Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 19 июля 2016 г. N 534-ж
Государственное стационарное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения "Челябинский детский дом интернат" (для глубоко умственно отсталых детей)
454047, г. Челябинск,
ул. Лазурная, 10а
ООО "Ремстройтепло-сервис"
454084, г. Челябинск,
ул. Каслинская, 1б
ООО "РТС-тендер"
127006, г. Москва,
ул. Долгоруковская, 38, корп. 1
Р Е Ш Е Н И Е
по делу N 534-ж, 140-СО-ВП/2016
19 июля 2016 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Васяниной А.А. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Черенковой Е.Б. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "Ремстройтепло-сервис" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту тепловой насосной станции и теплового колодца (извещение N 0369200004716000123), обращение Государственного стационарного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения "Челябинский детский дом интернат" (для глубоко умственно отсталых детей) о нарушении законодательства о контрактной системе при осуществлении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту тепловой насосной станции и теплового колодца (извещение N 0369200004716000123) в присутствии:
- представителей заказчика, действующих на основании доверенностей б/н от 18.07.2016;
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 12.07.2016 поступила жалоба ООО "Ремстройтепло-сервис" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту тепловой насосной станции и теплового колодца (извещение N 0369200004716000123), 14.07.2016 поступило обращение Государственного стационарного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения "Челябинский детский дом интернат" (для глубоко умственно отсталых детей) (далее - Заказчик) о нарушении законодательства о контрактной системе при осуществлении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту тепловой насосной станции и теплового колодца (извещение N 0369200004716000123) (далее - аукцион, закупка).
Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 30.06.2016 в 16:45.
Начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по ремонту тепловой насосной станции и теплового колодца - 464 910,80 рублей.
Протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 0369200004716000123 от 08.07.2016.
На момент рассмотрения жалобы контракт по итогам аукциона не заключен.
Согласно доводам жалобы, заявке участника ООО "Ремстройтепло-сервис" необоснованно отказано в допуске к участию в аукционе. Заявка соответствовала требованиям, установленным аукционной документацией.
Представители заказчика с указанными доводами согласились, так как доводы жалобы соответствуют изложенному в обращении Заказчика, и пояснили, что заявке участника аукциона с порядковым номером 4 ошибочно отказано в допуске к участию в аукционе. Заявка участника с порядковым номером 1 подлежала отказу в допуске к участию в аукционе.
Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 Закона о контрактной системе (часть 3 статьи 67 Закона о контрактной системе).
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: 1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации; 2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 0369200004716000123 от 08.07.2016 участнику закупки с порядковым номером заявки 4 отказано в допуске к участию в электронном аукционе. Обоснование: "_в соответствии с пунктом 24 аукционной документации "Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе" характеристики из столбца "Показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, установленным заказчиком требованиям" участникам должны указываться точные значения показателей и не содержать двойных и неоднозначных предложений, слов "должен быть", "должен соответствовать", а в заявке участника присутствуют словосочетания: "Насос должен представлять собой_, должен быть предназначен для перекачивания_, рабочие колеса должны быть изготовлены_, насос должен быть оснащен_, патрубки должны быть расположены_, упаковка и маркировка должны соответствовать_". В заявке содержатся двусмысленные сведения о характеристиках предлагаемого к поставке товара. Что не позволяет сделать однозначный вывод о предлагаемом к поставке товаре".
Заявка участника с порядковым номером 4 содержала следующее: "Насос представляет собой вертикальный многоступенчатый центробежный насос с нормальным всасыванием с электродвигателем. Предназначен для перекачивания взрывобезопасных, не содержащих твердых или волокнистых включений, химически нейтральных веществ (жидкостей). Рабочие колеса изготовлены из нержавеющей стали.
Всасывающий и напорный патрубки расположены соосно (на одной оси). Насос оснащен торцовым уплотнением вала, не требующим технического обслуживания.
Характеристики: - частота вращения электродвигателя 2900 об/мин.; - напряжение питания 3х380-400 В, 50 Гц. Качество товара, упаковка и маркировка по ГОСТ 10407-88 "Насосы центробежные многоступенчатые секционные. Типы и основные параметры".
Вместе с тем, заявка участника с порядковым номером 1 содержала следующее: "Насос должен представлять собой вертикальный многоступенчатый центробежный насос с нормальным всасыванием с электродвигателем. Должен быть предназначен для перекачивания взрывобезопасных, не содержащих твердых или волокнистых включений, химически нейтральных веществ (жидкостей).
Рабочие колеса должны быть изготовлены из нержавеющей стали.
Всасывающий и напорный патрубки должны быть расположены соосно (на одной оси). Насос должен быть оснащен торцовым уплотнением вала, не требующим технического обслуживания. Характеристики:
- частота вращения электродвигателя 2900 об/мин.
- напряжение питания 3х380-400 В, 50 Гц
Качество товара, упаковка и маркировка должны соответствовать требованиям ГОСТ 10407-88 Насосы центробежные многоступенчатые секционные. Типы и основные параметры".
