Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 24 октября 2016 г. N 13663/09
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Яныбаевой А.Ф. |
- |
специалиста 1 разряда отдела закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Черенковой Е.Б. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) рассмотрев жалобу ИП Лаврентьева А.С. на действия Заказчика при проведении открытого конкурса на выполнение мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации объектов наружного освещения на территории города Троицка Челябинской области с привлечением собственных инвестиций (извещение N 0169300008216000284) (далее - Конкурс, Закупка), в присутствии:
- представителей Управления жилищно-коммунального хозяйства, экологии, благоустройства, транспорта и связи Администрации города Троицка (далее - Заказчик), действующих на основании доверенностей б/н от 21.10.2016,
- представителя Управления муниципальной собственности Администрации города Троицка, действующего на основании доверенности б/н от 21.10.2016,
- ИП Лаврентьева А.С., свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя от 24.07.2008,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 17.10.2016 поступила жалоба ИП Лаврентьева А.С. на действия Заказчика при проведении открытого конкурса на выполнение мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации объектов наружного освещения на территории города Троицка Челябинской области с привлечением собственных инвестиций (извещение N 0169300008216000284).
Согласно представленным документам, Управления жилищно-коммунального хозяйства, экологии, благоустройства, транспорта и связи Администрации города Троицка, Управления муниципальной собственности Администрации города Троицка 23.09.2016 объявили о проведении открытого конкурса путем опубликования на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru извещения N 0169300008216000284 об осуществлении закупки.
Начальная (максимальная) цена контракта определена в размере 97 382 254 рубля 75 копеек.
Дата и время вскрытия конвертов, открытия доступа к электронным документам заявок участников - 17.10.2016 10:00.
В соответствии с протоколом N 10 заседания единой комиссии по вскрытию конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе на выполнение мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации объектов наружного освещения на территории города Троицка Челябинской области с привлечением собственных инвестиций от 17.10.2016 на участие в закупке поступила одна заявка.
На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.
На заседании Комиссии заявитель доводы, изложенные в жалобе, поддержал в полном объеме и пояснил следующее.
1. Пункт 9.3.2 конкурсной документации одним из оснований для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком указывает несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в пункте 9.2.1.1 документации. Вместе с тем, пункт 9.2.1.1 в конкурсной документации отсутствует.
2. В проекте контракта не установлены антидемпинговые меры.
3. Пункт "б" части 4 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" устанавливает, что квалификация участников закупки должна быть связана с предметом контракта. Пункт "д" части 27 Правил предполагает оценку деловой репутации участника закупки в качестве нестоимостного критерия.
В конкурсной документации в качестве подтверждения деловой репутации участника указано количество положительных отзывов (благодарственных писем и/или грамот) участника закупки. При этом отсутствует требование, что такие отзывы должны быть получены за выполнение работ, аналогичных сопоставимых или связанных с предметом энергосервисного контракта.
4. По мнению заявителя, установление в техническом задании минимального требования к мощности светильника, ограничивает размер экономии расходов на поставку энергетических ресурсов и улучшенные качественные характеристики объекта закупки, создает необоснованное конкурентное преимущество для поставщика, располагающего оборудованием с определенным сочетанием технических характеристик, поскольку указанная в таблице 1 величина светового потока может быть обеспечена и при меньшем энергопотреблении.
5. В пункте 4.5 проекта контракта установлена обязанность заказчика оплачивать исполнителю услуги связи. Для выполнения предусмотренных энергосервисным контрактом мероприятий наличие лицензии на оказание услуг связи не обязательно. Согласно пояснениям заявителя, данное требование создает преимущество для поставщиков, имеющих лицензию на оказание услуг связи.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились и пояснили следующее.
1. Пункт 9.3.2 раздела II "Общие условия проведения конкурса" конкурсной документации содержит отсылку на пункт 9.2.1.1, которого нет. Заказчиком допущена техническая ошибка. Вместе с тем, раздел III "Информационная карта конкурса" содержит положение, согласно которому при возникновении противоречия между положениями раздела II "Общие условия проведения конкурса" и раздела III "Информационная карта конкурса", применяются положения раздела III "Информационная карта конкурса". Пункт 26 информационной карты содержит основания для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком. Что свидетельствует, по мнению представителей заказчика, о возможности любому лицу определить основание для отказа в принятии банковской гарантии.
2. При заключении энергосервисного контракта антидемпинговые меры, предусмотренные статьей 37 Закона о контрактной системе, не применяются, поскольку участники закупки определяются исходя из предложения о сумме за экономию в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов. Цена контракта определяется в виде процента экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, предложенного участником закупки. Таким образом, с учетом установленных в конкурсной документации заказчиком фиксированного процента экономии, который подлежит уплате исполнителю контракта - 99%, минимального размера экономии в денежном выражении - 58 429 352,85 рублей (что фактически составляет 60% от начальной (максимальной) цены контракта), снижение всегда будет более 25 % начальной (максимальной) цены контракта.
