Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Континент" (далее - Заявитель) на действия заказчика - СКК "Вулан" - научно-клинический филиал ФГБУ "РНЦ МРиК" Минздрава России при проведении электронного аукциона: "Выполнение работ по капитальному ремонту объектов СКК "Вулан"" (извещение N 0373100108116000109) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что аукционная документация составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе. Документация электронного аукциона ("Техническая часть документации") содержит требования противоречащие ГОСТ (например по п. 8,9).
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился. Документация составлена в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ФКУЗ "Центр восстановительной медицины и реабилитации "Сосновый" МВД России" проводился электронный аукцион: "Текущий ремонт ограждений" (извещение N 0318100059216000037).
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 113 897,00 рублей.
Согласно п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В приложении N1 к Техническому заданию "Требования к материалам и оборудованию" аукционной документации установлено:
- п. 1 "Бруски обрезные - пиломатериалы хвойных пород (лиственница или сосна или ель или кедр или пихта) длиной 4-6,5 м, шириной 75-150 мм, толщиной 40-75 мм, сортом 1 или 2 или 3 или 4. Сучки: Сросшиеся здоровые, а в брусьях и частично сросшиеся и несросшиеся здоровые: должны допускаться размером в долях ширины стороны и в количестве на любом однометровом участке длины на каждой из сторон, не более: пластевые и ребровые: размер _, кол-во 4. кромочные - размером во всю кромку, кол-во 3. Частично сросшиеся: допускаются в общем числе сросшихся здоровых сучков размером в долях ширины стороны и в количестве на любом однометровом участке длины на каждой из сторон, не более: пластевые и ребровые: размер 1/3, кол-во 3, кромочные размер 2/3 количество 2". Заказчик требует соответствие товара ГОСТ 8486-86
В Инструкции по заполнению заявки говорится следующее: "Значения показателей не должны допускать разночтения или двусмысленное толкование, т.е. должны быть конкретными_. Не допускается указание неконкретных характеристик товара, в том числе указание нескольких товарных знаков (моделей) или указание товарного знака со словами "или эквивалент" в отношении одного товара. В предложении участника не допускается наличие слов: "примерно", "возможно", "допускается", "не допускается", "должно быть", "не должно быть", а также иных слов, не позволяющих однозначно идентифицировать товар, при его поставке (использовании при выполнении работ, оказании услуг). Представление в заявке не конкретных показателей товара будет расцениваться Единой комиссией как несоответствие заявки требованиям документации об аукционе и приведет к отклонению заявки на участие в аукционе".
Учитывая положения Инструкции, заказчик потребовал от участников по позиции указать конкретные значения показателя сросшихся, частично сросшихся и несросшихся сучков. Вместе с тем, заказчиком не учтено, что в соответствии с ГОСТ 8486-86 данные показатели не являются конкретными и указаны в качестве допустимых норм ограничения пороков. Предоставить в первой части заявки конкретное количественное содержание дефектов не представляется возможным.
Аналогичным образом Заказчик требует указать конкретное количество сучков и конкретные показатели их размеров по позициям 2,3.
- в п. 1-3 Заказчик устанавливает наименование показателя, не соответствующее ГОСТ 8486-86: "Параметр шероховатости поверхности пиломатериалов должен быть 1250-1600 мкм". Согласно п. 2.5 ГОСТ 8486-86 "Параметр шероховатости поверхности пиломатериалов не должен превышать 1250 мкм для отборного, 1, 2 и 3-го сортов, а для 4-го сорта - 1600 мкм". Таким образом, Заказчиком незаконно изменено наименование параметра шероховатости -
- в п. 2 Заказчиком установлены противоречивые требования: "Доски обрезные хвойных пород длиной: 4-6,5 м, шириной 75-150 мм, толщиной 25 мм, II сорта. Доски обрезные - пиломатериалы хвойных пород (лиственница или сосна или ель или кедр или пихта) длиной 4-6,5 м, шириной 75-150 мм, толщиной 25 мм, сорта одного из: 1,2,3,4". Таким образом, Заказчик вводит участников закупки в заблуждение.
