Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 3 октября 2016 г. N 212-ВП/2016
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Черенковой Е.Б. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Урванцевой Д.С. |
- |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), на основании поступившего в адрес Челябинского УФАС России обращения от ООО ОП "Пилигрим" о нарушении законодательства о контрактной системе при проведении запроса котировок на оказание охранных услуг на 4 квартал 2016 года (извещение N 0369300062516000574) (далее - аукцион), в присутствии:
- представителей Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Областная больница г. Троицк", действующих на основании доверенностей N 101 от 05.08.2016, N 102 от 05.08.2016;
- в отсутствие представителей Заявителей, надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте проведения внеплановой проверки,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 26.09.2016 поступило обращение ООО ОП "Пилигрим" (далее - Заявитель) о неправомерном отклонении заявки участника Запроса котировок.
Согласно представленным документам, извещение о проведении электронного аукциона опубликовано заказчиком на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 15.09.2016.
Начальная (максимальная) цена контракта - 105 000,00 рублей.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки котировочных заявок в запросе котировок от 23.09.2016, на участие в запросе котировок подано 2 заявки. Заявка участника под номером 2 ООО ОП "Пилигрим" не допущена к участию в запросе котировок, поскольку в заявке участника в пункте "Цена контракта" отсутствует цена.
Заявитель считает данное обоснование отклонения заявки участника запроса котировок неправомерным, поскольку заявка ООО ОП "Пилигрим" заполнена в соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 73 Закона о контрактной системе и содержит всю требуемую информацию.
Представитель Заказчика на заседании Челябинского УФАС России выразил несогласие с доводами Заявителя и считает действия котировочной комиссии по отклонению заявки на участие в запросе котировок соответствующими Закону о контрактной системе.
Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Согласно части 7 статьи 78 Закона о контрактной системе, Котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, либо предложенная в таких заявках цена товара, работы или услуги превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок, или участником запроса котировок не предоставлены документы и информация, предусмотренные частью 3 статьи 73 настоящего Федерального закона. Отклонение заявок на участие в запросе котировок по иным основаниям не допускается.
В силу пункта 2 части 3 статьи 73 Закона о контрактной системе заявка на участие в запросе котировок должна содержать наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), банковские реквизиты участника закупки, а также следующие информацию и документы: предложение о цене контракта.
В Заявке на участие в запросе котировок Заявителя от 14.09.2016 отсутствует пункт с указанием предлагаемой цены контракта.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 25.08.2016, на участие в Запросе котировок подано 2 заявки. Вторая заявка отклонена Котировочной комиссией с обоснованием причины отклонения: "в заявке на участие в запросе котировок в Пункте "Цена контракта" цена отсутствует. В соответствии со ст. 73 п. 3 заявка на участие в запросе котировок должна содержать предложение о цене контракта. Данное условие не выполнено участником".
Таким образом, рассмотрев заявку Общества на участие в Запросе котировок, протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 25.08.2016, Комиссия Челябинского УФАС России не усматривает в действиях Котировочной Комиссии по отклонению котировочной заявки Заявителя нарушений Закона о контрактной системе.
По результатам проведения внеплановой проверки в действиях заказчика выявлены следующие нарушения:
1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться: информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 настоящего Федерального закона (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также в пункте 8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
1.1. В соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает перечень единых требований к участникам закупки.
В соответствии с извещением о проведении запроса котировок, в требованиях к участникам указано: "единые требования к участникам в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального Закона N44 ФЗ".
Таким образом, данная формулировка не раскрывает все единые требования, предусмотренные Законом о контрактной системе, что нарушает пункт 1 части 1 статьи 73 и часть 1 статьи 31 Закона о контрактной систем.
1.2. В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
1.2.1. Согласно извещению о проведении Запроса котировок объектом закупки является оказание охранных услуг.
Данный вид деятельности требует наличие лицензии на осуществление частной охранной деятельности в силу статьи 11.2 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".
Таким образом, в нарушение пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе Заказчиком в извещении о проведении Запроса котировок и в документации о Запросе котировок не установлено требование к участникам о наличии лицензии на осуществление частной охранной деятельности.
1.2.2. Согласно Указу Президента РФ от 28.11.2015 N 583 "О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики" в целях защиты национальной безопасности и национальных интересов Российской Федерации, защиты граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и в соответствии с федеральными законами от 30.12.2006 N 281-ФЗ "О специальных экономических мерах" и от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности" Правительство Российской Федерации должно утвердить прилагаемый перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года. В указанный перечень входит выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Из извещения о проведении запроса котировок следует, что объектом закупки является оказание услуг. Вместе с тем, Заказчиком в извещении и документации не установлен запрет на оказание услуг организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
Таким образом, в нарушение пункта 1 части 1 статьи 73, пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, Постановления Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 в извещении и документации о запросе котировок Заказчиком не установлен запрет на выполнение работ организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
2. В силу части 4 статьи 73 Закона о контрактной системе, требовать от участника запроса котировок предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частью 3 настоящей статьи информации и документов, не допускается.
2.1. Согласно части 3 статьи 73 Закона о контрактной системе, заявка на участие в запросе котировок должна содержать наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), банковские реквизиты участника закупки, а также исчерпывающий перечень информации.
В пункте 3 формы заявки на участие в запросе котировок, являющейся приложением N 3 к Извещению о проведении запроса котировок указано: "Настоящей заявкой заявляем об отсутствии сведений о нашей организации в реестре недобросовестных поставщиков".
