Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области от 12 октября 2016 г. N 227/16-ГЗ/Ж
Комиссия Смоленского УФАС России по контролю в сфере закупок, в составе:
Председатель Комиссии: |
Н.А. Акжитова |
- руководитель Смоленского УФАС России; |
Заместитель председателя Комиссии: |
В.П. Епейкин |
- начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Смоленского УФАС России; |
Член Комиссии: |
И.В. Савельев
|
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Смоленского УФАС России; |
при участии представителей:
от муниципального заказчика:
от уполномоченного органа:
|
Г.И. Мамонтова
Т.И. Ефременковой |
- Главы муниципального образования Грязенятского сельского поселения Рославльского района Смоленской области (решение Совета депутатов об избрании от 17.09.2015);
- представителя Администрации муниципального образования "Рославльский район" Смоленской области (доверенность от 07.10.2016 N3025); |
от заявителя: ООО "Стройинвест" было уведомлено надлежащим образом, но на заседание Комиссии представитель заявителя не явился, ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя заявителя не поступало;
в целях осуществления возложенных на Комиссию Смоленского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Смоленского УФАС России) (приказ Смоленского УФАС России от 21.03.2016 N 26) функций по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки во исполнение положений ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев поступившую в адрес Смоленского УФАС России жалобу ООО "Стройинвест" на действия муниципального заказчика - Администрации Грязенятского сельского поселения Рославльского района Смоленской области, уполномоченного органа - Администрации муниципального образования "Рославльский район" Смоленской области при проведении электронного аукциона на реконструкцию автомобильной дороги д. Гореново (участок автодороги д. Гореново - до автодороги Ершичи-Рославль в границах населенного пункта д. Гореново) (извещение N 0163300017716000455)
УСТАНОВИЛА:
Из жалобы ООО "Стройинвест" (далее - Заявитель, Общество), следует, что положения документации о закупке не соответствуют действующему законодательству о контрактной системе.
В этой связи Заявитель просит рассмотреть жалобу по существу, признать жалобу обоснованной и выдать предписание об устранении нарушений законодательства.
Представители ответчика с доводами жалобы не согласились и указали, что аукционная документация составлена в соответствии с законодательством о контрактной системе, в связи с чем просили признать жалобу необоснованной.
В ходе рассмотрения жалобы ООО "Стройинвест" и проведенной в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссией Смоленского УФАС России по контролю в сфере закупок установлено следующее.
Извещение о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе размещены 13.09.2016 в единой информационной системе в сфере закупок.
Начальная (максимальная) цена контракта - 30 289 807 руб. 00 коп.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 04.10.2016 было подано 2 (две) заявки. В ходе рассмотрения первых частей заявок 2 (два) участника были допущены к участию в открытом аукционе в электронной форме.
В протоколе проведения электронного аукциона от 26.09.2016 содержатся итоговые предложения о цене контракта от 1 (одного) участника аукциона, который предложил цену контракта в размере 30 138 357 руб. 96 коп.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 07.10.2016 заявка на участие в аукционе в электронной форме участника с присвоенным номером 2 (ООО "Рославльская ДСПМК") признана соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе в электронной форме, в связи с чем, ООО "Рославльская ДСПМК" было признано победителем электронного аукциона.
Комиссия Смоленского УФАС России рассматривая доводы заявителя изложенные в жалобе пришла к следующим выводам.
1) По мнению заявителя, в нарушение требований законодательства в сфере закупок, заказчик в проекте контракта не указал, в отношении определения размера пени начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, что пеня устанавливается в размере "не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации", что предусмотрено п. 6 "Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N1063 (далее - Постановление Правительства N1063).
Согласно ч. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с ч. 7 ст. 34 Закона о контрактной системе, пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем)
Порядок определения пени утвержден Постановлением Правительства N1063, при этом п. 6 указанного постановления определяет, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле: П = (Ц - В) x С, где: Ц - цена контракта; В - стоимость фактически исполненного в установленный срок поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов; С - размер ставки.
Комиссия Смоленского УФАС России установила, что заказчик в проекте контракта установил условия об ответственности поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, которые соответствуют требованиям законодательства в сфере закупок, в частности п. 6 Постановление Правительства N1063, а именно:
"9.3. В случае задержки Подрядчиком срока начала и/или завершения работ по объекту (начальный и конечный сроки выполненных работ) Подрядчик обязан уплатить Заказчику пени за каждый день просрочки исполнения обязательства, в размере не менее 1/300 действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Банка России от цены Контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Контрактом и фактически исполненных Подрядчиком.
9.4. За невыполнение или ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств по срокам выполнения работ в соответствии с разделом 5 настоящего Контракта, Подрядчик уплачивает Заказчику пени в размере не менее 1/300 действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Банка России от цены Контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Контрактом и фактически исполненных Подрядчиком.
9.7. Пени начисляются за каждый день просрочки исполнения Подрядчиком обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства, рассчитываются в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063, и определяются по формуле П = (Ц - В) x С (где Ц - цена Контракта; В - стоимость фактически исполненного в установленный срок Подрядчиком обязательства по Контракту, определяемая на основании документа о приемке результатов выполнения работ, в том числе отдельных этапов исполнения Контракта; С - размер ставки)".
Таким образом, доводы заявителя в данной части являются необоснованными.
2) По мнению заявителя, в нарушение требований законодательства о контрактной системе, заказчиком в проекте контракта, не установлены все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Постановлением Правительства N1063 для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта.
