Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 17 октября 2016 г. N 05-205/16
резолютивная часть решения объявлена 17.10.2016г.
в полном объеме решение изготовлено 20.10.2016г.
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
,
при участии:
от Общества с ограниченной ответственностью "Рекстон Слуховые Аппараты" (далее - ООО "Рекстон Слуховые Аппараты", заявитель) в лице генерального директора , действующей на основании приказа N2 от 25 января 2016 года "О назначении геновича, действующего на основании неральным директором ООО "Рекстон Слуховые Аппараты", доверенности N07-102016-01;
от Государственного учреждения - регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике (далее - заказчик) , действующей на основании доверенности N3 от 13 января 2016 года, , без права дачи пояснений, личности установлены паспортом Российской Федерации,
рассмотрев жалобу ООО "Рекстон Слуховые Аппараты" на действия заказчика при проведении закупки способом электронного аукциона N0204100000116000171 "N120 "Поставка технических средств реабилитации - слуховых аппаратов для обеспечения ими инвалидов в 2016г" (далее - аукцион), руководствуясь статьями 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N727/14 от 19 ноября 2014г., а также в результате осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по КБР поступила жалоба ООО "Рекстон Слуховые Аппараты" на действия заказчика при проведении аукциона.
Согласно жалобе заявителя, документация об аукционе утверждена с нарушением норм Закона о контрактной системе, в частности ссылается на следующие доводы:
1)заказчиком установлено в документации об аукционе требование к слуховым аппаратам, реализуемым на территории Российской Федерации, на основании недействующего государственного стандарта Р 51024-97, в настоящее время на территории Российской Федерации действует государственный стандарт Р 51024-2012 "Аппараты слуховые электронные реабилитационные. Технические требования и методы испытания", который распространяется на носимые слуховые аппараты индивидуального пользования с электронным усилением, предназначенные слухопротезирования по воздушному и костному звукопроведению, и который введен в действие приказом Федерального агентства по техническому урегулированию и метрологии N932-ст от 16.11.2012г.;
2)заказчиком предусмотрено требование письменного согласования возможности привлечения к исполнению контракта соисполнителей (третьих лиц), что отражено в пункте 4.1.11 части 4 проекта государственного контракта "Поставщик может привлекать после письменного согласования с Заказчиком к исполнению настоящего контракта Соисполнителей (третьих лиц). По мнению заявителя, соответствующее требование не соответствует положению Гражданского кодекса Российской Федерации, так как в силу части 1 статьи 770 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнитель обязан согласовывать с заказчиком привлечение соисполнителей только при выполнении научно-исследовательских работ, в обосновании своих доводов заявитель ссылается на письмо Министерства экономического развития Российской Федерации NД22-1339 от 06 августа 2010 года.;
3)в извещении о проведении электронного аукциона в качестве места поставки товара предусмотрено - Российская Федерация, Кабардино-Балкарская Республика, поставка изделий осуществляется по месту жительства получателей (на условиях DDP), данное положение также присутствует в техническом задании, вместе с тем, в пункте 4.1.6 проекта государственного контракта предусмотрено, что "Поставщик обязан передать Заказчику в письменной форме не позднее 5 календарных дней с даты заключения государственного контракта список адресов и график работы пунктов выдачи Товара". Заявитель считает, что тем самым заказчиком меняется существенное условие контракта, а именно, место поставки товара, которое может изменяться только в случаях, установленных нормами статьей 34, 95 Закона о контрактной системе;
4)заказчиком не установлено требование о наличии лицензии на территории Кабардино-Балкарской Республики. В доводах жалобы заявителя указывается, что действующим законодательством о контрактной системе установлено императивное требование о необходимости наличия у участника закупки лицензии на оказание услуг в случае, если оказание данных услуг является лицензируемым видом деятельности. В документации об аукционе предусмотрено требование о наличии у участника закупки лицензии на медицинскую деятельность по оказанию специализированной медицинской помощи, включающей работы (услуги) по сурдологии - оториноларингологии или осуществление участником закупки деятельности по слухопротезированию в соответствии с профессиональным стандартом "Специалист в области слухопротезирования (сурдоакустик)", однако, заказчиком не установлена соответствующая лицензия с учетом части 5 статьи 9 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", с указанием о необходимости наличия указанной лицензии на территории Кабардино-Балкарской Республики, в подтверждении своих доводов заявитель делает ссылку на письмо ФАС России NАД/66737/15 от 25.11.2015г.