Данное требование не предусмотрены частью 3 статьи 73 Закона о контрактной системе в составе котировочной заявки и нарушают часть 4 статьи 73 Закона о контрактной системе.
2.2. В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 73 Закона о контрактной системе заявка на участие в запросе котировок должна содержать наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), банковские реквизиты участника закупки, а также следующие информацию и документы: идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника запроса котировок.
В пункте 2 формы заявки на участие в запросе котировок, являющейся приложением N 3 к Извещению о проведении запроса котировок установлено: "идентификационный номер налогоплательщика учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника запроса котировок (при наличии)".
Таким образом, формулировка, используемая Заказчиком, не в полной мере соответствует пункту 4 части 3, часть 4 статьи 73 Закона о контрактной системе.
3. Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В пункте 1 Технического задания на оказание охранных услуг на объектах ГБУЗ "Областная больница г. Троицк" указано: "услуги по охране объектов ГБУЗ "Областная больница г. Троицк" (далее Заказчик) осуществляется на базе технических средств охраны (далее ТСО), установленных Исполнителем на объектах охраны самостоятельно, своими силами и средствами, согласно приложенного перечня. Установленное Исполнителем оборудование ТСО должно быть обеспечено резервным блоком питания".
Также, в пункте 15 Технического задания на оказание охранных услуг на объектах ГБУЗ "Областная больница г. Троицк" установлено: "оказание услуг по охране объектов осуществляется силами и средствами Исполнителя, без привлечения сторонних организаций и соискателей".
Вместе с тем, в пункте 1.6 проекта контракта указано, что при срабатывании на объекте средств охранно-пожарной или тревожной сигнализации, выезд на объект, помимо Охраны, может быть осуществлён иным юридическим лицом, учреждённым и лицензированным (аттестованным) специально для оказания услуг охранной деятельности, проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ и деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, имеющим с Охраной договор о сотрудничестве.
Таким образом, между проектом контракта и документацией имеется противоречие в части условий исполнения контракта, что может привести к заключению контракта не на условиях документации и нарушению части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
4. В соответствии с частью 7 статьи 34 Закона о контрактной системе, пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно Постановлению Правительства от 25 ноября 2013 г. N 1063 (далее - Постановление N1063), пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле.
В нарушение части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе в разделе проекта контракта "Ответственность сторон" не предусмотрен размер пени, в соответствии с Постановлением N1063 и отсутствует порядок его расчета.
5. Согласно части 5 части 34 Закона о контрактной системе, в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Постановления N1063, размер штрафа устанавливается условиями контракта в виде фиксированной суммы, рассчитываемой как процент цены контракта или ее значения, определяемого в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - цена контракта).
В пункте 5 Постановление N1063 указано, что за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
В нарушение части 5 части 34 Закона о контрактной системе заказчиков в разделе проекта контракта "Ответственность сторон" не установлена ответственность Заказчика за неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных контрактом в соответствии с Постановление N1063.
6. В соответствии с пунктом 8 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение о проведении Аукциона должно содержать размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 Закона о контрактной системе), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе, исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В пункте 8.1. контракта указано: "Договор вступает в силу с момента подписания его сторонами и действует до "___" ____________ 20____ года. ".
Отсутствие в проекте контракта срока действия контракта приводит к невозможности представления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта со сроком действия, превышающим на месяц срок действия контракта, что является нарушением части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, поскольку ограничивает право участника закупки на самостоятельный выбор способа обеспечения исполнения контракта.
7. В силу части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В разделе проекта контракта 8 "Действие договора" указано: "8.2. Договор может быть расторгнут досрочно по соглашению сторон.
8.3. Договор может быть расторгнут по инициативе Заказчика, при обязательном уведомлении Охраны за 1 (один) календарный месяц до расторжения Договора, при условии оплаты Охране фактически понесенных расходов.
8.4. Договор может быть расторгнут по инициативе Охраны при обязательном уведомлении Заказчика за 1 (один) календарный месяц до расторжения Договора, при условии полного возмещения понесенных Заказчиком убытков.
8.5. Договор может быть расторгнут по решению суда".
Использованная Заказчиком формулировка не соответствует Закону о контрактной системе, поскольку она не предусматривает возможность отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством, что нарушает часть 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
8. Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 6.1. статьи 34 Закона о контрактной системе в 2015 и 2016 годах в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.03.2016 N 190 предусмотрены случаи и порядок предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).
Вместе с тем, заказчиком в проекте контракта не предусмотрено указанное условие, что, в свою очередь, не позволит применить положения части 6.1. статьи 34 Закона о контрактной системе, что нарушает часть 4 статьи 34 Закона о контрактной системе.
9. В нарушение части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракте не предусмотрены порядок и в сроки приемки результатов исполнения контракта, а также оказанной услуги.
10. В нарушение части 9 статьи 34 Закона о контрактной системе в проекте контракта не установлено условие о том, что сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.
Исходя из материалов внеплановой проверки, информации, представленной заказчиком, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях заказчика нарушение части 1 статьи 31, частей 4, 5, 6.1, 7, 8, 9, 13 статьи 34, пункта 1 части 1, пункта 4 части 3, части 4 статьи 73, части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
2. Выдать заказчику и котировочной комиссии предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии Е.Б. Черенкова
Д.С. Урванцева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 3 октября 2016 г. N 212-ВП/2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.10.2016