Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Сапрыкиной Н.В |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Черенковой Е.Б. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" на основании поступившей в адрес Челябинского УФАС России информации о нарушении законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию радиопередающего оборудования системы передачи извещения о пожаре "Стрелец-Мониторинг" (извещение N 0169300000116002530), в присутствии:
- представителя Управления Муниципального заказа Администрации города Челябинска, действующего на основании доверенности N 4 от 29.01.2016,
- представителя Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения детский санаторий N2, действующего на основании доверенности N 4 от 16.06.2016,
- представителя ООО "Рубеж", действующего на основании доверенности от 01.06.2016,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России поступило обращение ООО ООО "Рубеж" о нарушении законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию радиопередающего оборудования системы передачи извещения о пожаре "Стрелец-Мониторинг" (извещение N 0169300000116002530) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам 26.05.2016 Управление Муниципального заказа Администрации города Челябинска объявило о проведении аукциона.
Заказчиком выступило Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения детский санаторий N2.
Начальная (максимальная) цена контракта - 33 600,00рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 06.06.2016 09:00.
На момент проведения внеплановой проверки контракт не заключен.
В обращении заявителя указано, что заказчиком неправомерно в одной закупке объединены услуги по техническому обслуживанию объектового оборудования (Таблица 1-2 технического задания) и услуги по обслуживанию пультового оборудования (Таблица 3 технического задания), так как пультовое оборудование установлено в отделах противопожарной службы и его обслуживание осуществляет - ООО "СпецМонтаж" на основании договора безвозмездного пользования с ГУ МЧС России по Челябинской области.
Представитель заказчика с доводами обращения не согласился и пояснил, что заказчику требуется осуществлять техническое обслуживание только объектового оборудования и входящего в его состав радиопультового модема, тогда как в Таблице N 3 некорректно указан термин "пультовое оборудование".
Представитель уполномоченного органа поддержал позицию заказчика.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение о закупке должно содержать краткое изложение условий контракта, в том числе наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Как следует из пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги требованиям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При этом, документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
Предметом закупки является оказание услуг по техническому обслуживанию радиопередающего оборудования системы передачи извещения о пожаре "Стрелец-Мониторинг".
Описание объекта закупки содержится в техническом задании документации о закупке, которое включает в себя три перечня работ по техническому обслуживанию системы пожарной безопасности согласно Таблицам 1-3 технического задания.
В таблицах 1,2 технического задания определены содержание работ, порядок выполнения работ, применяемые приборы и инструмент, оборудование, материалы, результаты услуг, а именно: внешний осмотр, чистка прибора, проверка работоспособности, измерение сопротивления изоляции.
Вместе с тем, в техническом задании отсутствует объем и периодичность оказания услуг, что свидетельствует о неопределенности потребности заказчика и, как следствие, о несогласованности предмета контракта.
В таблице N 3 технического задания также указан ряд услуг по дистанционному радиомониторингу технического состояния абонентского комплекта "Стрелец-Мониторинг" и по дистанционному техническому контролю за работоспособностью автоматической пожарной сигнализации, а именно:
- обновление программного обеспечения для Продукта, в частности, при переходе на последующие версии операционной системы в соответствии с требованиями и регламентами предприятия-производителя (пункт 1.5 таблицы N 3);
- ремонт, замена узлов и деталей (пункт 4.1 таблицы N 3);
- оперативный ремонт модема пультовой станции, путем переключения на резервный в течение 12 часов с момента обнаружения неисправности (пункт 4.2 таблицы N 3);
- замена пультовой станции в течение 48 часов с момента обнаружения поломки, в случае ее полного отказа и невозможности оперативного ремонта (пункт 4.3 таблицы N 3).
Вместе с тем, необходимость выполнения работ определяется в зависимости от возникновения неисправностей, что также свидетельствует о возможном характере указанных работ, объем которых не определен на стадии формирования документации о закупке.
При этом, как следует из письменных пояснений заказчика работы по ремонту и замене модема пультовой станции не должны выполняться, так как фактически под указанным модемом понимается радиопультовая часть объектовой станции.
