Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 1 июля 2016 г. N 489-ж/2016
Министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области
454048, г. Челябинск,
ул. Елькина, 77
ООО "Юридическая компания "Стерлигов и партнеры"
454084, г. Челябинск,
ул. Каслинская, 99/д, офис 2/1
ООО "РТС-тендер"
127006, г. Москва,
ул. Долгоруковская, 38, корп. 1
Р Е Ш Е Н И Е
по делу N 489-ж/2016
01 июля 2016 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Сапрыкиной Н.В. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Васяниной А.А. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Черенковой Е.Б. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "ЮК "Стерлигов и партнеры" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги Кузнецкое - Байрамгулово (извещение N 0169200003616000057) в присутствии:
- представителя Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области (далее - заказчик), действующей на основании доверенности N 88-Д от 08.04.2016;
- представителя ОГКУ "Челябинскавтодор", главного инженера Степанищевой И.П. на основании удостоверения;
в отсутствие представителей ООО "ЮК "Стерлигов и партнеры", уведомлены о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 24.06.2016, поступила жалоба ООО "ЮК "Стерлигов и партнеры" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги Кузнецкое - Байрамгулово (извещение N 0169200003616000057) (далее - аукцион, закупка).
Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано заказчиком на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 09.06.2016.
Начальная (максимальная) цена контракта - 185 648 831,00 рублей.
По состоянию на 01.07.2016 контракт по итогам аукциона не заключен.
Доводы жалобы ООО "ЮК "Стерлигов и партнеры" заключаются в следующем.
1. Согласно документации об аукционе, объектом закупки является выполнение работ по ремонту автомобильной дороги, однако исходя из перечня работ, выполняемых по государственному контракту, объектом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги.
2. Документация об аукционе не содержит требования к участникам закупки о наличии свидетельства СРО о допуске к работам, которые влияют на безопасность объектов капитального строительства.
3. Заказчиком установлен завышенный размер обеспечения исполнения контракта 30%.
4. Заказчиком внесены изменения в план-график после размещения извещения о проведении аукциона.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, пояснил, что объектом закупки является выполнение работ по ремонту автомобильной дороги, поэтому требование к участникам закупки о наличии свидетельства СРО на допуск к работам, которые влияют на безопасность объектов капитального строительства не установлено; обеспечение исполнения контракта может быть установлено заказчиком в размере от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта; в лан график вносились изменения, не влияющие на объект закупки. Настаивал на отсутствии нарушений в действиях заказчика.
Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона в электронной форме должны содержаться требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Как следует из пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
При этом, в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в составе второй части заявки участника закупки должны находить отражение в том числе документы, подтверждающие соответствие его единым требованиям, указанным в статье пункте 1 части 1 статьи 31 Федерального закона.
Согласно системному толкованию указанных положений Закона участник закупки должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии со спецификой и содержанием объекта закупки.
Как следует из части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Таким образом, условием допуска к участию в торгах в случае осуществления закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о торгах в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе должно являться обязательное наличие у участника закупки свидетельства о допуске к работам по организации строительства с указанием конкретного вида работ по организации строительства, соответствующего объекту закупки.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации N 624 от 30 декабря 2009 года утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" (далее - Перечень, Приказ N 624).
Раздел 3 Перечня определяет виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, в том числе в пункте 25 определены виды работ по устройству автомобильных дорог и аэродромов,
- устройство оснований автомобильных дорог (пункт 25.2);
- устройства покрытий автомобильных дорог, в том числе укрепляемых вяжущими материалами (пункт 25.4);
- устройство защитных ограждений и элементов обустройства автомобильных дорог (пункт 25.7).
Согласно пункту 5 информационной карты документации о закупке, Приложению N 1 к информационной карте документации об аукционе предметом закупок является выполнение работ по ремонту автомобильной дороги Кузнецкое - Байрамгулово (извещение N 0169200003616000057).
1.1. В пункте 5 Приложения N 1 к информационной карте документации об аукционе (извещение N 0169200003616000057) указано, что объемы работ определены ведомостью объемов и стоимости подрядных работ (далее - ВОИСР) на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги Кузнецкое - Байрамгулово.