На основании вышеизложенного, заявитель просит приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения по существу; признать незаконными действия заказчика, выразившиеся в нарушении Закона о контрактной системе; выдать предписание, которым обязать заказчика устранить допущенные нарушения путем внесения соответствующих изменений в извещение о проведении электронного аукциона и документации об аукционе.
14 октября 2016 года в адрес Кабардино-Балкарского УФАС России поступило ходатайство от заказчика об отложении рассмотрения жалобы в связи с тем, чтобы подготовиться по всем доводам жалобы. Уведомлением Кабардино-Балкарского УФАС России N05/3419 от 14.10.2016г. было удовлетворено заявленное ходатайство, назначив рассмотрение жалобы ООО "Рекстон Слуховые Аппараты" на 17 октября 2016 года в 12 часов 00 минут.
На рассмотрение жалобы, состоявшемся 17 октября 2016 года, представитель заявителя пояснил, что поддерживает доводы, изложенные в жалобе в ряде требований, указав, что отказывается от двух первых доводов, прокомментировав тем, что они были технической ошибкой при формировании документации об аукционе, не влияют на процедуру определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и не ограничивают конкуренцию в сфере товаров, работ и услуг, а в остальной части поддерживает. Представители заказчика пояснили, что государственный стандарт Р 51024-97 "Аппараты слуховые электронные реабилитационные. Общие технические условия", изначально установленный в документации об аукционе не действует на территории Российской Федерации с 1 апреля 2014 года, но обращают внимание на то, что ничем не отличается от действующего государственного стандарта Р 51024-2012 "Аппараты слуховые электронные реабилитационные. Технические требования и методы испытания", кроме того, недействующий ГОСТ никого не ограничивает и не ущемляет права и законные интересы неопределенного круга лиц. По второму доводу заявителя, представители заказчика пояснили, что предмет государственного контракта предназначен для определенной категорий граждан (инвалидов), в связи с этим, для заказчика важно кто будет осуществлять услуги соисполнителя. В части третьего довода заявителя, представителями заказчика на обозрение Комиссии был представлен приказ Фонда социального страхования Российской Федерации N87 от 04 марта 2016 года "Об осуществлении контроля в территориальных органах Фонда социального страхования Российской Федерации за качеством предоставления государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации", в котором в пунктах 1, 1.1 настоящего приказа предусмотрено, что "Руководителям территориальных органов Фонда при взаимодействии поставщика с получателем услуг и заказчиком: предоставление инвалидам права выбора способа получения технического средства реабилитации (по месту жительства, по месту нахождения пунктов выдачи, по месту нахождения поставщика и или иное)". По четвертому доводу заявителя, представители заказчика поясняют, что во второй части документации об аукционе было предусмотрено требование о наличии лицензии на медицинскую деятельность по оказанию специализированной медицинской помощи, включающей работы (услуги) по сурдологии - оториноларингологии или осуществление участником закупки деятельности по слухопротезированию в соответствии с профессиональным стандартом "Специалист в области слухопротезирования (сурдоакустик)" на основании письма Фонда социального страхования Российской Федерации N02-09-05/12-04-17385 от 22 августа 2016 года. О необходимости наличия лицензии на территории Кабардино-Балкарской Республики, как пояснили представители заказчика, Законом о контрактной системе не предусмотрено, что также приведет к ограничению конкуренции при проведении закупки.
