Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
|
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Яныбаевой А.Ф. |
- |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобу ООО "СТРОЙИНДУСТРИЯ" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта Газоснабжение жилого фонда села Октябрьское (извещение N 0169300040416000062), в присутствии:
- представителя Администрации Октябрьского сельского поселения Октябрьского муниципального района Челябинской области (далее - заказчик), действующего на основании доверенности N 16/16 от 16.06.2016;
- представителя ООО "Элита", действующего на основании доверенности от 16.08.2016,
в отсутствие:
представителей ООО "СТРОЙИНДУСТРИЯ" (далее - заявитель, Общество), надлежащим образом уведомленных о месте и времени рассмотрения жалобы,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО "СТРОЙИНДУСТРИЯ" на положения документации об электронном аукционе на выполнение работ по строительству объекта Газоснабжение жилого фонда села Октябрьское (извещение N 0169300040416000062) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам 27.07.2016Администрация Октябрьского сельского поселения Октябрьского муниципального района Челябинской области, Комитет экономики Администрации Октябрьского муниципального района Челябинской областиобъявили о проведении аукциона в электронной форме путем опубликования в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru извещения о закупке.
Начальная (максимальная) цена контракта - 12 290 950,00 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 11.08.2016 в 23:59.
На момент рассмотрения жалобы контракт не заключен.
Согласно доводам жалобы заказчиком в аукционной документации не указаны виды работ, на осуществление которых требуется свидетельство саморегулируемой организации о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, в случае если участник закупки будет выполнять работы по объекту самостоятельно без привлечения субподрядных организаций.
Представители заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласились, представили письменные пояснения и на заседание Комиссии пояснили следующее.
Документация об электронном аукционе сформирована заказчиком в соответствии с действующим законодательством о контрактной системе, градостроительным законодательством, а также с учетом потребности Администрации.
Заслушав пояснения заказчика и уполномоченного органа, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
Как следует из пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участнику о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона в электронной форме должны содержаться требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
При этом, в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в составе второй части заявки участника закупки должны находить отражение в том числе документы, подтверждающие соответствие его требованиям, указанным в пункте 1 части 1 статьи 31 Федерального закона.
Согласно системному толкованию указанных положений Закона участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии со спецификой и содержанием объекта закупки.
В соответствии с извещением и документацией о закупке объектом закупки является выполнение работ по строительству объекта Газоснабжение жилого фонда села Октябрьское.
Как следует из части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации N 624 от 30 декабря 2009 года утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень).
Таким образом, условием допуска к участию в аукционе в случае осуществления закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, должно являться обязательное наличие у участника закупки свидетельства о допуске к работам по организации строительства с указанием конкретного вида работ по организации строительства в соответствии с Перечнем.
В пунктах14, 16Информационной карты аукционной документации в требованиях к участникам закупки, а также к составу второй части заявки указано на обязательное предоставление участником закупки действующего свидетельства, выданного саморегулируемой организацией в области заявленных работ, в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ, о допуске к видам работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства:
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.6. Объекты газоснабжения.
Фактически установленные заказчиком в пунктах 14, 16 Информационной карты аукционной документации требования к участникам закупки, а также к составу второй части заявки соответствуют Закону. Таким образом, довод заявителя в части того, что заказчиком в аукционной документации не указаны виды работ, на осуществление которых требуется свидетельство саморегулируемой организации о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, в случае если участник закупки будет выполнять работы по объекту самостоятельно без привлечения субподрядных организаций, является необоснованным.
По результатам проведения внеплановой проверки в действиях заказчика выявлены следующие нарушения:
1. Согласно пункту 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Вместе с тем, в аукционной документации отсутствуют сведения о порядке, датах начала и окончания предоставления разъяснений положений документации об электронном аукционе.
Таким образом, указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении заказчиком пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при составлении описания объекта закупки заказчиком должны применяться показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Исходя из требований пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.
Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.
Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
Как установлено материалами дела, предметом закупки является выполнение работ по строительству объекта Газоснабжение жилого фонда села Октябрьское.
Согласно пункту 4.2.2 проекта контракта "Генеральный подрядчик" в течение срока действия настоящего контракта обязан выполнить работы по строительству объекта надлежащего качества в объёме и в сроки, предусмотренные проектно-сметной документацией и настоящим контрактом; обеспечить производство и качество работ в соответствии с утверждённой проектно-сметной документацией, прошедшей в установленном порядке государственную экспертизу, и СНиП.
