Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Яныбаева А.Ф. |
- |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Урванцевой Д.С. |
- |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" на действия заказчика при проведении аукциона на реконструкцию трибун стадиона "Труд" в г. Миасс Челябинской области (извещение N 0169300035816000428) в присутствии:
представителя Муниципального казенного учреждения "Комитет по строительству", действующего на основании доверенности N14 от 08.07.2016;
представителя Администрации Миасского городского округа, действующего на основании доверенности N01 от 11.01.2016
в отсутствие представителей Заявителя, надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения жалобы
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО "СТРОЙИНВЕСТ" (далее - Общество, Заявитель) на действия Заказчика при проведении аукциона на реконструкцию трибун стадиона "Труд" в г. Миасс Челябинской области" (извещение N 0169300035816000428) (далее - закупка).
Согласно представленным документам Муниципальное казенное учреждение "Комитет по строительству" (далее - Заказчик), Администрация Миасского городского округа (далее - Уполномоченный орган) объявили о проведении электронного аукциона 02.08.2016.
Начальная (максимальная) цена контракта определена в размере 21 072 711,91 рублей.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 19.08.2016, на участие в электронном аукционе было подано две заявки, одна из них была допущена к участию.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявки единственного участника электронного аукциона от 23.08.2016, вторая часть заявки признана соответствующей требованиям документации об электронном аукционе.
На момент заседания комиссии контракт по итогам электронного аукциона не заключен.
Заявитель в жалобе приводит следующие доводы:
1. Заказчиком неправомерно установлено требование в пункте 8.7 проекта контракта о том, что случае, если по каким-либо причинам обеспечение исполнения Муниципального контракта перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение поставщиком своих обязательств по Муниципальному контракту, Подрядчик обязуется в течение 10 (десяти) банковских дней представить Заказчику иное (новое) надлежащее обеспечение исполнения Муниципального контракта на тех же условиях и в том же размере, что указаны в данном разделе Муниципального контракта.
2. Несоразмерное увеличение срока действия контракта по отношению к срокам выполнения обязательств по контракту.
3. Заказчиком неправомерно установлено требование о наличии у участников закупки допуска СРО на генподряд одновременно с допуском СРО на определенные виды работ.
Заказчик приводит следующие пояснения.
В части установленного требование в пункте 8.7 проекта контракта, Заказчик считает довод жалобы необоснованным, но признает формулировку, использованную в проекте контракта не до конца проработанной.
В части несоразмерного увеличения срока действия контракта по отношению к срокам выполнения обязательств по контракту Заказчик полагает, что срок действия контракта установлен обосновано, учитывая срок, необходимый для проведения аукциона, срок, необходимый для заключения контракта, период выполнения работ, предусмотренных контрактом, а также срок оплаты выполненных по контракту работ.
Последний довод жалобы Заказчик также считает необоснованным, поскольку установление требований к участникам закупки работ по реконструкции объекта капитального строительства о наличии у них свидетельства о допуске к иным работам, помимо работ по организации работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) возможно в случаях, когда проектом муниципального контракта установлена обязанность подрядчика выполнять все работы или их определенную часть лично.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, проведя внеплановую проверку закупки, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Согласно части 4 статьи 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе.
Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц (часть 3 статьи 96 Закона о контрактной системе).
В силу части 7 статьи 96 Закона о контрактной системе в ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта.
Пунктом 8.7 проекта контракта установлено, что в случае, если по каким-либо причинам обеспечение исполнения Муниципального контракта перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение поставщиком своих обязательств по Муниципальному контракту, Подрядчик обязуется в течение 10 (десяти) банковских дней представить Заказчику иное (новое) надлежащее обеспечение исполнения Муниципального контракта на тех же условиях и в том же размере, что указаны в данном разделе Муниципального контракта.
Таким образом, Закон не предусматривает обязанности поставщика предоставлять новое обеспечение на стадии исполнения контракта. Следовательно, Заказчиком нарушены части 4, 7 статьи 96 Закона о контрактной системе.
