Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
|
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Яныбаевой А.Ф. |
- |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству футбольного поля с искусственным покрытием на стадионе "Труд" г. Пласт Челябинская область (извещение N 0169300038016000204), в присутствии:
- представителя Муниципального казенного учреждения Пластовский стадион "Труд" (далее - заказчик), действующего на основании доверенности N б/н от 29.08.2016;
- представителя Администрации Пластовского муниципального района (далее - уполномоченный орган), действующего на основании доверенности N 24 от 30.08.2016,
в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения жалобы,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО "СТРОЙИНВЕСТ" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству футбольного поля с искусственным покрытием на стадионе "Труд" г. Пласт Челябинская область (извещение N 0169300038016000204) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам 09.08.2016 заказчик, уполномоченный органобъявили о проведении аукциона в электронной форме путем опубликования в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru извещения о закупке.
Начальная (максимальная) цена контракта - 12 140 000,00 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 26.08.2016 в 09:00.
На момент рассмотрения жалобы контракт не заключен.
Доводы жалобы заявителя заключаются в следующем.
1. Заказчиком в аукционной документации установлена ненадлежащая дата окончания срока предоставления разъяснений положений данной документации.
2. В проекте контракта в отношении заказчика и подрядчика не предусмотрен вариативный размер штрафа за ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
3. Заказчиком в аукционной документации в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 установлены дополнительные требования к участникам закупки, а также перечень документов, которые необходимо представить в подтверждение соответствия указанным требованиям. Вместе с тем, в документации о закупке отсутствует информация о конкретной группе работ, по которой участники должны представить документы, подтверждающие наличие опыта исполнения контракта.
Представители заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласились, представили письменные пояснения и на заседании Комиссии пояснили следующее.
Документация об электронном аукционе сформирована в соответствии с требованиями действующего законодательства о контрактной системе, а также с учетом потребности учреждения.
Заслушав пояснения заказчика и уполномоченного органа, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
При этом, дата окончания срока предоставления разъяснений положений аукционной документации должна устанавливаться заказчиком с учетом части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, согласно которой в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Исходя из содержания извещения о проведении электронного аукциона, пункта 20 раздела I аукционной документации срок подачи заявок на участие в электронном аукционе истекает 26 августа 2016 года в 09 часов 00 минут.
В пункте 44 раздела I аукционной документации заказчиком указаны следующие сведения о дате начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе: с 10 августа по 22 августа (дата начала срока указывается с учетом даты размещения извещения и документации об электронном аукционе, а дата окончания срока - не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе).
Фактически заказчиком в аукционной документации установлена дата окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений аукционной документации с учетом положений части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод заявителя об указании заказчиком в документации об электронном аукционе ненадлежащей даты окончания срока предоставления разъяснений положений данной документации не находит своего подтверждения.
2. В нарушение частей 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе в пунктах 8.4, 8.6 проекта контракта предусмотрены меры ответственности заказчика и подрядчика в виде фиксированного штрафа в размере 2% и 5%, сумма которого не соответствует размеру санкций, предусмотренных Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем), обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила).
Так, в соответствии с пунктами 4, 5 Правил размер штрафа в отношении поставщика и заказчика равен 10 % и 2,5% от цены контракта соответственно в случае, если цена контракта менее 3 млн. рублей.
В рассматриваемом случае начальная (максимальная) цена контракта составляет 12 140 000,00 рублей, то есть цена участника закупки может быть как более, так и менее 3 млн. рублей.
На момент формирования документации об аукционе заказчик не обладает сведениями о цене контракта, которую предложат на аукционе участники закупки, что обязывает заказчика предусмотреть вариативный размер штрафа как в отношении заказчика, так и подрядчика в случае, если участники закупки предложат цену контракта, в том числе менее 3 млн. рублей.
3.Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона в электронной форме должны содержаться требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
При этом в части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе указано, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Таким образом, в случае принятия указанного нормативного правового акта заказчик обязан установить указанные дополнительные требования и документы, подтверждающие соответствие указанным требованиям с учетом специфики объекта закупки, в извещении и документации о закупке в соответствии с пунктом 5 части 6 статьи 63, пунктом 2 части 1, частью 3 статьи 64, пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 (далее - Постановление) утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документы, подтверждающие соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям.
