Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия):
в отсутствие представителя ИП Быковой О.В., в присутствии представителя ФГБОУ ВО "Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма", рассмотрев жалобу ООО "Континент" (далее - Заявитель) на действия ФГБОУ ВО "Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона: "Капитальный ремонт общежития Литер: А, А1, под/А, под/А1, А2, А3, расположенного по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, г. Краснодар, Центральный округ, ул. Длинная, 183" (извещение N 0318100005716000011) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Федеральный закон N44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения документации об электронном аукционе. В своей жалобе ИП Быкова О.В. указывает, что в описании объекта закупки установлены требования к товарам, используемым при выполнении работ, которые не соответствуют действующим ГОСТам и носят необъективный (избыточный) характер, что является нарушением ст. 33 Закона о контрактной системе, а именно позиции 2, 4, 16, 19.
Представители Заказчика, с доводами, изложенными в жалобе, не согласны. Документация разработана в полном соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
ФГБОУ ВО "Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма" проводился электронный аукцион: "Капитальный ремонт общежития Литер: А, А1, под/А, под/А1, А2, А3, расположенного по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, г. Краснодар, Центральный округ, ул. Длинная, 183" (извещение N 0318100005716000011).
Начальная (максимальная) цена контракта - 5 511 887,00 рублей.
Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной (ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе).
На основании п.п. 1), 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе).
Согласно п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с инструкцией по заполнению заявки при предоставлении сведений под конкретными показателями понимаются характеристики товаров (материалов), установленные заказчиком в "Требованиях к значениям показателей (характеристик) товаров (материалов), используемых при выполнении работ, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям" (далее по тексту инструкции - Сведения о товарах). При описании товаров (материалов) участники размещения заказа руководствуются следующими положениями инструкции:
Все сведения, содержащиеся в заявке участника закупки, не должны допускать двусмысленных толкований. В значениях показателей предложения участника не должно содержаться слов: "или эквивалент", "должен (-на; -но;-ны)" "не должен (-на; -но;-ны)", "может", "не может", "могут", "не могут", "не должен (-на; -но;-ны) быть", "должен (-на; -но;-ны) быть", "требуется (-ются)", "не требуется (-ются)", "необходим (-мо, -мы, -ма), "быть", "допускается (-ются)", "не допускается (-ются)", "допустимый/допускаемый (-ая, -ое, -ые, -ую, -ых)".
- в случае установления в Сведениях о товарах соответствующего минимального значения показателя товара с использованием слов/словосочетаний/символов "не менее", "не ниже
", "
", "наименьший (-ая; -ее; -ие во всех падежах, кроме выражений "наименьший размер", "наименьший номинальный размер" во всех падежах)" участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать единицу измерения показателя, конкретное значение показателя, равное или превышающее установленное заказчиком минимальное значение показателя товара без использования слов/словосочетаний/символов "не менее_", "не ниже
", "
", "наименьший (-ая; -ее; -ие во всех падежах)".
- в случае установления в Сведениях о товарах соответствующего максимального значения показателя товара с использованием слов/словосочетаний/символов "не более", "не выше", "до", "
", "наибольший (-ая; -ее; -ие во всех падежах, кроме выражений "наибольший размер", "наибольший номинальный размер", "наибольшая крупность" во всех падежах)" участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать единицу измерения показателя, конкретное значение показателя, не превышающее установленного заказчиком максимального значения показателя товара без использования слов/словосочетаний/символов "не более", "не выше
", "до", "
", "наибольший (-ая; -ее; -ие во всех падежах)".
- в случае установления в Сведениях о товарах соответствующего минимального значения показателя товара с использованием слов/словосочетаний/символов "более_", "выше_", "от"", ">", "минимальный (-но; -ая; -ое; -ые; -ую во всех падежах)" участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать единицу измерения показателя, конкретное значение показателя, превышающее установленное заказчиком минимальное значение показателя товара без использования слов/словосочетаний/символов "более_", "выше_", "от"", ">", "минимальный (-но; -ая; -ое; -ые; -ую во всех падежах)".
- в случае установления в Сведениях о товарах соответствующего максимального значения показателя товара с использованием слов/словосочетаний/символов "менее_", "ниже_", "<", "предельный (-но; -ая; -ое; -ые во всех падежах, кроме выражений "предельное отклонение" во всех падежах)" участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать единицу измерения показателя, конкретное значение показателя, не превышающее и не равное по значению установленному заказчиком максимальному значению показателя товара без использования слов/словосочетаний/символов "менее_", "ниже_", "предельный (-но; -ая; -ое; -ые во всех падежах)".
