Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии:
|
Козловой А.А.
|
- |
руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Васяниной А.А. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "Медипарт-Челябинск" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения для стоматологии МУЗ "Чесменская ЦРБ" (изв. N 0369300126016000129) в присутствии:
представителя Муниципального учреждения здравоохранения "Чесменская центральная районная больница" (далее - заказчик), действующего на основании доверенности N 07 от 13.07.2016,
в отсутствие представителей ООО "Медипарт-Челябинск" (далее - заявитель, Общество), ходатайство о рассмотрении жалобы в их отсутствие,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 08.07.2016 поступила жалоба ООО "Медипарт-Челябинск" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения для стоматологии МУЗ "Чесменская ЦРБ" (изв. N 0369300126016000129) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам заказчик 27.06.2016 объявил о проведении открытого аукциона в электронной форме путем опубликования на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещения о закупке.
Начальная (максимальная) цена контракта - 159 269 рублей 15 копеек.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе - 05.07.2016 в 10:00.
На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.
Доводы жалобы заявителя заключаются в следующем.
1. Аукционной комиссией неправомерно отказано ООО "Медипарт-Челябинск" с порядковым номером заявки 2 в допуске к участию в электронном аукционе.
2. В аукционной документации в отношении закупаемых заказчиком товаров содержатся указания на товарные знаки, что не соответствует требованиям действующего законодательства о контрактной системе.
Представитель заказчика с доводами, изложенными в жалобе, согласился в части необоснованного указания в аукционной документации товарных знаков.
Как пояснено представителем Муниципального учреждения здравоохранения "Чесменская центральная районная больница", при формировании технического задания специалистом была допущена техническая ошибка.
Относительно неправомерного отказа ООО "Медипарт-Челябинск" в допуске к участию в электронном аукционе представителем заказчика пояснено, что при рассмотрении заявок участников закупки аукционная комиссия руководствовалась положениями аукционной документации.
Заслушав пояснения лиц, присутствующих на заседании Комиссии Челябинского УФАС России, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьями 99,106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно частям 1, 3 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
В силу части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Как следует из материалов дела, на участие в закупке подано пять заявок.
В соответствии с протоколом N 0369300126016000129 заседания комиссии по рассмотрению заявок от 06.07.2016 участнику с порядковым номером заявки 2 отказано в допуске к участию в электронном аукционе на основании п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе. Участником в составе первой части заявки указанное международное наименование по позиции N 2 технического задания не соответствует требованиям раздела II "Техническое задание" документации об аукционе в электронной форме.
В разделе II аукционной документации "Техническое задание" (далее - техническое задание) содержится наименование и характеристики закупаемого товара. Так, в пункте 2 технического задания указано, что заказчику требуется стоматологическая реставрационная система химического отверждения "Даймондбрайт".
В пункте 2 заявки ООО "Медипарт-Челябинск" к поставке предложена стоматологическая реставрационная система химического отверждения Компосайт "Дентстар_".
Аукционная комиссия на основании информации, содержащейся в аукционной документации, проверяет заявки участников, принимает решение о соответствии или несоответствии поданных участниками заявок требованиям документации об электронном аукционе. В данном случае, содержащееся в заявке ООО "Медипарт-Челябинск" наименование товара не соответствует наименованию, установленному заказчиком в аукционной документации. В связи с чем, аукционной комиссией правомерно отказано ООО "Медипарт-Челябинск" в допуске к участию в электронном аукционе.
2. В жалобе заявителем указано на необоснованное включение заказчиком в аукционную документацию товарных знаков.
Таким образом, заявителем оспариваются положения документации о закупке. Вместе с тем, в соответствии с частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации об электронном аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Исходя из содержания извещения о проведении электронного аукциона, пункта 16 аукционной документации срок подачи заявок истекает 05 июля 2016 года в 10 часов 00 минут. Жалоба ООО "Медипарт-Челябинск" подана в антимонопольный орган посредством электронной почты 08 июля 2016 года в 10 часов 46 минут, т. е. по истечении установленного законом срока для обжалования положений документации об аукционе.
Вместе с тем, в соответствии с частью 3 статьи 99 Закона о контрактной системе антимонопольный орган вправе провести внеплановую проверку действий заказчика на предмет соблюдения законодательства о контрактной системе.
Согласно пояснениям представителя заказчика, при формировании технического задания специалистом была допущена техническая ошибка.
Исследовав все обстоятельства дела, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Исходя из требований пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.
Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.
Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
Как установлено материалами дела, предметом закупки является поставка изделий медицинского назначения для стоматологии МУЗ "Чесменская ЦРБ". В пунктах 1 - 17 технического задания аукционной документации содержится информация о следующих необходимых заказчику медицинских изделиях.