В пункте 1 Постановления указано, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к настоящему Постановлению.
При этом как следует из буквального толкования данного положения Постановления дополнительные требования устанавливаются при проведении аукциона как открытым, так и закрытым способом.
В Приложении 1 к Постановлению установлены виды товаров, работ, услуг, при закупке которых необходимо устанавливать дополнительные требования, в том числе выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей.
При этом дополнительным требованием, которое заказчик должен установить к участнику при осуществлении закупки данных работ, является опыт исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
В соответствии со значком <*> требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
В пункте 35 раздела I документации об электронном аукционе заказчиком в соответствии с Постановлением установлены дополнительные требования к участникам аукциона, а именно наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых будет заключен контракт за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены, лота), на право заключить который проводится закупка (согласно постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 г. N 99).
Из устных пояснений представителя заказчика следует, что требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства.
Однако указанная информация отсутствует в документации об электронном аукционе, что может привести к ненадлежащему исполнению участниками закупки обязанности по подтверждению соответствия дополнительным требованиям, предусмотренным Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99.
Таким образом, в нарушение пункта 2 части 1, части 3 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе заказчиком не указана конкретная группа строительных работ, по которой участникам закупки необходимо представить документы, подтверждающие наличие опыта исполнения контракта.
По результатам проведения внеплановой проверки в действиях заказчика выявлены следующие нарушения:
1.В соответствии с частью 7 статьи 96 Закона о контрактной системе в ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта.
Вместе с тем, в пункте 29 раздела I аукционной документации указано на обязательное предоставление подрядчиком заказчику обеспечения исполнения контракта, уменьшенного на размер выполненных обязательств по контракту. Указанное обстоятельство свидетельствует о нарушении заказчиком пункта 8 части 1 статьи 64, части 7 статьи 96 Закона о контрактной системе.
2.В нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в пункте 2.1.1 проекта контракта заказчиком не конкретизированы строительные нормы и правила, технические условия, ГОСТы, противопожарные, санитарно-гигиенические и экологические нормы и правила, в соответствии с которыми подрядчик обязан выполнить работы, предусмотренные контрактом.
3. В соответствии со статьей 190 Гражданского кодекса РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Согласно частям 1, 3 статьи 96 Закона о контрактной системе Заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В пункте 7.3 проекта контракта заказчиком в качестве обеспечения исполнения контракта предусмотрена банковская гарантия.
В пункте 10.1 проекта контракта прописано, что настоящий контракт считается заключённым с момента размещения в единой информационной системе подписанного "Заказчиком" контракта и действует до полного исполнения "Сторонами" обязательств, принятых на себя по настоящему контракту, до 31.12.2016 г.
Таким образом, заказчиком в пункте 10.1. проекта контракта установлен двойной срок действия контракта. При этом указание на полное исполнение сторонами обязательств по контракту не позволяет определить срок окончания его действия, поскольку указанное событие не носит признаков неизбежности наступления (работы могут быть не выполнены, оплата не произведена). Указанное обстоятельство не позволяет использовать предусмотренную частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, а также пунктом 7.3 проекта контракта банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта. Данный факт свидетельствует о нарушении заказчиком части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь статьей статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобыООО "СТРОЙИНВЕСТ" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству футбольного поля с искусственным покрытием на стадионе "Труд" г. Пласт Челябинская область (извещение N 0169300038016000204) обоснованными в части отсутствия в проекте контракта в отношении заказчика и подрядчика вариативного размера штрафов за ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, а также отсутствия в аукционной документации сведений о конкретной группе работ, по которой участники аукциона должны представить документы, подтверждающие наличие опыта исполнения контракта.
2. Признать в действиях заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 33, частей 5, 8 статьи 34, пунктов 1, 2, 8 части 1, части 3 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66, частей 3, 7 статьи 96 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии А.Ф. Яныбаева
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 30 августа 2016 г. N 645-ж/2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.09.2016