В пункте 4.2.10проекта контракта указано, что "Генеральный подрядчик" в течение срока действия настоящего контракта обязан нести ответственность за качество применяемых им строительных материалов, изделий и конструкций, их соответствие проектно-сметной документации, СНиП и ГОСТ.
Вместе с тем, заказчиком не конкретизировано, в соответствии с какими СНиПами подрядчик должен обеспечить производство и качество работ, предусмотренных документацией о закупке, а также каким ГОСТам и СниПам должны соответствовать указанные работы. Указанное обстоятельство может привести к возникновению ряда проблем при осуществлении заказчиком приемки выполненных работ, а также невозможности исполнения контракта, нарушению прав и законных интересов сторон контракта.
По мнению Комиссии Челябинского УФАС России, действия заказчика не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33, пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
В силу части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Законом о контрактной системе, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 Закона о контрактной системе, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
Таким образом, из положения части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе следует, что приемку и экспертизу выполненных работ, подписание результатов такой приемки и экспертизы, оплату выполненных работ осуществляет именно Заказчик.
Разделом 5 проекта контракта определено, что после завершения работ на объекте "Генеральный подрядчик" направляет сообщение "Техническому заказчику" о необходимости осуществить приемку выполненных работ. "Технический заказчик", получивший сообщение "Генерального подрядчика", организует приемку объекта и сдачу его в эксплуатацию в соответствии с действующими строительными нормами и правилами по приемке в эксплуатацию объекта и представляет "Муниципальному заказчику" все необходимые документы для оформления разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Таким образом, из проекта контракта следует, что приемку выполненных работ осуществляет "Технический заказчик", который стороной по контракту не является, а не "Муниципальный заказчик", что нарушает часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе и противоречит части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе, а также свидетельствует о том, что Заказчик в приемке работ (за исключением экспертизы) не участвует, в указанных вопросах основывается только на выводах "Технического заказчика".
Указанный вывод антимонопольного органа подтверждается также содержанием пунктов 4.2.3, 4.2.5, 4.2.15, 4.2.16, 5.1, 5.2, 5.4 проекта контракта, предусматривающих обязанности Заказчика.
4. В нарушение части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе заказчиком в проекте контракта не указан срок осуществления приемки и срок оформления результатов приемки выполненных подрядчиком работ.
5. В нарушение частей 4, 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в проекте контракта отсутствует условие о начислении заказчику пени за просрочку исполнения обязательств, предусмотренных контрактом.
6. Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 6.1. статьи 34 Закона о контрактной системе в 2015 и 2016 годах в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.03.2016 N 190 предусмотрены случаи и порядок предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).
Вместе с тем, заказчиком в аукционной документации не предусмотрено указанное условие, что, в свою очередь, не позволит применить положения части 6.1. статьи 34 Закона о контрактной системе.
7. В силу части 1 статьи 34, частей 2, 10 статьи 70 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт.
Как установлено Комиссией антимонопольного органа, предметом закупки является выполнение работ с использованием товара. В техническом задании аукционной документации указано наименование и характеристики товаров, используемых при выполнении работ.
Более того, в соответствии с пунктом 16 Информационной карты аукционной документации участники закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе наряду с согласием на выполнение работы на условиях, предусмотренных аукционной документацией, должны указать конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), а также наименование страны происхождения товара.
Вместе с тем, проект контракта не предусматривает приложения, которое содержит сведения о наименовании, функциональных, технических, качественных характеристиках товаров, используемых при выполнении работ, а также о наименовании страны происхождения таких товаров. Указанное обстоятельство может привести к заключению контракта не на условиях документации о закупке, нарушению части 1 статьи 34, частей 2, 10 статьи 70 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь статьей статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобыООО "СТРОЙИНДУСТРИЯ" на положения документации об электронном аукционе на выполнение работ по строительству объекта Газоснабжение жилого фонда села Октябрьское (извещение N 0169300040416000062) необоснованными.
2. Признать в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, частей 4, 5, 6.1, 13 статьи 34, пунктов 1,11 части 1 статьи 64, части 1 статьи 94Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии А.Ф. Яныбаева
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 16 августа 2016 г. N 610-ж/2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.08.2016