Как следует из ВОИСР необходимо выполнять следующие работы:
- устройство основания из фракционного щебня фр 40-70, толщиной 15 см с расклинцовкой фракционированным щебнем фр 10-20 и розливом битума 2,5 л/м2 (поз. 19, 34 ВОИСР);
- устройство нижнего слоя покрытия толщиной из пористого крупнозернистого асфальтобетона марки II толщиной 7 см (поз. 20, 35, 54 ВОИСР);
- устройство верхнего слоя покрытия из горячего мелкозернистого асфальтобетона тип А, марки I толщиной 5 см с предварительным розливом битума 0,3 л/м2 (поз. 21, 36, 55 ВОИСР);
Анализ работ по капитальному ремонту, включенных в Перечень и позиций ВОИСР позволяет прийти к следующим выводам.
Позиции 19, 20, 21 ВОИСР относятся к пункту 25.4 Перечня "устройства покрытий автомобильных дорог, в том числе укрепляемых вяжущими материалами".
Позиция 20, 35, 54 ВОИСР относится к пункту 25.2 Перечня "устройство оснований автомобильных дорог".
С учетом изложенного, работы, указанные в техническом описании, являются работами по капитальному ремонту автомобильной дороги, которые включены в Перечень, согласно которому лицо, осуществляющее капитальный ремонт должно иметь свидетельство о допуске к работам по организации строительства по пункту 33.2.1 Перечня "автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта".
Таким образом, в нарушение части 3 статьи 64, пункта 1 части 1, части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в документации об аукционе не установлено требование к участнику закупки по пункту 1 части 1 статьи 31, а также требование о предоставлении в составе второй части заявки свидетельства о допуске к работам по организации строительства.
Указанные обстоятельства также подтверждаются Приказом N 402, которым утверждена классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно подпункту "е" пункта 2 части 4 раздела 2 Приказа укладка основания и покрытия с использованием материалов старого покрытия, в том числе путем холодной регенерации старых конструктивных слоев с добавлением органических и неорганических материалов и устройством новых слоев покрытий относится к работам по капитальному ремонту автомобильных дорог.
Исходя из содержания совокупности позиций 19, 20, 21 ВОИСР следует, что работы, указанные в данных позициях, относятся к подпункту "е" пункта 2 части 4 раздела 2 Приказа.
Таким образом, с учетом Приказа N 624 работы по указанным позициям ВОИСР, содержащимся в аукционной документации по своему характеру относятся к капитальному ремонту объекта капитального строительства, что также подтверждается Приказом N 402.
Доводы Заказчика, согласно которым объем ремонта по укладке основания и покрытия с использованием материалов старого покрытия, является незначительным, ввиду чего данные работы отнесены к ремонту автомобильной дороги, является несостоятельным, как противоречащие Приказу N 624.
Кроме того, подпункт "е" пункта 2 части 4 раздела 2 Приказа "укладка основания и покрытия с использованием материалов старого покрытия" не определяет объем указанных работ, которые необходимо выполнить с целью признания капитального характера указанных работ, в связи с чем у Комиссии отсутствуют основания для отнесения указанных работ к работам по ремонту автомобильных дорог.
2. Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении о закупке должно содержаться краткое изложение условий контракта, в том числе наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Как следует из пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги требованиям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к выполняемым работам, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в аукционе.
При этом, документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
Согласно части 1 статьи 766 Гражданского кодекса Российской Федерации государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
Согласно части 2 указанной статьи договором строительного подряда должны быть определены состав и содержание технической документации, а также должно быть предусмотрено, какая из сторон и в какой срок должна предоставить соответствующую документацию.
С учетом изложенного, определение предмета контракта, то есть объема и видов работ, которые должны быть определены в соответствии с технической и сметной документацией, является императивным и безотлагательным требованием, как в силу положений законодательства о контрактной системе, так и гражданского законодательства.
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с осуществлением архитектурно-строительного проектирования определяется на основании статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" (далее - Постановление).
Согласно части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса (далее - ГрК РФ) проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Согласно пункту 3 раздела 1 Постановления проектная документация состоит из текстовой и графической частей.
При этом, текстовая часть содержит сведения в отношении объекта капитального строительства, описание принятых технических и иных решений, пояснения, ссылки на нормативные и (или) технические документы, используемые при подготовке проектной документации и результаты расчетов, обосновывающие принятые решения.
Графическая часть отображает принятые технические и иные решения и выполняется в виде чертежей, схем, планов и других документов в графической форме.
