Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 19 октября 2016 г. N 05-206/16
резолютивная часть решения объявлена 19.10.2016г.
в полном объеме решение изготовлено 20.10.2016г.
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
,
в отсутствии Общества с ограниченной ответственностью "ЭНТОС ПЛЮС" (далее - ООО "ЭНТОС ПЛЮС", заявитель) надлежащим образом извещенного о дате и месте рассмотрения жалобы уведомлением N05/3454 от 18.10.2016г.;
при участии:
от Эльбрусского высокогорного поисково-спасательного отряда МЧС России (филиал федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказский региональный поисково-спасательный отряд МЧС России") , действующего на основании доверенности,
рассмотрев жалобу ООО "ЭНТОС ПЛЮС" на действия заказчика при проведении закупки способом электронного аукциона N0304100016516000026 "Ремонт здания" , руководствуясь статьями 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - аукцион), руководствуясь статьями 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N727/14 от 19 ноября 2014г., а также в результате осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по КБР поступила жалоба ООО "ЭНТОС ПЛЮС" на действия заказчика при проведении аукциона.
Согласно жалобе заявителя, документация об аукционе утверждена с нарушением норм Закона о контрактной системе, тем самым ущемляя права и законные интересы участников закупок.
На основании вышеизложенного, заявитель просит приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу; провести внеплановую проверку; выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе; привлечь ответственных должностных лиц к административной ответственности.
На рассмотрение жалобы, состоявшемся 19 октября 2016 года, представитель заказчика пояснил, что документация об аукционе была разработана в строгом соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, закупка была размещена в план-графике 23.09.2016г. по факту доведения денежных средств согласно сведениям расходного расписания от 23 сентября 2016 года, в последующем 30.09.2016г. извещение о проведении электронного аукциона было размещено в единой информационной системе в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации N266 от 04 апреля 2016 года.
Рассмотрев доводы, изложенные в жалобе ООО "ЭНТОС ПЛЮС", выслушав представителя заказчика, проанализировав письменные пояснения, представленные заказчиком, изучив материалы дела, а также результаты внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам:
30.09.2016г. 12:24ч. в единой информационной системе в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru заказчиком опубликован электронный аукцион N0304100016516000026 "Ремонт здания" (извещение о проведении электронного аукциона - 30.09.2016г. 12:24ч.) для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 2 900 000, 00 рублей.
В извещении о проведении электронного аукциона предусмотрено: Дата и время начала подачи заявок - 30.09.2016г. 12:24ч.; Дата и время окончания подачи заявок - 13.10.2016г. 10:00ч.; Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 17.10.2016г.; Дата проведения аукциона в электронной форме - 20.10.2016г.
Согласно части 1 статьи 21 Закона о контрактной системе планы-графики содержат перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год и являются основанием для осуществления закупок.
В силу части 14 статьи 21 Закона о контрактной системе внесение в соответствии с частью 13 статьи 21 Закона о контрактной системе изменений в план-график по каждому объекту закупки может осуществляться не позднее чем за десять дней до дня размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении соответствующей закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом.
Согласно сведениям, размещенным в единой информационной системе, закупка "Ремонт здания" заказчиком была размещена в план-график 23.09.2016г., а в последующем в нарушение части 14 статьи 21 Закона о контрактной системе было размещено извещение о проведении электронного аукциона N0304100016516000026 "Ремонт здания" 30.09.2016г. в 12:24ч., нарушив тем самым срок размещения извещения о проведении аукциона.
В соответствии с пунктом 7 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию, в частности, декларацию о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе.
На основании части 3 статьи 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Согласно требованиям извещения о проведении электронного аукциона документации об аукционе предмет государственного контракта осуществляется для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, тогда как заказчиком не в составе второй части заявки не предусмотрено требование о необходимости декларирования о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
В техническом задании документации об аукционе предусмотрено, что "Оплата по Контракту осуществляется по безналичному расчету путем перечисления Заказчиком денежных средств на расчетный счет исполнителя. Предусмотрено авансирование в 5% размере стоимости контракта", но вместе с тем, в пункте 3.3 части 3 проекта государственного контракта указывается, что "Оплата по Контракту осуществляется по безналичному расчету путем перечисления Заказчиком денежных средств на расчетный счет исполнителя. Предусмотрено авансирование в 30% размере от стоимости контракта". Несоответствие размера авансирования в техническом задании документации об аукционе и в проекте государственного контракта вводит участников в заблуждение.