Согласно Инструкции по заполнению заявки "При описании показателей предлагаемых товаров участник закупки должен исчерпывающим образом указать все характеристики товара, по которым заказчиком в техническом задании документации об аукционе установлены минимальные и (или) максимальные значения или указаны значения, которые не могут изменяться. Не указание всех необходимых характеристик товара будет расцениваться Единой комиссией как несоответствие заявки требованиям документации и приведет к отказу в допуске к участию в аукционе". Исходя из этого, требование о том, что доски должны быть II сорта не подлежит изменению и должно быть обязательно указано участниками закупки, но в то же время участникам закупки разрешено предложить сорт 1,2,3,4.
Кроме того, Заказчик требует: "Параметр шероховатости поверхности пиломатериалов должен быть 1250-1600 мкм". Однако, согласно п. 2.5 ГОСТ 8486-86 "Параметр шероховатости поверхности пиломатериалов не должен превышать 1250 мкм для отборного, 1, 2и 3-го сортов, а для 4-го сорта - 1600 мкм". Следовательно, требование, чтобы параметр шероховатости для досок II сорта был не более 1600 мкм не соответствует ГОСТу, по которому он не может быть более 1250 мкм.
- в п. 7 установлены следующие требования: "Диаметр резьбы d (пред. откл. h14), мм: 6. Внутренний диаметр резьбы d2, не более 4,2. Шаг резьбы Р (пред, откл. 0,2 Р) 2,5. Диаметр головки D: 11-15. Высота головки К: 4,0-5,5". Таким образом, Заказчиком единица измерения установлена только применительно к диаметру резьбы. Единицы измерения других параметров Заказчиком не указаны.
Аналогичные требования установлены заказчиком в п.8-10 приложения N1 к Техническому заданию аукционной документации.
- в п. 10 установлены следующие требования: "Шурупы с полукруглой головкой. Диаметр резьбы d (пред. откл. h14), мм: 2-3. Внутренний диаметр резьбы d2, 1,5-2,0. Шаг резьбы Р (пред, откл. 0,2 Р) 1,0-1,5. Диаметр головки D: 3-6 . Высота головки К: 1,5-2,5. Номер крестообразного шлица: 1. Диаметр крестообразного шлица м: 2,0-3,0. Глубина крестообразного шлица h, не более 1,3. Диаметр шурупа d: 2-3. Длина шурупа l: 16-25. Теоретическая масса 1000 шт. стальных шурупов, кг: 0,2-1,5. Требуется соответствие шурупов ГОСТам 1144-80, 1145-80".
Согласно ГОСТ 1144-80 Масса стальных шурупов
Длина шурупа l , мм |
Теоретическая масса 1000 шт. стальных шурупов, кг " при номинальном диаметре резьбы d, мм |
|||||||||
1,6 |
2 |
2,5 |
3 |
3,5 |
4 |
5 |
6 |
8 |
10 |
|
7 |
0,13 |
0,20 |
0,33 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
10 |
0,16 |
0,26 |
0,42 |
0,64 |
0,89 |
- |
- |
- |
- |
- |
13 |
0,20 |
0,32 |
0,51 |
0,77 |
1,07 |
1,44 |
2,40 |
- |
- |
- |
16 |
- |
0,38 |
0,60 |
0,90 |
1,25 |
1,67 |
2,76 |
- |
- |
- |
18 |
- |
- |
0,66 |
0,99 |
1,36 |
1,83 |
3,00 |
4,53 |
- |
- |
20 |
- |
- |
0,71 |
1,08 |
1,48 |
1,98 |
3,24 |
4,88 |
- |
- |
22 |
- |
- |
0,77 |
1,16 |
1,60 |
2,14 |
3,49 |
5,22 |
- |
- |
25 |
- |
- |
0,86 |
1,30 |
1,78 |
2,36 |
3,85 |
5,74 |
- |
- |
Таким образом, шуруп, требуемый заказчику, имеющий длину в диапазоне от 16 до 25, не может иметь массу 0,2 кг.