Таким образом, для определения объемов работ, а также в целях реализации в процессе капитального ремонта архитектурных, технических и технологических решений, содержащихся в проектной документации, проектная документация должна быть разработана и размещена в составе аукционной документации.
Согласно части 3 статьи 49 ГрК РФ экспертиза проектной документации не проводится в отношении разделов проектной документации, подготовленных для проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением проектной документации, подготовленной для проведения капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования.
Порядок организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержден Постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 N 145 (далее - Порядок).
Как следует из пункта 34 раздела 5 Порядка результатом государственной экспертизы является заключение, содержащее выводы о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) проектной документации результатам инженерных изысканий, требованиям технических регламентов и иным нормативным требованиям.
При этом согласно пункту 38 раздела 5 Порядка проектная документация не может быть утверждена застройщиком или техническим заказчиком при наличии отрицательного заключения государственной экспертизы проектной документации.
Исходя из совокупного толкования указанных положений действующего законодательства следует, что необходимым и обязательным условием для осуществления закупки на капитальный ремонт автомобильной дороги общего пользования является наличие на момент опубликования документации о закупке как проектной документации, так и положительного заключения государственной экспертизы, которая обуславливает правомерность утверждения проектной документации, определяющей потребность заказчика в объемах и видах работ, подлежащих выполнению, то есть в объекте закупки. Указанные документы также должны быть размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок.
Из отдельных положений проекта контракта, представленного в составе аукционной документации, однозначно следует, что работы должны выполняться на основании проектной документации, а именно:
- подрядчик обязуется на свой риск выполнить работы в объеме и в сроки, предусмотренные настоящим государственным контрактом и приложениями к нему, и сдать выполненные работы с качеством, соответствующим условиям проектной документации, настоящего государственного контракта и приложений к нему (пункт 4.3.1);
- подрядчик обеспечивает разбивку осей и частей сооружения в соответствии с проектной документацией, геодезической разбивочной основой и несет ответственность за правильность разбивки осей сооружения, высот и размеров всех его частей (пункт 4.3.9);
- подрядчик гарантирует, что объект или выполненные строительно-монтажные работы будут соответствовать обязательным требованиям государственных стандартов (строительных норм и правил), перечисленным в проектной документации на ремонт объекта (пункт 7.7);
- раздел 5 проекта контракта посвящен порядку и срокам передачи проектной документации подрядчику.
Таким образом, отсутствие в составе аукционной документации проектной документации, а также сведений о наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации на момент размещения закупки не позволяет сделать вывод об условиях выполнения работ, а также о порядке осуществления капитального ремонта объекта капитального строительства, что свидетельствует о неопределенности потребности заказчика и, как следствие, о несогласованности предмета контракта в нарушение пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. В силу части 4 статьи 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 6 статьи 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 Закона о контрактной системе.
Пунктом 30 информационной карты документации об аукционе установлено обеспечение исполнения контракта в размере 30% начальной (максимальной) цены контракта, что составляет 55 694 649,30 рублей (Пятьдесят пять миллионов шестьсот девяносто четыре тысячи шестьсот сорок девять рублей 30 копеек).
Авансовые выплаты документацией об Аукционе не предусмотрены.
Таким образом, заказчик в соответствии с частью 6 статьи 96 Закона о контрактной системе воспользовался своим правом на установление обеспечения исполнения контракта в размере 30% начальной (максимальной) цены контракта.
4. В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об Аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению.
Пункт 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе предусматривает, что вторая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
Пункт 24 Информационной карты документации об Аукционе не содержит требования к участникам закупки о представлении во второй части заявки свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, указанным в пункте 2 мотивировочной части настоящего решения, что противоречит пункту 2 части 1 статьи 64, пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
5. В соответствии с частью 3 статьи 21 Закона о контрактной системе в план-график включается следующая информация в отношении каждой закупки:
1) идентификационный код закупки, определенный в соответствии со статьей 23 Закона о контрактной системе;
2) наименование и описание объекта закупки с указанием характеристик такого объекта с учетом положений статьи 33 Закона о контрактной системе, количество поставляемого товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги, планируемые сроки, периодичность поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), обоснование закупки в соответствии со статьей 18 Закона о контрактной системе, размер аванса (если предусмотрена выплата аванса), этапы оплаты (если исполнение контракта и его оплата предусмотрены поэтапно);
3) дополнительные требования к участникам закупки (при наличии таких требований) и обоснование таких требований;
4) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и обоснование выбора этого способа;
5) дата начала закупки;
6) информация о размере предоставляемых обеспечения соответствующей заявки участника закупки и обеспечения исполнения контракта;
7) информация о применении указанного в части 3 статьи 32 Закона о контрактной системе критерия стоимости жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта (в случае применения указанного критерия) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя);
8) информация о банковском сопровождении контракта в случаях, установленных в соответствии со статьей 35 Закона о контрактной системе.
