Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Черенковой Е.Б. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Урванцевой Д.С. |
- |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), на основании поступившего в адрес Челябинского УФАС России обращения Депутата Законодательного собрания Челябинской области о нарушении законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на приобретение в муниципальную собственность жилого помещения (квартиры) для переселения граждан аварийного жилого фонда Агаповского муниципального района в г. Магнитогорске Челябинской области. (извещение N 0169300028216000125), в присутствии:
- представителя Управления по имуществу и земельным отношениям Агаповского муниципального района, действующего на основании доверенности N 43 от 22.08.2016,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 16.08.2016 поступило обращение Депутату Законодательного собрания Челябинской области (далее - Заявитель) о факте нарушении Закона о контрактной системе.
Согласно представленным документам, Управлением по имуществу и земельным отношениям Агаповского муниципального района (далее - Заказчик) 21.06.2016 опубликовано извещение о проведении электронного аукциона на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 204 028,80 рублей.
В соответствии с протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 04.07.2016 единственный участник был признан соответствующим требованиям документации об электронном аукционе.
По итогам закупки 19.07.2016 заключен муниципальный контракт N 6 на приобретение в собственность имущества (квартиры) на сумму 1 189 416,80 рублей.
Согласно доводам Заявителя, к депутату Законодательного Собрания Челябинской области обратились жители Агаповского района Челябинской области - Степанов В.Г. и его семья по вопросу переселения из аварийного жилья. Обратившиеся граждане проживают в Челябинской области, селе Агаповке по ул. Правобережной, 10. В 2014 году данный дом внесен в перечень аварийных многоквартирных домов, включенных в областную адресную программу переселения в 2013-2017 годах.
Для переселения семьи Степановым предложили квартиру по адресу: Челябинская область, город Магнитогорск, улица Писарева, дом 26, квартира 2.
Заявитель указывает, что данный дом не соответствует требованиям строительных норм для многоквартирных домов, техническим требованиям пожарной безопасности и нормам санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Кроме того, в соответствии с доводами Заявителя, согласие на переселение семей из Агаповского района в город Магнитогорск получено обманным путем - обещанием переселения в новое жилье, следовательно, нарушены условия переселения граждан в квартиры соответствующие признакам благоустроенности жилищ.
Представители Заказчика с доводами обращения не согласны и поясняют, что Аукцион проведен в соответствии с требованиями Законом о контрактной системе, квартира признана соответствующей всем требованиям законодательства, дом, в который переселяют семью Степановых, не признан аварийным.
Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с частью 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (далее - Жилищный кодекс), предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 Жилищного кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
В разделе II Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Постановление N47) приведен перечень требований, которым должно соответствовать жилое помещение.
В пункте 6 "Описание объекта закупки" Информационной карты документации об аукционе в электронной форме указано: "Количество поставляемого товара, объем выполняемых работ, оказываемых услуг - двухкомнатная квартира, общей площадью не менее 34,4 кв.м., не более 41,2 кв.м. Место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг: г. Магнитогорск, Челябинской области. Условия поставки товара, выполнения работ, оказания услуг:
1) Качество должно соответствовать характеристикам, указанным в Приложении N 1 "Техническое задание".
2) Продавец обязан предоставить Покупателю, все требуемые документы, предусмотренные Контрактом, в том числе: правоустанавливающие и правоподтверждающие документы (на жилое помещение), техническую документацию, акт приема-передачи.
Жилое помещение (квартира) должно быть свободно от каких-либо обременений. При участии от имени собственника организации право должно быть подтверждено нотариальной доверенностью.
3) В случае выявления несоответствия жилого помещения условиям технического задания (Приложение N1) Заказчиком, при участии представителя Поставщика, составляется акт устранения недостатков, который направляется Поставщику. Уклонение представителя Поставщика от составления и подписания акта не может служить основанием для освобождения Поставщика от устранения недостатков, указанных в акте.
Заказчик вправе отказаться от принятия и оплаты, не соответствующих условиям технического задания (Приложение N1).
4) Поставщик обязан устранить не соответствия требованиям технического задания (Приложение N1), в течение 24 часов с момента уведомления его уполномоченным представителем Заказчика. Поставщик уведомляется уполномоченным представителем Заказчика в устной или письменной форме, в течение часа с момента обнаружения несоответствия".