Таким образом действия аукционной комиссии не соответствуют требованиям части 1, пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе. Заявке участника с порядковым номером 1 должно быть отказано в допуске к участию в аукционе. Заявка участника с порядковым номером 4 подлежит допуску к участию в закупке.
При проведении внеплановой проверки в действиях Заказчика антимонопольным органом выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе.
1. Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона в электронной форме должны содержаться требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Аналогичные требования к участнику закупки должны находить отражение в документации об аукционе в силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
При этом, в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в составе второй части заявки участника закупки должны находить отражение в том числе документы, подтверждающие соответствие его единым требованиям, указанным в части 1 статьи 31 (декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе).
Указанные единые требования к участникам закупки и вытекающие их них требования к составу второй части заявки продиктованы необходимостью указания как в документации, так и в извещении о проведении электронного аукциона, максимально четких и прозрачных сведений, позволяющих участнику закупки надлежащим образом оформить заявку и принять участие в аукционе на конкурентных началах, основанных на принципах открытости, прозрачности и обеспечения конкуренции, предусмотренных статьями 7, 8 Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона единые требования к участникам изложены в пункте 15 документации об аукционе.
Согласно подпункту 2.3 пункта 23 документации об аукционе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, пункт 6 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе утратил силу, пункт 8 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе (обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма) не соответствует рассматриваемому объекту закупки.
Таким образом, заказчиком нарушены требования части 1 статьи 31, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2015 г. N 1457 утвержден "Перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 г." (далее - Перечень), пункт 5 которого включает выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Пунктом 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе определено, что в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В целях подтверждения соответствия участника закупки требованиям, предусмотренным в соответствии со статьей 14, пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, заказчик вправе установить в аукционной документации требование о предоставлении в составе второй части заявки декларации о непринадлежности участника электронного аукциона к организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациям, контролируемым гражданами Турецкой Республики и (или) организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики.
Определенный заказчиком объект закупки - ремонт тепловой насосной станции и теплового колодца подпадает под действие Перечня.
Вместе с тем, заказчиком в извещении не установлен запрет на оказание услуг организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
Таким образом, в нарушение части 3 статьи 14, пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона не установлено ограничение допуска работ, услуг организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, для целей осуществления закупки.
3. В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Техническое задание, являющееся приложением N 2 к договору в нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, не содержит показатели, значения которых не могут изменяться, и не предусматривает указание страны происхождения товара, что может при заключении контракта привести к нарушению части 1 статьи 34, части 10 статьи 70 Закона о контрактной системе, предусматривающих заключение контракта на условиях извещения, документации об аукционе и заявки победителя аукциона.
3.1. Заказчик включил в проект договора требования к техническим характеристикам работ, при этом не указал наименование СП, СНиП, ГОСТ, ТСН которым должны соответствовать работы, что свидетельствует об отсутствии в документации описания объекта закупки, носящего объективный характер.
3.2. В соответствии с частью 1 статьи 704 Гражданского кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено договором подряда, работа выполняется иждивением подрядчика - из его материалов, его силами и средствами.
Вместе с тем, законом предусмотрена возможность подрядчику не выполнять работу лично, а привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков).
Установив пунктом 2.1.2 проекта договора обязанность подрядчика выполнить работы из своих материалов, своими силами и средствами, заказчик ограничил право подрядчика на привлечение субподрядчиков.
4. Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В силу части 1 статьи 45 Закона о контрактной системе заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
Пунктом 8.1 проекта договора предусмотрено, что банковская гарантия, должна быть выдана банками, включенными в предусмотренный статьей 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
Таким образом, заказчиком требования к банкам, выдающим банковские гарантии, изложены не в соответствии с частью 1 статьи 45 Закона о контрактной системе.
5. В проекте контракта отсутствует информация о возможности представления документов, подтверждающих добросовестность участника закупки при применении антидемпинговых мер в случае снижения цены контракта по результатам аукциона более чем на 25 процентов, что может привести к нарушению права победителя закупки в части определения способа реализации положений статьи 37 Закона о контрактной системе (представление обеспечения исполнения контракта в увеличенном размере или информации, подтверждающей добросовестность участника закупки) и неисполнению требований действующего законодательства о контрактной системе в части представления документов, предусмотренных статьей 37 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, принимая во внимание снижение начальной (максимальной) цены контракта при проведении аукциона (14% от начальной (максимальной) цены контракта), наличия заинтересованности участников закупки в участии в аукционе (подано 4 заявки участников закупки, 3 участника закупки приняли участие в аукционе), антимонопольный орган, руководствуясь принципами разумности, добросовестности и справедливости, принимает решение о выдаче предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем продолжения процедуры электронного аукциона и внесения изменений в проект контракта при его направлении заказчиком победителю закупки (единственному участнику).
Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "Ремстройтепло-сервис" на действия аукционной комиссии обоснованными.
2. Признать в действиях аукционной комиссии нарушения части 1, пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 1 статьи 31, пункта 2 части 5 статьи 66, части 3 статьи 14, пункта 7 части 5 статьи 63, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии А.А. Васянина
Е.Б. Черенкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 19 июля 2016 г. N 534-ж
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.07.2016