3. Критерии оценки заявок установлены Заказчиком в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила). Заказчиком разработана шкала, оценивающая деловую репутацию в зависимости от количества представленных участником положительных отзывов (благодарственных писем и/или грамот), полученных от контрагентов о деятельности участника закупки.
4. Для определения требований к количеству, потребляемой мощности и световому потоку светильников при выполнении энергосберегающих мероприятий Заказчиком проводились энергоаудит, подтверждение категории дорог, поскольку от категории (назначение, количество полос, максимальная скорость транспорта и пропускная способность) дороги зависит норма освещения, светотехнические расчеты с целью нахождения оптимальных типов светильников. Поиск оборудования посредством открытых источников (Интернет) и последующий анализ показали, что оптимального светового потока от источника излучения можно добиться при мощности одного соответствующего светильника, выраженной соответствующим диапазоном. Так, Заказчиком сформировались технические требования к светильникам наружного освещения, включающие максимальные, минимальные показатели светового потока от источника излучения, мощности одного светильника, температуры излучения и неизменные типы светильников и их количество.
5. Заказчиком в конкурсной документации не устанавливалось требование о наличии лицензии на оказание услуг связи. В данном случае речь идет о компенсации Заказчиком расходов Исполнителю за передачу данных о потребленной электрической энергии по телефону с использованием SIM-карт.
Заслушав пояснения, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В силу пункта 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Исходя из требований пункта 8 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должен содержаться размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 Закона о контрактной системе), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 Закона о контрактной системе.
Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Частью 6 статьи 45 Закона о контрактной системе предусмотрены основания для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком: 1) отсутствие информации о банковской гарантии в предусмотренных статьей 45 Закона о контрактной системе реестрах банковских гарантий; 2) несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в частях 2 и 3 статьи 45 Закона о контрактной системе; 3) несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Пунктом 9.3 части 9 раздела II "Общие условия проведения конкурса" конкурсной документации предусмотрены основания для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком:
9.3.1 Отсутствие информации о банковской гарантии в реестре банковских гарантий;
9.3.2 Несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в пункте 9.2.1.1 настоящей документации;
9.3.3 Несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке.
Пункт в конкурсной документации 9.2.1.1 отсутствует.
Таким образом, довод заявителя об отсутствии в конкурсной документации пункта 9.2.1.1 обоснован. Вместе с тем, проанализировав другие разделы конкурсной документации, Комиссия приходит к выводу о возможности участникам закупки сделать вывод об основаниях для отказа в принятии банковской гарантии Заказчиком. Поэтому допущенные Заказчиком нарушения не повлияли на результаты проведения конкурса.
2. Согласно части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 Закона о контрактной системе.
В силу части 3 статьи 108 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена энергосервисного контракта (цена лота) определяется с учетом фактических расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов за прошлый год и не может превышать указанные расходы с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 19 статьи 108 Закона о контрактной системе. В конкурсной документации указывается начальная (максимальная) цена энергосервисного контракта (цена лота), в том числе расходы на поставки энергетических ресурсов, в отношении каждого вида товаров, работ, услуг с указанием количества таких товаров, работ, услуг и стоимости единицы каждого товара, каждой работы, каждой услуги, а также одно из следующих условий: 1) фиксированный размер экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, максимальный процент указанной экономии, который может быть уплачен исполнителю в соответствии с энергосервисным контрактом; 2) подлежащий уплате исполнителю в соответствии с энергосервисным контрактом фиксированный процент экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, минимальный размер указанной экономии в денежном выражении; 3) минимальный размер экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, максимальный процент указанной экономии, который может быть уплачен исполнителю в соответствии с энергосервисным контрактом.
Частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе установлено если при проведении конкурса цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Вместе с тем, как следует из части 6 статьи 108 Закона о контрактной системе при заключении энергосервисного контракта путем проведения конкурса заказчик, уполномоченный орган, уполномоченное учреждение указывают также в конкурсной документации на необходимость включения в заявку на участие в конкурсе одного из следующих предложений: 1) предложение о цене контракта или в случае, предусмотренном пунктом 1 части 3 статьи 108 Закона о контрактной системе, о проценте экономии; 2) предложение о сумме, определяемой как разница между соответствующими расходами заказчика на поставки энергетических ресурсов (начальной (максимальной) ценой контракта) и предложенной участником закупки экономией в денежном выражении указанных расходов заказчика, в случае, предусмотренном пунктом 2 части 3 статьи 108 Закона о контрактной системе; 3) предложение о сумме, определяемой как разница между соответствующими расходами заказчика на поставки энергетических ресурсов (начальной (максимальной) ценой контракта) и экономией в денежном выражении указанных расходов заказчика, предложенной участником закупки и уменьшенной на стоимостную величину, соответствующую предложенному участником закупки проценту такой экономии, в случае, предусмотренном пунктом 3 части 3 статьи 108 Закона о контрактной системе.
