Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Васяниной А.А. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Яныбаевой А.Ф. |
- |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" (далее - Заявитель) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на реконструкцию автомобильной дороги Красносельское - Березовка (извещение N 0169200003616000075) (далее - Аукцион), в присутствии:
- представителя Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области, действующего на основании доверенности от 08 апреля 2016 г. N 88-Р;
- представителя Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области, действующего на основании доверенности от 10 августа 2016 г. N 131-Р;
-в отсутствие представителя Заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 03.08.2016 поступила жалоба ООО "Стройинвест" на действия заказчика при проведении рассматриваемого Аукциона, объявленного Заказчиком органом путем размещения в Единой информационной системе 19.07.2016 извещения о проведении Аукциона и документации об Аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта - 100 094 727 рублей 00 копеек.
По состоянию на 10.08.2016 контракт по результатам Аукциона не заключен, заключение контракта приостановлено антимонопольным органом до рассмотрения жалобы по существу.
Заявитель в жалобе приводит следующие доводы.
1. Заказчик не установил в проекте контракта конкретный срок возврата денежных средств, внесенных победителем в качестве обеспечения исполнения контракта.
2. Заказчик в нарушение части 23 статьи 34 Закона о контрактной системе не установил в проекте контракта обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.
3. В нарушение части 6.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, Заказчик в проекте контракта не установил условие предоставления отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) в случае завершения в полном объеме в 2015 или 2016 годах исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) всех обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением гарантийных обязательств.
4. Заказчик в нарушение части 3 статьи 6 Закона о контрактной системе, установил в проекте контракта обязанность подрядчика предоставлять новое обеспечение на стадии исполнения контракта, в случае, если обеспечение исполнения обязательств по государственному контракту перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение Подрядчиком своих обязательств по государственному контракту
Представители Заказчика на заседании Комиссии Челябинского УФАС России с доводами жалобы не согласились, пояснили, что действия Заказчика соответствуют требованиям законодательства о контрактной системе.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика, Уполномоченного органа, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе Комиссия, рассмотрев доводы жалобы ООО "СТРОЙИНВЕСТ", пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с часть 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.
Согласно абзацу 2 статьи 190 ГК РФ срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Заказчик в 9.4. проекта контракта установил, что обеспечение исполнения государственного контракта возвращается Подрядчику не ранее 30 (Тридцати) календарных дней после исполнения (прекращения) обязательств по государственному контракту. Денежные средства возвращаются Государственным заказчиком в течение 10 рабочих дней на основании письменного требования Подрядчика.
Формулировка "не ранее 30 календарных дней" предполагает неопределенный срок возврата обеспечения исполнения контракта. Тем не менее, Заказчиком также установлено, что денежные средства возвращаются подрядчику по его требованию в течение 10 рабочих дней, однако такая формулировка также не позволяет определить конкретный срок возврата обеспечения, поскольку указанное событие может не наступить.
Таким образом, Заказчик в нарушение части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе не установил конкретный срок возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.
2. Согласно части 23 статьи 34 Закона о контрактной системе, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 04.09.2013 г. N 775 "Об установлении размера начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги, при превышении которой в контракте устанавливается обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять заказчику дополнительную информацию" (далее - ПП РФ N 775) установлено, что при осуществлении закупки для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд на сумму 100 млн. рублей и более, Подрядчик обязан предоставлять информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем 10 процентов цены контракта.
Начальная (максимальная) цена контракта - 100 094 727 рублей 00 копеек.
Тем не менее, пунктом 10.2.4. проекта контракта установлена обязанность Подрядчика предоставлять Государственному заказчику и банку сведения о всех привлекаемых им в рамках исполнения обязательств по Государственному контракту субподрядчиков (соисполнителях) (полное наименование, местонахождение (почтовый адрес), телефоны руководителя и главного бухгалтера, идентификационный номер налогоплательщика и код причины постановки на учет).
Таким образом, в нарушение части 23 статьи 34 Закона о контрактной системе, установлена обязанность предоставлять Государственному заказчику и банку сведения о всех привлекаемых им в рамках исполнения обязательств по Государственному контракту субподрядчиков (соисполнителях).
Кроме того, Заказчик установил обязанность предоставления сведений о привлекаемых им в рамках исполнения обязательств по Государственному контракту субподрядчиков (соисполнителях) не только Заказчику, но и банку, что не соответствует части 23 статьи 34 Закона о контрактной системе, ПП РФ N 775.
3. В соответствии с частью 6.1. статьи 34 Закона о контрактной системе в 2015 и 2016 годах в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.03.2016 N 190 предусмотрены случаи и порядок предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).
Заказчик во исполнение указанного условия, в пункте 8.13 проекта контракта установил предоставление отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) в случае исполнения обязательств Подрядчиком по государственному контракту в полном объеме в 2016 г., за исключением гарантийных обязательств.
Таким образом, довод о том, что в проекте контракта отсутствует условие о предоставления отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) в 2016 году, не находит своего подтверждения.
4. Согласно части 4 статьи 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе.
Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц (часть 3 статьи 96 Закона о контрактной системе).
В силу части 7 статьи 96 Закона о контрактной системе в ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта.
Пунктом 9.5. проекта контракта установлено, что в случае, если по каким-либо причинам обеспечение исполнения обязательств по государственному контракту перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение Подрядчиком своих обязательств по государственному контракту, Подрядчик обязуется в течение 10 банковских дней представить Государственному заказчику иное (новое) надлежащее обеспечение исполнения обязательств по Государственному контракту на тех же условиях и в том же размере, что указаны в данном разделе Государственного контракта.
Законом о контрактной системе не предусмотрена обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) представлять новое обеспечение исполнения контракта на стадии исполнения обязательств по контракту.
Таким образом, установление требования в проекте контракта, предусматривающую обязанность предоставления нового обеспечения исполнения контракта противоречит положениям Законом о контрактной системе.
Исходя из изложенного, информации, представленной Заявителем, Заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "СТРОЙИНВЕСТ" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на реконструкцию автомобильной дороги Красносельское - Березовка (извещение N 0169200003616000075) частично обоснованными; необоснованными в части отсутствия в проекте контракта условия о предоставления отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) в случае завершения в полном объеме в 2015 или 2016 годах исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) всех обязательств, предусмотренных контрактом.
2. По результатам рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки определения поставщика признать в действиях Заказчика нарушение частей 23, 27 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии А.А.Васянина
А.Ф. Яныбаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 10 августа 2016 г. N 592-ж/2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.08.2016