Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе:
*
при участии представителей:
*
рассмотрев жалобу ООО "Техсервис" (624250, г. Заречный, ул. Попова, 9) о нарушении заказчиком в лицеМуниципального казенного учреждения городского округа Заречный "Дирекция единого заказчика" (624250, Свердловская обл., г. Заречный, ул. Попова, 9), уполномоченным органом в лице Муниципального казенного учреждения городского округа Заречный "Управление Муниципального заказа" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по строительству объекта: "Муниципальный индустриальный парк городского округа Заречный Свердловской области. Площадка N 2. Первый этап строительства (извещение N0862300039616000122), Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "Техсервис" (вх. N 01-12632 от 10.08.2016г.) о нарушении заказчиком в лице Муниципального казенного учреждения городского округа Заречный "Дирекция единого заказчика", уполномоченным органом в лице Муниципального казенного учреждения городского округа Заречный "Управление Муниципального заказа" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по строительству объекта: "Муниципальный индустриальный парк городского округа Заречный Свердловской области. Площадка N 2. Первый этап строительства (извещение N0862300039616000122) Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям ст.105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель указал, что считает решение комиссии заказчика, в части признания заявки ООО "Техсервис" не соответствующей требованиям аукционной документации не правомерным, просит признать жалобу обоснованной.
Представитель заказчика и уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, просили признать жалобу необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
26июля 2016г. на официальном сайте опубликовано извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N0862300039616000122и документация об аукционена право заключения муниципального контракта на выполнение работ по строительству объекта: "Муниципальный индустриальный парк городского округа Заречный Свердловской области. Площадка N 2. Первый этап строительства.
Начальная (максимальная) цена контракта составила33 549 451,96 рублей.
12 августа 2016г. аукционной комиссией была проведена процедура рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, по ее итогам составлен протокол, подписанный присутствующими на заседании членами комиссии.
В соответствии с указанным протоколом поступило 3 заявки от участников закупки.
Участнику закупки, заявке которого присвоен порядковый номер 1 , был допущены до участия в аукционе. Участникам закупки, заявкам которых присвоены порядковые номера 2,3, отказано в допуске к участию в аукционе.
Заявка с порядковым номером 3 участника закупки ООО "Техсервис" отклонена на основании пункта ч.3 ст.66 закона N 44-ФЗ (у винта с диаметром резьбы 6 мм не может быть шаг резьбы 3,5 мм; не существует гвоздь с условным диаметром стержня 3 мм и длиной 35 мм; болты длиной 20 мм и диаметром резьбы 2,5 мм, масса 1 000 шт. более 1 кг.
В соответствии с п. 1,2 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Пунктом 3 ч. 3 ст. 66 установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы должна содержать указанную информацию:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Раздел 3 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению" пункт 3.1.3 документации об аукционе предусмотрено требование к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе, в соответствии с которым, первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать:
а) согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации об аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в техническом задании, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным в техническом задании, при условии содержания в техническом задании указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование в Информационной карте аукциона о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным в техническом задании, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В Техническом задании в п. 19 установлено требование к качеству, надёжности, гарантиям изготовителя, сертификации поставляемых материалов и оборудования, а именно: Качество материалов, применяемых при производстве работ, должно соответствовать спецификациям, указанным в рабочей документации, государственным стандартам, техническим условиям и иметь соответствующие сертификаты, паспорта или другие документы, удостоверяющие их качество. Материалы, не соответствующие указанным требованиям, подлежат замене.
Вместе с тем, заказчик не установил каким именно Государственным стандартам должно соответствовать качество материалов при производстве работ.
В приложении N 1 к техническому заданию "Сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристик товара" в п. 1,2, 3, заказчиком установлены требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам), и иным показателям, в том числе: по п.1 "Винт самонарезающий" номинальный диаметр резьбы, мм : не более 4., Шаг резьбы, мм: не более 3,5 п. "Болт"Номинальный диаметр резьбы: 1,6-3 мм, Масса 1000 штук: не более 1 кг. , п.3"Гвозди строительные" Размер (условный диаметр стержня х длина гвоздя) : более 2,0 х 25мм., диаметр стержня 2 мм.
Участник в своей заявке представил показатели товара: по п.1 "Винт самонарезающийся" номинальный диаметр резьбы, мм : 6. Шаг резьбы, мм: 3,5., по п. 2 "Болт" номинальный диаметр резьбы: 2,5 мм, Масса 1000 шт. Болтов , кг : 1., по п.3 "Гвозди строительные" Размер (условный диаметр стержня х длина гвоздя): 3,0х35 мм.,Диаметр стержня 3 мм.
Представители заказчика пояснили Комиссии Свердловского УФАС, что показатели характеристик товаров, представленных в заявке ООО "Техсервис" не соответствуют требованиям ГОСТ.
Комиссия Свердловского УФАС приходит к выводу, что показатели характеристик товаров, представленные ООО "Техсервис" соответствуют требованиям, установленным заказчиком в аукционной документации. При этом, документация не содержит требований о соответствии товаров определенным ГОСТам.
Согласно ч.3 ст. 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе.
Частью 4 ст. 67 Закона о контрактной системе установлено, что участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
По итогам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе комиссией было принято не правомерное решение об отказе в допуске к участию в аукционе участнику закупки ООО "Техсервис", заявке которого присвоен порядковый номер 3, на основании пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
В действиях аукционной комиссии по рассмотрению заявок содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ.