В рамках пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В требовании к материалам (товарам), используемым при выполнении работ, документации об аукционе по позициям 2 "Рубероид", 31 "Вода", 34 "Раствор готовый отделочный тяжелый цементно-известковый", 37 "Раствор готовый кладочный цементный", 39 "Раствор готовый кладочный цементный", 58 "Электроды" предусмотрены:
"При испытании при температуре (3532) К [(80
2) °С] в течение не менее 2 ч на поверхности образца не должно быть вздутий и следов перемещения покровного слоя";
"При испытании при давлении не менее 0,001 МПа (0,01 кгс/см2 ) в течение не менее 72 ч на поверхности образца не должно быть признаков проникания воды";
"Общее содержание в воде ионов натрия и калия в составе растворимых солей не должно превышать 1500 мг/л. Содержание в воде нитратов не должно превышать 500 мг/л., сахара - не должно превышать 100 мг/л, фосфатов - не должно превышать 100 мг/л, цинка - не должно превышать 100 мг/л";
"Содержание ангидрида серной кислоты SO(3) в цементе должно быть не менее 1,5 и не более 3,5% массы цемента. Содержание в цементе щелочных оксидов не должно быть более 2% массы цемента", "Содержание вредных примесей в мелком заполнителе, % по массе не должно быть: - слюда больше 2, - уголь больше 1, - пирит в пересчете на SO3 больше 4, - сульфаты в пересчете на SO3 больше 1, - галлоидные соединения больше 0,15";
"Содержание вредных примесей в песке не должно быть, % по массе: - слюда больше 2 , - уголь больше 1, - пирит в пересчете на SO3 больше 4, - сульфаты в пересчете на SO3 больше 1, - гаплоидные соединения больше 0,15";
"Химический состав проволоки,%: Углерод 0,06 - 0,12; Кремний 0,12 - 0,30; Марганец 0,8 - 1,10; Хром 0,25 - 0,60; Никель 1,8-2,5; Молибден 0,25- 0,60;Титан 0,05-0,12".
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России, исследовав документацию об аукционе, приходит к выводу, что документация об аукционе, а именно, позиции 2 "Рубероид", 31 "Вода", 34 "Раствор готовый отделочный тяжелый цементно-известковый", 37 "Раствор готовый кладочный цементный", 39 "Раствор готовый кладочный цементный", 58 "Электроды" требования к товарам (материалам), используемым при выполнении работ, документации об аукционе содержат помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, требования к описанию показателей товара, получаемые при проведении лабораторных испытаний, а также при изготовлении материала (товара). Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
При установлении в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учитывать, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Показатели, предусмотренные в требовании к товарам (материалам), используемым при выполнении работ, документации об аукционе по позициям 2 "Рубероид", 31 "Вода", 34 "Раствор готовый отделочный тяжелый цементно-известковый", 37 "Раствор готовый кладочный цементный", 39 "Раствор готовый кладочный цементный", 58 "Электроды" становятся известными в процессе изготовления товара (материала).
Согласно статьи 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, а также обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны зафиксировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые им необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Таким образом, при формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Содержание в требовании к материалам (товарам), используемым при выполнении работ, документации об аукционе значения показателей в прописном виде не нарушают положения Закона о контрактной системе.
Более того, в пунктах 4.2.3, 4.2.4 ГОСТа 2.105.95 "Единая система конструкторской документации. Общие требования к текстовым документам" установлен исчерпывающий перечень с примерами, которые не допускаются к использованию в тексте документов и который не содержит запрета на изложение цифровых значений прописью.
На основании пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Требования к товарам (материалам) заказчиком установлены исходя из государственных стандартов, но вместе с тем, Закон о контрактной системе не обязывает заказчиков прописывать сами государственные стандарты по каждому наименованию товара (материала).
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 105 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "ЭНТОС ПЛЮС" обоснованной в части.
2.Признать в действиях Эльбрусского высокогорного поисково-спасательного отряда МЧС России (филиал федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказский региональный поисково-спасательный отряд МЧС России") нарушения части 3 статьи 7, пункта 1 части 1 статьи 33, части 3 статьи 30, пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3.Выдать Эльбрусскому высокогорному поисково-спасательному отряду МЧС России (филиал федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказский региональный поисково-спасательный отряд МЧС России"), Единой комиссии Эльбрусского высокогорного поисково-спасательного отряда МЧС России (филиал федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказский региональный поисково-спасательный отряд МЧС России"), Оператору ЭТП - ЗАО "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4.Передать материалы дела соответствующему должностному лицу УФАС по КБР для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде КБР в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущий заседание комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 19 октября 2016 г. N 05-206/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.10.2016