2. Согласно части 3 Письма Казначейства России от 19.05.2015 N 07-04-05/09-319 "О направлении обзора решений контрольных органов в сфере закупок", срок действия государственного контракта должен формироваться с учетом сроков поставки товаров, выполнения работ и оказания услуг, а также сроков выполнения иных обязательств по контракту (применительно к контрактам, заключаемым по итогам проведения электронных аукционов).
Согласно части 9 статьи 70 Закона о контрактной системе, контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона.
В соответствии с пунктом 4.1. проекта контракта, начало выполнения работ - со дня, следующего за днем заключения контракта. Окончание выполнения работ - 45 календарных дней со дня, следующего за днем заключения контракта, датой окончания выполнения работ считается дата подписания Заказчиком Акта о приемке-сдаче выполненных работ.
Согласно пункту 5.1 проекта контракта, приемка работ производится Заказчиком в течение 10 рабочих дней со дня предъявления к сдаче (после того как эти работы будут приняты Инженерной организацией).
В соответствии с пунктом 2.7. проекта контракта, оплата за выполненные работы производится в течение 30 банковских дней путем перечисления денежных средств на банковский счет Подрядчика, на основании надлежаще оформленного акта о приемке выполненных работ (унифицированная форма N КС-2), справки о стоимости выполненных работ (услуг) и затрат (унифицированная форма N КС-3) (далее - КС-2, КС-3), акта приёмки законченного строительством объекта (пускового комплекса) приёмочной комиссией (унифицированная форма N КС-14) после предъявления Подрядчиком счета-фактуры на оплату выполненных работ, после передачи Заказчику 2-х экземпляров исполнительной документации и справок о соответствии законченного строительством пускового комплекса объекта согласно п.п. 4,5,6,7, п.3 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ.
Согласно пункту 5.3 проекта контракта, за 5 дней до начала приемки объекта, Подрядчик уведомляет Заказчика о завершении работ и передает Заказчику 2 экземпляра исполнительной документации и справки о соответствии законченного строительством объекта в соответствии с п.п. 4,5,6,7, п.3 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ.
В пункте 10.1 указано, что срок действия контракта: контракт действует с момента подписания до 31.12.2016г.
Рассмотрев сроки исполнения контракта, сроки приемки работ и оплаты за выполненные работы, принимая во внимание сроки заключения контракта, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о том, что исполнение установленных проектом контракта обязательств завершится к концу декабря 2016 года, следовательно, срок действия контракта установлен правомерно, а в действиях Заказчика нет нарушения Закона о контрактной системе.
3. Как следует из пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участнику о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона в электронной форме должны содержаться требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
При этом, в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в составе второй части заявки участника закупки должны находить отражение в том числе документы, подтверждающие соответствие его требованиям, указанным в пункте 1 части 1 статьи 31 Федерального закона.
Согласно системному толкованию указанных положений Закона участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии со спецификой и содержанием объекта закупки.
В соответствии с извещением и документацией о закупке объектом закупки является реконструкцию трибун стадиона "Труд" в г. Миасс Челябинской области".
Как следует из части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации N 624 от 30 декабря 2009 года утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень).
Таким образом, условием допуска к участию в аукционе в случае осуществления закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, должно являться обязательное наличие у участника закупки свидетельства о допуске к работам по организации строительства с указанием конкретного вида работ по организации строительства в соответствии с пунктом 33 Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации N 624 от 30 декабря 2009 года.
В пункте 17 "Единые требования к участникам (в соответствии с частью 1 Статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ)" информационной карты документации об аукционе указано "наличие у участника закупки действующего свидетельства, выданного участнику закупки саморегулируемой организацией, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, о допуске участника закупки к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства в соответствии с Градостроительным кодексом РФ и приказом Минрегиона России от 30.12.2009г. N 624:
6. Устройство бетонных и железобетонных монолитных конструкций
6.1. Опалубочные работы;
6.2. Арматурные работы;
6.3. Устройство монолитных бетонных и железобетонных конструкций;
10. Монтаж металлических конструкций
10.1. Монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений;
12. Защита строительных конструкций,
12.9. Гидроизоляция строительных конструкций;
12.12. Работы по огнезащите строительных конструкций и оборудования,
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)
33.3. Жилищно-гражданское строительство".
