Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Васяниной А.А. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО Компания "Хорека-Урал" (далее - Заявитель, Общество, Участник закупки) на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку бумажных полотенец и туалетной бумаги (извещение N 0369200011316000056) (далее - Аукцион) в присутствии:
представителя ГБУЗ "ОПЦ" (далее - Заказчик), действующего на основании доверенности от 18.07.2016 N 122;
представителя ООО Компания "Хорека-Урал", действующего на основании доверенности от 11.07.2016 N 6,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 11.07.2016 поступила жалоба ООО Компания "Хорека-Урал" на действия аукционной комиссии при проведении рассматриваемого Аукциона.
Согласно представленным документам Заказчиком 24.06.2016 объявлено о проведении открытого аукциона в электронной форме путем опубликования в Единой информационной системе на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещения о закупке N 0369200011316000056.
Начальная (максимальная) цена контракта - 365 440 рублей 00 копеек.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе - 04.07.2016 в 06:00.
По состоянию на 18.07.2016 контракт по результатам Аукциона не заключен, поскольку заключение контракта приостановлено антимонопольным органом до рассмотрения жалобы по существу.
Согласно доводам обращения, решением аукционной комиссии ООО Компания "Хорека-Урал" отказано в допуске на участие в Аукционе на основании непредставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или представления недостоверной информации.
В заявке ООО Компания "Хорека-Урал" по позиции N 3 "Бумага туалетная" участник не указал, должны быть упакованы в картонный короб или будут упакованы, также в сведениях участника закупки не указано место происхождения товара.
Представитель Заказчика с доводами Заявителя обращения не согласился, пояснил, что действия аукционной комиссии соответствуют требованиям документации об Аукционе, положениям частей 1,3,4 статьи 67 Закона о контрактной системе, поскольку участником закупки нарушены требования пунктов 24, 25 документации об Аукционе.
Вместе с тем, согласно пояснениям представителя Заказчика, указанное в протоколе рассмотрения заявок на участие в Аукционе основание отклонения ООО Компания "Хорека-Урал", а именно: "в сведениях участника закупки не указано место происхождения товара" - указано ошибочно.
Однако данное основание не повлияло на результаты рассмотрения заявки ООО Компания "Хорека-Урал" на участие в Аукционе в связи с тем, что заявка Общества отклонена также и по другим основаниям.
Кроме того, заявка ООО Компания "Хорека-Урал" не соответствует требованиям документации об Аукционе по позиции N 2 "Полотенца листовые", а именно Заказчиком установлено требование о необходимости указания наличия вырубных или иных ручек для удобства переноски.
Однако Участником закупки указано, что удобство переноски осуществляется посредством эргономично организованной картонной упаковки (короба).
Таким образом, Обществом не указаны конкретные показатели необходимые Заказчику.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара, должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно частям 1, 3 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
В силу части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Согласно части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно пункту 2 части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий порядковый номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем.
Как следует из материалов дела, Заказчиком осуществляется закупка на поставку бумажных полотенец и туалетной бумаги.
На участие в настоящем аукционе подано семь заявок.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 05.07.2016, сформированном на электронной торговой площадке "РТС-Тендер", заявка ООО Компания "Хорека-Урал" с порядковым номером 1 отклонена, в связи с непредставлением информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или представлением недостоверной информации, а именно отсутствия конкретных показателей.
Исходя из содержания пунктов 24, 25 документации об Аукционе, первая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать следующие сведения:
- конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным в "Приложении N1 Техническое задание" настоящей документации, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии),
- наименование страны происхождения товара.
В заявке с порядковым номером 1 ООО Компания "Хорека-Урал" указаны конкретные показатели товара.
Однако в позициях 2 "Полотенца листовые", 3 "Бумага туалетная" Технического задания указана следующая информация "Каждый короб должен иметь удобный способ открывания (указать каким образом открывается) и вырубные или иные ручки для УДОБСТВА переноски".
В заявке ООО Компания "Хорека-Урал" с порядковым номером 1 указано, что удобство переноски осуществляется посредством эргономично организованной картонной упаковки (короба).
Однако какими ручками будут оборудованы указанные короба, Обществом не конкретизировано.
Таким образом, довод жалобы ООО Компания "Хорека-Урал" относительно отказа аукционной комиссии в допуске к участию в Аукционе не находит своего подтверждения.
Вместе с тем, в протоколе рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 05.07.2016 аукционной комиссией в нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе указано следующее основание отклонения заявки с порядковым номером заявки 1 ООО Компания "Хорека-Урал": "в сведениях участника закупки не указано место происхождения товара".
Однако Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о том, что выявленное нарушение в действиях аукционной комиссии не повлияло на результаты Аукциона.
При рассмотрении жалобы, комиссией проведена внеплановая проверка документации о закупки и извещения о закупки, в ходе которой установлено следующее:
1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Описание объекта закупки - это фиксация заказчиком в документации о закупке качественных и количественных характеристик, признаков товара, обусловливающих способность удовлетворять потребности и запросы Заказчика, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям.
Такая фиксация требований Заказчика позволяет идентифицировать объект закупки, установить результат, достижение которого признается со стороны Заказчика должным исполнением контракта.
Согласно подпункту "б" пункта 2.1 проекта контракта поставщик обязан представить Заказчику товарно-сопроводительные документы (счета, счета-фактуры, накладные), документы, подтверждающие качество товара в соответствии с требованиями действующего законодательства, регламентирующие качество товара и подтверждающие его соответствие требованиям безопасности (регистрационное удостоверение, сертификат соответствия, декларацию соответствия).