В Приложении N1 "Техническое задание" к информационной карте документации об аукционе в электронной форме, в требованиях, установленных заказчиком к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика указано: "Двухкомнатная квартира в жилом доме в г. Магнитогорске, Челябинской обл. Общая площадь квартиры - не менее 34,4 кв.м. и не более 41,2 кв.м.
1) Жилое помещение (квартира) должно быть пригодными для проживания граждан и отвечать требованиям установленным "Положением о признании помещения жилым, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащему сносу или реконструкции", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г., N 47.
2) Жилое помещение (квартира) должно быть в технически исправном состоянии и иметь:
- напольное (линолеум, кафель и др. материалы, кроме ДВП, ДСП), настенное (обои) и потолочное покрытия, без дефектов (трещин, порезов, отслаивания и др.), плинтуса;
- межкомнатные двери, входную дверь, снабженные замочным устройством;
- сантехническое оборудование, укомплектованное раковиной, ванной, унитазом, сливным бачком, смесителями, вентиляционные решетки должно быть новым, ранее не использованным;
- исправную электропроводку, электровыключатели, розетки, электросчетчик;
- водопровод;
- отопление;
-остекленные оконные рамы (ПВХ) в исправном состоянии;
- газовую или электрическую плиту;
3) Жилое помещение (квартира) должно быть свободно от прав третьих лиц (обременение, залог).
4) Жилое помещение (квартира) не должно находиться под арестом (запретом).
5) На жилое помещение (квартиру) должен быть технический паспорт и свидетельство о праве собственности (предоставляется при заключении муниципального контракта).
6) В соответствии с требованиями Жилищного Кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 г., N188-ФЗ все имеющие место переустройства и (или) перепланировки жилого помещения (квартиры) должны быть согласованы и оформлены в установленном порядке.
7) Возможно наличие балкона или лоджии.
8) Наличие внешнего благоустройства (ограждение, озеленение, устройство подъездных дорог).
9) Квартира свободна от обязательств третьих лиц.
10) Стоимость 1 кв. м. общей площади не должна превышать 29224(двадцать девять тысяч двести двадцать четыре) рублей".
Комиссия Челябинского УФАС России, рассмотрев в рамках своих полномочий пункт 6 "Описание объекта закупки" Информационной карты документации об аукционе, Приложение N1 "Техническое задание" к Информационной карте документации об аукционе в электронной форме, принимая во внимание положения Жилищного кодекса и Постановления N47, в действиях Заказчика не усматривается нарушения Закона о контрактной системе, на которые ссылается Заявитель.
По результатам проведения внеплановой проверки в действиях заказчика выявлены следующие нарушения:
1. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года. В указанный перечень входит выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Вместе с тем, Постановление Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 не содержит информации о порядке реализации установленного запрета, а также о документах, которые должны быть представлены участниками в подтверждение соответствия установленному запрету.
Согласно позиции Министерства экономического развития Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службы, выраженной в совместном письме N 12589-ЕЕ/Д28и/АЦ/28993/16 от 28.04.2016, требование о соответствии участника закупки условиям, указанным в Постановлении N 1457, может быть установлено заказчиком как на основании пункта 1 части 1 статьи 31 Законом о контрактной системе, так и в соответствии с частью 3 статьи 14 Законом о контрактной системе.
Исходя из содержания извещения о проведении электронного аукциона Заказчик установил требование о соответствии участника условиям, указанным в Постановлении Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457, на основании статьи 14 Закона о контрактной системе.
Однако в соответствии с документацией об электронном аукционе, объектом закупки является поставка товара, в то время как ограничение, установленное Постановлением N 1457 распространяется на оказание отдельных видов работ (услуг).
Таким образом, предусмотренный в извещении о проведении Аукциона запрет нарушает часть 3 статьи 14 Законом о контрактной системе.
2. Согласно пунктам 3-5, 7, 9, 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает исчерпывающий перечень единых требований к участникам закупки.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В извещении о проведении электронного аукциона в пункте "Требования к участникам закупки" указано: "1) Единые требования к участникам (в соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ). 2)Требования об отсутствии в предусмотренном Федеральным Законом N44-ФЗ реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица
(в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ)".