В техническом задании определено, что услуги по техническому обслуживанию необходимо выполнять в отношении радиопередающего оборудования системы передачи извещения о пожаре "Стрелец-Мониторинг", абонентского комплекта "Стрелец-Мониторинг" по адресам: 454047 г. Челябинск ул. Мира, 34 и ул. Первого Спутника, 13, однако состав, наименование и количество указанного оборудования в документации об аукционе не определены, руководство по его эксплуатации не размещено.
Так, на заседании Комиссии заказчик представил письменные пояснения и акты о приемки выполненных работ по монтажу пожарного комплекса от 27.11.2014, из которых следует, что в учреждении установлен прибор приемно-контрольный охранно-пожарный "Тандем 2М" (УОО-АВ ип. 5/2), однако сведения об указанном оборудовании в документации отсутствуют.
Таким образом, в документации об аукционе не определен объем услуг по техническому обслуживанию оборудования, состав, наименование, и количество оборудования "Стрелец-Мониторинг", в отношении которого необходимо оказать услуги, равно как и не размещена эксплуатационная документация на указанное оборудование, в нарушение пункта 1 части 1 статьи 64, части 2 статьи 33, пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
2. Как следует из пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закона о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.
Исходя из совокупного толкования указанных положений законодательства о контрактной системе и антимонопольного законодательства, преследующих единые цели и задачи, следует, что запрещаются любые действия которые приводят или могут привести к ограничению (устранению, недопущению) конкуренции, как с точки зрения их фактического, так и возможного влияния на конкурентную среду при проведении закупки.
Как следует из буквального толкования технического задания объектом закупки является оказание услуг по техническому обслуживанию радиопередающего оборудования системы передачи извещения о пожаре "Стрелец-Мониторинг", которое заказчик также определяет как абонентский комплект "Стрелец-Мониторинг".
Как следует из руководства по эксплуатации на радиосистему передачи извещений "Стрелец-Мониторинг", производства ЗАО "Аргус-Спектр" (СПНК.425624.007 РЭ, ред 2.7) радиосистема передачи извещений (далее - РСПИ) представляет собой единый программно-аппаратный комплекс и состоит из следующих частей:
- пультовая станция;
- радиоретрансляторы;
- программное обеспечение АРМ ПЦН;
- объектовые станции.
Согласно пункту 3.3 руководства по эксплуатации пультовая станция выполняет следующие функции:
- прием извещений от объектовой станции;
- передача на объектовую станцию команд управления объектовым оборудованием и информации оповещения;
- обмен данными с персонального компьютера в составе автоматизированного рабочего места;
- контроль собственного состояния.
Объектовая станция выполняет следующие функции:
- передача извещений от объектового оборудования к пультовой станции;
- прием от пультовой станции команд управления объектовым оборудованием и информации оповещения;
- прием от пультовой станции сообщений для оборудования, управляющего оповещением населения о чрезвычайных ситуациях;
- ретрансляция извещений внутри радиосистемы.
С учетом изложенного, пультовая и объектовая станции являются отдельными элементами программно-аппаратного комплекса, имеющими разное функциональное назначение, и, следовательно, особенности технического обслуживания.
Как следует из таблицы N 3 технического задания документации о закупке внеплановое эксплуатационно-техническое обслуживание производится на основании заявки ЦППС ФГКУ "3 ОФПС по Челябинской области".
Из пояснений заказчика следует, что объектовое оборудование учреждения передает радиосигналы в ФГКУ "3 ОФПС по Челябинской области".
Вместе с тем, между ГУ МЧС России по Челябинской области и ООО "СпецМонтаж" заключен договор N 98 от 05.03.2015 для оказания услуг по эксплуатационно-техническому обслуживанию пультового оборудования ПАК "Стрелец-Мониторинг" (далее - договор N 98).
При этом, из письма ГУ МЧС России по Челябинской области от 24.05.2016 исх. 4526-10-17 следует, что техническое обслуживание пультового оборудования ПАК "Стрелец-Мониторинг" в 2015-2016 гг. осуществляет ООО "СпецМонтаж".