Согласно части 13 статьи 21 Закона о контрактной системе план-график подлежит изменению заказчиком в случае внесения изменения в план закупок, а также в следующих случаях:
1) увеличение или уменьшение начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
2) изменение до начала закупки срока исполнения контракта, порядка оплаты или размера аванса;
3) изменение даты начала закупки и (или) способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), отмена заказчиком закупки, предусмотренной планом-графиком;
4) реализация решения, принятого заказчиком по итогам проведенного в соответствии со статьей 20 Закона о контрактной системе обязательного общественного обсуждения закупок и не требующего внесения изменения в план закупок;
5) в иных случаях в соответствии с порядком формирования, утверждения и ведения планов-графиков, установленным частями 4 и 5 настоящей статьи.
В силу части 14 статьи 21 Закона о контрактной системе внесение в соответствии с частью 13 настоящей статьи изменений в план-график по каждому объекту закупки может осуществляться не позднее чем за десять дней до дня размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении соответствующей закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом.
Заказчиком 15.06.2016 внесены изменения в план-график в части установления порядкового номера закупки.
Таким образом, информация, предусмотренная частями 3, 13 статьи 21 Закона о контрактной системе, Заказчиком не изменялась. В связи с чем, действия Заказчика не влекут за собой нарушение положений части 14 статьи 21 Закона о контрактной системе.
При проведении внеплановой проверки в действиях Заказчика антимонопольным органом выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе.
1. Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
В силу части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 Закона о контрактной системе, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
Таким образом, из положения части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе следует, что приемку и экспертизу выполненных работ, подписание результатов такой приемки и экспертизы, оплату выполненных работ осуществляет именно Заказчик.
1.1. Раздел 6 проекта контракта определяет следующий порядок приемки работ по государственному контракту:
"6.1. Строительный контроль при ремонте объекта, приемку выполненных работ с оформлением акта по форме N КС-2 и справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме N КС-3 осуществляет Областное государственное казенное учреждение "Челябинскавтодор" в соответствии с Государственным заданием (454048, г. Челябинск, ул. Елькина, 77, тел. 8 (351) 237-80-88, ИНН 7451332481, ОГРН 1117451019630) (далее - ОГКУ "Челябинскавтодор").
6.2. Приемка выполненных работ осуществляется ежемесячно в срок до 25 числа. О готовности предъявить к приемке выполненные работы Подрядчик должен уведомить ОГКУ "Челябинскавтодор" в письменном виде не позднее, чем за 2 рабочих дня до даты приемки.
6.3. При каждой приемке выполненных работ Подрядчик предоставляет материалы фото и (или) видео фиксации на выполнение объема работ, предъявляемых к оплате.
Результаты фото и (или) видеосъемки являются неотъемлемой частью отчетной документации о приемке выполненных работ и подлежат обязательному размещению в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд.
6.4. Работы принимаются при условии соответствия объемов и качества выполненных Подрядчиком работ требованиям настоящего Государственного контракта и приложений к нему, при наличии исполнительной технической документации, подтверждающей объем и качество выполненных работ.
6.5. Для проверки предоставленных Подрядчиком результатов выполненных работ Государственный заказчик проводит экспертизу в части их соответствия условиям Государственного контракта. Экспертиза полученных результатов проводится непосредственно Государственным заказчиком путем привлечения ОГКУ "Челябинскавтодор" в соответствии с утвержденным Государственным заданием.
Срок проведения экспертизы составляет не более 5 рабочих дней со дня предоставления Подрядчиком акта о приемке выполненных работ по форме КС-2 и справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3.
6.6. Сроки оформления результатов приемки выполненных работ: Государственный заказчик подписывает акты о приемке выполненных работ по форме КС-2 в течение 5 рабочих дней с момента получения результатов проведенной экспертизы.
