Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Долгополовой К.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев обращение, жалобу ООО "Энергокачество" на действия конкурсной комиссии при проведении открытого конкурса на выполнение мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации наружного освещения на территории города Троицка Челябинской области с привлечением собственных инвестиций (извещение N 0169300008216000194) в присутствии:
- представителя Управления жилищно-коммунального хозяйства, экологии, благоустройства, транспорта и связи Администрации города Троицка (далее - заказчик), действующих на основании доверенностей N б/н от 05.08.2016;
- представителя Управления муниципальной собственности Администрации города Троицка (далее - уполномоченный орган), действующего на основании доверенности N б/н от 05.08.2016;
- представителей ООО "Энергокачество" (далее - заявитель, Общество), действующих на основании доверенностей от 01.08.2016, от 08.08.2016;
- представителей ПАО "Ростелеком", действующих на основании доверенностей от 16.09.2015 N 0504/29/271-15, от 08.08.2016 N 0504/29/61-16,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 28.07.2016 ООО "Энергокачество" посредством электронной почты подана жалоба на действия конкурсной комиссии при проведении открытого конкурса на выполнение мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации наружного освещения на территории города Троицка Челябинской области с привлечением собственных инвестиций (извещение N 0169300008216000194) (далее - Конкурс).
Указанная жалоба поступила в антимонопольный орган без электронной цифровой подписи заявителя, что является нарушением установленного частью 7 статьи 105 Закона о контрактной системе порядка ее оформления. В связи с этим, Комиссией Челябинского УФАС России 29.07.2016 принято решение о возврате жалобы N 578-ж/2016 и проведении внеплановой проверки.
Вместе с тем, 01.08.2016 в Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО "Энергокачество", содержащая аналогичные доводы. Указанная жалоба оформлена надлежащим образом в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе. Каких-либо оснований для возврата жалобы заявителю у антимонопольного органа не имелось. Таким образом, жалоба ООО "Энергокачество" принята к рассмотрению.
Согласно представленным документам, заказчик, уполномоченный орган 30.06.2016 объявили о проведении открытого конкурса путем опубликования на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru извещения N0169300008216000194 об осуществлении закупки.
Начальная (максимальная) цена контракта определена в размере 97 382 254 рублей 75 копеек.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке - 22.07.2016 в 10 часов 00 минут.
В соответствии с протоколом N 5 вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе от 22.06.2016 на участие в закупке поступило две заявки.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе от 26.07.2016 заявка ООО "Энергокачество" отклонена на основании пункта 3 статьи 53 Закона о контрактной системе.
На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.
На заседании Комиссии представители заявителя доводы, изложенные в жалобе, поддержали в полном объеме и пояснили следующее.
1. Конкурсной комиссией нарушен порядок вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе. Так, перед вскрытием конвертов с заявками конкурсная комиссия не объявила присутствующим участникам о возможности подачи заявок на участие в конкурсе, изменения или отзыва поданных заявок до вскрытия таких конвертов.
2. Кроме того, как предполагает заявитель, конкурсной комиссией неправомерно отклонена заявка ООО "Энергокачество".
3. Поданная ПАО "Ростелеком" заявка на участие в настоящем конкурсе признана соответствующей требованиям, установленным в конкурсной документации. По мнению заявителя, указанные действия конкурсной комиссии являются неправомерными. Так, в составе заявки ПАО "Ростелеком" отсутствуют документы, подтверждающие расчет указанных в заявке величин. Кроме того, в нарушение Постановления Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" (далее - Постановление Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457), пункта 28 раздела III конкурсной документации Обществом не представлена декларация о том, что участник конкурса не находится под юрисдикцией Турецкой Республики и не контролируется гражданами Турецкой Республики.
