Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 4 октября 2016 г. N 207-вп-16
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Черенковой Е.Б. |
- |
ведущего специалиста - эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Яныбаевой А.Ф. |
- |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев гражданинао нарушении законодательства о контрактной системе при заключении контрактов с единственными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) , в присутствии:
- представителя Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная клубная система" (далее - Заказчик), действующего на основании распоряжения N 38/1 от 11.10.2011 г;
- представителя Управления культуры Кусинского муниципального района, действующего на основании приказа N32 от 08.07.2016;
- в отсутствии Заявителя, уведомленного о дате, времени, месте проведения внеплановой проверки,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 23.09.2016 поступило обращение гражданина, направленное Прокуратурой Кусинского районао нарушении законодательства о контрактной системе при заключении контрактов с единственными поставщиками (подрядчиками, исполнителями):
1) договор подряда N25 на ремонт потолка в большом зрительном зале от 19.08.2016 на сумму 249 023 рубля 00 копеек;
2) договор подряда N 26 на ремонт полов большого зрительного зала от 19.08.2016 на сумму 391 499 рублей 00 копеек;
3) договор подряда N 23 на ремонт стен в большом зрительном зале от 19.08.2016 на сумму 391 608 рублей 00 копеек;
4) договор N19/08-01 на поставку спинок - сидений для многоместных секций театральных кресел для большого зала РКДЦ от 19.08.2016 на сумму 399 973 рубля 20 копеек;
5)договор N08/08-05 на установку театральных кресел для большого зала РКДЦ от 22.08.2016 на сумму 41 859 рублей 34 копейки ;
6)договор N08/08-04 на сборку театральных кресел для большого зала РКДЦ от 22.08.2016 на сумму 99 977 рублей 60 копеек;
7) договор N19/08-02 на поставку каркасов металлических для театральных кресел большого зала РКДЦ от 19.08.2016 на сумму 99 998 рублей 20 копеек;
8) договор подряда N35 на ремонт системы отопления в большом зрительном зале от 01.09.2016 на сумму 26 061 рубль 00 копеек.
По состоянию на 04.10.2016 года контракты заключены и исполнены.
Согласно доводам, изложенным в обращении, Заявитель считает, что Заказчиком при заключении контрактов с единственными поставщиками (подрядчиками) допущены нарушения законодательства о контрактной системе. Заявитель указал, что в 2016 году в рамках программы "Реальные дела" выделены денежные средства на ремонт РКДЦ им. Барабанова в размере 1 700 000 рублей 00 копеек. По мнению Заявителя, в целях экономии бюджетных средств необходимо проведение конкурентных процедур. Кроме того, Гражданин указывает, что сведения о закупках отсутствуют в плане - графике Заказчика, что также является нарушением законодательства о контрактной системе.
Представитель Заказчик на заседании комиссии Челябинского УФАС России с доводами обращения не согласился и пояснил, что в денежные средства в рамках программы "Реальные дела" выделены в июле 2016 года. По устному распоряжению главы Кусинского муниципального района указано, что денежные средства необходимо освоить до 01.09.2016, в противном случае денежные средства будут направлены на реализацию других целей указанной программы. Представителем Заказчика также указано, что необходимо было провести большой объем работ в короткие сроки, в связи с чем были заключены контракты с единственными поставщиками (подрядчиками, исполнителями). Заказчик на заседании комиссии также пояснил, что проведение конкурентных процедур предполагает более длительные сроки. Кроме того, Заказчик указал, что денежные средства поступили на счет Заказчика в августе 2016 года, в связи с чем до 01.09.2016 невозможно было провести конкурентные процедуры и выполнить все работы в полном объеме.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам,
1. Согласно части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
В силу части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 указанного закона. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществление закупки товара, работы или услуги государственной или муниципальной образовательной организацией на сумму, не превышающую четырехсот тысяч рублей.