6.7. В случае, если технической документацией предусмотрена разборка зданий и сооружений, комиссией в составе представителей Подрядчика и организации, уполномоченной на осуществление строительного контроля производится техническое обследование объекта, уточняются объемы выхода материалов и изделий, предусмотренных технической документацией. По окончании разборки составляется акт, в котором указывается номенклатура материалов, полученных в результате демонтажа, их количество, процент годности.
Стоимость возвратных материалов определяется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Возвратные суммы, полученные Подрядчиком от реализации материалов и изделий, оформляются актом и перечисляются на лицевой счет, указанный в п. 12.9. настоящего Государственного контракта.
6.8. При расчетах за выполненные работы резерв средств на непредвиденные работы и затраты, переданный Подрядчику в составе твердой цены, в актах приемки выполненных работ не расшифровывается и оплачивается Государственным заказчиком в соответствии с установленным процентом в Ведомости объемов и стоимости подрядных работ на ремонт автомобильной дороги Фершампенуаз-Париж - железнодорожная станция Джабык, участок км 12 - км 30 (Приложение N 1 к государственному контракту).
6.9. Приемка законченного строительством объекта в эксплуатацию осуществляется комиссией, состав которой утверждается Государственным заказчиком.
6.10. В случае, если комиссия не приняла объект (пусковой комплекс) в эксплуатацию по вине Подрядчика, ОГКУ "Челябинскавтодор" определяет мероприятия по подготовке объекта (пускового комплекса) для проведения повторной приемки. В этом случае все затраты, связанные с проведением данных мероприятий, подлежат оплате за счет средств Подрядчика".
Из пунктов 6.1, 6.2, 6.4 проекта контракта следует, что приемку выполненных работ с оформлением акта по форме N КС-2 и справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме N КС-3 осуществляет Областное государственное казенное учреждение "Челябинскавтодор", которое не является стороной по контракту, а не заказчик, что нарушает часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе и противоречит части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе, а также свидетельствует о том, что Заказчик в приемке работ (за исключением экспертизы) не участвует, в указанных вопросах основывается только на выводы ОГКУ "Челябинскавтодор".
Указанный вывод антимонопольного органа подтверждается также и положением 4.1.1 проекта контракта, устанавливающего единственную обязанность государственного заказчика по обеспечению финансирования в течение всего периода выполнения работ в размере, в сроки и в порядке, предусмотренные контрактом.
1.2. Пунктом 2.6 проекта контракта определено, что оплата выполненных работ в текущем финансовом году осуществляется за фактически выполненные работы на основании акта приемки выполненных работ по форме N КС-2, справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме N КС-3 и счета-фактуры/счета в течение 60 дней после их подписания, но не позднее срока завершения операций по исполнению бюджета в текущем финансовом году, установленного бюджетным законодательством.
Из содержания пункта 2.6 проекта контракта в нарушение части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе невозможно установить событие, наступление которого признается Заказчиком как начало срока оплаты выполненных работ, поскольку отсутствуют сведения о том, каким из субъектов должны быть подписаны справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме N КС-3 и счета-фактуры/счета: Подрядчиком и/или Заказчиком и/или ОГКУ "Челябинскавтодор".
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об Аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Наименование и описание объекта закупки характеризует предмет контракта, который в силу части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе является неотъемлемой частью документации об Аукционе.
2.1. Из содержания документации об Аукционе следует, что объект закупки представляет собой выполнение работ по ремонту автомобильной дороги Кузнецкое - Байрамгулово.
Пунктами 1.1, 1.2 проекта контракта (приложение N 3 к документации об аукционе в электронной форме) определен предмет контракта, согласно которому "Подрядчик обязуется выполнить работы, указанные в пункте 1.1 настоящего Государственного контракта, и сдать результат Государственному заказчику, а Государственный заказчик принять и оплатить выполненные работы в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Государственным контрактом".
Пунктом 5.1 проекта контракта установлено, что государственный заказчик передает Подрядчику по акту приема - передачи проектную документацию не позднее 5 календарных дней с даты заключения Государственного контракта, с момента передачи проектная документация является составной частью Государственного контракта.
Положение пункта 5.1 проекта контракта противоречит законодательству о контрактной системе, поскольку проектная документация должна быть размещена в полном объеме в составе документации об Аукционе и определять обязательства Заказчика и Подрядчика уже на стадии осуществления закупки, предоставлять участникам закупки полный объем информации об объекте, подлежащем ремонту.