В "Требованиях к содержанию, характеристикам (показателям, параметрам) основных материалов, изделий, конструкций и оборудования, используемых при выполнении работ" аукционной документации установлено:
Позиция 16 "Болты с гайками и шайбами": разрушающая нагрузка болта должна быть не менее 46400 Н; номинальное напряжение от пробной нагрузки болта должна быть не более 650 Мпа; твердость болтов по Бриннелю, HBW, F=30D2, не должна быть более 342; твердость болта по Виккерсу, HV, F 98H; твердость болта по Роквелу, HRC, F=30D2 должна быть не менее 22; твердость гайки по Роквелу, HRC, не должна быть более 36; твердость гайки по Бриннелю HB, должна быть до 336; твердость гайки по Виккерсу, HV, должен быть до 353; пробная нагрузка гайки должна быть не менее 5055 Н; испытательное усилие предварительной затяжки гайки не должно быть менее 26960 Н.
Таким образом, с учетом положений инструкции по заполнению заявки, Заказчик требует указать конкретные показатели товара, при этом данные показатели можно установить только по результатам испытаний, например:
ГОСТ 9012-59 (ИСО 410-82, ИСО 6506-81) Металлы. Метод измерения твердости по Бринеллю;
ГОСТ 9013-59 (ИСО 6508-86) Металлы. Метод измерения твердости по Роквеллу.
Позиция 2 "Шпатлевка клеевая": Шпатлевка должна быть предназначена для работ по выравниванию стен и потоков внутри зданий и сооружений. Представителем Заказчика пояснено, что при описании требований по позиции 2 "Шпатлевка клеевая" допущена техническая ошибка, данную фразу необходимо читать как "для работ по выравниванию стен и потолков внутри зданий и сооружений". Однако, изменение в аукционную документацию, в соответствии с ч. 6 ст. 65 Закона о контрактной системе, Заказчиком не внесены, в связи с чем, информация, размещенная в единой информационной системе не является достоверной.
Позиция 19 "Смесь сухая": количество коды затворения на 1 кг сухой смеси 0,3_0,4. В соответствии с инструкцией по заполнению заявки "в случае установления в Сведениях о товарах соответствующих значений, для которых указаны минимальные и максимальные значения показателей с использованием знака "_" участник закупки в первой части заявки указывает одно конкретное значение, при этом минимальным является значение, указанное до знака "_", максимальным - значение, указанное после знака "_", при этом крайнее максимальное значение при описании требований со знаком "_" не удовлетворяет потребностям заказчика". Таким образом, Заказчик предъявляет требование к процессу выполнения работ, а не качественным, техническим и функциональным характеристикам поставляемого товара. Участник закупки на момент подачи заявки не может знать точное количество коды затворения на 1 кг сухой смеси.
Вышеуказанные нарушения Заказчиком Закона о контрактной системе содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Позиция 4 "Клей": область применения должна быть, в том числе, для приклеивания линолеума, обоев, керамической плитки на бетонные или деревянные поверхности. Согласно инструкции по заполнению заявки "все сведения, содержащиеся в заявке участника закупки, не должны допускать двусмысленных толкований. В значениях показателей предложения участника не должно содержаться слов: "или эквивалент", "должен (-на; -но;-ны)" "не должен (-на; -но;-ны)", "может", "не может", "могут", "не могут", "не должен (-на; -но;-ны) быть", "должен (-на; -но;-ны) быть", "требуется (-ются)", "не требуется (-ются)", "необходим (-мо, -мы, -ма), "быть", "допускается (-ются)", "не допускается (-ются)", "допустимый/допускаемый (-ая, -ое, -ые, -ую, -ых)". В случае установления в Сведениях о товарах соответствующих значений показателей с использованием союза "или" - такие показатели изменению не подлежат".
Таким образом, положения инструкции по заполнению заявки позволяют сформировать заявку на участие в аукционе по данной позиции.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Быковой О.В. обоснованной в части установления необъективных требований к описанию объекта закупки по позициям 2, 16, 19.
2. Признать в действиях Заказчика - ФГБОУ ВО "Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма" нарушение ч. 3 ст. 7, п.п. 1), 2) ч. 1 ст. 33, п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что Заказчику - ФГБОУ ВО "Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма" выдано предписание N 354 от 03.08.2016 по делу N ЭА-1070/2016 об устранении нарушений Закона о контрактной системе, повторно предписание не выдавать, материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу, повторно не передавать.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 3 августа 2016 г. N ЭА1064/2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.08.2016