Но вместе с тем, работы по реконструкции предусмотрены подпунктом 33.3 Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации N 624 от 30 декабря 2009 года.
Согласно пункту 1 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Неправомерно установленные Заказчиком требования в пункте 17 "Единые требования к участникам (в соответствии с частью 1 Статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ)" может привести к ограничению числа участников аукциона.
Таким образом, в нарушение части 3 статьи 64, пункта 1 части 1, части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в документации об аукционе неправомерно установлено требование к участнику закупки о предоставлении в составе второй части заявки свидетельства о допуске к отдельным видам работ, что противоречит части 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
По результатам проведения внеплановой проверки в действиях Заказчика выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно статье 48 Градостроительного кодекса, проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
В соответствии с документацией об электронном аукционе, объектом закупки является реконструкция трибун стадиона "Труд" в г. Миасс Челябинской области.
В пункте 9 "Наименование и описание объекта закупки, количество выполняемых работ" информационной карты документации об электронном аукционе указано: "Наименование, описание и количество выполняемых работ указаны в техническом задании: "Реконструкция трибун стадиона "Труд" в г.Миассе Челябинской области" (приложение N 1 к информационной карте) и проектно-сметной документацией (шифр проекта: 392-01) (приложение N 6 к муниципальному контракту)".
В пункте 3.1.1. проекта контракта указано: "выполнить работы по объекту: "Реконструкция трибун стадиона "Труд" в г.Миассе Челябинской области": техническим заданием (приложение N 1 к муниципальному контракту); проектно-сметной документацией (шифр проекта: 392-01) (приложение N 6 к муниципальному контракту); условиями настоящего контракта".
Однако проектная документация не размещена в составе документации об электронном аукционе, что может привести к невозможности надлежащего исполнения сторонами контракта.
Таким образом, заказчиком нарушен пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Закона о контрактной системе.
2. Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
В пункте 5.1 проекта контракта указано: "приемка работ производится Заказчиком в течение 10 рабочих дней со дня предъявления к сдаче (после того как эти работы будут приняты Инженерной организацией), на основании предъявленных:
- Акта о приемки выполненных работ (форма N КС-2) (оригинал в 3 экземплярах);
- Справки о стоимости выполненных работ (форма N КС-3) (оригинал в 3 экземплярах),
- Акта приёмки законченного строительством объекта (пускового комплекса) приёмочной комиссией (форма N КС-14) (оригинал в 3 экземплярах)
по истечении указанного срока Заказчик обязан рассмотреть и подписать представленные Подрядчиком Акты, либо в этот же срок предоставить Подрядчику мотивированный отказ".
Данная формулировка не позволяет конкретизировать, в какой именно момент по истечении указанного срока Заказчик обязан рассмотреть и подписать представленные Подрядчиком Акты, что не соответствует части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "СТРОЙИНВЕСТ" на действия заказчика при проведении электронного аукциона при проведении аукциона на реконструкцию трибун стадиона "Труд" в г. Миасс Челябинской области (извещение N 0169300035816000428) обоснованными в части неправомерно установленного требования к поставщику о предоставлении нового обеспечения на стадии исполнения контракта и в части неправомерно установленного требования к участнику закупки о предоставлении в составе второй части заявки свидетельства о допуске к отдельным видам работ.
2. Признать в действиях заказчика нарушение части 11 статьи 21, пункта 1 части 1, части 5 статьи 31, пункта 1 части 1 статьи 33, части 13 статьи 34, пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписания об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии А.Ф. Яныбаева
Д.С. Урванцева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 24 августа 2016 г. N 626-ж/2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.08.2016