В ходе проведения внеплановой проверки, Комиссией Свердловского УФАС установлено, что Проект муниципального контракта (глава 5 документации об аукционе) предусматривает выполнение генеральным подрядчиком работ по капитальному строительству линейного объекта в соответствии с Техническим заданием (пп. 1.1-1.2).
В соответствии с п. 14 Информационной карты аукциона участник закупки должен соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации и иметь свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданное саморегулируемой организацией в соответствии с Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 г N 624:
1.1. Разбивочные работы в процессе строительства <*>
2.2. Строительство временных: дорог; площадок; инженерных сетей и сооружений <*>
3.1. Механизированная разработка грунта <*>
3.5. Уплотнение грунта катками, грунтоуплотняющими машинами или тяжелыми трамбовками <*>
3.7. Работы по водопонижению, организации поверхностного стока и водоотвода
5.3. Устройство ростверков
5.4. Устройство забивных и буронабивных свай
6.1. Опалубочные работы
6.2. Арматурные работы
6.3. Устройство монолитных бетонных и железобетонных конструкций
12.3. Защитное покрытие лакокрасочными материалами <*>
12.5. Устройство оклеечной изоляции
12.12. Работы по огнезащите строительных конструкций и оборудования
16.1. Укладка трубопроводов водопроводных
16.2. Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования водопроводных сетей
16.3. Устройство водопроводных колодцев, оголовков, гасителей водосборов
16.4. Очистка полости и испытание трубопроводов водопровода
17.1. Укладка трубопроводов канализационных безнапорных
17.2. Укладка трубопроводов канализационных напорных
17.3. Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования канализационных сетей
17.4. Устройство канализационных и водосточных колодцев
17.7. Очистка полости и испытание трубопроводов канализации
18.1. Укладка трубопроводов теплоснабжения с температурой теплоносителя до 115 градусов цельсия
18.2. Укладка трубопроводов теплоснабжения с температурой теплоносителя 115 градусов Цельсия и выше
18.3. Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования сетей теплоснабжения
18.4. Устройство колодцев и камер сетей теплоснабжения
18.5. Очистка полости и испытание трубопроводов теплоснабжения
20.3. Устройство сетей электроснабжения напряжением до 330 кВ включительно
20.5. Монтаж и демонтаж опор для воздушных линий электропередачи напряжением до 35 кВ
24.29. Пусконаладочные работы сооружений водоснабжения
24.30. Пусконаладочные работы сооружений канализации
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.1. Промышленное строительство
33.4. Объекты электроснабжения до 110 кВ включительно
33.5. Объекты теплоснабжения
33.7. Объекты водоснабжения и канализации
Согласно чч. 2-3 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства (далее - строительные работы), обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Перечень видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержден приказом Минрегиона России N 624 от 30.12.2009 года.
При этом условием допуска к участию в закупке на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о закупке, должно являться обязательное наличие у участника размещения заказа исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства (на что также указывает ФАС России в информационном письме N ИА/19714 от 23.05.2011).
Кроме того в п. 14 Информационной карты аукциона от участника затребовано наличие лицензии МЧС (подп. 10).
В соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией (например, услуги по сбору, транспортировке отходов, услуги по монтажу пожарной сигнализации). При этом в случае если в один лот со строительными работами включены иные работы или услуги, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии и которые могут выполняться (оказываться) посредством привлечения иных лиц (субподрядчиков), обладающих соответствующей лицензией (например, услуги по сбору, транспортировке отходов; услуги по монтажу пожарной сигнализации), то установление требования о выполнении таких работ или услуг лицом, осуществляющим строительство, лично, и, соответственно, установление требования о предоставлении в составе заявки на участие в торгах копии соответствующей лицензии является нарушением п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, а также статьи 17 Закона о защите конкуренции (данная позиция также разъяснена ФАС России в письме N ИА/26163 от 07.07.2011 "О требованиях к участникам размещения заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объекта капитального строительства" и подтверждена Высшим арбитражным судом РФ в Постановлении Президиума ВАС РФ N 13844/12 от 26.02.2013).
Таким образом, требования о наличии у участника аукциона помимо свидетельства о допуске к работам по организации строительства также свидетельств о допуске к отдельным видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, а также лицензии МЧС является избыточным, влекущим ограничение количества участников закупки, установлено в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 31, ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Копии перечисленных документов также запрошены в составе вторых частей заявок, что представляет собой установление требования о представлении участниками закупки в составе заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок информации и документов, за которое предусмотрена административная ответственность по ч. 4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Выявленное нарушение Закона о контрактной системе влечет административную ответственность по ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014г. N 727/14, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1.Жалобу ООО "Техсервис" признать обоснованной.
2. Признать в действиях уполномоченного органа МКУ ГО Заречный "Управление муниципального заказа" нарушение п. 1 ч. 1 ст. 31, ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях комиссии уполномоченного органа МКУ ГО Заречный "Управление муниципального заказа" нарушение ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе.
4.Заказчику в лице Муниципального казенного учреждения городского округа Заречный "Дирекция единого заказчика", уполномоченному органу в лице МКУ ГО Заречный "Управление муниципального заказа"выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
5. Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях по чч. 2, 4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 24 августа 2016 г. N 1149-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.09.2016