Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ИП Капкаевой <_> (далее - Заявитель) на действия заказчика - ФКУЗ "Санаторий "Салют" МВД РФ" при проведении электронного аукциона: "Поставка бытовой и профессиональной химии, профессиональных хозяйственных материалов для номерного фонда, пищеблоков и прачечной на 2-е полугодие 2016 г. для нужд ФКУЗ "Санаторий "Салют" МВД России" (извещение N 0318100066416000189) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что аукционная документация составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе. Заявитель указывает, что заказчиком установлены требования к материалам, не соответствующие ГОСТ (по п.1-7). Кроме того, заказчиком в п.1 установлены конкретные требования к размерам тары. В документации отсутствуют даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений аукционной документации.
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился. Документация составлена в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ФКУЗ "Санаторий "Салют" МВД РФ" проводился электронный аукцион: "Поставка бытовой и профессиональной химии, профессиональных хозяйственных материалов для номерного фонда, пищеблоков и прачечной на 2-е полугодие 2016 г. для нужд ФКУЗ "Санаторий "Салют" МВД России" (извещение N 0318100066416000189).
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 799 995,25 рублей.
Согласно п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
- требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В разделе IV "Описание объекта закупки. Требования заказчика" аукционной документации Заказчик установил следующие требования к товарам (материалам), используемым при выполнении работ:
- п. 1 "Средство для мытья стекол": Должно эффективно удалять пыль, грязь, потеки, не оставлять пятен и разводов. Должно подходить для мытья витрин, окон, зеркал, автомобильных и мебельных стекол. Должно быстро высыхать, придавая поверхностям сверкающий блеск и устойчивый запах свежести. Состав: вода, изоприловый спирт, менее 5% неиногенное ПАВ, водный раствор аммиака, краситель, отдушка. Фасовка: пластиковая прозрачная бутылка объемом более 450мл, но менее 600мл с курковым распылителем. Размер тары: (ВхШхД) 290х48х85мм.
- п. 6 "Освежитель воздуха": Должен эффективно устранять неприятные запахи и увлажнять воздух, надолго наполнять помещение нежным тонким ароматом. Должен содержать натуральные отдушки. Должен быть безопасным для окружающей среды. Не должен содержать хлорфторуглеводородов. Состав: натрия нитрит <5%, метилхлоризотиазолинон и метилизотиазолинон <5%, сорбитанолеат <5%, триэтиленгликоль <5%, парфюмерная композиция <5%, вода >30%, пропан и бутан и изобутан >15%. Упаковка: металлический аэрозольный баллон. Поверхность баллона должна быть без признаков ржавчины, подтеков. Распылительная головка должна быть изготовлена из полимерного материала без дефектов, не спадать. Должен быть вертикальный уровень распыления. Объем должен быть не менее 300 мл.
- п.7 "Мыло туалетное": Туалетное мыло должно быть предназначено для гигиенических целей. Должно быть изготовлено на основе натуральных экологически чистых природных компонентов. Должно обладать интенсивным смягчающим эффектом, антиоксидантным действием. Должно смягчать и увлажнять кожу лица и рук. Состав: натриевые соли жирных кислот натуральных жиров и масел, вода, глицерин, диоксид титана, ЭДТА, парфюмерная композиция. Не допускаются на поверхности мыла трещины, полосы, выпоты, пятна, нечеткий штамп. Консистенция должна быть твердая на ощупь, в разрезе однородная. Мыло должно быть в виде кусков массой более 80 г, но не более 100 г в индивидуальной полиэтиленовой упаковке. Срок хранения не менее 23 месяцев с даты изготовления на упаковке.
Аналогичные требования к характеристикам товаров (материалов), используемых при выполнении работ содержатся также по ряду других позиций.
В соответствии с разделом III "Форма и Инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе в электронной форме" "В случае, если в разделе "Раздел IV. Описание объекта закупки. Требования заказчика" указаны максимальные (не более, менее) и/или минимальные (не менее, более) значения показателей, а также одновременно минимальные и максимальные значения, разделенные "тире", "дефисом" - участником данные показатели должны быть конкретизированы, т.е. без указания слов "не менее/не более", "менее/более", "максимальное значение", "минимальное значение", "от", "до". При указании слов "или", "*", "не более", "не менее", "более", "менее", "ниже", "выше", "ранее", "не ранее", "не ниже", "не выше", "не должно превышать", участник должен сделать конкретное предложение без указания слов "или", "", "не более", "не менее", "более", "менее", "ниже", "выше", "ранее", "не ранее", "не ниже", "не выше", "не должно превышать". Первая часть заявки не должна содержать фразы "предпочтительно", "допускается" / не "допускается", "должно быть", "возможно", "может быть" или аналогичные формулировки, не позволяющие однозначно определить наличие, либо отсутствие данной характеристики в товаре. В случае использования в техническом задании следующих знаков: - "больше или равно", - "меньше или равно", > - "более"; < - "менее", по данным значениям участнику необходимо сделать конкретное предложение, согласно настоящей инструкции по заполнению заявки".
Участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Обязанность производителей доводить до сведения неограниченного круга лиц конкретных характеристик материалов, таких как химический состав и подобных, используемых при производстве определенного товара, не закреплена действующим законодательством. Многие показатели определяются по результатам испытаний.
Требование к указанию участником закупки в составе заявок конкретных показателей материалов, используемых при производстве товаров, необходимых к применению при выполнении работ, являющихся объектом закупки, нарушает требования ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Обоснование использования нестандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, документация об электронном аукционе не содержит.
В соответствии с п.11) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе;
В п.6 раздела II "Информационная карта аукциона в электронной форме" аукционной документации установлено: Дата начала срока направления участниками аукциона запросов о даче разъяснений положений документации об аукционе: Со дня размещения на официальном сайте.
Дата окончания срока направления участниками аукциона запросов о даче разъяснений положений документации об аукционе: За три дня до даты окончания подачи заявок.
Исходя из вышеизложенного, документация электронного аукциона не содержит даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Таким образом, документация об электронном аукционе составлена с нарушениями Закона о контрактной системы, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь ч. 1,3,4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Капкаевой <_> обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика - ФКУЗ "Санаторий "Салют" МВД РФ" нарушение ч.3. ст.7, п.1), п.2) ч.1 ст.33, п.2), п.11) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - ФКУЗ "Санаторий "Салют" МВД РФ" (аукционной комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4.Передать материалы для решения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 18 августа 2016 г. N ЭА-1153/2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.08.2016