Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Комиссия), в составе:
председателя Комиссии - Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление);
членов Комиссии:
Литвинова М.В. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Мухамбаевой А.С. - специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Управления,
в отсутствие представителей ООО "Региондизель" (далее - Общество, Заявитель), в присутствии представителя ГБУЗ Астраханской области "Александро-Мариинская областная клиническая больница" (далее - ГБУЗ АО "АМОКБ", Заказчик) (юридический адрес: 414056, г. Астрахань, ул. Татищева, 2) Зайнутдиновой М.Ш. (доверенность от 04.05.2016 N 01/1-3),
рассмотрев жалобу ООО "Региондизель" (юридический адрес: 414009, г. Астрахань, ул. Колумба, д. 181) на действия единой комиссии для проведения торгов на право заключения контракта на выполнение работ по промывке и опрессовке систем отопления зданий и сооружений по ул. Татищева,2 ГБУЗ АО "АМОКБ" (номер извещения: 0325200000616000202) (далее - Единая комиссия), на основании статей 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 12.07.2016 поступила жалоба ООО "Региондизель" на действия единой комиссии для проведения торгов на право заключения контракта на выполнение работ по промывке и опрессовке систем отопления зданий и сооружений по ул. Татищева,2 ГБУЗ АО "АМОКБ" (номер извещения: 0325200000616000202).
По мнению Заявителя, решение Единой комиссии о признании всех заявок, поданных на участие в рассматриваемой закупке, соответствующими требованиям документации о вышеуказанном аукционе, неправомерно, что нарушает требование Закона о контрактной системе.
Изучив документы, полученные в ходе рассмотрения жалобы, выслушав мнение представителя Заказчика, и оценив доводы, Комиссия установила, что 22.06.2016 на официальном сайте единой информационной системе в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0725100000216000046 (далее - электронный аукцион) и документация об этом аукционе (с изменениями от 27.06.2016) (далее - аукционная документация).
В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, а также обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
При этом заказчики в силу части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона о контрактной системе).
В силу пунктов 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, помимо прочего, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 названного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с требованиями подпункта "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы, для выполнения или оказания которых используется товар, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника такого аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации об аукционе объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер; в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). При этом пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленные в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (часть 3 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Как следует из материалов дела, часть 3 "Техническая часть" аукционной документации (далее - Техническая часть) содержит требования к значениям показателей (характеристик) товаров, используемых при выполнении работ по государственному контракту.
В указанной Технической части для "раствора готового кладочного цементной марки 50" (позиция 1) заказчиком установлены, в том числе требования к водоудерживающей способности растворных смесей; к расслаиваемости свежеприготовленных смесей; к морозостойкости; к влажности сухих растворных смесей; к отклонению средней плотности раствора в сторону увеличения.
Однако Комиссией установлено, что согласно "ГОСТ 28013-98. Растворы строительные. Общие технические условия", принятому Постановлением Госстроя Российской Федерации от 29 декабря 1998 г. N 30 (далее - ГОСТ 28013-98), всё вышеперечисленное не является показателем товара. Данные параметры являются расчетной величиной и используются при испытаниях товара для определения его состава. Требования же к составу указанного товара установлены Заказчиком в Технической части отдельно.
Таким образом, вышеприведенные параметры не свидетельствуют о функциональных, технических, качественных и эксплуатационных характеристиках объекта закупки, они лишь используются для определения данных характеристик объекта закупки.
Ввиду изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что результаты испытаний не могут являться показателями товаров при описании объекта закупки применительно к требованиям статьи 33 Закона о контрактной системе, поскольку они не указывают на функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики объекта закупки. Вследствие этого установление заказчиком названных требований к характеристикам объекта закупки необъективно и свидетельствует о нарушении заказчиком пунктов 1 и 2 части 1 указанной статьи Закона.
Кроме того, участник при заполнении заявки ограничен в указании сведений о водоудерживающей способности растворных смесей; о расслаиваемости свежеприготовленных смесей; о влажности сухих растворных смесей; о морозостойкости; об отклонении средней плотности раствора в сторону увеличения ввиду отсутствия таких сведений в открытом доступе. Предметом аукциона является выполнение работ по промывке и опрессовке систем отопления зданий и сооружений (объект закупки), а не изготовление определенной партии конкретного товара.
Доказательства того, что у Заказчика не имелось иного способа описания объекта закупки, которое обеспечивало бы более точное и четкое (более объективное) понятие его характеристик, в материалы дела не были представлены. Аукционная документация не содержит обоснование необходимости использования рассматриваемых показателей.
С учетом указанного обстоятельства, Комиссия приходит к выводу о том, что установив в отношении товаров, перечисленных в Технической части, требование о соответствии действующим нормативно-правовым актам, заказчик нарушил положение пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
С учетом положений части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в данном случае участник закупки обязан указать в заявке сведения о показателях товаров, используемых им для выполнения вышеуказанных работ. При этом в силу указанной нормы Закона о контрактной системе заказчик вправе предъявлять в аукционной документации требования исключительно к техническим характеристикам самого товара (объекта закупки), а не к его составляющим, в рамках стандарта, регулирующего его качество.
Таким образом, в рассматриваемом случае предъявление Заказчиком требований к компонентам товаров - избыточно и описание объекта закупки не может являться объективным, что ведет к нарушению пунктов 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Данные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Поскольку допущенное Заказчиком нарушение не позволяет аукционной комиссии правильно определить победителя закупки, Комиссия Управления считает необходимым выдать Заказчику предписание об устранении вышеуказанного нарушения.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Региондизель" на действия единой комиссии для проведения торгов на право заключения контракта на выполнение работ по промывке и опрессовке систем отопления зданий и сооружений по ул. Татищева,2 ГБУЗ АО "АМОКБ" (номер извещения: 0325200000616000202) необоснованной.
2. Признать ГБУЗ АО "АМОКБ" нарушившим пункты 1 и 2 части 1 статьи 33, пункт 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по промывке и опрессовке систем отопления зданий и сооружений по ул. Татищева,2 ГБУЗ АО "АМОКБ" (номер извещения: 0325200000616000202).
3. Выдать предписание ГБУЗ АО "АМОКБ" об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы, собранные в ходе рассмотрения жалобы Заявителя, должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии П.Л. Потылицын
Члены комиссии: М.В. Литвинов
А.С. Мухамбаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 15 июля 2016 г. N 167-РЗ-04-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.07.2016