В соответствии с ч. 5 ст. 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе, штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В проекте контракта заказчиком установлены следующие размеры штрафов:
"9.8. В случае не предоставления Подрядчиком в установленный п. 5.1.2. настоящего Контракта срок оформленной исполнительной документации в полном объеме по объекту Подрядчик обязан уплатить Заказчику штраф в размере, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063:
- 5 процентов цены Контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей, что составляет___________ руб.________ коп.
9.9. При невыполнении Подрядчиком работ по устранению недостатков и дефектов результата выполненных работ в течение гарантийного срока Заказчик вправе для их устранения привлечь другую организацию с оплатой расходов за счет Подрядчика, взыскав с Подрядчика штраф в размере, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063:
- 5 процентов цены Контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей, что составляет___________ руб.________ коп.
9.10. В иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных настоящим Контрактом, Подрядчик уплачивает Заказчику штраф в размере, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063:
- 5 процентов цены Контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей, что составляет___________ руб.________ коп".
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства N 1063, размер штрафа устанавливается условиями контракта в виде фиксированной суммы, рассчитываемой как процент цены контракта или ее значения, определяемого в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе (далее - цена контракта).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 30 289 807 руб. 00 коп.
Согласно п. 4 Постановления Правительства N1063, за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, а именно 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей.
Комиссия Смоленского УФАС России, учитывая, что заказчиком в документации установлен процент штрафа в соответствии требований Постановления Правительства N1063 за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств предусмотренных контрактом, а так же то, что законодательство о контрактной системе не обязывает устанавливать все возможные значения размеров штрафа, предусмотренных Постановлением Правительства N1063 для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта, приходит к выводу о необоснованности доводов заявителя в указанной части.
3) По мнению Заявителя, в аукционной документации на выполнение по реконструкции автомобильной дороги неправомерно установлено требование о наличии у участников закупки свидетельства СРО о допуске к конкретным видам строительных работ вместо свидетельства СРО на генподряд.
Согласно п. 1 ч. 1 с. 31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 52 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
В ч. 3 ст. 52 ГрК РФ определено, что лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным ч. 2 ст. 52 ГрК РФ, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
В силу ч. 3.1 ст. 52 ГрК РФ в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в ч. 4 ст. 55.8 ГрК РФ перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Перечень видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, в соответствии с ч. 4 ст. 55.8 ГрК РФ устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Такой перечень утвержден приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N624 (далее - Приказ N624).
Согласно письму Минэкономразвития России от 06.04.2015 NД28и-893 если предметом торгов является проведение работ, на которые в соответствии с положениями ГрК РФ требуется выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к таким видам работ, то заказчику необходимо установить требование о представлении в составе заявки соответствующего свидетельства с указанием видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, а участник закупки, в данном случае, обязан представить такое свидетельство.
При этом участник закупки должен представить в составе заявки свидетельство о допуске к работам по генподряду или представить допуски по видам работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, в соответствии с требованиями, установленными заказчиком.
Таким образом, градостроительное законодательство Российской Федерации выделяет конкретные виды работ по строительству и работы по организации строительства. Строительство может осуществляться лично либо с привлечением субподрядчиков.
В п. 17 Информационной карты электронного аукциона установлены требования в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, в том числе наличие свидетельства о допуске к строительным работам, выданного саморегулироемой организацией, на следующие виды работ (номер подпункта раздела III Приказа N 624, наименование вида работ):
- п. 25. Устройство автомобильных дорог и аэродромов;
Статьей 706 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В данном случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Комиссия Смоленского УФАС России приходит к выводу о том, что установление в аукционной документации требования о наличии у участников закупки свидетельства СРО о допуске только к конкретным видам строительных работ, ограничивает число потенциальных участников аукциона, поскольку участники аукциона, имеющие допуски к выполнению работ по организации строительства, но не имеющие выданного саморегулироемой организацией свидетельства о допуске к указанным выше видам строительных работ, могли быть лишены возможности принять участие в таком аукционе.
Согласно ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе, заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в аукционной документации требования о наличии у участников закупки свидетельства СРО о допуске только к конкретным видам строительных работ, нарушают п. 1 ч. 1 ст. 31, ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.
В ходе проведенной внеплановой проверки Комиссией Смоленского УФАС России в действиях муниципального заказчика иных нарушений законодательства о контрактной системе не установлено.
Вместе с тем, выявленные в результате рассмотрения жалобы нарушения Закона о контрактной системе в действиях заказчика не повлияли на результат электронного аукциона.
Изучив все материалы по жалобе, руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе Комиссия Смоленского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Стройинвест" на действия муниципального заказчика - Администрации Грязенятского сельского поселения Рославльского района Смоленской области, уполномоченного органа - Администрации муниципального образования "Рославльский район" Смоленской области при проведении электронного аукциона на реконструкцию автомобильной дороги д. Гореново (участок автодороги д. Гореново - до автодороги Ершичи-Рославль в границах населенного пункта д. Гореново) (извещение N 0163300017716000455) обоснованной в части нарушения п. 1 ч. 1 ст. 31, ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях муниципального заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 31, ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать, так как выявленные нарушения не повлияли на результат электронного аукциона.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель Комиссии |
|
Н.А. Акжитова |
Заместитель председателя Комиссии |
|
В.П. Епейкин |
Член Комиссии |
|
И. В. Савельев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области от 12 октября 2016 г. N 227/16-ГЗ/Ж
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.10.2016