Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии:
|
Долгополовой К.А.
|
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Яковлевой Е.Н. |
- |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Яныбаевой А.Ф. |
- |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), проведя внеплановую проверку действий Федерального государственного казенного учреждения "3 отряд федеральной противопожарной службы по Челябинской области" по соблюдению законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту здания пожарного депо (ПЧ-5) по адресу: г. Челябинск, ул. Горького, 35 (извещение N 0369100017516000027) в присутствии:
- представителей Федерального государственного казенного учреждения "3 отряд федеральной противопожарной службы по Челябинской области" (далее - заказчик), действующих на основании доверенностей от 15.08.2016;
- представителя Главного Управления МЧС России по Челябинской области, действующего на основании доверенности от 22.01.2014 N 46,
в отсутствие представителей ООО "ЛигаСтрой" (далее - заявитель, Общество),
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 09.08.2016 ООО "ЛигаСтрой" подана жалоба на положения документации о закупке при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту здания пожарного депо (ПЧ-5) по адресу: г. Челябинск, ул. Горького, 35 (извещение N 0369100017516000027) (далее - аукцион).
Указанная жалоба поступила в антимонопольный орган по истечении срока для обжалования положений аукционной документации, что является нарушением установленного частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе порядка ее оформления. В связи с этим, Комиссией Челябинского УФАС России 11.08.2016 принято решение о возврате жалобы N 607-ж/2016 и проведении внеплановой проверки.
Согласно представленным документам, заказчик 06.07.2016 объявил о проведении аукциона в электронной форме путем опубликования на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещения о закупке. Изменения извещения размещены 12.07.2016, 20.07.2016.
Начальная (максимальная) цена контракта - 6 670 330 рублей 00 копеек.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе - 05.08.2016 в 09:00.
На дату рассмотрения обращения контракт не заключен.
Доводы обращения заявителя заключаются в следующем.
Заказчиком некорректно составлена инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе.
Представители заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласились, представили письменные пояснения и на заседании Комиссии указали следующее.
Документация об электронном аукционе сформирована в соответствии с требованиями действующего законодательства о контрактной системе, а также с учетом потребности учреждения.
Заслушав пояснения лиц, присутствующих на заседании Комиссии Челябинского УФАС России, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьями 99,106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
По мнению заявителя, заказчиком некорректно составлена инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе.
В пункте 13.3 части I аукционной документации указано, что инструкция по заполнению первой части заявки приложена отдельным файлом "Инструкция по предоставлению качественных характеристик (потребительских свойств) каждого конкретного товара, предлагаемого участником аукциона к использованию".
Рассмотрев указанный документ, антимонопольный орган приходит к выводу о том, что инструкция позволяет определить порядок указания участниками в заявках максимальных и (или) минимальных показателей, а также значений показателей, которые не могут изменяться.
С учетом изложенного, доводы заявителя о том, что заказчиком некорректно составлена инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, не находят своего подтверждения.
2. В соответствии с частью 6 статьи 65 Закона о контрактной системе заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются.
Предметом настоящей закупки является выполнение работ по капитальному ремонту здания пожарного депо (ПЧ-5) по адресу: г. Челябинск, ул. Горького, 35.
Изначально заказчиком в единой информационной системе в составе аукционной документации размещен файл "Описание объекта закупки", содержанием которого явились характеристики используемых товаров. Так, например, в описании объекта закупки указано следующее.
1 Ворота гаражные
Тип ворот. Ворота должны быть распашные (цеховые/промышленные). Ворота должны утепляться сэндвич панелью, рамного типа из металлопроката с несущей фасадной рамой, р-р строительного прома шир 3600 мм\ выс 3400мм.
Исполнение полотна.
Полотно створок ворот (собирается/используется другая технология)* из сэндвич панелей которые оковываются по периметру 75мм углом фасад и 35мм ответным углом в дальнейшем должны зажиматься друг в друга для получения жесткости полотна ворот. Торцы створок по периметру (оковываются/используется иная технология)* углом 32мм для получения нахлстов створок на несущую раму ворот.
