Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 24 июня 2016 г. N 116-ВП/2016
Управление по жилищно-коммунальному хозяйству, строительству и энергообеспечению администрации Кунашакского муниципального района
456730, Челябинская область,
Кунашакский район, с. Кунашак,
ул. Ленина, 103
ООО "Ардекс"
454071, г. Челябинск,
ул. Карпенко, д. 5а, офис 18
ЗАО "Сбербанк-АСТ"
119180, г. Москва,
ул. Большая Якиманка, д.23
Р Е Ш Е Н И Е
по делу N 116-ВП/2016
24 июня 2016 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Сапрыкиной Н.В. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Никитина А.А. |
- |
специалиста 1-го разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Черенковой Е.Б. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) на основании поступившей в адрес Челябинского УФАС России жалобы ООО "Ардекс" на действия заказчика, аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по объекту "Ремонт автодороги нового квартала 3 очереди в п. Муслюмово ж.д.ст." (извещение N 0369300187816000010) (далее - аукцион, закупка), в присутствии:
- представителя Управления по жилищно-коммунальному хозяйству, строительству и энергообеспечению администрации Кунашакского муниципального района, действующего на основании удостоверения,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 06.06.2016 поступила жалоба ООО "Ардекс" на действия заказчика, аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по объекту "Ремонт автодороги нового квартала 3 очереди в п. Муслюмово ж.д.ст." (извещение N 0369300187816000010). Жалоба была отозвана 08.06.2016, Челябинским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки.
Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано Управлением по жилищно-коммунальному хозяйству, строительству и энергообеспечению администрации Кунашакского муниципального района на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 11.05.2016.
Начальная (максимальная) цена контракта - 6 236 389,32 рублей.
Контракт по итогам аукциона заключен с ООО "Ардекс" 20.06.2016 на сумму 4 373 817,79 рублей. Экономия составила 29.87%.
По мнению заявителя, аукционная комиссии неправомерно признала соответствующими заявки ООО "ТрансСтрой" и ООО "Прайд", поскольку заявки участников не содержат свидетельства СРО.
Представитель Заказчика с доводами заявителя не согласился и пояснил, что заявки участников ООО "ТрансСтрой" и ООО "Прайд" отклонены аукционной комиссией из-за отсутствия в составе второй части заявки документов, подтверждающих соответствие участника требованиям, установленным пунктом 1 части статьи 31 Закона о контрактной системе (свидетельство СРО).
Заслушав пояснения, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 68 Закона о контрактной системе Аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Согласно части 6 статьи 68 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Как следует из пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе пунктом 25 Информационной карты установлено требование к участникам закупки: наличие у организации (Подрядчика) действующего свидетельства о допуске к работам, выданного участнику размещения заказа саморегулируемой организацией, с указанием перечня видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, являющихся предметом настоящего аукциона в электронной форме, перечисленных в разделах Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утверждённого приказом Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009 г. N 624, со следующими видами работ:
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.2.1. Автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта;
либо
25. Устройство автомобильных дорог и аэродромов.
Заявки участников закупки ООО "ТрансСтрой" и ООО "Прайд" не содержали копии документов подтверждающих соответствие участника аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе (свидетельство СРО), следовательно, правомерно признаны аукционной комиссией не соответствующими требованиям, установленным документацией об Аукционе
При проведении внеплановой проверки в действиях Заказчика антимонопольным органом выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе.
1. На основании части 8 статьи 69 Закона о контрактной системе результаты рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе фиксируются в протоколе подведения итогов такого аукциона, который подписывается всеми участвовавшими в рассмотрении этих заявок членами аукционной комиссии, и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола, размещаются заказчиком на электронной площадке и в единой информационной системе.
Как следует из представленного в составе обращения заявителя ООО "Ардекс" протокола подведения итогов от 03.06.2016, хронологии событий электронного аукциона N 0369300187816000010 в единой информационной системе и пояснений заказчика, первоначально ошибочно был опубликован недействительный протокол. Протокол подведения итогов размещен 07.06.2016.