Таким образом, при заключении энергосервисного контракта путем проведения конкурса участники закупки торгуются не путем снижения начальной (максимальной) цены контракта, а путем подачи предложения участником закупки экономии в денежном выражении расходов заказчика на поставки энергетического ресурса (электрической энергии).
В пунктах 8, 9 Информационной карты конкурса заказчик определил: фиксированный процент экономии, который подлежит уплате исполнителю контракта - 99 %; снижение потребления электроэнергии на цели уличного освещение не менее чем на 60%.
Таким образом, предложенная участником закупки цена всегда будет на 25% ниже начальной (максимальной) цены контракта.
Довод Заявителя о неправомерном неустановлении в конкурсной документации антидемпинговых мер не находит своего подтверждения. Ссылка заявителя на неуклонное соблюдение требований Закона о контрактной системе в части установления антидемпинговых мер, вне зависимости от специфики энергосервисного контракта также не находит своего подтверждения ввиду следующего. Письмом Министерства экономического развития Российской Федерации N Д28и-3611 от 09.12.2015 определено антидемпинговые меры, предусмотренные статьей 37 Закона о контрактной системе, в случае заключения энергосервисного контракта в соответствии со статьей 108 Закона о контрактной системе не применяются.
3. В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В силу части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила). Так, в соответствии подпунктом "б" пункта 4 Правил для оценки заявок заказчик устанавливает в документации о закупке характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки: квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В разделе 2 Приложения N 1 к конкурсной документации заказчиком в качестве нестоимостного критерия оценки заявок установлена деловая репутация участника закупки. Значимость указанного критерия 40%. Оценка по показателю осуществляется с применением шкалы, определяющей количество присуждаемых баллов за определенное количество показателя - положительных отзывов (благодарственных писем и/или грамот).
Как пояснили представители заказчика, содержание отзыва не обязательно может быть связано с деятельностью участника, связанной либо смежной с предметом контракта, поскольку институт энергосервисных контрактов достаточно новый и сроки исполнения данных контрактов растянуты во времени (6 лет), немногие потенциальные участники закупки имеют необходимые отзывы. Для заказчика имеет значение именно положение участника на рынке, как он себя зарекомендовал в той или иной сфере.
Таким образом, довод заявителя не находит своего подтверждения, не доказан.
4. В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Частью 5.3 раздела V Техническая часть конкурсной документации установлены обязательные требования к количеству, потребляемой мощности и световому потоку светильников при выполнении энергосберегающих мероприятий.
N п.п. |
Тип светильника |
Световой поток от источника излучения, Лм |
Мощность одного светильника, Вт |
Температура излучения, К |
Кол-во светодиодных светильников, шт. |
1 |
N 1 |
Не менее 4000 не более 5000 |
Не менее 40 не более 50 |
Не менее 4000 не более 5000 |
1090 |
2 |
N 2 |
Не менее 8000 не более 9000 |
Не менее 80 не более 90 |
Не менее 4000 не более 5000 |
1196 |
3 |
N 3 |
Не менее 11000 не более 15000 |
Не менее 110 не более 150 |
Не менее 4000 не более 5000 |
41 |
Итого: |
2327 |
Из пояснений представителей Заказчика следует, что указанные требования определились по результатам проведенного энергоаудита, на основании которого осуществлялся поиск оборудования. Установлено, что необходимый световой поток от источника излучения может быть достигнут при определенной мощности светильника. Указанные пояснения подтверждены Заказчиком документально.
Довод заявителя о возможном достижении необходимой величины светового потока светильником с меньшей мощностью не нашел своего подтверждения на заседании Комиссии, не обоснован.
5. Согласно части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе должны быть приложены документы, подтверждающие ее обоснованность.
Вместе с тем, заявителем не представлены документы, подтверждающие необходимость наличия у исполнителя лицензии в сфере оказания услуг связи при осуществлении работ, предусмотренных пунктом 4.4 проекта контракта.
С учетом изложенного, содержащиеся в жалобе доводы об отсутствии в проекте контракта требования о наличии у исполнителя лицензии в сфере оказания услуг связи, являются необоснованными, в связи с недоказанностью.
Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать доводы жалобы ИП Лаврентьева А.С. обоснованными в части отсутствия в конкурсной документации пункта 9.2.1.1, в остальной части не нашедшими своего подтверждения, недоказанными.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии А.Ф. Яныбаева
Е.Б. Черенкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 24 октября 2016 г. N 13663/09
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.10.2016