Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
|
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Урванцевой Д.С. |
- |
специалиста 1 разряда отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России; |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" на положения документации об электронном аукционе на выполнение работ по строительству объекта "Система водоснабжения п. Каменский Увельского муниципального района Челябинской области. Разводящие водопроводные сети" (извещение N 0169300023216000471), в присутствии:
- представителя Комитет строительства и инфраструктуры Администрации Увельского муниципального района Челябинской области (далее - заказчик), действующего на основании Распоряжения Администрации Увельского муниципального района от 31.12.2009 г. N 214;
- представителя Администрации Увельского муниципального района Челябинской области (далее - уполномоченный орган), действующего на основании Распоряжения Главы Увельского муниципального района от 05.11.2008 N 218,
в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения жалобы,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО "СТРОЙИНВЕСТ" на положения документации об электронном аукционе на выполнение работ по строительству объекта "Система водоснабжения п. Каменский Увельского муниципального района Челябинской области. Разводящие водопроводные сети" (извещение N 0169300023216000471) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам 24.06.2016 заказчик и уполномоченный орган объявили о проведении открытого аукциона в электронной форме путем опубликования в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru извещения о закупке.
Начальная (максимальная) цена контракта - 14 760 850,00 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 11.07.2016 в 10:00.
На момент рассмотрения жалобы контракт не заключен.
Доводы жалобы заявителя заключаются в следующем.
1. Заказчиком в пункте 12.1 проекта контракта не установлен конкретный срок действия контракта, что не позволит использовать банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта.
2. В проекте контракта отсутствует информация о том, что положения Закона о контрактной системе в части обеспечения исполнения контракта не применяются в случае заключения контракта с участником закупки, который является государственным или муниципальным казенным учреждением; осуществления закупки услуги по предоставлению кредита; заключения бюджетным учреждением контракта, предметом которого является выдача банковской гарантии. По мнению заявителя, указанное обстоятельство может ввести участников закупки в заблуждение.
3. Заказчиком в аукционной документации не установлены дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99.
Представители заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласились, представили письменные пояснения и на заседании Комиссии указали следующее.
При установлении в проекте контракта срока действия контракта заказчик руководствовался типовыми положениями контрактов, а также Письмом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04 сентября 2015 г. N ОГ-Д28-12171, в соответствии с которым положения Закона о контрактной системе не регулируют вопрос указания срока действия государственного контракта в проекте контракта. В случаях, когда срок действия контракта определен как момент полного исполнения обязательств, банковская гарантия должна предоставляться с учетом срока исполнения основного обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя).
Информация о том, что положения Закона о контрактной системе в части обеспечения исполнения контракта не применяются в случае заключения контракта с участником закупки, который является государственным или муниципальным казенным учреждением; осуществления закупки услуги по предоставлению кредита; заключения бюджетным учреждением контракта, предметом которого является выдача банковской гарантии, указана в пункте 2.11.5 аукционной документации.
Относительно отсутствия в аукционной документации дополнительных требований к участникам закупки, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 представителем заказчика пояснено, что указанное Постановление применяется исключительно при осуществлении закупок путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов и таких же аукционов.
Заслушав пояснения заказчика и уполномоченного органа, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В соответствии со статьей 190 Гражданского кодекса РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Согласно частям 1, 3 статьи 96 Закона о контрактной системе Заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В пункте 10.2 проекта контракта заказчиком в качестве обеспечения исполнения контракта предусмотрена банковская гарантия.
В пункте 12.1 проекта контракта прописано, что настоящий контракт вступает в силу с момента подписания и действует до полного исполнения обязательств сторонами.
Однако исходя из указанной информации, не представляется возможным определить конкретный срок действия контракта, что не позволяет использовать предусмотренную частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, а также пунктом 10.2 проекта контракта банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта. Данный факт свидетельствует о нарушении заказчиком части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии со статьей 96 Закона о контрактной системе предусмотрен порядок установления заказчиком требований к обеспечению исполнения контракта.
Согласно части 8 статьи 96 Закона о контрактной системе положения данного Закона об обеспечении исполнения контракта не применяются в случае заключения контракта с участником закупки, который является государственным или муниципальным казенным учреждением; осуществления закупки услуги по предоставлению кредита; заключения бюджетным учреждением контракта, предметом которого является выдача банковской гарантии.
Вместе с тем, Законом о контрактной системе не предусмотрена обязанность заказчика прописывать в проекте контракта указанную информацию. Более того, сведения, предусмотренные частью 8 статьи 96 Закона о контрактной системе, указаны заказчиком в пункте 2.11.5 аукционной документации.
Таким образом, Комиссия Челябинского УФАС России не усматривает нарушений в действиях заказчика в части неуказания в проекте контракта информации, содержащейся в части 8 статьи 96 Закона о контрактной системе.
3. Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона в электронной форме должны содержаться требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
При этом в части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе указано, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Таким образом, в случае принятия указанного нормативного правового акта заказчик обязан установить указанные дополнительные требования и документы, подтверждающие соответствие указанным требованиям с учетом специфики объекта закупки, в извещении и документации о закупке в соответствии с пунктом 5 части 6 статьи 63, пунктом 2 части 1, частью 3 статьи 64, пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 (далее - Постановление) утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документы, подтверждающие соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям.
