Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 4 октября 2016 г. N 720-ж/2016
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Яныбаевой А.Ф. |
- |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобы ООО "СТРОЙИНВЕСТ", в присутствии:
- представителя Администрации Троицкого муниципального района, действующего на основании доверенности N 42 от -3.10.2016;
- представителя Управления жилищно-коммунального хозяйства и инженерной инфраструктуры администрации Троицкого муниципального района Челябинской области, действующего на основании доверенности от 13.05.2016;
- представителя Муниципального казенного учреждения "Комитет по строительству", действующего на основании доверенности,
в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения жалобы,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России подана жалоба ООО "СТРОЙИНВЕСТ" на действия заказчика при проведении аукциона на капитальный ремонт подъездной автодороги в п. Стрелецк Троицкого муниципального района Челябинской области (извещение N 0169300008516000108) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам 14.09.2016 Администрация Троицкого муниципального района объявила о проведении аукциона.
Заказчиком выступило Управление жилищно-коммунального хозяйства и инженерной инфраструктуры администрации Троицкого муниципального района Челябинской области.
Начальная (максимальная) цена контракта - 11 925 811, 00 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 29.09.2016 в 17:00.
На момент рассмотрения жалобы ООО "СТРОЙИНВЕСТ" контракт не заключен.
В жалобе ООО "СТРОЙИНВЕСТ" указано, что заказчиком неправомерно определена дата окончания срока предоставления разъяснений документации о закупке.
Кроме того, в жалобе указано, что в извещении о закупке не указаны требования к участнику закупки о необходимости наличия свидетельства саморегулируемой организации о допуске к работам по организации строительства.
В проекте контракта указан порядок взыскания неустойки в отношении подрядчика не в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Представители заказчика и уполномоченного органа с доводами, изложенными в жалобе, не согласились, представили письменные пояснения и указали, что окончание срока предоставления разъяснений документации о закупке установлен с учетом положений части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
Расчет пени, взыскиваемой с подрядчика, предусмотрен с учетом требований законодательства о контрактной системе.
Требования к участнику закупки установлены в извещении о закупке путем указания отсылочных норм к документации о закупке, что не запрещено пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
Заслушав пояснения заказчика и уполномоченного органа, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Как следует из пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Статьей 190 Гражданского Кодекса РФ указано, что установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Статьей 193 Гражданского Кодекса РФ предусмотрено, что если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
С учетом изложенного, в документации об аукционе должны содержаться конкретные даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации об аукционе.
В пункте 31 информационной карты документации об аукционе указано, что начало предоставления разъяснения: 14.09.2016 г. - окончание: до 25.09.2016 г.
При этом, согласно извещению о проведении закупки датой окончания срока подачи заявок является 29.09.2016.
С учетом положений части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе запрос о разъяснении документации может быть подан не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе, то есть с учетом окончания подачи заявок - 25.09.2016.
Вместе с тем, 25.09.2016 приходится на воскресный выходной день, в связи с чем окончание срока направления запроса истекает 26.09.2016, вместе с тем в документации о закупке определена дата окончания срока предоставления разъяснений на день раньше установленного законом срока - 25.09.2016, что противоречит пункту 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. Частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 6.1 статьи 34 Закона о контрактной системе в 2015 и 2016 годах в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).
Постановлением Правительства РФ от 14.03.2016 N 190 предусмотрены случаи и порядок предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).
С учетом изложенного, условие об ответственности поставщика (подрядчика, исполнителя) в части предоставления отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и осуществления списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) должно находить отражение в проекте контракта в силу части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 4.2 проекта контракта срок выполнения работ завершается 01.11.2016, то есть в текущем 2016 году, что обязывает предусмотреть условие о предоставлении отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) в отношении подрядчика в соответствии с частью 4, 6.1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. Как следует из пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона в электронной форме должны содержаться требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Аналогичные требования к участнику закупки должны находить отражение в документации об аукционе в силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В разделе "требования к участникам" извещения о закупке указано, что обязательные требования к участникам закупки указаны в пункте 18 раздела I "Информационная карта" документации электронного аукциона, исчерпывающий перечень документов и сведений, предоставляемых участником закупки, указан в пункте 16 раздела I "Информационная карта" документации электронного аукциона.
При этом, в указанных положения документации о закупке установлены требования к участнику закупки и к составу второй части заявки о предоставлении свидетельства саморегулируемой организации на выполнение работ по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) (пункт 33.2.1. Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 года N 624).
С учетом изложенного, в извещении о закупке указаны требования к участнику закупки и к документам, подтверждающим соответствие участника закупки пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, путем указания отсылочных положений к документации о закупке, что соответствует пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
4. Размер и порядок взыскания пени в отношении подрядчика, указанный в пункте 8.4 проекта контракта, установлен в соответствии с требованиями части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе и Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем), обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила).
При этом, как следует из части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе и пункта 6 Правил, размер пени, взыскиваемой с подрядчика, рассчитывается в зависимости от ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, что обязывает заказчика установить ответственность подрядчика с учетом указанного условия.
Как следует из пунктов 1 и 2 Указания Банка России от 11.12.2015 N 3894-У "О ставке рефинансирования Банка России и ключевой ставке Банка России" в соответствии с решением Совета директоров Банка России (протокол заседания Совета директоров Банка России от 11 декабря 2015 года N 37) с 1 января 2016 года значение ставки рефинансирования Банка России приравнивается к значению ключевой ставки Банка России, определенному на соответствующую дату. С 1 января 2016 года Банком России не устанавливается самостоятельное значение ставки рефинансирования Банка России.
Вместе с тем, факт того, что с 01.01.2016 ставка рефинансирования Банка России приравнивается к значению ключевой ставки Банка России, не свидетельствует об упразднении указанной ставки как процентной ставки банка по основным операциям Банка России, а свидетельствует лишь о необходимости использования значения ключевой ставки банка в целях расчета пеней.
В ходе проведения внеплановой проверки в рамках статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия установила следующее.
Как следует из пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1, части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе в извещении о закупке, документации об аукционе и проекте контракта должно содержаться краткое изложение условий контракта, в том числе наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
При этом, документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
Таким образом, аукционная документация должна содержать полные и однозначные данные, позволяющие определить условия исполнения контракта.
В техническом задании указано, что материалы (товары) и оборудование, используемые при выполнении подрядных работ, их качество и комплектация должны соответствовать требованиям действующих государственных стандартов (ГОСТ), требованиям иных нормативных документов, а также требованиям действующего законодательства Российской Федерации, однако наименование указанных нормативно-технических документов не указано, что свидетельствует о неопределенности условий контракта в нарушение пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1, части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь статьей статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "СТРОЙИНВЕСТ" на действия заказчика обоснованными в части указания даты окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе, а также порядка применения мер ответственности в отношении подрядчика с нарушением требований законодательства о контрактной системе.
2. По результатам рассмотрения жалобы признать в действиях заказчика нарушение пункта 11 части 1 статьи 64, частей 4, 6.1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушения пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1, части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4. Выдать заказчику, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
5. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии А.Ф. Яныбаева
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 4 октября 2016 г. N 720-ж/2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.10.2016