4. В конкурсной документации в качестве показателей нестоимостного критерия оценки заявок установлено наличие у участника тестовой зоны на территории Российской Федерации, предоставление сведений о квалификации трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг. Подтверждением указанным критериям служит отчет по результатам проведения тестовой зоны с целью определения фактических характеристик предлагаемых уличных светильников и оценки, получаемой от их установки фактической экономии с количеством светильников не менее 100 (ста) единиц, и заверенный должностным лицом от данного (данных) муниципальных образований. Как полагает заявитель, установленные заказчиком критерии создают необоснованное конкурентное преимущество у крупных компаний перед субъектами малого предпринимательства, в том числе ООО "Энергокачество". Также в конкурсной документации не раскрывается коэффициент к сведениям о квалификации трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг. Таким образом, не раскрывается значение балла к руководителю и ключевым специалистам.
Представители заказчика с доводами, изложенными в жалобе, дополнениях к жалобе, не согласились и на заседании Комиссии пояснили следующее.
1. На заседании единой комиссии по вскрытию конвертов с заявками на участие в конкурсе, кроме ее членов, присутствовали только представители ООО "Энергокачество", сдавшие заявку практически перед процедурой вскрытия конвертов. Другие заинтересованные лица на заседании конкурсной комиссии не присутствовали. В связи с этим, лиц, которые могли бы воспользоваться возможностью еще подать заявки, изменить или отозвать поданные заявки на участие в конкурсе до вскрытия конвертов, не было.
2. По результатам рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе заявка ООО "Энергокачество" признана не соответствующей требованиям конкурсной документации на основании п. 3 статьи 53 Закона о контрактной системе. Так, участник конкурса в составе заявки приложил выписку из единого государственного реестра юридических лиц с отметкой "Документ подписан усиленной квалифицированной электронной подписью" и заверенную подписью уполномоченного представителя ООО "Энергокачество". Общество ссылается на то, что выписка из ЕГРЮЛ в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, равнозначна выписке на бумажном носителе, подписанной собственноручной подписью должностного лица налогового органа и заверенная печатью налогового органа (пункты 1 и 3 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи").
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе. В требованиях п.п. б части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, конкурсной документации установлено, что выписка из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки (для юридического лица), выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки (для индивидуального предпринимателя), которые получены не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса.
Предоставленная участником выписка не является оригиналом или нотариально заверенной копией такого документа. На основании указанных обстоятельств конкурсной комиссией принято решение о несоответствии данного документа требованиям, установленным документацией.
3. Конкурсной комиссией в порядке, установленном статьей 53 Закона о контрактной системе, рассмотрена заявка ПАО "Ростелеком"; принято решение о соответствии заявки Общества требованиям конкурсной документации. В разделе IV конкурсной документации "Образцы форм документов для заполнения участниками конкурса" установлен перечень документов, предоставляемых участником конкурса в составе заявки, в том числе документы, подтверждающие расчет указанных в заявке величин. Вместе с тем, в соответствии с примечанием непредоставление данных документов не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе. Указанная информация продублирована в приложении N 1 к заявке на участие в конкурсе "Форма 3. Предложение о сумме".
Действующее законодательство Российской Федерации не содержит порядок подтверждения отсутствия контроля над организацией иностранных граждан Турецкой Республики и (или) организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, в том числе не содержит указания на вид подтверждающего документа. С учетом позиции Министерства экономического развития Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службы, выраженной в совместном письме N 12589-ЕЕ/Д28и/АЦ/28993/16 от 28.04.2016, соответствие участника установленным в документации о закупке требованиям Постановления Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 подтверждается сведениями, содержащимися в выписке из ЕГРЮЛ или засвидетельствованной в нотариальном порядке копии такой выписки (для юридического лица), копиях документов, удостоверяющих личность и т. д. Указанные документы содержатся в заявке ПАО "Ростелеком".