Данная формулировка не раскрывает в полном объеме требования к участникам электронного аукциона в соответствии с пунктами 3-5, 7, 9, 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, в свою очередь отсылка на статью Закона о контрактной системе не является надлежащим исполнением обязанности по указанию требований к участникам закупки.
Таким образом, Заказчикам нарушены пункты 3-5, 7, 9, 10 части 1 статьи 31, пункт 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
3. В силу части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении электронного аукциона указывается информация, предусмотренная статьей 42 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 8 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки должно содержать следующую информацию: размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.
В Извещении о проведении электронного аукциона в пункте " Порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению, информация о банковском сопровождении контракта" указано: "Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45 ФЗ от 05.04.2013 N44-ФЗ, или внесением денежных средств.
Таким образом, данная формулировка не содержит описания порядка предоставления обеспечения исполнения контракта, что нарушает часть 5 статьи 63 и пункт 8 статьи 42 Закона о контрактной системе.
4. В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В пункте 16 "Единые требования к участникам закупки, установленные в соответствии с ч. 1 ст. 31 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ" Информационной карты документации об электронном Аукционе указано: "соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки".
В пункте 20 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе в электронной форме" Информационной карты документации об электронном Аукционе указано: "Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: копию свидетельства о государственной регистрации права на объект закупки; доверенность на право участия в аукционе нотариально заверенную".
Вместе с тем, в пункте 5 Технического задания указано: "на жилое помещение (квартиру) должен быть технический паспорт и свидетельство о праве собственности (предоставляется при заключении муниципального контракта)".
В нарушение части 3 статьи 64 и пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, Заказчиком в Документации об электронном Аукционе установлен не исчерпывающий перечень документов, которые участник закупки может подтвердить свое право собственности на продаваемое жилое помещение.
Частью 1 статьи 549 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество.
Собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением (часть 1 статьи 288 ГК РФ).
В силу части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены ЖК РФ.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами (часть 1 статьи 131 ГК РФ).
Статьей 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о гос. регистрации прав на недвижимое имущество) предусмотрено, что права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав.
Проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется по выбору правообладателя свидетельством о государственной регистрации прав или выпиской из Единого государственного реестра прав. При этом свидетельство о государственной регистрации прав оформляется только в форме документа на бумажном носителе (часть 1 статьи 14 Закон о гос. регистрации прав на недвижимое имущество).
Государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.
Обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие Закона о гос. регистрации прав на недвижимое имущество.
Права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу Закона о гос. регистрации прав на недвижимое имущество, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной Законом о гос. регистрации прав на недвижимое имущество. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей (часть 1 статьи 6 Закона о гос. регистрации прав на недвижимое имущество).
Таким образом, после вступления в силу Закона о гос. регистрации прав на недвижимое имущество (31.01.1998) сделки с недвижимым имуществом подлежат обязательной регистрации.
Статьей 17 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество предусмотрено, что основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:
- акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
- договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;
- акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
- свидетельства о праве на наследство;
- вступившие в законную силу судебные акты;
- акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
- иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;
- иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Частью 1 статьи 18 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество установлено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Так, например, в силу статьи 584 Гражданского кодекса Российской Федерации договор ренты подлежит нотариальному удостоверению, а договор, предусматривающий отчуждение недвижимого имущества под выплату ренты, подлежит также государственной регистрации.
До введения в действие Закона о государственной регистрации права для договоров, предусмотренных статьями 550, 560 и 574 Гражданского кодекса Российской Федерации, сохраняли силу правила об обязательном нотариальном удостоверении таких договоров, установленные законодательством до введения в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации.
Следовательно, договор ренты, договор купли-продажи недвижимости, договор дарения без доказательств нотариального удостоверения не может свидетельствовать о наличии у лица, продающего недвижимое имущества прав собственности на такое имущество.
