Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок
при участии представителей:
- заказчика в лицеДепартамента общественной безопасности Свердловской области -
- уполномоченного органа в лице Департаментагосударственных закупок Свердловской области-
-заявителя жалобы в лицеЗАО "Корус АКС"-
рассмотрев жалобу ЗАО "Корус АКС" (620026, Свердловская обл, а/я 168) о нарушении заказчиком в лице Департамента общественной безопасности Свердловской области (620075, Свердловская обл, Екатеринбург г, Пушкина, 11), уполномоченным органом в лицеДепартамента государственных закупок Свердловской области (620004, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Малышева, д. 101)при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона(извещение N 0162200011816001178) на приобретение, установка, монтаж, пусконаладочные работы комплексов средств автоматизации для создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" на территории Свердловской области, установка программного обеспечения, организация сети связи и передачи данных, Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ЗАО "Корус АКС"(вх. N 01-12828 от 12.08.2016) о нарушении заказчиком в лице Департамента общественной безопасности Свердловской области, уполномоченным органом в лице Департамента государственных закупок Свердловской областипри осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона(извещение N 0162200011816001178) на приобретение, установка, монтаж, пусконаладочные работы комплексов средств автоматизации для создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" на территории Свердловской области, установка программного обеспечения, организация сети связи и передачи данных, Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям статьи 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель указал, что описание объекта закупки нарушает Закон о контрактной системе, так как установлено необоснованное требование об использовании при осуществлении работ (оказании услуг) унифицированного специального программного обеспечения системы - 112 (далее - УСПО - 112).
Представители заказчика, уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, просили признать ее необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области пришла к следующим выводам.
29 июля 2016 года на официальном сайте опубликовано извещение о проведении электронного аукциона(извещение N 0162200011816001178) на приобретение, установка, монтаж, пусконаладочные работы комплексов средств автоматизации для создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" на территории Свердловской области, установка программного обеспечения, организация сети связи и передачи данных.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 21 254 200 ,00рублей.
Относительно доводов заявителя, Комиссия Свердловского УФАС России приходит к следующему выводу:
В соответствии с требованиями пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об аукционе содержит указание на наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а такжетребования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 10.1 информационной карты аукционной документации объектом закупки является приобретение, установка, монтаж, пусконаладочные работы комплексов средств автоматизации для создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" на территории Свердловской области, установка программного обеспечения, организация сети связи и передачи данных. Детальное описание объекта закупки, содержится в Части II "Описание объекта закупки"
Согласно ч. 2.1 Части II "Описание объекта закупки" аукционной документации Система-112 предназначена для обеспечения информационного взаимодействия органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области (далее - ЕДДС), а также дежурно-диспетчерских служб (далее - ДДС) экстренных оперативных служб (далее - ЭОС). Система-112 обеспечивает информационное взаимодействие ЕДДС.
Согласно ч. 5.1.1Части II "Описание объекта закупки" аукционной документации в качестве специализированного программного обеспечения для Системы-112 используется унифицированное специальное программное обеспечение системы-112 (далее - УСПО-112), разработанное Федеральным государственным бюджетным учреждением "Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России" (федеральный центр науки и высоких технологий) и переданное Заказчику по лицензионному соглашению от 15.06.2016 N 16061508 (прилагается).Заказчик предоставляет УСПО-112 Поставщику по сублицензионному договору, подписываемому при заключении государственного контракта. Общее описание технического решения и пример работы унифицированного интеграционного механизма организации взаимодействия УСПО-112 указано в Приложении N 7.
В соответствии с "Описанием унифицированного интеграционного механизма организации взаимодействия УСПО-112 с внешними системами", размещенным в единой информационной системе в составе аукционной документации, Комиссией Свердловского УФАС России установлено, что указанное программное обеспечение является составной частью комплекта документов по теме "Разработка типового программно-технического комплекса для унификации информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации и обеспечения резервной обработки вызовов в рамках системы-112" в рамках апробациятипового программно-технического комплекса на базе инфраструктуры ЦИАП и предназначен для описания синтаксиса используемых команд и вызываемых процедур для необходимых модулей интеграции в процессе внедрения системы-112 для обеспечения возможности автоматизированного межсистемного взаимодействия (интеграции) с различными автоматизированными системами (далее - АС), с которыми система-112 субъекта РФ должна взаимодействовать в процессе повседневной деятельности, предусмотренный для обеспечения автоматизированного межсистемного взаимодействия СПО системы-112 и сопрягаемой с ней АС.
На заседании Комиссии представители заказчика пояснили, что в настоящее время на российском рынке есть ряд программных продуктов различных производителей - ОАО "НИС", ООО "Телекор Технологии", ОАО "ICL-КПО ВС", ООО "Некстехника", ЗАО "ИскаУралТрейд", НТЦ "Протей", ЗАО "Сфера", которые полностью соответствуют всем необходимым требованиям МЧС России к УСПО-112, одобрены в качестве таковых и реализованы в различных регионах России.
Письмом МЧС России N 43-595-33 от 14.02.2015 года установлено, что в рамках выполнения поручения заместителя Председателя Правительства РФ Д. О. Рогозина от 30.12.2014 года N РД-П10-9671 одобрен новый формат по реализации мероприятий по созданию системы 112 на территории РФ, направленный на повышение эффективности проводимой работы, а также существенное снижение нагрузки на бюджеты субъектов РФ за счет предоставления им на безвозмездной основе комплекта типовой организационно-распорядительной документации, унифицированного специального программного обеспечения, типовых программ обучения, методических материалов по организации информирования населения, включая информационные материалы.
При этом субъекты РФ вправе приобретать ПТК ЦОВ системы 112 у различных производителей, при условии их соответствия требованиям к типовому программно-техническому комплексу центра обработки вызовов системы 112.
В связи с чем, у заказчика отсутствует необходимость обеспечения взаимодействия программного продукта с программным обеспечением, используемымзаказчиком.
Таким образом, наличие у заказчика программного продукта, относящегося к категории УСПО-112 и полученного им по лицензионному соглашениюот 15.06.2016 N 16061508 от Федерального государственного бюджетного учреждения "Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России" не устанавливает обязанность использовать указанный программный продукт для построения системы 112 в Свердловской области.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
На заседании Комиссии представители заявителя жалобы представили заключениеФедерального государственного бюджетного учреждения "Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России" на программный комплекс "КоордКом" ЗАО "СФЕРА", согласно которому программный комплекс "КоордКом" может использоваться в системах вызова экстренных оперативных служб по единому номеру 112.
Таким образом, установив требование к использованию унифицированного специального программного обеспечения системы-112 в качестве специализированного программного обеспечения для Системы-112 заказчиком в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1. ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе ограничен круг участников закупки, в части необоснованного ограничения числа участников закупок с программными продуктами иных производителей.
Выявленные нарушения законодательства о контрактной системе влекут административную ответственность по ч.4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ).
На основании вышеизложенного и руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, ч. 8 ст. 106 Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. ЖалобуЗАО "Корус АКС"признать обоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Департамента общественной безопасности Свердловской области, уполномоченного органа в лице Департаментагосударственных закупок Свердловской области выявлено нарушениеп. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1. ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику в лице Департамента общественной безопасности Свердловской области, уполномоченному органу в лице Департаментагосударственных закупок Свердловской области выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС России, уполномоченному осуществлять производство по делам об административных правонарушениях по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 19 августа 2016 г. N 1112-з
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.08.2016