4. Установленные в конкурсной документации критерии оценки заявок, а именно наличие у участника тестовой зоны на территории Российской Федерации, предоставление сведений о квалификации трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг, являются значимыми для заказчика. Так, квалификация трудовых ресурсов, предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг повлияет на качество выполняемых по контракту мероприятий, а их количество на сроки их выполнения, т. к. технический процесс выполнения мероприятий по контракту является очень трудоемким и затратным по времени. Невыполнение мероприятий в сроки, установленные контрактом, может повлечь отсутствие безопасности на дорогах для граждан города. Критерий наличия тестовой зоны в Российской Федерации позволит подтвердить опыт работы, связанный с предметом контракта. Подписание подтверждающего документа - отчета по результатам проведения тестовых мероприятий на территории Российской Федерации должностным лицом от муниципального образования, на территории которого располагается тестовая зона, подтвердит деловую репутацию участника.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, рассмотрев доводы, изложенные в жалобе, проведя внеплановую проверку закупки, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с частью 3 статьи 52 Закона о контрактной системе непосредственно перед вскрытием конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и (или) открытием доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе или в случае проведения открытого конкурса по нескольким лотам перед вскрытием таких конвертов и (или) открытием доступа к поданным в форме электронных документов в отношении каждого лота заявкам на участие в открытом конкурсе конкурсная комиссия объявляет участникам конкурса, присутствующим при вскрытии таких конвертов и (или) открытии указанного доступа, о возможности подачи заявок на участие в открытом конкурсе, изменения или отзыва поданных заявок на участие в открытом конкурсе до вскрытия таких конвертов и (или) открытия указанного доступа. При этом конкурсная комиссия объявляет последствия подачи двух и более заявок на участие в открытом конкурсе одним участником конкурса.
Из устных пояснений представителей заявителя следует, что перед вскрытием конвертов с заявками конкурсная комиссия не объявила присутствующим участникам о возможности подачи заявок на участие в конкурсе, изменения или отзыва поданных заявок до вскрытия таких конвертов.
В доказательство своих доводов заявителем представлена аудиозапись вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе.
Как пояснено представителями заказчика, на заседании единой комиссии по вскрытию конвертов с заявками на участие в конкурсе, кроме ее членов, присутствовали только представители ООО "Энергокачество", сдавшие заявку практически перед процедурой вскрытия конвертов. Другие заинтересованные лица на заседании конкурсной комиссии не присутствовали. В связи с этим, лиц, которые могли бы воспользоваться возможностью еще подать заявки, изменить или отозвать поданные заявки на участие в конкурсе до вскрытия конвертов, не было.
Исходя из содержания аудиозаписи вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, конкурсной комиссией не объявлено присутствующим участникам о возможности подачи заявок на участие в конкурсе, изменения или отзыва поданных заявок до вскрытия таких конвертов. Вместе с тем, антимонопольный орган считает необходимым указать, что норма части 3 статьи 52 Закона о контрактной системе устанавливает обязанность конкурсной комиссии объявить о возможности подачи заявок, изменения или отзыва поданных заявок до вскрытия конвертов даже в том случае, если на процедуре вскрытия конвертов будет присутствовать один участник.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о нарушении конкурсной комиссии части 3 статьи 52 Закона о контрактной системе.
2. В силу подпункта "б" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать выписку из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованную в нотариальном порядке копию такой выписки (для юридического лица), выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или засвидетельствованную в нотариальном порядке копию такой выписки (для индивидуального предпринимателя), которые получены не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса, копии документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица).
В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям настоящего Федерального закона, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
Согласно части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Как установлено материалами дела, на участие в закупке подано две заявки.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе от 26.07.2016 заявка ООО "Энергокачество" признана ненадлежащей. Так, участник конкурса в составе заявки приложил выписку из единого государственного реестра юридических лиц с отметкой "Документ подписан усиленной квалифицированной электронной подписью" и заверенную подписью уполномоченного представителя ООО "Энергокачество". Общество ссылается на то, что выписка из ЕГРЮЛ в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, равнозначна выписке на бумажном носителе, подписанной собственноручной подписью должностного лица налогового органа и заверенная печатью налогового органа (пункты 1 и 3 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи").
Исходя из содержания пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе. В требованиях п.п. б части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, конкурсной документации установлено, что выписка из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки (для юридического лица), выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки (для индивидуального предпринимателя), которые получены не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса. Предоставленная участником выписка не является оригиналом или нотариально заверенной копией такого документа. На основании изложенного конкурсной комиссией принято решение о несоответствии данного документа требованиям, установленным документацией. В соответствии с п. 3 статьи 53 Закона о контрактной системе заявка не соответствует требованиям, указанным в конкурсной документации.
