Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 7 октября 2016 г. N 730-ж/2016
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Васяниной А.А. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
в ходе рассмотрения жалобы ООО "КОМТОРГ" в присутствии:
- представителя Администрации Южноуральского городского округа, действующего на основании доверенности от 05.10.2016,
- представителя ООО "КОМТОРГ", действующего на основании доверенности N 5 от -03.10.2016,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО "КОМТОРГ" на действия заказчика при проведении открытого конкурса на выполнение мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации объектов наружного освещения на территории Южноуральского городского округа с привлечением собственных инвестиций (0169300009216000251) (далее - конкурс).
Извещение о проведении открытого конкурса опубликовано на официальном сайте 13.09.2016.
Начальная (максимальная) цена контракта по конкурсу - 31 809 054,18.
На дату рассмотрения жалобы ООО "КОМТОРГ" контракты не заключен.
В жалобе ООО "КОМТОРГ" указано, что заказчиком установлен критерий "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" показателем которого является характеристика световой отдачи светильников, однако указанная характеристика, не соответствует требованиям технической части документации о закупке.
В документации о закупке предусмотрен критерий "квалификация участника закупки", по которому определен показатель, требующий предоставление договоров на выполнение работ и/или оказание услуг, в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности), вместе с тем заказчиком не учтено, что опыт выполнения работ должен подтверждаться энергосервисными контрактами на энергосбережение электрической энергии.
Кроме того, в жалобе указано, что Приложение N 3 к проекту контракта не установлены конкретные сроки выполнения работ, тогда как они должны быть указаны в контракте.
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменные пояснения и указал следующее.
Заказчиком установлен критерий оценки заявок "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", который соответствует описанию объекта закупки, при этом, характеристики к светильникам, указанные в критериях оценки заявки, могут быть предложены участником закупки с большими показателями, что повлечет присвоение большего количества баллов при оценке заявок.
Критерий "квалификация участника закупки" установлен исходя из предмета контракта, которым является энергосбережением энергетических ресурсов.
Конкретные сроки выполнения работ согласно контракту будут согласованы на стадии подписания проекта контракта участником закупки.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия пришла к следующим выводам.
1.1. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
При этом согласно пункту 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии и с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Подпунктом б пункта 4 Правил установлено, что целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке нестоимостные критерии оценки, а именно: качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Пунктом 10 Правил установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В пункте 25 Правил указано, что показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок", в том числе может быть качество товаров (качество работ, качество услуг).
Таким образом, в основе показателей нестоимостных критериев оценки должны содержаться объективные, полные и однозначные данные, позволяющих участнику закупки определить, какие сведения, характеризуются заказчиком с точки зрения лучших условий исполнения контракта, на основании которых конкурсная комиссия сможет произвести оценку заявок с учетом равного подхода ко всем участникам закупки.
Вместе с тем, требования к содержанию показателей, раскрывающих указанный нестоимостной критерий, в Правилах не установлены, что дает право заказчику определить показатели с учетом требований, позволяющих выявить участника закупки, который предложит наилучшие условия исполнения контракта.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 50, пункту 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе в составе заявки должно быть представлено предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара.
Таким образом, законодательство о контрактной системе разграничивает понятия показатели критериев оценки заявок и предложение участника закупки в отношении объекта закупки.
При этом, из частей 2,3 статьи 53 Закона о контрактной системе следует, что конкурсная заявка рассматривается на соответствие требованиям конкурсной документации, то есть представление предложения участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, не соответствующего требованиям документации о закупке, является основанием для отклонения заявки.
Вместе с тем, в силу части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Из указанной нормы следует, что в случае представления участником закупки документов, не соответствующих показателям критериев, заявка не отстраняется от участия в конкурсе.
В соответствии с пунктом 5.3 раздела 5 технической части конкурсной документации указаны обязательные требования к потребляемой мощности и световому потоку светильников при выполнении энергосберегающих мероприятий с указанием диапазонных значений данных характеристик.
Так, например, светильник тип N 1 должен иметь световой поток - не менее 4100 Лм и мощность - не более 40 Вт, что свидетельствует о возможности предложить участником закупки светильник с показателями, входящими в указанный диапазон значений. При этом, заявка участника закупки, содержащая условие о поставке светильника с характеристиками, входящими в диапазон значений, предусмотренных пунктом 5.3 раздела 5 технической части конкурсной документации, является соответствующей требованиям конкурсной документации.
В пункте 4.1 Приложения N2 к разделу III Информационная карта конкурса установлено, что значимость критерия "качественные, функциональные характеристики объекта закупки" составляет 10% и количество баллов, присуждаемых каждой заявке по указанному критерию, определяется путем оценки показателя "световая отдача".
Количество баллов, присуждаемых по показателю "световая отдача" определяется в зависимости от типа светильника, светового потока и мощности предлагаемого светильника, указанных в пункте 4.1 Приложения N 2.
Исходя из порядка оценки заявок по критерию "качественные, функциональные характеристики объекта закупки" следует, что светильник тип N 1 оценивается следующим образом: световой поток - 4100 Лм и мощность - 40 Вт, световая отдача - 102, 5 Лм/Вт.