В пункте 1 Постановления указано, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к настоящему Постановлению.
При этом как следует из буквального толкования данного положения Постановления дополнительные требования устанавливаются при проведении аукциона как открытым, так и закрытым способом.
В Приложении 1 к Постановлению установлены виды товаров, работ, услуг, при закупке которых необходимо устанавливать дополнительные требования, в том числе выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей.
При этом дополнительным требованием, которое заказчик должен установить к участнику при осуществлении закупки данных работ, является опыт исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Документами, подтверждающими соответствие участника закупки данным требованиям, являютсякопия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ.
Таким образом, при наличии одновременно трех условий заказчик обязан установить дополнительные требования к участнику закупки и к составу второй части заявки о предоставлении документов, подтверждающих соответствие участника закупки данным требованиям, а именно:
- закупка осуществляется одним из способов, указанных в Приложении N 1 к Постановлению;
- объектом закупки должно быть выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014;
- начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок превышает 10 млн. рублей.
Как следует из извещения и аукционной документации предметом закупки является выполнение работ по строительству объекта "Система водоснабжения п. Каменский Увельского муниципального района Челябинской области. Разводящие водопроводные сети", которые в соответствии с извещением отнесены к коду по ОКПД2 - 42.21.22.190 "Работы строительные по прокладке местных трубопроводов прочих жидкостей и газов" с начальной (максимальной) ценой контракта - 14 760 850,00 рублей, что обязывает заказчика установить дополнительные требования к участнику закупки в соответствии с Постановлением.
Вместе с тем, в документации об электронном аукционе отсутствуют требования, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 о наличии у участника опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе, а также о предоставлении участниками в качестве подтверждения соответствия указанным условиям копии (копий) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копий акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копии акта о приемке выполненных работ. Указанное обстоятельство может привести к ненадлежащему оформлению заявок участниками и, как следствие, к необоснованному допуску к участию в аукционе.
Довод представителя заказчика о том, что Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 применяется исключительно при осуществлении закупок путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов и таких же аукционов не может быть принят Комиссией антимонопольного органа во внимание. Так, исходя из содержания Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 следует, что дополнительные требования к участникам устанавливаются при осуществлении закупок путем проведения, в том числе аукционов. Действующим законодательством о контрактной системе предусмотрены два вида аукциона, а именно закрытый аукцион и открытый аукцион в электронной форме. Соответственно, Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 подлежит применению при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона.
Таким образом, в нарушение частей 2, 4, 5 статьи 31, пункта 5 части 6 статьи 63, пункта 2 части 1, части 3 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе заказчиком не установлены дополнительные требования к участнику закупки, а также требования о предоставлении в составе второй части заявки документов, подтверждающих соответствие участника закупки указанным требованиям в порядке, предусмотренном Приложением N 1 к Постановлению.
По результатам проведения внеплановой проверки в действиях заказчика выявлены следующие нарушения:
1. Как следует из пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участнику о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона в электронной форме должны содержаться требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
При этом, в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в составе второй части заявки участника закупки должны находить отражение в том числе документы, подтверждающие соответствие его требованиям, указанным в пункте 1 части 1 статьи 31 Федерального закона.
Согласно системному толкованию указанных положений Закона участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии со спецификой и содержанием объекта закупки.
В соответствии с извещением и документацией о закупке объектом закупки является выполнение работ по строительству объекта "Система водоснабжения п. Каменский Увельского муниципального района Челябинской области. Разводящие водопроводные сети".
Как следует из части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации N 624 от 30 декабря 2009 года утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень).
Таким образом, условием допуска к участию в аукционе в случае осуществления закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, должно являться обязательное наличие у участника закупки свидетельства о допуске к работам по организации строительства с указанием конкретного вида работ по организации строительства в соответствии с Перечнем.
В пункте 3.2 документации об аукционе в требованиях к участнику по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе указано на наличие допуска СРО на право осуществления работ по организации строительства или допусков СРО на данные виды работ.
Таким образом, указав ненадлежащую информацию о требовании, предъявляемом к участнику закупки по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, заказчик нарушил часть 3 статьи 64, пункт 1 части 1, часть 5 статьи 31, пункт 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 данного Закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Как следует из содержания локальной сметы 6-3 и не оспаривается представителем заказчика, предметом закупки является выполнение работ с использованием товаров.
Согласно подпункту "а" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В пункте 4.2.5 аукционной документации заказчиком установлены требования к содержанию и составу первой части заявки. Так, первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме, в соответствии с ч. 3 ст. 66 Закона должна содержать согласие участника аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией об аукционе.
Вместе с тем, предусмотренные пунктом 4.2.5 аукционной документации требования к составу и содержанию первой части заявки не соответствуют объекту закупки.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Как установлено материалами дела, заказчиком предусмотрено требование к участникам закупки по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе о наличии допуска СРО на право осуществления работ по организации строительства или допусков СРО на данные виды работ. Вместе с тем, в аукционной документации отсутствует требование о предоставлении участниками в составе второй части заявки указанного документа в подтверждение соответствия указанному требованию.
