Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
рассмотрев жалобу ООО "Инженерно Строительная Компания" на действия (бездействие) заказчика Муниципального казенного учреждения городского округа Заречный "Дирекция единого заказчика", комиссии уполномоченного органа Муниципального казенного учреждения городского округа Заречный"Управление муниципального заказа" при проведении закупки в форме электронного аукциона (извещение N 0862300039616000122) на выполнение работ по строительству объекта: "Муниципальный индустриальный парк городского округа Заречный Свердловской области. Площадка N 2. Первый этап строительства. Объекты инженерной инфраструктуры"в части наличия нарушений Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с ч. 15ст. 99Закона о контрактной системе,
У С Т А Н О В И Л А:
В Свердловское УФАС России поступила жалоба ООО "Инженерно Строительная Компания" (вх. N 01-13186 от 22.08.2016) на действия (бездействие) заказчика МКУ ГО Заречный "Дирекция единого заказчика", комиссии уполномоченного органа МКУ ГО Заречный "Управление муниципального заказа" при проведенииэлектронного аукциона N 0862300039616000122на выполнение работ по строительству объекта: "Муниципальный индустриальный парк городского округа Заречный Свердловской области. Площадка N 2. Первый этап строительства. Объекты инженерной инфраструктуры".
Представитель заявителя пояснил, что отказ ООО "Инженерно Строительная Компания" в допуске к участию в аукционе произведен в отсутствие достаточных для того оснований, наличие в заявке недостоверных сведений о товаре заказчиком не подтверждается.
Представители заказчика и уполномоченного органа с доводами жалобы согласились, пояснив, что нарушения в том числе порядка отбора заявок были выявлены Свердловским УФАС России ранее в ходе внеплановой проверки, для их устранения было выдано предписание об отмене составленных в ходе аукциона протоколов, внесения изменений в документацию об аукционе.
Проведя анализ всех представленных материалов, Комиссия Свердловского УФАС России пришла к следующим выводам.
26июля 2016 года на официальном сайте в сети Интернет уполномоченным органомразмещено извещение о проведении электронного аукциона N 0862300039616000122и утвержденная им документация об аукционе.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе участник должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.Указанные требования подлежат установлению в документации об аукционе в соответствии с ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Проект муниципального контракта (глава 5 документации об аукционе) предусматривает выполнение генеральным подрядчиком работ по капитальному строительству линейного объекта в соответствии с Техническим заданием (пп. 1.1-1.2).
В соответствии с п. 14 Информационной карты аукциона участник закупки должен соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации и иметь свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданное саморегулируемой организацией в соответствии с Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009г N 624:
1.1. Разбивочные работы в процессе строительства <*>
2.2. Строительство временных: дорог; площадок; инженерных сетей и сооружений <*>
3.1. Механизированная разработка грунта <*>
3.5. Уплотнение грунта катками, грунтоуплотняющими машинами или тяжелыми трамбовками <*>
3.7. Работы по водопонижению, организации поверхностного стока и водоотвода
5.3. Устройство ростверков
5.4. Устройство забивных и буронабивных свай
6.1. Опалубочные работы
6.2. Арматурные работы
6.3. Устройство монолитных бетонных и железобетонных конструкций
12.3. Защитное покрытие лакокрасочными материалами <*>
12.5. Устройство оклеечной изоляции
12.12. Работы по огнезащите строительных конструкций и оборудования
16.1. Укладка трубопроводов водопроводных
16.2. Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования водопроводных сетей
16.3. Устройство водопроводных колодцев, оголовков, гасителей водосборов
16.4. Очистка полости и испытание трубопроводов водопровода
17.1. Укладка трубопроводов канализационных безнапорных
17.2. Укладка трубопроводов канализационных напорных
17.3. Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования канализационных сетей
17.4. Устройство канализационных и водосточных колодцев
17.7. Очистка полости и испытание трубопроводов канализации
18.1. Укладка трубопроводов теплоснабжения с температурой теплоносителя до 115 градусов цельсия
18.2. Укладка трубопроводов теплоснабжения с температурой теплоносителя 115 градусов Цельсия и выше
18.3. Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования сетей теплоснабжения
18.4. Устройство колодцев и камер сетей теплоснабжения
18.5. Очистка полости и испытание трубопроводов теплоснабжения
20.3. Устройство сетей электроснабжения напряжением до 330 кВ включительно
20.5. Монтаж и демонтаж опор для воздушных линий электропередачи напряжением до 35 кВ
24.29. Пусконаладочные работы сооружений водоснабжения
24.30. Пусконаладочные работы сооружений канализации
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.1. Промышленное строительство
33.4. Объекты электроснабжения до 110 кВ включительно
33.5. Объекты теплоснабжения
33.7. Объекты водоснабжения и канализации
Согласно чч. 2-3 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства (далее - строительные работы), обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Перечень видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержден приказом Минрегиона России N 624от 30.12.2009 года.
При этом условием допуска к участию в закупке на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о закупке, должно являться обязательное наличие у участника размещения заказа исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства (на что также указывает ФАС России в информационном письме N ИА/19714 от 23.05.2011).
Кроме того в п. 14 Информационной карты аукциона от участника затребовано наличие лицензии МЧС (подп. 10).
В соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией (например, услуги по сбору, транспортировке отходов, услуги по монтажу пожарной сигнализации). При этом в случае если в один лот со строительными работами включены иные работы или услуги, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии и которые могут выполняться (оказываться) посредством привлечения иных лиц (субподрядчиков), обладающих соответствующей лицензией (например, услуги по сбору, транспортировке отходов; услуги по монтажу пожарной сигнализации), то установление требования о выполнении таких работ или услуг лицом, осуществляющим строительство, лично, и, соответственно, установление требования о предоставлении в составе заявки на участие в торгах копии соответствующей лицензии является нарушением п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, а также статьи 17 Закона о защите конкуренции (данная позиция также разъяснена ФАС России в письме N ИА/26163 от 07.07.2011 "О требованиях к участникам размещения заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объекта капитального строительства" и подтверждена Высшим арбитражным судом РФ в Постановлении Президиума ВАС РФ N 13844/12 от 26.02.2013).
Таким образом, требования о наличии у участника аукционапомимо свидетельства о допуске к работам по организации строительства также свидетельств о допуске к отдельным видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, а также лицензии МЧС является избыточным, влекущим ограничение количества участников закупки, установлено в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 31, ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Указанное нарушение было выявлено Свердловским УФАС России в ходе ранее проведенной внеплановой проверки, отражено в решении N 1149-з от 24.08.2016, признано подлежащим устранению через обязательное к исполнению предписание.
Копии перечисленных документов также запрошены в составе вторых частей заявок, что представляет собой установление требования о представлении участниками закупки в составе заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок информации и документов, за которое предусмотрена административная ответственность по ч. 4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
12 августа 2016г. аукционной комиссией была проведена процедура рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, по ее итогам составлен протокол, подписанный присутствующими на заседании членами комиссии.
В соответствии с указанным протоколом поступило 3 заявки от участников закупки.
Участнику закупки, заявке которого присвоен порядковый номер 1 , был допущены до участия в аукционе. Участникам закупки, заявкам которых присвоены порядковые номера 2,3, отказано в допуске к участию в аукционе.
Заявка с порядковым номером 3 участника закупки ООО "Техсервис" отклонена на основании пункта ч.3 ст.66 закона N 44-ФЗ (у винта с диаметром резьбы 6 мм не может быть шаг резьбы 3,5 мм; не существует гвоздь с условным диаметром стержня 3 мм и длиной 35 мм; болты длиной 20 мм и диаметром резьбы 2,5 мм, масса 1 000 шт. более 1 кг.
По доводам жалобы Комиссией установлено следующее.
В п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае проведения аукциона на выполнение работ с использованием товара без указания заказчиком на его товарный знак заявка на участие в таком аукционе должна содержать в первой части согласие на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара (подп. "б").
Требования документации об аукционе (раздел 3) воспроизводят положения подп. "б" п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе при этом требования к техническим характеристикам товаров, используемых при выполнении работ, содержатся в приложении N 1 к Техническому заданию (ч. 3 документации об аукционе).
Данные требования не предусматривают необходимость соответствия предусмотренных товаров каким-либо определенным нормативным требованиям, в том числе ГОСТам.
В приложении N 1 к техническому заданию предусмотрены товары "Болт" (п. 2) с характеристиками: "Головка: шестигранная. Материал: латунь или сталь. Класс точности: А. Номинальный диаметр резьбы: 1,6-3 мм. Шаг резьбы: крупный/мелкий (исключение). Размер "под ключ" не более 5 мм. Длина болта 10-20 мм. Длина резьбы, мм: более 5. Масса 1000шт. болтов, кг: не более 1", "Шайба" (п. 5) с характеристиками "Диаметр внутренний/наружный (исключение) должен быть более 10/менее 50 мм (исключение), толщина должна быть менее 5 мм с допустимым предельным отклонением* менее 1 мм, теоретическая масса 1000 шт. шайб должна быть менее 4 кг, материал должен быть сталь или алюминий или медь".
Участник в своей заявке указал по п. 2 "Болт" номинальный диаметр резьбы: 2 мм, длина болта 14 мм, Масса 1000 шт. Болтов, кг: 0,370, по п.5 "Шайба" диаметр внутренний/наружный 12/24 мм, толщина 2,5 мм с допустимым предельным отклонением 0,2.
Таким образом, показатели, представленные участником закупки ООО "Инженерно Строительная Компания", соответствуют требованиям заказчика. На основании ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случаях непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, предоставления недостоверной информации (п. 1) или ее несоответствия требованиям документации о таком аукционе (п. 2). Соответственно, отказ заявителю в допуске к участию в аукционе с указанной в протоколе мотивировкой безоснователен.
В действиях аукционной комиссии по рассмотрению заявок содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного и руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО"Инженерно Строительная Компания"признать обоснованной.
2. Признать в действиях уполномоченного органаМКУ ГО Заречный "Управлениемуниципального заказа"нарушение п. 1 ч. 1 ст. 31, ч. 3 ст. 64Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях комиссии уполномоченного органа МКУ ГО Заречный "Управление муниципального заказа"нарушение ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе.
4. В связи с наличием ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений повторное предписание об их устранении заказчику, уполномоченному органу, его комиссии не выдавать.
5. Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях по чч.2, 4 ст. 7.30 КоАП РФ.
6. Обязать уполномоченный орган обеспечить 06 октября 2016 года в 10.00 явку должностного лица, утвердившего документацию об аукционе, с документами, удостоверяющими личность и данное полномочие, а также членов Единой комиссии, принявших решение об отказе в допуске ООО "Инженерно Строительная Компания", по адресу 620014, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, 5, этаж 4.
Решение может быть обжаловано в суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 29 августа 2016 г. N 1181-з
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.09.2016