- в п. 14 установлены следующие требования: "Шайба плоская. Назначение представляет собой увеличенную крепежную деталь с отверстием, которая может подкладывается под гайку, головку винта или болта. Класс точности А; С. Поверхности шайб должны быть без трещин, раковин, надрывов, острых кромок, заусенцев, ржавчины. Диаметр резьбы крепежной детали от 8 до 10; от 12 до 16; от 20 до 24 мм. Наружный диаметр не более 72 мм. Внутренний диаметр не менее 8,4 мм. Толщина шайбы не больше 5 мм. Теоретическая масса 1000 шт. не более 139 кг. Должна соответствовать требованиям ГОСТ 11371".
ГОСТ 11371 установлены следующие показатели массы шайб:
Масса стальных шайб
Диаметр резьбы крепежной детали, мм |
Теоретическая масса 1000 шт., кг, для исполнений |
||
1 |
2 |
||
Класс точности | |||
С |
А |
||
1,0 |
0,020 |
0,020 |
- |
1,2 |
0,026 |
0,026 |
- |
1,4 |
0,025 |
0,025 |
- |
1,6 |
0,024 |
0,024 |
- |
2,0 |
0,036 |
0,037 |
- |
2,5 |
0,085 |
0,088 |
- |
3,0 |
0,115 |
0,119 |
- |
3,5 |
- |
0,155 |
- |
4,0 |
0,299 |
0,308 |
- |
5,0 |
0,430 |
0,443 |
0,413 |
6,0 |
0,990 |
1,016 |
0,925 |
8,0 |
1,725 |
1,828 |
1,706 |
10,0 |
3,438 |
3,571 |
3,333 |
12,0 |
6,066 |
6,270 |
5,824 |
14,0 |
8,377 |
8,612 |
8,089 |
16,0 |
10,976 |
11,295 |
10,491 |
18,0 |
13,976 |
14,697 |
13,782 |
20,0 |
16,361 |
17,156 |
16,157 |
22,0 |
17,470 |
18,339 |
17,285 |
24,0 |
31,058 |
32,315 |
30,211 |
Таким образом, максимально требуемые Заказчиком шайбы диаметром резьбы 24 мм могут иметь массу максимум 32,315 кг, а не 139 кг, как требует Заказчик.
- в п. 19 (бетон) Заказчиком установлены следующие требования: "Бетон тяжелый Класс бетона: не ниже В 3,5.Марка бетона: не ниже М 50. Морозостойкость не ниже F 150.Водопроницаемость: должна быть W2- W 4.Средняя прочность бетона, кг/ см2, не более: 46,0.Марка по осадке конуса: П1-П4.Осадка конуса, см,: 1-4 или 5-9 или 10-15 или 16-20.Допустимые отклонения показателя осадки конуса, см, не более: +/- 2.Расслаиваемость, по водотделению, % не более: 0,8 Расслаиваемость, по раствороотделению, % не более: 4,0. В качестве крупного заполнителя необходимо использовать щебень из изверженных и метаморфических пород или щебень из осадочных пород или щебень из гравия и гравий. Наибольшая крупность зерен, мм, 20. Фракции крупного заполнителя, мм должны быть от 5(3) до 10 и св. 10 до 20. Содержание отдельных фракций в крупном заполнителе в составе бетона должно быть, %: от 5(3) до 10 мм (25-40) св. 10 до 20 (60-75). Марка щебня из природного камня : не менее 300.Содержание зерен слабых пород в щебне, %, по массе: не более 15. Содержание глины в комках по массе, %, не более - 0,5. Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы в крупном заполнителе не должно превышать 35 % по массе. Допустимое содержание пород и минералов, отнесенных к вредным примесям в заполнителях: аморфные разновидности диоксида кремния, растворимого в щелочах (халцедон, опал, кремень и др.) - не более 50 ммоль/л; сера, сульфиды, кроме пирита (марказит, пирротин и др.) и сульфаты (гипс, ангидрит и др.) в пересчете на SО3 - не более 1,5% по массе для крупного заполнителя и 1,0% по массе - для мелкого заполнителя; пирит в пересчете на SО3 - не более 4% по массе; слоистые силикаты (слюды, гидрослюды, хлориты и др., являющиеся породообразующими минералами) - не более 15% по объему для крупного заполнителя и 2% по массе - для мелкого заполнителя; магнетит, гидрооксиды железа (гетит и др.), апатит, нефелин, фосфорит, являющиеся породообразующими минералами, - каждый в отдельности не более 10%, а в сумме - не более 15% по объему; галоиды (галит, сильвин и др.), включающие водорастворимые хлориды, в пересчете на ион хлора - не более 0,1% по массе для крупного заполнителя и 0,15% по массе - для мелкого заполнителя; свободное волокно асбеста - не более 0,25% по массе; уголь - не более 1% по массе. Содержание пылевидных и глинистых частиц, не более 1-3%. В качестве мелкого заполнителя для тяжелого бетона необходимо использовать природный песок крупностью от 0,14 до 5мм. Бетон должен соответствовать ГОСТу 26633-2012".