Таким образом, указав ненадлежащую информацию о требованиях, предъявляемых к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе, заказчик нарушил пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2.1. Согласно пункту 8 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено данным Законом, информация о размере обеспечения исполнения контракта, порядке предоставления такого обеспечения, требованиях к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 данного Закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 данного Закона.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Согласно части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса), или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 статьи 37 Закона о контрактной системе.
Согласно материалам дела начальная (максимальная) цена контракта составляет 14 760 850,00 рублей.
В пункте 10.1 проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью аукционной документации, заказчиком установлено, что если участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на 25 и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации об аукционе.
Фактически заказчиком установлено требование к обеспечению исполнения контракта с учетом антидемпинговых мер без учета положений части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в пункте 10.4 проекта контракта указан следующий срок действия обеспечения исполнения контракта:
- срок начала действия: с момента заключения настоящего контракта;
- срок окончания действия: с момента подписания Сторонами акта выполненных работ и выставления счета-фактуры.
Однако в действующем законодательстве о контрактной системе отсутствует норма, устанавливающая такие сроки обеспечения исполнения контракта.
Таким образом, указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении заказчиком пункта 8 статьи 42, пункта 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.
Однако пункт 2.11.6 аукционной документации, пункт 10.3 проекта контракта предусматривает способ обеспечения исполнения контракта в виде залога денежных средств, что не соответствует требованиям части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
4. В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.
В подпункте "г" пункта 9.2 проекта контракта указано, что в случае просрочки Заказчиком своих обязательств по договору поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предъявить требование об уплате пени, которая начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом (договором), начиная со дня, следующего за днем истечения срока исполнения обязательства, установленного контрактом. Размер пени составляет 1/300 на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Банка России от не уплаченной в срок суммы.
Размер пеней, подлежащих уплате заказчиком в связи с просрочкой исполнения обязательства , устанавливается по формуле:
,
где: - - ставка рефинансирования Банка России, установленная на дату уплаты пеней;
- О - сумма обязательства по контракту, не уплаченная в установленный срок;
- ДП - количество дней просрочки.
Однако в действующем законодательстве о контрактной системе отсутствует норма, устанавливающая формулу расчета пени, начисляемой заказчику за просрочку исполнения предусмотренных контрактом обязательств.
В соответствии с частью 6.1. статьи 34 Закона о контрактной системе в 2015 и 2016 годах в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).
Постановлением Правительства РФ от 14.03.2016 N 190 предусмотрены случаи и порядок предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).
Вместе с тем, заказчиком в аукционной документации не предусмотрено указанное условие, что, в свою очередь, не позволит применить положения части 6.1. статьи 34 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 9 статьи 34 Закона о контрактной системе сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны. Однако указанное условие отсутствует в проекте контракта.
Таким образом, указав в проекте контракта ненадлежащую информацию об ответственности заказчика и подрядчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, Комитет строительства и инфраструктуры Администрации Увельского муниципального района Челябинской области нарушил части 4, 5, 6.1, 9 статьи 34 Закона о контрактной системе.
В соответствии с протоколом проведения электронного аукциона от 15.07.2016 в настоящем аукционе участвовало семь участников, по итогам аукциона начальная (максимальная) цена контракта снижена с 14 760 850,00 рублей до 7 926 195,75 рублей. Согласно протоколу N 277-ЭА 164 от 18.07.2016 подведения итогов аукциона победителем торгов признано ООО "ЧТСК", которое в качестве подтверждения соответствия дополнительным требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99, представило копию контракта N 2015.237086 от 06.07.2015 на проведение подрядных работ по строительству объекта "Система газоснабжения поселка Зеленый Лог Увельского муниципального района Челябинской области, справку о стоимости выполненных работ и затрат N 5 от 30.10.2015, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 21.12.2015 N 74-524301-107-2015. С учетом итогов электронного аукциона, значительной экономии бюджетных средств, а также с учетом того, что заявка победителя торгов соответствует требованиям Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу об отсутствии необходимости в выдаче заказчику предписания об отмене закупки.
Комиссия, руководствуясь статьей статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "СТРОЙИНВЕСТ" на положения документации об электронном аукционе на выполнение работ по строительству объекта "Система водоснабжения п. Каменский Увельского муниципального района Челябинской области. Разводящие водопроводные сети" (извещение N 0169300023216000471) обоснованными в части отсутствия в проекте контракта конкретного срока действия контракта, отсутствия в аукционной документации дополнительных требований к участникам закупки, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99.
2. Признать в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1, частей 2, 4, 5 статьи 31, частей 4, 5, 6.1, 9 статьи 34, пункта 8 статьи 42, пункта 6 части 5 статьи 63, пунктов 2, 8 части 1, части 3 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66, части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Д.С. Урванцева
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 18 июля 2016 г. N 532-ж/2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.07.2016