Рассмотрев доводы, изложенные в жалобе ООО "Рекстон Слуховые Аппараты", выслушав генерального директора ООО "Рекстон Слуховые Аппараты", представителя заявителя, представителей заказчика, проанализировав документы, представленные заказчиком, изучив материалы дела, а также результаты внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам:
27.09.2016г. 18:45ч. в единой информационной системе в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru заказчиком опубликован электронный аукцион N0204100000116000171 "N120 "Поставка технических средств реабилитации - слуховых аппаратов для обеспечения ими инвалидов в 2016г" (извещение о проведении электронного аукциона - 27.09.2016г. 18:45ч.) для субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций. Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 1 415 724, 87 рублей.
В извещении о проведении электронного аукциона предусмотрено: Дата и время начала подачи заявок - 27.09.2016г. 18:45ч.; Дата и время окончания подачи заявок - 10.10.2016г. 09:00ч.; Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 11.10.2016г.; Дата проведения аукциона в электронной форме - 14.10.2016г.
На участие в электронном аукционе не подано ни одно заявки, что в силу части 16 статьи 66 Закона о контрактной системе признается несостоявшимся.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В техническом задании документации об аукционе заказчиком предусмотрено, что технические требования к техническим средствам реабилитации - слуховым аппаратам: общие требования к слуховым аппаратам, реализуемым на территории Российской Федерации, устанавливаются в соответствии с ГОСТ Р 51024-97 "Аппараты слуховые электронные реабилитационные (Общие технические условия)".
Вместе с тем, ГОСТ Р 51024-97 "Аппараты слуховые электронные реабилитационные (Общие технические условия)" в соответствии с приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии N932-ст от 16.11.2012 "Об утверждении национального стандарта" утратил силу с 1 апреля 2014 года, взамен принят для применения на территории Российской Федерации ГОСТ Р 51024-2012 "Аппараты слуховые электронные реабилитационные. Технические требования и методы испытаний".
Таким образом, документация об аукционе утверждена с нарушением требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В пункте 4.1.11 части 4 проекта государственного контракта заказчиком предусмотрено, что "Поставщик может привлекать после письменного согласования с Заказчиком к исполнению настоящего контракта Соисполнителей (третьих лиц). В случае, если доставка изделия Получателю будет осуществляться Соисполнителем (представителем Поставщика), Поставщик обязан вместе с товаром представить заказчику доверенность, подтверждающую полномочия Соисполнителя в полном объеме, заверенную копию договора (соглашения) на оказание услуг Соисполнителем, заверенную копию соглашения об обработке персональных данных в рамках настоящего Контракта. Всю ответственность по исполнению настоящего Контракта перед Заказчиком будет нести Поставщик".
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
На основании части 1 статьи 770 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнитель обязан провести научные исследования лично. Он вправе привлекать к исполнению договора на выполнение научно-исследовательских работ третьих лиц только с согласия заказчика.
Предметом государственного контракта выступает "Поставка технических средств реабилитации - слуховых аппаратов для обеспечения ими инвалидов в 2016г", следовательно, указание в проекте государственного контракта (п. 4.1.11 ч.4 проекта контракта) требование о письменном согласовании с Заказчиком привлечение поставщиком соисполнителей (третьих лиц) незаконно, так как противоречит требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации. Также Комиссией УФАС по КБР не принимаются во внимание пояснения представителей заказчика в части того, что предмет государственного контракта предназначен для определенной категорий граждан (инвалидов), в связи с этим, для заказчика важно кто будет осуществлять услуги соисполнителя, так как в рамках части 3 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком в соответствии с правилами пункта 1 статьи 313 и статьи 403 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик, который привлек к исполнению договора подряда субподрядчика в нарушение положений части 1 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации или договора, несет перед заказчиком ответственность за убытки, причиненные участием субподрядчика в исполнении договора.