N п/п |
Наименование материалов |
Ед. изм. |
Кол. |
Характеристики материалов |
1 ППРС Труба 20 х (3,4) PN 25, армированная стекловолокном |
м |
1259 |
Тип трубы: труба (армированная стекловолокном/полипропиленовая) Диаметр: 20 мм Толщина стенки: 3,4 мм Давление: PN 25 |
|
2 ППРС Труба 50 х (8,4) PN 25 армированная стекловолокном |
м |
310,6 |
Тип трубы: труба (армированная стекловолокном/ полипропиленовая) Диаметр: 50 мм Толщина стенки: 8,4 мм Давление: PN 25 |
|
Как установлено материалами дела, заказчиком 12.07.2016 внесены изменения в аукционную документацию путем добавления в состав аукционной документации двух файлов "Описание объекта закупки ПЧ5", "Приложение N 1 к описанию объекта закупки", содержанием которых явились требования к выполнению работ и таблица, отражающая наименование и характеристики товара.
N п/п |
Наименование товара |
Значения и показатели функциональных характеристик и качественных свойств товара (минимальное и/или максимальное значение, или показатель, который не может изменяться) |
Предложение участника аукциона |
1 |
Плиты минераловатые на синтетическом связующем |
Должны иметь сокращенное обозначение: ПМ-40 или ПМ-50 или ПП-60 или ПП-70 или ПП-80. Плотность: от 40 до 90 кг/м3 "в диапазоне". Сжимаемость не более 25% "в диапазоне". Водопоглощение при частичном погружении, % по массе: не более 30 "в диапазоне". Теплопроводность при температуре 125 °C не более 0,060 Вт/(м.К) "в диапазоне". Для изготовления плит применяется минеральная вата марки: ВМ-35 или ВМ-50 или ВМ-70. Модуль кислотности минеральной ваты не менее 1,4 "в диапазоне". |
|
Также заказчиком 20.07.2016 внесены изменения в документацию о закупке в части исключения первоначально размещенного документа "Описание объекта закупки".
С учетом изложенного, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу о том, что в нарушение части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе заказчиком внесены изменения в объект закупки.
В извещении о проведении электронного аукциона заказчиком в строке "Краткое описание изменения" указано следующее: "Изменение документации".
Вместе с тем, исходя из содержания извещения о проведении электронного аукциона, не представляется возможным определить конкретные изменения, вносимые заказчиком в документацию о закупке.
3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при составлении описания объекта закупки заказчиком должны применяться показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Исходя из требований пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.
Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.
Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
Как установлено материалами дела, предметом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту здания пожарного депо (ПЧ-5) по адресу: г. Челябинск, ул. Горького, 35. В части II аукционной документации заказчиком установлены требования к выполнению работ.
Так, в пункте 6.1 Части II аукционной документации указано, что выполнение работ, технология и методы их производства на объекте должны осуществляться в строгом соответствии с действующими нормативно-правовыми документами в строительстве - государственными стандартами (ГОСТ), строительными нормами и правилами (СНиП), санитарными нормами и правилами (СанПин), территориальными сметными нормами (ТСН), техническими и технологическими рекомендациями (ТР), определяющими нормы и правила ремонтно-строительных работ.
В соответствии с пунктом 6.6 Части II аукционной документации подрядчик должен обеспечить соблюдение всеми участниками строительства требований по безопасному ведению работ, охране окружающей среды, пожарной безопасности, поддержание и соблюдение на строительной площадке и прилегающей территории правил санитарии. Экологические мероприятия - должны соответствовать требованиям действующих законодательных и нормативно-правовых актов РФ.
Вместе с тем, заказчиком не конкретизировано, в соответствии с какими ГОСТами, СниПами, СанПинами, ТСН, ТР подрядчик должен выполнять работы, предусмотренные документацией о закупке, а также каким именно законодательным и нормативно-правовым актам РФ должны соответствовать экологические мероприятия. Указанное обстоятельство может привести к возникновению ряда проблем при осуществлении заказчиком приемки выполненных работ, а также невозможности исполнения контракта, нарушению прав и законных интересов сторон контракта.
В силу пункта 6.1.4 проекта контракта по согласованию с Заказчиком Подрядчик вправе выполнить работы, услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в Контракте.