Согласно пункту 2.1 указанного договора заказчик поручает исполнителю, как организации, наделенной заводом-производителем статусом официального сервисного центра (аккредитованной организацией), эксплуатационно-техническое обслуживание оборудования, установленного в ФГКУ "3 ОФПС по Челябинской области".
Пунктом 2.3 договора предусмотрено осуществление исполнителем как планового, так и непланового технического обслуживания.
Таким образом, техническое обслуживание пультового оборудования, установленного в ФГКУ "3 ОФПС по Челябинской области", на основании договора N 98 вправе осуществлять только ООО "СпецМонтаж".
Кроме того, Челябинским УФАС России рассмотрено дело на предмет соблюдения ГУ МЧС России по Челябинской области антимонопольного законодательства и принято решение N 37-07/15 от 11.03.2016.
Как следует из материалов дела Приказом МЧС России от 28.12.2009 N 743 (далее - Приказ 743) в системе МЧС России принят на снабжение программно-аппаратный комплекс системы мониторинга, обработки и передачи данных о параметрах возгорания, угрозах и рисках развития крупных пожаров в сложных зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей, в том числе в высотных зданиях под условным обозначением ПАК Стрелец.
Приказом 743 установлено, что в состав ПАК Стрелец входят аппаратура и программное обеспечение двух модификаций:
- программно-аппаратный комплекс для пожарной части - ПАК Стрелец-ПЧ, обеспечивающий сбор по радиоканалу извещений о внештатных ситуациях с контролируемых объектов и их ретрансляцию в ПАК Стрелец-дежурно-диспетчерская служба;
- программно-аппаратный комплекс для дежурно-диспетчерской службы - ПАК Стрелец-ДДС, обеспечивающий как сбор извещений о нештатных ситуациях с контролируемых объектов по различным каналам передачи данных, так и прием информации с ПАК Стрелец-ПЧ.
Приказом 743 определена комплектность каждой модификации. Так, согласно Приказу 743 ПАК Стрелец-ДДС составляет:
1) пультовая радиостанция "Стрелец-Мониторинг" (СПНК.425684.001-10) 2 шт.;
2) радиоприемное устройство "Аргон РПУ" (СПНК.425624.004-10) 2 шт.;
3) устройство оконечное пультовое УОП-AB-GSM (CПHK.425635.007) 2 шт.;
4) устройство оконечное пультовое УОП-GSM-4 (СПНК.425635.013) 2 шт.;
5) антенно-фидерное оборудование (СПНК.425551.010) 1 компл.;
6) комплект рабочего места оператора (CПHK.425672.002) 1 компл.;
7) комплект рабочего места администратора (СПНК.425672.003) 1 компл.
Решение Комиссии Челябинского УФАС России установлено, что действия ГУ МЧС России по заключению договора N 98 привели к установлению для ФГКУ "3 ОФПС по Челябинской области" ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые способны осуществлять техническое обслуживание пультового оборудования, а также к созданию необоснованных преимуществ осуществления деятельности отдельному хозяйствующему субъекту - ООО "СпецМонтаж", и могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции при определении исполнителя услуг по техническому обслуживанию данного оборудования и подключению к нему объектов защиты для нужд федеральных казенных учреждений, что является нарушением пункта 5 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
С учетом изложенного, объединение услуг по техническому обслуживанию объектового и пультового оборудования в один лот приведет к ограничению конкуренции, ввиду того, что техническое обслуживание пультовой станции может осуществлять только ООО "СпецМонтаж", что нарушает часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
При этом, выполнить условия исполнения контракта, указанные в техническом задании может только ООО "СпецМонтаж" либо организации, заключившие договор с указанным обществом на техническое обслуживание пультовой станции ПАК "Стрелец-Мониторинг".
Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе
РЕШИЛА:
1. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 64, части 2 статьи 33, пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
2. Выдать заказчику, уполномоченному органу, электронной площадке предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе. Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Н.В.Сапрыкина
Члены Комиссии Е.Б. Черенкова
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 23 июня 2016 г. N 117-ВП/2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.07.2016