В пункте 24 Информационной карты конкурса заказчиком в соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе установлено требование о предоставлении участником конкурса выписки из ЕГРЮЛ или засвидетельствованной в нотариальном порядке копии такой выписки (для юридического лица).
ООО "Энергокачество" в составе заявки на участие в конкурсе представлена выписка из единого государственного реестра юридических лиц в электронной форме, подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица налогового органа.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" выписка из Единого государственного реестра юридических лиц в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, равнозначна выписке на бумажном носителе, подписанной собственноручной подписью должностного лица налогового органа и заверенной печатью налогового органа. Вместе с тем, указанная норма может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе. В свою очередь, подпункт "б" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе содержит императивное требование о предоставлении участником конкурса выписки из ЕГРЮЛ либо засвидетельствованной в нотариальном порядке копии такой выписки.
Таким образом, Комиссия Челябинского УФАС России не усматривает нарушений в действиях конкурсной комиссии в части отклонения заявки ООО "Энергокачество", представившего копию выписку из ЕГРЮЛ, не засвидетельствованную в нотариальном порядке.
3. Как полагает заявитель, заявка ПАО "Ростелеком" должна быть отклонена, в связи с непредоставлением документов, подтверждающих расчет указанных в заявке величин, а также декларации о том, что участник конкурса не находится под юрисдикцией Турецкой Республики и не контролируется гражданами Турецкой Республики.
В разделе IV конкурсной документации "Образцы форм документов для заполнения участниками конкурса" установлен перечень документов, предоставляемых участником конкурса в составе заявки, в том числе документы, подтверждающие расчет указанных в заявке величин. Вместе с тем, в соответствии с примечанием непредоставление данных документов не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе. Указанная информация продублирована в приложении N 1 к заявке на участие в конкурсе "Форма 3. Предложение о сумме".
Как установлено антимонопольным органом, в составе заявки ПАО "Ростелеком" отсутствуют документы, подтверждающие расчет указанных в заявке величин. Вместе с тем, предоставление указанных документов является правом участника конкурса и их отсутствие не влечет отклонение заявки.
Относительно обязанности участника закупки представлять декларацию о том, что участник конкурса не находится под юрисдикцией Турецкой Республики и не контролируется гражданами Турецкой Республики, Комиссия антимонопольного органа считает необходимым указать следующее.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года. В указанный перечень входит выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Вместе с тем, Постановление Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 не содержит информации о порядке реализации установленного запрета, а также о документах, которые должны быть представлены участниками в подтверждение соответствия установленному запрету.
Согласно позиции Министерства экономического развития Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службы, выраженной в совместном письме N 12589-ЕЕ/Д28и/АЦ/28993/16 от 28.04.2016, требование о соответствии участника закупки условиям, указанным в Постановлении N 1457, может быть установлено заказчиком как на основании пункта 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, так и в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона N 44-ФЗ.
Исходя из содержания извещения о проведении открытого конкурса заказчик установил требование о соответствии участника условиям, указанным в Постановлении Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457, на основании части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
При этом, как указано Министерством экономического развития Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службой, соответствие участника закупки установленным в документации о закупке требованиям Постановления N 1457 подтверждается сведениями, содержащимися в выписке из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованной в нотариальном порядке копии такой выписки (для юридического лица), выписке из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или засвидетельствованной в нотариальном порядке копии такой выписки (для индивидуального предпринимателя), копиях документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица), надлежащим образом заверенном переводе на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица), копиях учредительных документов участника закупки (для юридического лица). При этом в соответствии с нормами Закона N 44-ФЗ уже предусмотрено представление указанных документов участником в составе заявки при проведении конкурса, запроса предложений, закрытого аукциона или направление оператором электронной площадки заказчику вместе со второй частью заявки на участие в электронном аукционе.
