Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Долгополовой К.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Черенковой Е.Б. |
- |
ведущего специалиста - эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Яныбаевой А.Ф. |
- |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), на основании информации о нарушении законодательства о контрактной системе, содержащейся в жалобе ООО "Экспресс-курьер" (вх. N 12 от 11.01.2016) (далее - Заявитель, Общество), провела внеплановую проверку действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Челябинской области (далее - Заказчик) по соблюдению законодательства о контрактной системе при осуществлении закупки у единственного исполнителя на прием, обработку перевозку и доставку внутренней письменной корреспонденции и поставку государственных знаков почтовой оплаты (ГЗПО), маркированных конвертов (далее - закупка) (извещение N 0369100016315000104), в присутствии представителей Заказчика, действующих на основании доверенностей от 15.01.2016, 01.10.2015,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 11.01.2016 поступила жалоба ООО "Экспресс-курьер", содержащая информацию о нарушении Заказчиком законодательства о контрактной системе при осуществлении рассматриваемой закупки.
В соответствии с решением Комиссии Челябинского УФАС Росси от 13.01.2016 N 27-ж/2016 жалоба ООО "Экспресс-курьер" на основании части 6, пункта 3 части 11 статьи 105 Закона о контрактной системе возвращена в связи с нарушение порядка подачи жалобы в контрольный орган в сфере закупок.
Вместе с тем, на основании информации о нарушении законодательства о контрактной системе, содержащейся в указанном обращении, антимонопольным органом принято решение о проведении внеплановой проверки в порядке, предусмотренном статьей 99 Закона о контрактной системе.
Из материалов дела следует, что Заказчика в соответствии с извещением от 29.12.2015 заключен государственный контракт N Д-02-258 от 28.12.2016 (далее - Контракт) с ФГУП "Почта России" на оказание услуг почтовой связи на сумму 487 636 рублей.
Согласно доводам обращения Заявитель полагает, что Заказчик в нарушение части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе неправомерно осуществил закупку у единственного исполнителя - ФГУП "Почта России", поскольку в предмет контракта также входит и поставка знаков почтовой оплаты, которая не относится к сфере деятельности субъектов естественной монополии.
Кроме того, Заявитель в обращении указал на нарушение Заказчиком части 2 статьи 93 Закона о контрактной системе ввиду отсутствия в извещении об осуществлении закупки краткого изложения условий контракта и описания объекта закупки.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии Челябинского УФАС России с доводами обращения не согласился, пояснил, что при осуществлении закупки Заказчик руководствовался требованиями пункта 1 части 1, частей 2-4 статьи 93 Закона о контрактной системе, статей 454,506 ГК РФ, Положением о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства связи Российской Федерации от 26.05.1994 N 115, а также судебной практикой: Постановлениями Восемнадцатого апелляционного арбитражного суда от 20.06.2014 N 18АП-5577/2014, Пятнадцатого апелляционного арбитражного суда от 17.04.2014 N 15АП-2854/2014, от 12.03.2014 N 15АП-1490/2014, письмом ФАС России от 12.07.2013 N ЦА/27149/13.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе Комиссия, рассмотрев доводы обращения ООО "Экспресс-курьер", пришла к следующим выводам.
1.Согласно части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Пунктом 1 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе предусмотрено право Заказчика осуществлять закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон об естественных монополиях).
Под субъектом естественной монополии понимается хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии, то есть состояния товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
Статьей 4 Закона об естественных монополиях услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2005 N 637 утвержден Перечень услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, государственное регулирование тарифов на которые на внутреннем рынке Российской Федерации.
Отправка простой и заказной корреспонденции относится к услугам общедоступной почтовой связи, следовательно, является видом деятельности, отнесенным к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Кроме того, Приказом Федеральной службы по тарифам от 10.02.2015 N 10-с/1 "Об утверждении тарифов на услуги общедоступной почтовой связи по пересылке внутренней письменной корреспонденции (почтовые карточки, письма, бандероли)", предоставляемые ФГУП "Почта России" (далее - Приказ N 10-с/1), установлены тарифы на виды отправлений и услуг, осуществляемых предприятием, в число которых входит отправка простой и заказной корреспонденции.
Федеральным законом от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" определено, что государственные знаки почтовой оплаты (далее - ГЗПО) являются подтверждением оплаты услуг почтовой связи.
Таким образом, продажа ГЗПО не должна рассматриваться как отдельная услуга, так как является подтверждением оплаты оказанных услуг общедоступной связи, в связи с чем Заказчик вправе осуществить закупку у единственного исполнителя ФГУП "Почта России" на оказание услуг, указанных в Приказе N 10-с/1, на основании пункта 1 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Указанная позиция подтверждается письмом ФАС России от 21.03.2016 N АЦ/17434/16.
На основании изложенного, Комиссия Челябинского УФАС России полагает, доводы обращения об избрании Заказчиком неверного способа определения Исполнителя не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, а также требованиям законодательства и основаны на неверном понимании норм права.
По результатам проведения внеплановой проверки в действиях Заказчика выявлено следующее нарушение законодательства о контрактной системе.
Частью 2 статьи 93 Закона о контрактной системе регламентировано, что при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 3, 6 - 8, 11 - 14, 16 - 19 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, заказчик размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении такой закупки не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта. Извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) должно содержать информацию, указанную в пунктах 1, 2, 4 статьи 42 Закона о контрактной системе, а также в пункте 8 статьи 42 Закона о контрактной системе (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 Закона о контрактной системе).
Пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе определено, что в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно определяться показателями, позволяющими определить соответствие закупаемой услуги установленным заказчиком требованиям.
Раздел 3 Контракта включает в себя широкий спектр услуг, а именно: прием, обработку, перевозку и доставку внутренней посылочной почты, письменной корреспонденции и дополнительные услуги.
Вместе с тем, указанное описание объекта закупки в нарушение части 2 статьи 93, пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении о проведении закупки не нашло своего отражения.
Исходя из изложенного, информации, представленной Заявителем, Заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1.По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях Заказчика нарушения пункта 2 статьи 42, части 2 статьи 93 Закона о контрактной системе.
2. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе.
Председатель Комиссии К.А. Долгополова
Члены Комиссии Е.Б. Черенкова
А.Ф. Яныбаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 18 августа 2016 г. N 7-ВП/2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.08.2016