Таким образом, право собственности на недвижимое имущество, возникшее до 1998 года, может быть подтверждено, например, следующими документами:
- договор приватизации;
- договор купли-продажи, нотариально удостоверенный;
- договор дарения, нотариально удостоверенный;
- договор мены;
- договор ренты, нотариально удостоверенный;
- договор долевого строительства;
- свидетельство о праве на наследство по закону;
- свидетельство о праве на наследство по завещанию и т.д.
5. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
5.1. В силу пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В связи с изложенными в пункте 4 мотивировочной части настоящего решения выводами, Заказчиком, в пункте 6 Информационной карты документации об электронном Аукционе, установлен неисчерпывающий перечень документов, которые участники должны предоставить во второй части заявки для подтверждения своего соответствия требованиям, согласно пункту 1 части 1 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
5.2. В соответствии с частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
1) при заключении контракта на поставку товара:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
В пункте 20 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе в электронной форме" информационной карты документации об электронном аукционе указано: "Первая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме должна содержать следующие сведения: фотографии объекта".
Таким образом, данное требование к участнику электронного аукциона о составе первой части заявки нарушает часть 6 статьи 66, пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
6. В соответствии с частью 7 статьи 34 Закона о контрактной системе, пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно пункту 6 Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063"Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее Постановление N1063), Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле:
П = (Ц - В) x С,
где:
Ц - цена контракта;
В - стоимость фактически исполненного в установленный срок поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов;
С - размер ставки.
В пункте 4.4 проекта контракта указано: "в случае просрочки Продавцом исполнения обязательства, предусмотренного настоящим муниципальным контрактом, Покупатель вправе потребовать уплаты пеней. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного настоящим муниципальным контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного настоящим муниципальным контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой пени устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от неуплаченной в срок суммы".
Таким образом, в проекте контракта не предусмотрена формула расчета пени в соответствии с Постановлением N1063, что противоречит части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе, а также указан размер пени, не соответствующий части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе.
7. В соответствии с частью 6.1. статьи 34 Закона о контрактной системе в 2015 и 2016 годах в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.03.2016 N 190 предусмотрены случаи и порядок предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).
Вместе с тем, заказчиком в аукционной документации не предусмотрено указанное условие, что, в свою очередь, не позволит применить положения части 6.1. статьи 34 Закона о контрактной системе.
8. В силу части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе, Заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
В проекте контракта отсутствуют сведения о необходимости предоставления участником обеспечения исполнения контракта, при условии, что цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, следовательно, Заказчиком нарушены часть 2 статьи 37, части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе.
9. В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В приложении N1 к муниципальному контракту "Спецификация" указано:
N П/П |
Наименование имущества |
Место нахождения (адрес) |
Площадь, квадратных метров |
Стоимость 1 кв. м, (тыс. рублей) |
1. |
Жилое помещение (квартира) |
г.Магнитогорск Челябинской области |
От 34,4 кв. м. до 41,2 кв.м. |
29224,00 |
|
Итого: |
|
|
1204028,80 |
В Спецификации, являющейся приложением к муниципальному контракту, Заказчиком заполнена информация о месте нахождения, площади, стоимости за 1кв. м и итоговой стоимости имущества, но отсутствует сведения о характеристике объекта закупки в соответствии с условиями извещения о проведении электронного Аукциона, документации о таком аукционе и заявки участника закупки, что не позволило заключить контракт на указанных условиях и привело к нарушению части 1 статьи 34, части 10 статьи 70 Закона о контрактной системе.
Исходя из материалов внеплановой проверки, информации, представленной заказчиком, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях заказчика нарушение части 3 статьи 14, пунктов 1, 3-5, 7, 9, 10 части 1 статьи 31, частей 1, 6.1, 7 статьи 34, части 2 статьи 37, пункта 8 статьи 42, части 5 статьи 63, части 3 статьи 64, части 6 статьи 66, часть 10 статьи 70, части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе.
2. Предписания об устранении нарушения законодательства о контрактной системе Заказчику, аукционной Комиссии и электронной площадке ЗАО "Сбербанк - АСТ" не выдавать, в связи с заключением муниципального контракта по результатам электронного Аукциона.
3. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии Е.Б. Черенкова
Д.С. Урванцева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 5 сентября 2016 г. N 174-ВП
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.09.2016