N |
Международное непатентованное наименование (состав) |
Неизменяемые (конкретные) показатели |
1 |
Стион-Р |
Цемент химического отверждения |
2 |
Даймондбрайт |
Стоматологическая реставрационная система химического отверждения |
3 |
Глассин Rest А3 |
Цемент стеклополиалкенатный восстановительный химического отверждения |
4 |
Глассин Бейз |
Стеклоиономерный подкладочный цемент |
5 |
Глассин Кидс А3 |
Восстановительный стеклополиалкенатный материал химического отверждения для детской стоматологии |
6 |
Аксил |
Защитная паста |
7 |
Карбодент |
Композитный материал для пломбирования кариозных полостей, изготовления вкладок, временных коронок и штифтовых зубов |
8 |
Резодент |
Материал для антисептической обработки и пломбирования корневых каналов с неполной экстирпацией пульпы, а также труднопроходимых каналов |
9 |
Эвикрол |
Двухкомпонентный композит химического отверждения |
10 |
Салфетки дезинфицирующие Дезклинер |
|
11 |
Дентин паста |
Готовый временный пломбировочный материал |
12 |
Альвостаз губка |
Гемостатический и антисептический компресс для альвеол |
13 |
Гуттасилер |
Цинк-эвгеноловая рентгеноконтрастная паста для пломбирования каналов |
14 |
Нон -Арсеник |
Паста для девитализации пульпы |
15 |
Лидоксор |
Гель для наружного применения в качестве местной анестезии слизистой оболочки |
16 |
Гемостаб (FeSO4) |
Жидкость для остановки капиллярного кровотечения |
17 |
Камфорфен В |
Паста для пломбирования каналов |
Фактически заказчиком в отношении товаров, являющихся предметом контракта, указаны товарные знаки, что не соответствует требованиям пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Более того, исходя из содержания пункта 16 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон об обращении лекарственных средств) термин "международное непатентованное наименование" используется исключительно в отношении лекарственных средств.
Таким образом, описание объекта закупки не носит объективного характера, а также не позволяет участникам предложить к поставке соответствующие по характеристикам, установленным в аукционной документации, медицинские изделия с иными товарными знаками.
Данный факт подтверждается результатами аукциона.
Так, на участие в закупке подано пять заявок. Участником с порядковым номером 2, в данном случае являющимся заявителем, предложено соответствующее по характеристикам, установленным в аукционной документации, медицинское изделие, но с иным товарным знаком.
В соответствии с протоколом N 0369300126016000129 заседания комиссии по рассмотрению заявок от 06.07.2016 участнику с порядковым номером 2 отказано в допуске к участию в аукционе на основании несоответствия информации, содержащейся в заявке, требованиям документации об электронном аукционе.
Таким образом, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях заказчика нарушений пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. В нарушение части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона не конкретизированы единые требования к участникам, а также не установлен перечень документов, которые должны быть представлены участниками в подтверждение соответствия данным требованиям.
3. В соответствии с пунктом 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 данного Закона, указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Исходя из содержания части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе сведения, указанные в извещении о проведении электронного аукциона, аукционной документации, не должны содержать противоречий.
Как установлено Комиссией антимонопольного органа, в пункте 34 аукционной документации заказчиком установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Вместе с тем, в извещении о проведении электронного аукциона такая информация отсутствует.
Таким образом, в нарушение пункта 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении, аукционной документации указана противоречивая информация относительно условий допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств.
4. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 данного Закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
Предметом закупки является поставка медицинских изделий.
Согласно части 1 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации) медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.
В соответствии с частью 4 статьи 38 Закона об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 N 1416 "Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий".
Исходя из содержания пункта 6 Правил государственной регистрации медицинских изделий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 N 1416, документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие.
В пункте 19 аукционной документации заказчиком установлены требования к содержанию и составу заявки. Вместе с тем, в документации об аукционе отсутствует требование о предоставлении участниками в составе второй части заявки регистрационных удостоверений на предлагаемые к поставке медицинские изделия. Указанное обстоятельство свидетельствует о нарушении заказчиком пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
5. В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 данного Закона.
В пункте 13 аукционной документации заказчиком установлены требования к участникам закупки.
Однако заказчиком в нарушение пункта 10 части 1 статьи 31, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе в аукционной документации не предусмотрено требование о том, что участник закупки не является офшорной компанией.
6. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В подпункте "в" пункта 2.2 проекта контракта указано, что срок годности товара устанавливается в пределах срока годности, указанного производителем на упаковке товара. Остаточные сроки годности товара на момент поставки Муниципальному заказчику составляют не менее 70% от срока годности.
Вместе с тем, исходя из содержания указанной информации, не представляется возможным определить конкретный остаточный срок годности товара.
Более того, в соответствии со статьей 190 Гражданского кодекса РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Таким образом, указав ненадлежащую информацию об условиях контракта, заказчик нарушил пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В соответствии с протоколом проведения электронного аукциона от 11.07.2016 в настоящем аукционе участвовало три участника, по итогам аукциона начальная (максимальная) цена контракта снижена со 159 269,15 рублей до 99 800,00 рублей. С учетом итогов электронного аукциона, значительной экономии бюджетных средств, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу об отсутствии необходимости в выдаче заказчику предписания об отмене закупки.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года N 727/14 "Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "Медипарт-Челябинск" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения для стоматологии МУЗ "Чесменская ЦРБ" (изв. N 0369300126016000129) необоснованными.
2. По результатам внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение пункта 10 части 1, части 5 статьи 31, пункта 1 части 1 статьи 33, пунктов 1, 2 части 1, части 3 статьи 64, пунктов 6, 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.А. Козлова
Члены комиссии А.А. Васянина
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 14 июля 2016 г. N 529-ж/2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.07.2016