Вместе с тем, в проекте контракта отсутствует обязанность Подрядчика выполнять работы в соответствии с проектной документацией, размещенной на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок, в составе документации об Аукционе, что в нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе не позволяет определить условия исполнения контракта с учетом специфики объекта закупки и может привести к заключению и исполнению контракта не на условиях документации об Аукционе.
2.2. Разделом 3 проекта контракта определены следующие сроки выполнения работ:
"3.1. Сроки выполнения работ:
начало - дата заключения Государственного контракта;
окончание - 25.10.2016 г.
3.2. Подрядчик обязуется выполнить работы по ремонту автомобильной дороги Кузнецкое - Байрамгулово согласно подписанному Квартальному графику производства подрядных работ на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги Кузнецкое - Байрамгулово и отремонтировать объект протяженностью 11,0 км не позднее 25.10.2016 г.
3.3. На момент подписания настоящего Государственного контракта дата окончания работ, установленная пунктом 3.1 Государственного контракта, является исходной для определения имущественных санкций в случаях нарушения Подрядчиком сроков строительства объекта".
Квартальный график (приложение N 2 к контракту) устанавливает обязательство Подрядчика выполнить работы в три этапа, определенных в виде кварталов II, III IV 2016 года и разбитых по стоимости работ.
Вместе с тем, объем и перечень работ, подлежащих выполнению в каждом месяце, квартальным графиком не определены, что не позволяет определить условия исполнения контракта в нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Более того, в квартальном графике указан ежемесячный объем финансирования исходя из начальной (максимальной) цены контракта, а не из предложенной Победителем Аукциона цены контракта.
3. В соответствии с частью 3 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.
Согласно части 24 статьи 34 Закона о контрактной системе указанная в части 23 статьи 34 Закона о контрактной системе информация предоставляется заказчику поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в течение десяти дней с момента заключения им договора с соисполнителем, субподрядчиком. При этом в контракте должна быть предусмотрена ответственность за непредоставление указанной информации путем взыскания с поставщика (подрядчика, исполнителя) пени в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены договора, заключенного поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с соисполнителем, субподрядчиком в соответствии с настоящей частью. Пеня подлежит начислению за каждый день просрочки исполнения такого обязательства.
Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 г. N 775 "Об установлении размера начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги, при превышении которой в контракте устанавливается обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять заказчику дополнительную информацию" установлен размер начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которой в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем 10 процентов цены контракта - 100 млн. рублей - при осуществлении закупки для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 185 648 831,00 (Сто восемьдесят пять миллионов шестьсот сорок восемь тысяч восемьсот тридцать один рубль 00 копеек).
Пунктом 8.1 проекта контракта закреплена ответственность подрядчика нести имущественную, административную и иную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных настоящим государственным контрактом, включая ответственность перед третьими лицами за причиненный ущерб в результате ненадлежащего содержания объекта (пункт 4.3), за качество, объем выполненных работ и сроки, установленные настоящим Государственным контрактом и приложениями к нему.
Таким образом, в нарушение части 24 статьи 34 Закона о контрактной системе в проекте контракта заказчиком не предусмотрена ответственность за непредоставление подрядчиком информации обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с подрядчиком, цена которого или общая цена которых составляет более чем 10 процентов цены контракта, путем взыскания с поставщика (подрядчика, исполнителя) пени в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены договора, заключенного поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с соисполнителем, субподрядчиком, а также срок предоставления указанных сведений.
Исходя из изложенного, информации, представленной заявителями, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "ЮК "Стерлигов и партнеры" на действия заказчика обоснованными в части нарушения законодательства о контрактной системе при описании объекта закупки и неустановления требований к участникам закупки по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования к содержанию второй части заявки на участие в аукционе.
2. Признать в действиях заказчика нарушения пункта 1 части 1, части 5 статьи 31, пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 2 статьи 42, пункта 6 части 5 статьи 63, пунктов 1, 2 части 1, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 64, частей 13, 24 статьи 34 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе
5. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновного должностного лица к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Н.В. Сапрыкина
Члены Комиссии А.А. Васянина
Е.Б. Черенкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 1 июля 2016 г. N 489-ж/2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.07.2016