Таким образом, в нарушение части 8 статьи 69 Закона о контрактной системе заказчиком опубликовано два протокола подведения итогов, содержащие различные результаты.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Пункт 14 Информационной карты определяет объект закупки - выполнение работ по объекту "Ремонт автодороги нового квартала 3 очереди в п. Муслюмово ж.д.ст.". Работы должны выполняться в соответствии со сметной документацией, техническим заданием. Вместе с тем, ни документация об аукционе, ни техническое задание не содержат названий улиц, которыми ограничена требующая ремонта автодорога.
Таким образом, описание объекта закупки допущено Заказчиком с нарушением пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, так как местоположение территории, на которой необходимо проводить ремонт автодороги, из содержания документации об аукционе не следует.
3. В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Техническое задание, являющееся приложением N 1 к документации об аукционе, определяет требования к качеству работ и материалов: выполняемая работа по своему качеству должна соответствовать требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации; Сводам правил по строительству Российской Федерации и техническим регламентам Российской Федерации. В случае обнаружения дефектов после приемки объекта в эксплуатацию - исправление дефектов производится Подрядчиком в установленные договором подряда сроки за счет Подрядчика. Все поставляемые материалы должны иметь соответствующие сертификаты, технические паспорта и другие документы, удостоверяющие их качество. Используемые материалы должны соответствовать, государственным стандартам и техническим условиям. Маркировка должна соответствовать требованиям ГОСТ. Гарантийный срок - 3 года.
Таким образом, в нарушение части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик включил в документацию об аукционе требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, при этом не указал наименование ГОСТ, которому должна соответствовать маркировка, что также свидетельствует об отсутствии в документации описания объекта закупки, носящего объективный характер.
4. Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 6.1 статьи 34 Закона о контрактной системе в 2015 и 2016 годах в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2016 N 190 установлены случаи и порядок предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).
Согласно части 15 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта в случаях, предусмотренных пунктами 1, 4, 5, 8, 15, 20, 21, 23, 26, 28, 29, 40, 41, 44, 45 и 46 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, требования частей 4 - 9, 11 - 13 настоящей статьи заказчиком могут не применяться к указанному контракту.
Следовательно, во всех, кроме указанных в части 15 статьи 34 Закона о контрактной системе случаях, в том числе и при заключении контракта по результатам Аукциона, проект контракта должен содержать информацию, указанную в части 6.1 статьи 34 Закона о контрактной системе проект контракта.
В нарушение части 4, части 6.1 статьи 34 Закона о контрактной системе Заказчиком в проекте контракта не установлены случаи и порядок предоставления заказчиком отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).
5. В соответствии с частью 7 статьи 34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Пункт 7.10 контракта устанавливает, что в случае нарушения сроков выполнения работ, Подрядчик по настоящему Контракту, выплачивает пеню. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле:
П = (Ц - В) x С.
Таким образом, порядок определения пени за каждый день просрочки исполнения обязательства подрядчиком, определен заказчиком с нарушением требований части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе.
6. Частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе предусмотрено, что исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Пунктом 8.1 проекта контракта предусмотрен срок действия контракта - с момента его подписания Сторонами до полного исполнения обязательств.
В силу статьи 190 Гражданского кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
В нарушение части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе в пункте 8.1 проекта договора отсутствует срок действия контракта, определенный в соответствии с требованиями статьи 190 Гражданского кодекса Российской Федерации, позволяющий определить срок действия банковской гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения контракта.
Событие "до полного исполнения обязательств" не обладает признаком неизбежности наступления.
В связи с тем, что контракт по результатам проведенного аукциона заключен, Комиссией принято решение предписание Заказчику не выдавать.
Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях Заказчика нарушения части 8 статьи 69, пункта 1 части 1, части 3 статьи 33, частей 4, 6.1, 7 статьи 34, части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
2. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Н.В. Сапрыкина
Члены Комиссии А.А. Никитин
Е.Б. Черенкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 24 июня 2016 г. N 116-ВП/2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.06.2016