В пункте 5.2 проекта контракта указано, что поставляемая продукция должна быть упакована в тару, отвечающую требованиями ГОСТов, ТУ и/или Технических регламентов и обеспечивающую ее сохранность при перевозке и хранении. Упаковка и маркировка товара должны соответствовать требованиям ГОСТа, импортного Товара - международным стандартам упаковки.
Однако заказчиком не конкретизируется, требованиям каких ГОСТ, ТУ и/или Технических регламентов, а также требованиями действующего законодательства и документов должны отвечать поставляемый товар, тара поставляемого товара. Сведения, содержащиеся в подпункте "б" пункта 2.1, пункте 5.2 проекта контракта не позволят поставщику надлежащим образом исполнить предусмотренное контрактом обязательство по поставке товара, а заказчику - обязательство по приемке поставляемого товара.
Кроме того, в соответствии с действующим законодательством выдача регистрационных удостоверений осуществляется уполномоченным органом на изделия медицинского назначения, лекарственные препараты.
Вместе с тем, заказчиком осуществляется закупка бумажных полотенец и туалетной бумаги. Содержащееся в подпункте "б" пункта 2.1 проекта контракта условие о представлении поставщиком регистрационных удостоверений на товар не соответствует предмету закупки, а также может привести к невозможности исполнения сторонами контракта.
Таким образом, в нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе заказчиком в аукционной документации указаны ненадлежащие условия контракта.
2. Исходя из положений части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчик обязан установить только те требования к товару, которые соответствуют его потребности.
Представитель Заказчика пояснил, что потребность закупаемого товара на 1 год.
Однако в нарушение части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчиком в подпункте "в" пункта 2.1. проекта контракта установлен срок годности поставляемого товара на момент поставки не менее 24 месяцев.
3. В нарушение части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе Заказчиком в пунктах 2.2, 4 проекта контракта не указан срок осуществления приемки и срок оформления результатов приемки поставленного товара. Ссылка Заказчика на Инструкции N П-6 (утвержденной Постановлением Госарбитража при Совете министров СССР от 15 июня 1965 г.) и N П-7 (утвержденной Постановлением Госарбитража при Совете министров СССР от 25 апреля 1966 г.) не является надлежащим исполнением обязанности по установлению в контракте условия о сроке и порядке осуществления приемки, о сроке и порядке оформления результатов приемки поставленного товара.
4. Согласно пункту 2 статьи 42, пункту 8 части 1 статьи 64, части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе в извещении о закупке, документации об аукционе и проекте контракта, являющемся неотъемлемой частью документации об аукционе, должен содержаться размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Статья 37 Закона о контрактной системе предусматривает порядок применения антидемпинговых мер, а именно: размер и порядок предоставления обеспечения исполнения контракта участником закупки в случае снижения начальной (максимальной) цены контракта на 25 % и более.
В нарушение пункта 8 части 1 статьи 64, части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе в пункте 6 проекта контракта отсутствует условие о порядке предоставления обеспечения исполнении контракта в случае снижения начальной (максимальной) цены контракта на 25 % и более, что может привести к заключению контракта не на условиях документации об аукционе и проекта контракта в случае снижения цены контракта участником закупки ниже порогового значения, указанного в статье 37 Закона о контрактной системе.
6. Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.
Однако пункт 6.4. проекта контракта предусматривает способ обеспечения исполнения контракта в виде залога денежных средств, что не соответствует требованиям части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
6. В силу части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 6.1. статьи 34 Закона о контрактной системе в 2015 и 2016 годах в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.03.2016 N 190 предусмотрены случаи и порядок предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).
Вместе с тем, Заказчиком в аукционной документации не предусмотрено указанное условие, что, в свою очередь, не позволит применить положения части 6.1. статьи 34 Закона о контрактной системе.
7. Часть 7 статьи 34 Закона о контрактной системе предусматривает особый порядок расчета пени за просрочку исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом.
Данный порядок регламентируется Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила).
Согласно пункту 6 Правил пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле: П = (Ц - В) x С где:
Ц - цена контракта;
В - стоимость фактически исполненного в установленный срок поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов;
С - размер ставки.
Размер ставки определяется по формуле:
,
где:
- размер ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени, определяемый с учетом коэффициента К;
ДП - количество дней просрочки.
Коэффициент К определяется по формуле:
,
где:
ДП - количество дней просрочки;
ДК - срок исполнения обязательства по контракту (количество дней).
При К, равном 0 - 50 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,01 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
При К, равном 50 - 100 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,02 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
При К, равном 100 процентам и более, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,03 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
В пункте 8.4 пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере от одной трехсотой до трех трехсотых действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком, и определяется по соответствующей формуле.
Однако данная информация не соответствует требованиям частей 4, 7 статьи 34 Закона о контрактной системе.
8. В силу части 1 статьи 34, частей 2, 10 статьи 70 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт.
В соответствии с пунктом 1.2 проекта контракта предметом настоящего контракта является поставка бумажных полотенец и туалетной бумаги.
Однако в Приложении N 1 к контракту отсутствуют сведения о функциональных, технических, качественных характеристиках товара, составляющих предмет закупки. Указанное обстоятельство может привести к заключению контракта не на условиях документации о закупке, нарушению части 1 статьи 34, частей 2, 10 статьи 70 Закона о контрактной системе, а также к поставке товара, не соответствующего потребностям Заказчика.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года N 727/14 "Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО Компания "Хорека-Урал" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку бумажных полотенец и туалетной бумаги (извещение N 0369200011316000056) обоснованными в части указания основания отклонения в протоколе рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 05.07.2016 отсутствие места происхождения товара.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 2 статьи 33, частей 4, 6.1, 7, 13 статьи 34, пунктов 1, 8 части 1, части 4 статьи 64, части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии Е.В. Кулезнева
А.А. Васянина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 18 июля 2016 г. N 530-ж/2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.07.2016