Кроме того, из порядка оценки по показателю "световая отдача", указанному в пункте 4.1 Приложения N2, следует, что участник закупки вправе предложить показатели световой отдачи светильников выше, чем те, которые указаны в требованиях к показателю критерия, что приведет к присвоению большего количества баллов участнику закупки.
Указанный вывод следует из формулы по данному показателю: НЦБсоmax = КЗ х 100:
- НЦБсоmax - количество баллов по критерию оценки (показателю), присуждаемых участникам, предложение которых превышает предельно необходимое максимальное значение, установленное заказчиком.
- КЗ - коэффициент значимости показателя, равный 0,1.
При этом, непредставление документов, подтверждающих соответствие участника закупки показателю "световая отдача", не является основанием для отклонения заявки участника закупки, а влияет лишь на присвоение баллов для оценки рейтинга заявки.
С учетом изложенного, значения показателя "световая отдача" критерия "качественные, функциональные характеристики объекта закупки" соответствует обязательным требованиям к характеристикам светильников, используемых в ходе выполнения работ, в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, пунктам 10, 25 Правил.
1.2 В пункте 27 Правил указано, что показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" может быть опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.
Согласно представленным материалам в пункте 4.2 Приложения N2 установлено, что значимость критерия "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" составляет 10%.
Показателем критерия является "опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема (за 2012 - 2016 годы)". Оценивается количество исполненных участником энергосервисных контрактов (договоров) на выполнение работ и/или оказание услуг, в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности), за исключением энергетических обследований (энергоаудита), за период 2012 - 2016 годы.
Как следует из извещения и документации о закупке предметом закупки является заключение энергосервисного контракта на выполнение мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации объектов наружного освещения на территории Южноуральского городского округа с привлечением собственных инвестиций
При этом, из части 1 статьи 19 Закона об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности следует, что предметом энергосервисного договора (контракта) является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком.
В пункте 1 статьи 2 Закона об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности под энергетическим ресурсом понимается носитель энергии, энергия которого используется или может быть использована при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, а также вид энергии (атомная, тепловая, электрическая, электромагнитная энергия или другой вид энергии).
С учетом изложенных положений Закона об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности следует, что энергосервисный контракт рассматривается как договор на энергосбережение энергетических ресурсов независимо от вида энергии.
Таким образом, установленный заказчиком показатель опыта выполнения энергосервисных контрактов соответствует одноименному предмету закупки в соответствии с пунктом 27 Правил.
Вместе с тем, в нарушение пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе пунктов 10, 27 Правил документы, которые указаны в качестве подтверждения показателя "опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема", не раскрывают, что представляет собой сопоставимый объем услуг, что не позволит участникам закупки определить, какой объем услуг, характеризуются заказчиком с точки зрения лучших условий исполнения контракта.
3. Как следует из пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1, части 2 статьи 50 Закона о контрактной системе в извещении о закупке, конкурсной документации и проекте контракта должно содержаться краткое изложение условий контракта, в том числе наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
При этом, документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
Таким образом, конкурсная документация должна содержать полные и однозначные данные, позволяющие определить условия исполнения контракта.
В пункте 4.5 проекта контракта указано, что календарный план выполнения энергосберегающих мероприятий по каждому этапу определен в Приложении N 3 к настоящему контракту. Исполнитель вправе выполнить мероприятия досрочно.
Кроме того, из указанного пункта следует, что Приложение N 3 к настоящему контракту заполняется исполнителем в рамках подготовки контракта к заключению после определения победителя открытого конкурса.
Частью 1 статьи 708 ГК РФ закреплено, что в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Вместе с тем, с учетом требований части 1 статьи 54 Закона о контрактной системе по результатам конкурса контракт заключается на условиях, указанных в заявке на участие в конкурсе, поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, и в конкурсной документации. При заключении контракта его цена не может превышать начальную (максимальную) цену контракта, указанную в извещении о проведении конкурса.
С учетом изложенного, согласование промежуточных сроков выполнения работ приведет к нарушению части 1 статьи 54 Закона о контрактной системе, не предусматривающей согласование указанного условия исполнения контракта на стадии заключения контракта.
Таким образом, условие проекта контракта о согласовании промежуточных сроков выполнения работ на стадии заключения контракта противоречит пункту 2 статьи 42, пункту 1 части 1, части 2 статьи 50 Закона о контрактной системе.
В связи с тем, что выявленные нарушения не повлияли на результаты конкурса, так как в силу части 11 статьи 53 Закона о контрактной системе единственная заявка на участие в конкурсе рассматривается на предмет ее соответствия требованиям конкурсной документации и оценка заявки участника закупки не производится, а также принимая во внимание, что нарушение в части условия проекта контракта о согласовании промежуточных сроков выполнения работ можно устранить в ходе заключения контракта, антимонопольный орган принимает решение не выдавать предписание об отмене закупки.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "КОМТОРГ" на действия заказчика обоснованными в части указания порядка согласования срока выполнения работ, не соответствующего требованиям действующего законодательства.
2. По результатам рассмотрения жалобы признать в действиях заказчика нарушение пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1, части 2 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушения пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе пунктов 10, 27 Правил.
4. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
5. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии А.А. Васянина
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 7 октября 2016 г. N 730-ж/2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.10.2016