Согласно части 13 статьи 22 Закона о контрактной системе, идентичными товарами, работами, услугами признаются товары, работы, услуги, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки.
Понятие идентичных работ, услуг также раскрывается в пункте 3.5.2. Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - методические рекомендации), утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567. Согласно указанной норме идентичными признаются работы, услуги, обладающие одинаковыми характерными для них основными признаками (качественными характеристиками), в том числе реализуемые с использованием одинаковых методик, технологий, подходов, выполняемые (оказываемые) подрядчиками, исполнителями с сопоставимой квалификацией.
Пунктом 3.5.1. Методических рекомендаций установлено понятие идентичных товаров. Согласно данному определению идентичными товарами признаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки (функциональные, технические, качественные, а также эксплуатационные характеристики).
Как видно из представленных материалов дела, Заказчик заключил следующие договоры с единственными подрядчиками (исполнителями):
1) договор подряда N25 на ремонт потолка в большом зрительном зале от 19.08.2016 на сумму 249 023 рубля 00 копеек;
2) договор подряда N 26 на ремонт полов большого зрительного зала от 19.08.2016 на сумму 391 499 рублей 00 копеек;
3) договор подряда N 23 на ремонт стен в большом зрительном зале от 19.08.2016 на сумму 391 608 рублей 00 копеек;
4) договор N19/08-01 на поставку спинок - сидений для многоместных секций театральных кресел для большого зала РКДЦ от 19.08.2016 на сумму 399 973 рубля 20 копеек;
5)договор N08/08-05 на установку театральных кресел для большого зала РКДЦ от 22.08.2016 на сумму 41 859 рублей 34 копейки ;
6)договор N08/08-04 на сборку театральных кресел для большого зала РКДЦ от 22.08.2016 на сумму 99 977 рублей 60 копеек;
7) договор N19/08-02 на поставку каркасов металлических для театральных кресел большого зала РКДЦ от 19.08.2016 на сумму 99 998 рублей 20 копеек;
8) договор подряда N35 на ремонт системы отопления в большом зрительном зале от 01.09.2016 на сумму 26 061 рубль 00 копеек.
Таким образом, предметом всех указанных контрактов является выполнение ремонта в РКДЦ им.Барабанова.
Вместе с тем доводы Заказчика о том, что закупки были произведены в соответствии с законодательством о контрактной системе не могут быть приняты Комиссией Челябинского УФАС России по следующим основаниям:
1) Заказчиком не представлено доказательств того, что по устному распоряжению главы Кусинского муниципального района денежные средства необходимо освоить до 01.09.2016, в связи с чем контракты были заключены с единственными поставщиками (подрядчиками).
2) В соответствии с частью 2 статьи 72 Бюджетного кодекса РФ, государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Согласно пояснениям Заказчика, Распоряжением главы Кусинского муниципального района N482-р от 01.07.2016 Управлению культуры Кусинского муниципального района увеличены бюджетные ассигнования на сумму 1 700 000 рублей 00 копеек. Указанные средства выделены в рамках программы "Реальные дела" на ремонт РКДЦ им. Барабанова.
Таким образом, также не может быть принят во внимание пояснения Заказчика о том, что закупка может осуществляться только в случае наличия на счете денежных средств, доведенных до Заказчика, поскольку закупка также может быть осуществлена в пределах лимитов бюджетных средств.
3) В соответствие с частью 14 статьи 21 Закона о контрактной системе внесение изменений в план-график осуществляться не позднее чем за десять дней до дня размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении соответствующей закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом.
Согласно части 2 статьи 63 Закона о контрактной системе, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Частью 2 статьи 67 установлено, что срок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе не может превышать семь дней с даты окончания срока подачи указанных заявок.
В соответствии с частью 3 статьи 68 Закона о контрактной системе, днем проведения электронного аукциона является рабочий день, следующий после истечения двух дней с даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе.