- п. 23 Заказчик описывает требования к раствору готовому кладочному цементному: "В качестве вяжущих материалов должен применяться цемент для строительных растворов в соответствии с требованиями ГОСТ 25328-82. Основной состав цемента для строительных растворов: кварцевый песок с содержанием оксида кремния SiО2 более 89 %; содержание глинистых, илистых и мелких пылевидных фракций величиной менее 0,05 мм должно быть менее 4 %; содержание клинкера в цементе должно быть более 19 % массы цемента. Предел прочности цемента при сжатии в 28-суточном возрасте должен быть не менее 19,6 МПа (200 кгс/см2)".
- п. 27 Заказчику требуется "Раствор готовый отделочный" для которого установлены следующие требования: "Содержание вредных примесей в заполнителях не должно превышать требований ГОСТ к мелким заполнителям, а именно:аморфные разновидности диоксида кремния, растворимого в щелочах (халцедон, опал, кремень и др.) - не более 50 ммоль/л;сера, сульфиды, кроме пирита (марказит, пирротин и др.) и сульфаты (гипс, ангидрит и др.) в пересчете на - 1,0% по массе - для мелкого заполнителя;пирит в пересчете на - не более 4% по массе;слоистые силикаты (слюды, гидрослюды, хлориты и др., являющиеся породообразующими минералами) - не более 2% по массе - для мелкого заполнителя;магнетит, гидрооксиды железа (гетит и др.), апатит, нефелин, фосфорит, являющиеся породообразующими минералами, - каждый в отдельности не более 10%, а в сумме - не более 15% по объему;галоиды (галит, сильвин и др.), включающие водорастворимые хлориды, в пересчете на ион хлора - не более 0,15% по массе - для мелкого заполнителя;свободное волокно асбеста - не более 0,25% по массе; уголь - не более 1% по массе".
Участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Обязанность производителей доводить до сведения неограниченного круга лиц конкретных характеристик материалов, таких как химический состав и подобных, используемых при производстве определенного товара, не закреплена действующим законодательством.
Указанная информация отсутствуют в свободном доступе, что не позволяет участнику закупки подать корректное предложение в отношении поставляемого товара, также процентное соотношение тех или иных компонентов, природа их возникновения и источники получения могут представлять из себя секрет производства того или иного производителя, что не позволяет участнику закупки подать корректное предложение на участие в электронном аукционе.
Требование Заказчика о представлении конкретных химических показателей материалов, из которых должен быть изготовлен товар, используемый при выполнении работ нарушает п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе. Указание требований к химическому составу товаров Законом не предусмотрено.
Таким образом, документация об электронном аукционе составлена с нарушениями Закона о контрактной системы, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь ч. 1,3,4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Континент" обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика - СКК "Вулан" - научно-клинический филиал ФГБУ "РНЦ МРиК" Минздрава России ч.3. ст.7, п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - СКК "Вулан" - научно-клинический филиал ФГБУ "РНЦ МРиК" Минздрава России выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы для решения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 27 июля 2016 г. N ЭА-1040/2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.08.2016