52.23.19.113 - Работы лесоавиационные).
Пункт 2.1.1. проекта государственного контракта содержит следующее требование к Исполнителю контракта: Предоставить Заказчику в течение 10 (десяти) календарных дней со дня заключения Контракта:
- копию действующего сертификата эксплуатанта (в соответствии со статьей 8 Воздушного кодекса РФ) или разрешение на выполнение авиационных работ согласно предмету закупки, выданное соответствующим уполномоченным органом (в соответствии со статьей 6 Воздушного кодекса РФ),
- копию свидетельства о годности воздушных судов к полетам,
- копию свидетельства о регистрации воздушных судов.
По обстоятельствам дела Комиссией Свердловского УФАС России установлено следующее.
Правовые основы использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации регулируются Воздушным кодексом Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ (далее - Воздушный кодекс РФ).
Согласно ч. 1 ст. 8 Воздушного кодекса РФ обязательной сертификации органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном федеральными авиационными правилами, подлежат, в том числе:
1) аэродромы, предназначенные для осуществления коммерческих воздушных перевозок на самолетах пассажировместимостью более чем двадцать человек, а также аэродромы, открытые для выполнения международных полетов гражданских воздушных судов;
2) пилотируемые гражданские воздушные суда, авиационные двигатели, воздушные винты и бортовое авиационное оборудование гражданских воздушных судов, за исключением пилотируемых гражданских воздушных судов, которым сертификат летной годности выдается на основании сертификата типа, аттестата о годности к эксплуатации либо иного акта об утверждении типовой конструкции гражданского воздушного судна, выданного до 1 января 1967 года, или акта оценки конкретного воздушного судна на соответствие конкретного воздушного судна требованиям к летной годности гражданских воздушных судов и требованиям в области охраны окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации, а также сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов с массой конструкции 115 килограммов и менее.
Согласно ст. 6 Воздушного кодекса РФ в целях настоящего Кодекса под уполномоченными органами понимаются федеральные органы исполнительной власти, а также органы, которым федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или постановлением Правительства Российской Федерации предоставлены полномочия федерального органа исполнительной власти в соответствующей области деятельности и на которые возложена ответственность этого органа.
На заседании Комиссии представитель заказчика пояснила, что требование о предоставлении Исполнителем контракта копии действующего сертификата эксплуатанта или разрешения на выполнение авиационных работ согласно предмету закупки установлено в соответствии со ст. 8 Воздушного кодекса РФ. Вместе с тем, формулировка "_или разрешение на выполнение авиационных работ согласно предмету закупки, выданное соответствующим уполномоченным органом (в соответствии со статьей 6 Воздушного кодекса РФ)" означает, что разрешение на выполнение авиационных работ, которое Исполнитель предоставляет Заказчику после заключения контракта, может быть выдано только уполномоченным органом, который определяется согласно ст. 6 Воздушного кодекса РФ.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно ч. 4 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Закон о контрактной системе не содержит каких-либо императивных норм, определяющих обязанность заказчика указывать в закупочной документации порядок получения требуемых документов или ссылку на нормативные документы, регулирующие получение указанного разрешения.
Таким образом, довод заявителя о том, что положения проекта государственного контракта содержат неточную информацию об алгоритме получения требуемых документов не находит своего подтверждения.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным ФАС России от 19.11.2014г. N714/14, ч.8 ст. 106 Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "АК Орел-сельхозавиа" признать необоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения Свердловской области "Уральская база авиационной охраны лесов", уполномоченного органа в лице Департамента Государственных закупок Свердловской области нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
3. Заказчику в лице Государственного бюджетного учреждения Свердловской области "Уральская база авиационной охраны лесов", уполномоченному органу в лице Департамента Государственных закупок Свердловской области предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 18 августа 2016 г. N 1106-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.08.2016