Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 13 октября 2016 г. N ЭА-1482/2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
рассмотрев жалобу ИП Мазанова <_> (далее Заявитель) на действия заказчика - БУЗ МО Динской район "ЦРБ" при проведении открытого электронного аукциона N 0318300469016000257 "Оказание услуг по капитальному ремонту оперблока акушерского отделения Динской ЦРБ" в части нарушения законодательства о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
ИП Мазанов <_> считает, что документация содержит нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе): в п.3.6 проекта контракта прописан срок, вводящий в заблуждение участников (15 или 10 банковский дней); сведения о товарах невозможно скопировать и распечатать, документ зашифрован; в документации отсутствуют ссылки на ГОСТы; в п.29 краска масляная МА-015 сурик железный или мумия или охра заказчиком установлены параметры массовая доля летучих веществ, %, не более 11, 5, степень перетира, мкм, не более 50, что противоречит ГОСТ, краска с заявленными параметрами не производится; в п.4 коробка распаячная установлено значение показателя ширина не менее 90 не более 10мм, что вводит в заблуждение; в п.8 труба металлополимерная установлены конкретные показатели наружный диаметр, мм 25, толщина стенки, мм, 2, внутренний диаметр, мм 16. Трубы с таким параметрами не существуют, т.к. наружный диаметр=внутренний диаметр+две толщины стенки. 16+22=20. В п.8 и п.21 в графе "Показатель, ед.изм." используются слова "менее", "более", в отношении которых в Инструкции не дается разъяснений.
Представитель заказчика пояснил, что опечатка в проекте контракта не влияет на правильность составления заявки. Размещение документации в pdf не противоречит Закону о контрактной системе. Представленные характеристики краски соответствуют ГОСТ. В п.4 участнику предлагалось выбрать коробку распаячную. Существует коробка с шириной 96мм. В Инструкции прописано: показатели в таком случае устанавливаются в связке со словосочетаниями "не более" или "не менее", или иным аналогичным образом, и содержатся в графе "Показатель, ед.изм.", а в графе "Значение" указывается их предельная величина (максимальная или минимальная). Заявитель утверждает, что трубы с параметрами, приведенными в документации, не существуют. Доказательства не предоставлены.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - БУЗ МО Динской район "ЦРБ" на официальном сайте Единой информационной системы размещены извещение и документация электронного аукциона N0318300469016000257 "Оказание услуг по капитальному ремонту оперблока акушерского отделения Динской ЦРБ". Начальная (максимальная) цена контракта 2 044 390,00 рублей. Сведения о товарах выложены в формате pdf, что не противоречит законодательству о контрактной системе, Положению о пользовании официальным сайтом. Документация доступна для ознакомления, что соответствует ч.2 ст.65 Закона о контрактной системе.
В силу ст.64 Закона о контрактной системе проект контракта является неотъемлемой частью аукционной документации. Согласно ч.27 ст.34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем). В соответствии с ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещаемая в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной. В п.3.6 проекта контракта установлено, что "в случае внесения денежных средств, в качестве обеспечения исполнения контракта, указанные денежные средства возвращаются исполнителю заказчиком при условии надлежащего исполнения своих обязательств по настоящему контракту, в течение 15 (десяти) банковских дней со дня получения заказчиком соответствующего письменного требованиям исполнителя. Таким образом, в проекте контракта присутствуют разночтения.
В соответствии с п. 2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
использование при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги потребностям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе).
В п.29 сведений о товарах, используемых при выполнении работ, заказчик описывает краску масляную марки МА-015 сурик железный или мумия или охра. В графе "Наименование показателя" следующие характеристики: массовая доля летучих веществ,%, не более, в графе значение 11,5. Аналогично изложена характеристика степень перетира, мкм, не более 50. Цвет краски заказчиком не указан. ГОСТ 8292-85 устанавливает нормы для марок МА-015 сурик железный, МА-015 мумия, МА-015 охра.
Согласно Инструкции по заполнению заявки описание объекта закупки в графе "Показатель, ед. изм." может содержать показатели, значения которых не могут быть определены одним однозначным образом (одним числовым значением), а фиксируются верхней или нижней границей, и могут изменяться в зависимости от различного рода факторов (изменение окружающей среды, воздействие иных внешних или внутренних параметров), а также в силу физической природы данных показателей. Показатели в таком случае устанавливаются в связке со словосочетаниями "не менее" или "не боле", или иным аналогичным образом, и содержатся в графе "Показатель, ед.изм.", а в графе "Значение" указывается их предельная величина (максимальная или минимальная). Словосочетание "не менее" или "не более", или аналогичное ему из графы "Показатель, ед.изм" не исключается. При этом "не менее" означает, что предельное значение, предлагаемое участником, должно быть равно или больше установленного, "не более" - равно или меньше.