Указанное условие применяется исключительно при поставке товаров, а не при выполнении работ.
Согласно пункту 12.9 проекта контракта к настоящему контракту прилагаются Задание на выполнение работ (Приложение N 1), Смета (Приложение N 2), Сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристик товара (Приложение N 3).
Однако в составе проекта контракта отсутствует приложение N 2 (Смета) и приложение N 3 (Сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристик товара), что не позволит заключить контракт на условиях документации об аукционе и может привести к нарушению части 1 статьи 34, части 10 статьи 70 Закона о контрактной системе.
По мнению Комиссии Челябинского УФАС России, действия заказчика не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33, пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4. В соответствии с частью 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Исходя из содержания указанной нормы возврат поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, является обязанностью заказчика.
Вместе с тем, в пункте 11.3.2 проекта контракта установлено, что заказчиком может быть принято решение о возврате денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения Контракта, до истечения срока указанного в пункте 11.3., при поступлении от Подрядчика письменного запроса о возврате денежных средств внесенных в качестве обеспечения исполнения Контракта, и при предоставлении Заказчику иного (нового) надлежащего обеспечения Контракта на тех же условиях и в том же размере, которые указаны в настоящей статье Контракта.
Фактически возврат подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, предусмотрен как право заказчика, которым он может не воспользоваться. Указанное обстоятельство не соответствует части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе.
5. Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В силу части 6.1. статьи 34 Закона о контрактной системе в 2015 и 2016 годах в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.03.2016 N 190 предусмотрены случаи и порядок предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).
Вместе с тем, заказчиком в аукционной документации не предусмотрено указанное условие, что, в свою очередь, не позволит применить положения части 6.1. статьи 34 Закона о контрактной системе.
Таким образом, заказчиком нарушены требования частей 4, 6.1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
6. Согласно пункту 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В соответствии c частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года. В указанный перечень входит выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Вместе с тем, Постановление Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 не содержит информации о порядке реализации установленного запрета, а также о документах, которые должны быть представлены участниками в подтверждение соответствия установленному запрету.
Согласно позиции Министерства экономического развития Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службы, выраженной в совместном письме N 12589-ЕЕ/Д28и/АЦ/28993/16 от 28.04.2016, требование о соответствии участника закупки условиям, указанным в Постановлении N 1457, может быть установлено заказчиком как на основании пункта 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, так и в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона N 44-ФЗ. При этом предполагается, что заказчик в документации о закупке укажет одно из оснований.
Исходя из содержания извещения о проведении открытого конкурса заказчик установил требование о соответствии участника условиям, указанным в Постановлении Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457, на основании части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе. Тогда как, согласно пункту 12.1 Части I аукционной документации заказчиком указанное требование предусмотрено на основании пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, заказчиком в аукционной документации указана противоречивая информация относительно требования о соответствии участника закупки условиям, указанным в Постановлении Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457. Указанное обстоятельство свидетельствует о нарушении заказчиком пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 7 части 5 статьи 63, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
7. В нарушение пунктов 3 - 5, 7, 9 части 1, части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона не установлены единые требования к участникам, а также не установлен перечень документов, которые должны быть представлены участниками в подтверждение соответствия данным требованиям.
Вместе с тем, в соответствии с протоколом проведения электронного аукциона от 11.08.2016 в настоящем аукционе участвовало три участника, по итогам аукциона начальная (максимальная) цена контракта снижена с 6 670 330,00 рублей до 5 166 483,50 рублей. С учетом итогов электронного аукциона, а также потребности заказчика в выполнении работ по капитальному ремонту, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу об отсутствии необходимости в выдаче заказчику предписания об отмене закупки.
Исходя из изложенного, информации, представленной Заявителем, Заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. По результатам внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение пунктов 1, 3 - 5, 7, 9 части 1, части 5 статьи 31, пункта 1 части 1 статьи 33, частей 4, 6.1, 27 статьи 34, пунктов 6, 7 части 5 статьи 63, пункта 1 части 1, части 3 статьи 64, части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе.
2. Выдать заказчику, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
3. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии К.А. Долгополова
Члены комиссии Е.Н. Яковлева
А.Ф. Яныбаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 15 августа 2016 г. N 167-ВП/2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.08.2016