Как установлено материалами дела, ПАО "Ростелеком" в составе заявки представлена выписка из ЕГРЮЛ, которая, в свою очередь, может рассматриваться как документ, подтверждающий соответствие участника конкурса требованиям, установленным в Постановлении Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457.
Таким образом, доводы заявителя об отклонении заявки ПАО "Ростелеком" на основании непредоставления документов, подтверждающих расчет указанных в заявке величин, а также декларации о том, что участник конкурса не находится под юрисдикцией Турецкой Республики и не контролируется гражданами Турецкой Республики, не находят своего подтверждения.
3.1. Вместе с тем, согласно пояснениям представителей заказчика, ПАО "Ростелеком" помимо конверта с заявкой на участие в конкурсе представлена коробка с наименованием "Участник ПАО Ростелеком. Том 2 Подтверждение квалификации участника", содержанием которой явились документы, подтверждающие квалификацию участника открытого конкурса. Как пояснено представителями уполномоченного органа, заказчика, при осуществлении процедуры вскрытия конвертов с заявками указанные документы не приняты конкурсной комиссией во внимание.
В соответствии с аудиозаписью вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, конкурсной комиссией оглашены документы, включенные в состав тома 2 заявки ПАО "Ростелеком". При этом конкурсной комиссией не объявлено о том, что указанные документы не принимаются во внимание. Более того, исходя из содержания протокола N 5 вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе не представляется возможным сделать однозначный вывод о том, что конкурсной комиссией не приняты во внимание такие документы. Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении конкурсной комиссией части 6 статьи 52 Закона о контрактной системе, в соответствии с которой информация о месте, дате и времени вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе, наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии) (для физического лица), почтовый адрес каждого участника открытого конкурса, конверт с заявкой которого вскрывается или доступ к поданной в форме электронного документа заявке которого открывается, наличие информации и документов, предусмотренных конкурсной документацией, условия исполнения контракта, указанные в заявке на участие в открытом конкурсе и являющиеся критерием оценки заявок на участие в открытом конкурсе, объявляются при вскрытии данных конвертов и открытии указанного доступа и вносятся соответственно в протокол.
Более того, согласно части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе все листы поданной в письменной форме заявки на участие в открытом конкурсе, все листы тома такой заявки должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в открытом конкурсе и том такой заявки должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника открытого конкурса при наличии печати (для юридического лица) и подписаны участником открытого конкурса или лицом, уполномоченным участником открытого конкурса. Соблюдение участником открытого конкурса указанных требований означает, что информация и документы, входящие в состав заявки на участие в открытом конкурсе и тома заявки на участие в открытом конкурсе, поданы от имени участника открытого конкурса и он несет ответственность за подлинность и достоверность этих информации и документов. Не допускается устанавливать иные требования к оформлению заявки на участие в открытом конкурсе, за исключением предусмотренных настоящей частью требований к оформлению такой заявки. При этом ненадлежащее исполнение участником открытого конкурса требования о том, что все листы таких заявки и тома должны быть пронумерованы, не является основанием для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе.
Указанная информация продублирована в пункте 3.1.14 Информационной карты конкурса.
В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям настоящего Федерального закона, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации.
Согласно части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Фактически представленная ПАО "Ростелеком" в качестве заявки на участие в конкурсе коробка, содержанием которой являются непрошитые документы, не соответствует требованиям части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе, пункта 3.1.14 Информационной карты конкурсной документации. В связи с этим, заявка ПАО "Ростелеком" должна быть отклонена конкурсной комиссией.
Вместе с тем, в нарушение части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсной комиссией принято решение о признании заявки ПАО "Ростелеком" соответствующей требованиям конкурсной документации.