В извещении о проведении электронного аукциона в качестве места поставки является Российская Федерация, Кабардино-Балкарская Республика, Поставка изделий осуществляется по месту жительства получателей (на условиях DDP). Соответствующее условие присутствует и в техническом задании документации об аукционе, и в пункте 2.1 части 2 проекта государственного контракта. Вместе с тем, в пункте 4.1.6 части 6 проекта государственного контракта указано, что "Поставщик обязан передать Заказчику в письменной форме не позднее 5 календарных дней с даты заключения государственного контракта список адресов и график работы пунктов выдачи Товара". Данное несоответствие вводит участников закупки в заблуждение, препятствует участникам закупки при формировании первых частей заявок, так как не могут конкретно определить объем работ, предлагаемых при поставке товара по предмету государственного контракта.
Место поставки является одним из требований извещения о проведении электронного аукциона, но не является существенным условием государственного контракта, так как существенные условия контракта перечислены в статье 34 Закона о контрактной системе, поэтому в этой части выводы заявителя жалобы ошибочны и сделаны без надлежащего анализа положений Закона о контрактной системе.
На основании пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с документацией об аукционе "Пункт 2. Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению" вторая часть заявки на участие аукционе должна содержать - наличие у участника закупки лицензии на медицинскую деятельность по оказанию специализированной медицинской помощи, включающей работы (услуги) по сурдологии - оториноларингологии или осуществление участником закупки деятельности по слухопротезированию в соответствии с профессиональным стандартом "Специалист в области слухопротезирования (сурдоакустик).
Распоряжение Правительства Российской Федерации N2347-р от 30.12.2005 "О федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду" предусматривает, что слуховые аппараты являются техническими средствами реабилитации.
Согласно пункту 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит медицинская деятельность. Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 N291 медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") определяет судологию-оториноларингологию в качестве медицинской деятельности, подлежащей лицензированию.
В соответствии частью 2 статьи 37 Федерального закона от 21.11.2011 N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
На основании пункта 2 Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "судология-оториноларингология", утвержденного приказом Минздрава России от 09.04.2015 N178н, медицинская помощь по профилю "судология-оториноларингология" включает в себя в том числе профилактику нарушений слуха, выявление пациентов с нарушением слуха, лечение, включая слухопротезирование, медицинскую реабилитацию, позволяющую формировать и (или) развивать естественное слухоречевое поведение. В соответствии с номенклатурой, утвержденной приказом Министерства здравоохранения России от 27.12.2011 N1664н, настройка слуховых аппаратов является медицинской услугой.
На основании части 5 статьи 9 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях других субъектов Российской Федерации при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Норма права, указанная в части 5 статьи 9 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", является одной из форм реализации основного принципа лицензирования - обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации. В силу указанного лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности на всей территории Российской Федерации, если лицензия предоставлена федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Исходя из положений части 5 статьи 9 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", можно сделать вывод о том, что в случае осуществления деятельности на территории нескольких или всех субъектов Российской Федерации, лицензия на которую предоставлена лицензирующим органом одного субъекта Российской Федерации, лицензиат создает основания для переоформления лицензии в связи с изменением адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности.
При этом деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях иных субъектов Российской Федерации при условии предварительного уведомления в письменной форме лицензиатом лицензирующих органов этих субъектов Российской Федерации о намерении осуществлять лицензируемый вид деятельности на их территориях.
Таким образом, в целях обеспечения соблюдения законодательства о контрактной системе заказчик праве проводить закупки по предмету государственного контракта в случае установления в документации возможности привлечения исполнителем субподрядчиков, имеющих соответствующую лицензию.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 105 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "Рекстон Слуховые Аппараты" обоснованной.
2.Признать в действиях Государственного учреждения - регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике нарушения части 3 статьи 7, пункта 2 части 1 статьи 33, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3.В связи с тем, что аукцион N0204100000116000171 "N120 "Поставка технических средств реабилитации - слуховых аппаратов для обеспечения ими инвалидов в 2016г" признан несостоявшимся, предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4.При повторном осуществлении закупки учесть замечания, указаные в решении N05-205/16 от 20.10.2016г.
5.Передать материалы дела соответствующему должностному лицу УФАС по КБР для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде КБР в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущий заседание комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 17 октября 2016 г. N 05-205/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.10.2016