Частью 5 статьи 69 Закона о контрактной системе установлено, что общий срок рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе не может превышать три рабочих дня с даты размещения на электронной площадке протокола проведения электронного аукциона.
Согласно части 9 статьи 70 Закона о контрактной системе контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона.
В связи с тем, что лимиты бюджетных средств доведены 01.07.2016 года, то 02.07.2016 Заказчик имел возможность внести изменения в план график, следовательно, в соответствии с частью 14 статьи 21 Закона о контрактной системе 12.07.2016 Заказчик имел право опубликовать на сайте ЕИС извещение о проведении закупки. Поскольку сумма лимитов не превышала 3 000 000 рублей, следовательно, окончание подачи заявок приходилось на 20.07.2016. В соответствии с частью 2 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия имеет право рассматривать первые части заявок в день окончания подачи заявок, это в свою очередь означает, что протокол рассмотрения первых частей заявок мог быть принят аукционной комиссией 20.07.2016.
Поскольку днем проведения электронного аукциона является рабочий день, следующий после истечения двух дней с даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок, то день проведения аукциона и рассмотрения вторых частей заявок приходился бы на 24.07.2016.
Таким образом, контракт по результатам проведения аукционов мог быть заключен 05.08.2016.
Как видно из материалов дела, контракты с единственными поставщиками (подрядчиками) были заключены не ранее 19.08.2016, следовательно, довод Заказчика о том, что конкурентные способы определения поставщика (подрядчика, исполнителя) предполагают более длительные сроки, также не может быть принят Комиссией Челябинского УФАС России, поскольку у Заказчика была возможность заключить контракты ранее 19.08.2016.
Исследовав и оценив представленные материалы дела, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу, что договоры поставки, оказания услуг и подряда направлены на достижение единой хозяйственной цели, приобретателем по ним является одно и то же лицо, имеющее единый интерес, предметом во многих случаях - одноименные товары, в связи с чем фактически образуют единую сделку, искусственно раздробленную и оформленную самостоятельными договорами-документами.
Позиция Челябинского УФАС России подтверждается Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 26.08.2016 NФ09-8787/16 по делу NА34-6943/2015.
Поскольку общая стоимость договоров превышает предельно допустимый размер закупки у единственного поставщика, антимонопольный орган приходит к выводу, что Заказчиком нарушены положения частей 1, 5 статьи 24, пункта 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика, направленные на заключение договоров с единственными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и его уклонение от проведения конкурентных процедур привели к ограничению конкуренции и дополнительному расходованию бюджетных средств.
2. В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона о контрактной системе планы-графики содержат перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год и являются основанием для осуществления закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 93 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 3, 6 - 8, 11 - 14, 16 - 19 части 1 настоящей статьи, заказчик размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении такой закупки не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта.
Как указано Заявителем, на сайте ЕИС в плане - графике отсутствует информация об осуществлении ремонта РКДЦ им. Барабанова, а также извещение о проведении закупок.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Заказчик представил утвержденный план-график по состоянию на 11.08.2016 года, также печатную форму плана-графика, размещенного на сайте ЕИС.
Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 93 Закона о контрактной системе Заказчик вправе не размещать в ЕИС извещение об осуществлении закупки, в случае если закупка осуществляется на основании пункта 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчик не разместил на сайте ЕИС извещения об осуществлении закупки у единственного поставщика, а также информацию об осуществлении ремонта РКДЦ им. Барабанова, не находит своего подтверждения.
Исходя из изложенного, информации, представленной Заказчиком и Уполномоченным органом, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях Заказчика нарушения частей 1, 5 статьи 24, пункта 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
2. Предписание об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок не выдавать, в связи с тем, что по результатам проведения закупок контракты заключены.
3. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
В.А. Ливончик |
Члены комиссии |
Е.Б. Черенкова |
|
А.Ф. Яныбаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 4 октября 2016 г. N 207-вп-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.10.2016