Таким образом, по показателю массовая доля летучих веществ в зависимости от выбранной марки краски участники имели возможность указать показатели соответствующие ГОСТ. По показателю степень перетира, мкм заказчик требует не более 50. С учетом Инструкции участники могут предложить 50. Однако согласно указанного ГОСТа МА-015 сурик железный не более 45, МА-015 мумия не более 45, МА-015 охра не более 40. Таким образом, с учетом того, что заказчик требует МА-015 сурик железный или мумия или охра описание по данному показателю не носит объективный характер и противоречит ГОСТу (не более 50 имеет МА-015, не требуемая заказчиком).
В п.4 коробка распапячная установлено требование к ширине не менее 90 не более 10мм. По данному требованию заказчику был направлен запрос о разъяснении положений документации, на что заказчик ответил: "основные характеристики соответствуют описанию материала". На заседании Комиссии представитель заказчика и заинтересованного лица пояснили, что существует коробка шириной 96мм. Вместе с тем, с учетом изложенного требования - 96мм не соответствует требованиям (не более 10мм). Таким образом, описание не носит объективный характер.
В п.8 труба металлополимерная установлены конкретные показатели наружный диаметр, мм 25, толщина стенки, мм, 2, внутренний диаметр, мм 16. Заявитель указывает, что трубы с таким параметрами не существуют, т.к. наружный диаметр=внутренний диаметр+две толщины стенки. 16+2 2=20. Представители заказчика, заинтересованного лица предоставили сведения производителей, которые не подтверждают наличие заявленных в документации конкретных характеристик.
В п.8 и 21 в графе "Показатель, ед.изм." заказчик использует слова "менее", "более". Согласно Инструкции по заполнению заявки описание объекта закупки в графе "Показатель, ед. изм." может содержать показатели, значения которых не могут быть определены одним однозначным образом (одним числовым значением), а фиксируются верхней или нижней границей, и могут изменяться в зависимости от различного рода факторов (изменение окружающей среды, воздействие иных внешних или внутренних параметров), а также в силу физической природы данных показателей. Показатели в таком случае устанавливаются в связке со словосочетаниями "не менее" или "не боле", или иным аналогичным образом, и содержатся в графе "Показатель, ед.изм.", а в графе "Значение" указывается их предельная величина (максимальная или минимальная). Словосочетание "не менее" или "не более", или аналогичное ему из графы "Показатель, ед.изм" не исключается. При этом "не менее" означает, что предельное значение, предлагаемое участником, должно быть равно или больше установленного, "не более" - равно или меньше. В отношении "менее", "более" в Инструкции не разъяснено.
Также по результатам внеплановой проверки Комиссией установлено, что заказчиком допущено нарушение п.1) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки. Предметом контракта не является изготовление товаров. Изготовитель является лицом, ответственным за качество выпускаемой продукции и гарантирующим их соответствие ГОСТ. Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при подаче заявки иметь в наличии товар, необходимый в процессе выполнения работ, оказания услуг, а также не обязывает производителей доводить до сведения неопределенного круга лиц конкретные характеристики материала, товара, в том, числе, химический состав, характеристики компонентов, из которого изготовлен товар.
Заказчик требует указания конкретных показателей товара, которые определяются по результатам испытаний (например, предел прочности при сжатии МПА; коэффициент линейного расширения, теплопроводности, температура окружающей среды, изменение длины после прогрева при температуре, жизнеспособность раствора после разведения раствора часов, скорость отверждения, время высыхания, размер фракции и т.д.). Также в заявках заказчик требует указать время укладки плитки после нанесения раствора, минут, расход грунтовки при одном нанесении, минимальную температуру в помещении при проведении работ, продолжительность работы с раствором монтажной смеси, толщину слоя, расход, что не относится к функциональным, техническим, качественным характеристикам. В п.15 заказчик требует указать химические компоненты, входящие в материал. По указанным показателям осуществлялось отклонение заявок. В связи с тем, допущенные нарушения повлияли на результат закупки.
Допущенные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного КоАП.
Комиссия, руководствуясь ч.15 ст.99, ст.105, ч.8 ст.106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Мазанова <_> обоснованной в части наличия противоречий в проекте контракта, п.4, п.8 сведений о товарах, используемых при выполнении работ; отсутствия в Инструкции трактовки слов "менее", "более".
2. По результатам внеплановой проверки признать в действиях заказчика - БУЗ МО Динской район "ЦРБ" нарушение ч.3 ст.7, п.2) ч.1 ст.64, п.1), п.2), ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику (аукционной комиссии) - БУЗ МО Динской район "ЦРБ" выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в установленном законом порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 13 октября 2016 г. N ЭА-1482/2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.10.2016