4. В силу пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Согласно пункту 4 Правил в целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:
- цена контракта;
- расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;
- стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил (далее - стоимость жизненного цикла);
- предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
- качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Исходя из содержания пункта 10 Правил, в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В силу пункта 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
4.1. Заказчиком в конкурсной документации в качестве нестоимостного критерия оценки заявок установлен показатель "Квалификация участников закупки, в том числе опыт работы, связанный с предметом контракта, и деловая репутация":
- Сведения о квалификации трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
- Наличие у участника тестовой зоны на территории Российской Федерации (одной или нескольких). Подтверждением служит отчет по результатам проведения тестовой зоны с целью определения фактических характеристик предлагаемых уличных светильников и оценки, получаемой от их установки фактической экономии с количеством светильников не менее 100 (ста) единиц, и заверенный должностным лицом от данного (данных) Муниципальных образований.
При этом относительно показателя "Сведения о квалификации трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг" прописано, что оценка заявок по показателю "Сведения о квалификации трудовых ресурсов, предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг" осуществляется по качеству содержания документов, подтверждающих квалификацию руководителей и ключевых специалистов участника закупки, предлагаемых для выполнения работ (оказания услуг), с точки зрения соответствия образования и/или квалификации и/или опыта работы отраслевой специфике (электроснабжение, сети и системы, уличное освещение, электрические измерения, передача данных, метрология) и содержанию работ (услуг), являющихся предметом закупки.
Подтверждающие документы: копии дипломов, сертификатов, свидетельств и иные подтверждающие документы.
Лучшим условием исполнения контракта по показателю является наибольшее значение показателя. 100 баллов выставляется заявке, содержащей наибольшее количество представленных документов штатных высококвалифицированных специалистов.
Вместе с тем, исходя из содержания указанного показателя непонятно, какие сведения будут учитываться при оценке заявки участника: либо количество руководителей и ключевых специалистов, либо документы. Более того, не представляется возможным определить максимальное количество высококвалифицированных специалистов, состоящих в штате, необходимых заказчику для выполнения работ, предусмотренных объектом закупки и контрактом, а также какими документами будет подтверждаться штатность специалистов.
Следует отметить, что в соответствии с показателем "Квалификация участников закупки, в том числе опыт работы, связанный с предметом контракта, и деловая репутация" оценке подлежат, в том числе сведения о квалификации руководителей и ключевых специалистов. Вместе с тем, данная информация отсутствует в порядке оценки.
Кроме того, законодательством Российской Федерации не предусмотрено формирование и дальнейшее предоставление лицом такого документа, как отчет по результатам проведения тестовой зоны. Также отсутствует норма, устанавливающая обязанность должностных лиц муниципального образования подписывать указанные документы. Данные обстоятельства свидетельствуют о создании заказчиком конкурентных преимуществ для участия компаний, которые имеют возможность предоставления таких документов. Следует отметить, что объектом закупки не предусмотрено создание и развитие тестовых зон, следовательно, указанный показатель не соответствует пункту 10 Правил, статье 34, пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, так как не учитывает особенности объекта закупки.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о нарушении заказчиком части 4 статьи 32, пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, пункта 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Относительно довода заявителя о невозможности участия в настоящей закупке субъектов малого предпринимательства Комиссия антимонопольного органа считает необходимым указать следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 статьи 30 Закона о контрактной системе, путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.
Вместе с тем, согласно извещению о проведении открытого конкурса начальная (максимальная) цена контракта составляет 97 382 254 рубля 75 копеек, что исключает возможность установления заказчиком ограничения в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. Следовательно, в закупке может принять участие любое лицо.
Комиссия, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы обращения, жалобы ООО "Энергокачество" на действия конкурсной комиссии при проведении открытого конкурса на выполнение мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации наружного освещения на территории города Троицка Челябинской области с привлечением собственных инвестиций (извещение N 0169300008216000194) обоснованными в части признания победителем конкурса ПАО "Ростелеком", установления критериев оценки заявок, создающих конкурентное преимущество.
2. Признать в действиях конкурсной комиссии нарушение частей 3, 6 статьи 52, части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях заказчика нарушение части 4 статьи 32, пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, пункта 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Выдать заказчику, конкурсной комиссии, уполномоченному органу обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
5. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии К.А. Долгополова
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 8 августа 2016 г. N 168-ВП,585-ж/2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.08.2016